МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ «Меркушинская ООШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО_______________ на Педагогическом совете Директор ОУ Трапезникова Ю.Г. Протокол № 6 от 22.08.2023г. Приказ № 104 от 22.08.2023г. Рабочая программа По речевой практике (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 1) 5 класса Составитель: Глотова Анастасия Васильевна учитель начальных классов Меркушино 2023 1. Пояснительная записка. Рабочая программа «Речевая практика» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), 1 вариант. Задачи: — Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); — Овладение различными доступными средствами устной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; — Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; — Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; — Развитие навыков устной коммуникации; — Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. 2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). 1 Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций 2 «Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Для 2 класса Согласно учебному плану на предмет речевая практика выделено 2 часа в неделю, в год 68 часов. В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации. 4. Тематический план. № Раздел 1 2 3 4 5 6 7 Добро пожаловать! Истории о лете. Голос. Сила голоса. Мои сказки. За покупками в магазин. С днём рождения! Темп речи. Из них контрольных Количество часов 4 3 3 9 3 3 3 3 практических экскурсий 8 9 10 Расскажи мне о школе. Дежурство. Тон речи. 3 3 3 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Это слово говорят, если вас благодарят. Алло, алло! Навещу заболевшего друга. Мимика и жесты. На рыбалку. Я записался в кружок. У меня есть щенок. Мы работаем на огороде. Повторение. Итого: 4 3 4 3 3 3 3 3 5 68 5. Содержание учебного предмета: речевая практика, 2 класс № Наименование раздела содержания раздела 1 Добро пожаловать! Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. 2 Истории о лете. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. 3 Голос. Сила голоса. Упражнения на развитие речевого дыхания. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений. Упражнения на изменение темпа речи. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). 4 Мои сказки. Чтение, обсуждение, инсценирование сказок. Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. 5 За покупками в магазин. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. 4 6 С днём рождения! 7 Темп речи. 8 Расскажи мне о школе. 9 Дежурство. 10 Тон речи. 11 Это слово говорят, если вас благодарят. 12 Алло, алло! Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Упражнения на развитие речевого дыхания. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений. Упражнения на изменение темпа речи. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Употребление вежливых слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Употребление вежливых слово пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической 5 схемы к каждому предложению. 13 Навещу друга. 14 15 16 17 18 19 заболевшего Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Мимика и жесты. Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. На рыбалку. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Я записался в кружок. Свободные высказывания учащихся после рассматривания картинок в учебнике. В процессе беседы в речь обучающихся вводится выражение «записаться в кружок».Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Обсуждение продолжения ситуации. Сообщение обучающимся, что при записи в кружок их попросят назвать домашний адрес и телефон. Повторение домашнего адреса и телефона. Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником. У меня есть щенок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре «Мне купили щенка». Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Мы работаем на огороде. Составление предложений по картинкам про огород с помощью наводящих вопросов. Коллективное составление рассказа на тему «Что растет на огороде?». Свободные высказывания детей на темы «У нас есть огород», «У бабушки в огороде», «Бабушкин помощник». Создание условий для переноса знаний в новую ситуацию. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Повторение. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Составление предложений по предметным картинкам; рассказа по сюжетным картинкам по плану, состоящему из вопросов; диалога по сюжетной картине. Обыгрывание диалогов в парах. Выразительное чтение небольших стихов и рассказов, чтение наизусть стихов, чистоговорок, считалок. 6 6. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, области, округа, 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. страны, столицы; понимает значение слов, характеризующие гражданскую направленность: трудолюбие, справедливость, смелость, честность. Формирование уважительного отношения к иному мнению. Умеет выслушать иное мнение. Уважает и доброжелательно относится к другим (толерантность): — этническая толерантность; — возрастная толерантность; Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться). Ориентируется в классе, школе (знает, где классный кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.). Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. Знает и соблюдает нормы и правила поведения в общественных местах. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: Выполняет поручения в семье, в школе выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия: Участвует в повседневной жизни класса и школы. Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: Проявляет любознательность, наблюдательность, заинтересованность, умеет задавать вопросы. Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. Умеет корректно привлечь к себе внимание. Умеет отстраниться от нежелательного контакта. Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: Участвует в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. Сформирована мотивация к обучению. Знает и выполняет правила учебного поведения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других. Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям: соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни. Бережно относится к результатам 7 своего и чужого труда, школьному и личному имуществу. Знает и соблюдает правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности. 13. Формирование готовности к самостоятельной жизни: Трудовая готовность: готовность к учебному труду. Морально-волевая готовность: адекватная самооценка. Предметные результаты Уровни освоения предметных результатов Минимальный уровень ● выражать свои просьбы, желания; ● сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; ● участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; ● слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; ● с помощью учителя участвовать в беседе на темы. Базовые учебные действия БУД Личностные учебные действия: Достаточный уровень ● выражать свои просьбы, желания ● сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; ● участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; ● слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; ● участвовать в беседе на темы с помощью учителя; ● выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения с помощью учителя. По окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей По окончанию 2 класса у обучающегося будут сформированы Понимает свою роль в семье, школе, детском коллективе. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; Принятие окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Проявление интереса к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого. 8 Определение своего места в социальном окружении (семье, школе, социуме) с помощью взрослого (учителя, родителя). Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе Коммуникативные учебные действия Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Умение обращаться за помощью и принимать помощь Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. 9 Использование элементарных правил поведения во взаимодействии с окружающей действительностью с помощью взрослого. Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Использование элементарных правил поведения во взаимодействии с окружающей действительностью с помощью взрослого. Понимание правил поведения в обществе (школе, общественных местах) и соблюдение их с помощью взрослого. Понимание правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполнение их с помощью взрослого Слышит обращенную речь учителя и выполняет элементарные коммуникативные действия по заданному шаблону при сопровождении учителя (учитель – ученик, ученик – ученик). Вербально и невербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя в соответствии с инструкцией с учётом индивидуальных особенностей. Обращается с просьбой о помощи к взрослому. Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями. С помощью учителя доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми. Под руководством учителя договаривается изменяет своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов Организует рабочее место под руководством учителя. Соблюдает режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя. Выполняет инструкцию и следует предложенному плану, включается в деятельность под руководством учителя. Участвует в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя. Выполняет при частичной помощи учителя действия по схемам – символам. Оценивает на элементарном уровне результаты учебной деятельности с помощью учителя. Соотносит действия с результатом с помощью учителя. Понимает некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя. Умение устанавливать видо - родовые отношения Выделяет родовые отношения предметов с частичной предметов помощью учителя Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, Находит общие и отличительные признаки предметов по классифицировать на наглядном материале нескольким признакам на наглядном материале с помощью учителя. Умение пользоваться знаками, Использует схемы – опоры для решения учебных задач; символами, предметами-заместителями понимает и использует знаки, символы, схемы, предметы – заместители с помощью учителя. Читает, пишет с помощью учителя. Умение читать Под руководством учителя работает с информацией Умение писать Умение работать с информацией (понимать изображение, (понимает изображение, текст, устное высказывание, текст, устное высказывание, элементарное схематическое элементарное схематическое изображение, таблицу, изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). электронных и других носителях). Наблюдать под руководством взрослого за предметами и Наблюдает. Рассматривает и сравнивает предметы, даёт простейшие характеристики предметам по их цвету, форме, явлениями окружающей действительности размеру, вкусу, запаху, наблюдает за изменениями 10 окружающей действительности с частичной помощью учителя. Умение работать с информацией (понимать Слушает, воспринимает несложную по структуре изображение, текст, устное высказывание, элементарное информацию (изображение, устное высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на элементарное схематическое изображение), предъявленную бумажных и электронных и других носителях). на бумажных и электронных носителях с частичной помощью учителя. 7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. № Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения п/п I. Учебники для учащихся 1. «Речевая практика», 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, С.В. Комарова, Москва, «Просвещение», 2018 II. Технические средства обучения 1. Проектор 2. Компьютер 3. Экран III.Учебная мебель Парты ученические Стулья ученические Стол учительский Компьютерный стол Стул мягкий учительский Шкафы IV. Учебное оборудование 1. Сюжетные картины 2. Предметные картинки 8. Календарно-тематическое планирование по речевой практике, 2 класс № П/П Тема раздела, урока Кол – во часов Дата проведения Основные виды учебной деятельности 11 Количество 100% обеспечение 1 1 1 1 1 1 1 1 I Добро пожаловать! 4 1 Добро пожаловать! 1 2 Добро пожаловать! 1 3 Добро пожаловать! 1 4 II Проверочная работа. Истории о лете. 1 3 5 Истории о лете. 1 6 Истории о лете. 1 7 Истории о лете. 1 Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал, обсуждение темы, подготовка атрибутов. Работа по учебнику: Слова приветствия учителя к ученикам. Игра «Приветствие». Беседа по картинкам. Обсуждение интонаций диалога. Моделирование диалога между героями картинки в паре «ученик-ученик» Игры на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению.Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Составление рассказа о мальчике, который был в школе 1 сентября (с опорой на картинный план в учебнике). Проверка знаний и умений по изученному в 1а классе материалу Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал, обсуждение темы. Отгадывание загадки о лете. Рассматривание картинок о лете. Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации. Хоровые упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях. Составление предложений с опорой на картинки: Дети играли ...Мальчики катались .... Беседа о том, в какие игры играли летом второклассники. Разучивание считалки. Игра «Съедобное – несъедобное» Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Рассказы детей своих историй о прошедшем лете с использованием карточек-помощниц с вопросительными словами: 12 где?, что?, с кем? Игра «Летает – не летает». Просмотр презентации о лете, беседа по содержанию. III Голос. Сила голоса. 3 8 Голос. Сила голоса. 1 9 Голос. Сила голоса. 1 10 Голос. Сила голоса. 1 IV Мои сказки. 9 11 «Кошкин дом». 1 12 «Три поросёнка» 1 13 «Три поросёнка» 1 Упражнения на развитие речевого дыхания. Знакомства с понятиями: «громко», «тихо», «шёпотом». Слушание и повторение. Хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Индивидуальные упражнения. Рассказывание считалки «громко», «тихо», «шёпотом». Игра «Отгадай, чей голосок» с заданием: скажи тихо, громко, шепотом. Упражнения на изменение темпа речи. Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Индивидуальные упражнения. Загадывание загадки «громко», «тихо», «шёпотом». Чтение стихотворения «громко», «тихо», «шёпотом» Слушание и повторение. Хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Индивидуальные упражнения. Чтение предложений «громко», «тихо», «шёпотом»: Этим летом я отдыхал в Нягани. Мы с братом дома смотрели мультфильмы, читали книги. Брат любит рисовать, а я лепить. Заучивание четверостишия наизусть. Чтение его с разной силой голоса. Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Вступительная беседа по теме « Наши Любимые сказки». Чтение сказки. Обсуждение. Выбор ролей. Инсценировка сказки. Игра «Делай как я» Прослушивание текста загадки в форме «звукового письма». Выделение в тексте загадки опорных слов и запись их на доске: трое, братья, похожи, из сказки. Отгадывание загадки. Чтение название темы. Просмотр сказки в презентации. Разучивание финальной песенки из сказки» Три поросёнка». Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Актуализация содержания прошлого урока. Повторение песенки «Трёх поросят». «Звуковые загадки»: прослушивание песенок поросят в записи. Обсуждение, какой поросёнок какую песенку пел. Подбор соответствующей картинки с изображением 13 14 15 «Три поросёнка» С. Михалков «Большой медведь» 1 1 16 «Красная Шапочка». 1 17 «Красная Шапочка». 1 18 «Красная Шапочка». 1 19 К. Чуковский «Цыплёнок». 1 V 20 За покупками в магазин. За покупками в магазин. 3 1 21 За покупками в магазин. 1 поросенка (приложение в рабочей тетради). Коллективное рассказывание начала сказки с опорой на картинки, основной части, окончание сказки. Повторение финальной песенки. Хоровод. Чтение сказки. Обсуждение. Выбор ролей. Инсценировка сказки. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Чтение сказки. Обсуждение. Прослушивание текста загадки в форме «звукового письма». Отгадывание загадки Чтение название темы. Просмотр сказки в презентации. Проигрывание фрагментов из сказки с использованием элементов костюмов: диалоги между Красной шапочкой и волком. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Коллективное рассказывание сказки с использованием картинок учебника в форме игры «Рассказ по кругу». Чтение сказки. Обсуждение. Тренировочные упражнения в изображении героев сказки с использованием элементов костюмов. Выбор ролей. Инсценировка сказки. Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Просмотр сказки в презентации. Коллективное рассказывание сказки . Проигрывание фрагментов из сказки с использованием элементов костюмов. Чтение чистоговорки с разной силой голоса: тихо, громко, шёпотом. Отгадывание загадки про магазин. Чтение темы урока. Просмотр презентации «За покупками в магазин», беседа по содержанию. Составление предложений по картинкам. Сюжетноролевая игра «Магазин». Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Чтение чистоговорки с разной силой голоса: тихо, громко, шёпотом. Просмотр презентации «Идем в магазин». Составление предложений по картинкам на тему «Какие бывают магазины». Чтение стихотворения В.Нищева «В магазин везут продукты» цепочкой, беседа по содержанию. Игра «Магазин» Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. 14 22 За покупками в магазин. 1 VI С днём рождения! 3 23 С днём рождения! 1 24 С днём рождения! 1 25 С днём рождения! 1 VII Темп речи. 3 26 Темп речи. 1 27 Темп речи. 1 . Отгадывание загадки про хлебный магазин. Чтение темы урока. Просмотр презентации «Мы в хлебном магазине», беседа по содержанию. Правила поведения в магазине – хоровое рассуждение. Составление предложений по картинкам про хлебобулочные изделия. Работа над пословицей «Хлеб – всему голова». Чтение пословицы с разной силой голоса. Заучивание скороговорки «Принимаю поздравленья и подарки в лень рождения». Чтение темы. Уточнение знаний обучающихся о дате своего рождения. Рассматривание картинок в учебнике, беседа по содержанию. Конструирование поздравлений в адрес героя картинки. Моделирование возможного диалога между героями картинки. Игра «Не пропусти свой день рожденья». Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Актуализация основного содержания прошлого урока: даты рождения детей, чистоговорка, поздравления. Составление предложений по картинкам в учебнике. Беседа на тему «Подарки на день рождения». Моделирование типового диалога между девочками (именинницей и вручающей подарки). Обсуждение возможных реакций именинницы в этой ситуации. Русская народная игра «Каравай». Хоровод. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Ролевая игра «День рождения» Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Составление учащимися рассказов о праздновании своего дня рождения. Ролевая игра «День рождения» Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Хоровые, индивидуальные упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы. Тренировочные упражнения в произношении стихов, чистоговорок. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений 15 28 Темп речи. 1 VIII Расскажи мне о школе. 3 29 Расскажи мне о школе. 1 30 Расскажи мне о школе. 1 31 Расскажи мне о школе. 1 IX Дежурство.. 3 32 Дежурство. 1 33 Дежурство. 1 органов артикуляционного аппарата. Тренировочные упражнения в произношении стихов, чистоговорок. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу Хоровые упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях. Индивидуальные упражнения с использованием разного темпа речи в различных речевых ситуациях. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Употребление вежливых слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Тренировочные упражнения в произношении стихов, чистоговорок. Знакомство с темой ситуации: чтение названия темы. Рассматривание картинок в учебнике. Моделирование диалога между учениками и дворником. Составление рассказа о школьном гардеробе по картинкам с помощью вопросов. Составление рассказа о втором этаже школы, где учатся ученики, после экскурсии по второму этажу школы. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Экскурсия по третьему этажу школы. Коллективное составление рассказа на тему «Моя школа». Беседа на тему «Правила поведения в школе». Ролевая игра «Дежурство в лесной школе». Работа по картинкам на тему «В столовой». Моделирование возможных диалогов между дежурным учеником и работником столовой, выдающим завтрак. Обсуждение правильного поведения в данной ситуации. Ролевая игра «В столовой». Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. 16 34 Дежурство. 1 X Тон речи. 3 35 Тон речи. 1 36 Тон речи. 1 37 Тон речи. 1 XI Это слово говорят, если вас благодарят. 4 38 Это слово говорят, если вас благодарят. 1 Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Обязанности дежурного. Прослушивание стихотворения о беспорядке в классе. Беседа по картинкам в учебнике к стихотворению по вопросам. Составление предложений, как могли бы быть распределены обязанности между мальчиками. Обсуждение проблемной ситуации, если никто не хочет уступить. Составление рассказа о дежурстве с опорой на картинки. Основные обязанности дежурного – хоровое произношение обязанностей. Игра «Живое предложение». Составление рассказа о дежурстве от имени мальчика, героя картинки с опорой на план дежурства. Конструирование предложений о том, как мальчик испачкался. Обсуждение проблемной ситуации: что скажет мама. Моделирование диалога между мальчиком и мамой. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Знакомство с понятием «тон голоса» - приветливый, вежливый, грубый, испуганный, сердитый. Слушание и повторение. Хоровые упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. Индивидуальные упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. Тон голоса» - приветливый, вежливый, грубый, испуганный, сердитый. Слушание и повторение. Хоровые упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. Индивидуальные упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. Тон голоса» - приветливый, вежливый, грубый, испуганный, сердитый. Слушание и повторение. Хоровые упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. Индивидуальные упражнения с использованием тона голоса в различных речевых ситуациях. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Употребление вежливых слово пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал, 17 обсуждение темы. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Употребление вежливых слово пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. 39 Это слово говорят, если вас благодарят. 1 40 Это слово говорят, если вас благодарят. 1 41 В. Осеева «Вежливые слова». 1 XII Алло, алло! 3 42 Алло, алло! 1 43 Алло, алло! 1 Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Повторение чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал, обсуждение темы. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Употребление вежливых слово пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Просмотр презентации «Это слово говорят, если вас благодарят», беседа по содержанию. О правилах вежливости. Игра «Доскажи словечко». Игра «Хорошо – плохо» Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Употребление вежливых слово пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Чтение сказки учителем, беседа по содержанию с использованием картинок. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. Проигрывание фрагментов из сказки. Игра «Мы знаем волшебные слова». Введение в ситуацию: чтение название темы. Вам знакомы эти слова? Рассматривание картинок в учебнике. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал (картинки из приложения к рабочей тетради). Правила поведения телефонного разговора. Моделирование телефонного разговора между девочкой и мамой. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Моделирование телефонных разговоров по аналогии с составленными на прошлом уроке: приглашение в гости или на прогулку, поздравление, благодарность, спросить о домашнем задании. Правила поведения телефонного разговора. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к 18 44 Алло, алло! 1 XIII Навещу заболевшего друга. 4 45 Навещу заболевшего друга. 1 46 Навещу заболевшего друга. 1 47 Навещу заболевшего друга. 1 48 Б. Заходер «Муравей». 1 XIV Мимика и жесты. 3 49 Мимика и жесты. 1 учителю или товарищу. Повторение правил общения по телефону. Рассматривание картинки, где изображена больная девочка. Выделение основных элементов ситуации по вопросам учителя. Конструирование диалога с диспетчером «Скорой медицинской помощи». Заучивание обучающимися своего домашнего адреса для сообщения его диспетчеру в случае вызова «скорой помощи». Разыгрывание диалогов: учитель-ученик и ученик-ученик. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал, обсуждение темы. Составление предложений по картинкам. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Составление рассказов по картинкам. Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Родевая игра «Звонок другу». Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому предложению. Просмотр презентации по произведению Б. Заходера «Муравей», беседа по содержанию с помощью картинок. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя. Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов. Знакомство с понятиями 19 50 Мимика и жесты. 1 51 Мимика и жесты. 1 XV На рыбалку. 3 52 На рыбалку. 1 53 На рыбалку. 1 54 На рыбалку. 1 «мимика», «жест». Показ учителем. Повторение. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Индивидуальные упражнения с использованием мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Знакомство с понятиями «мимика», «жест». Показ учителем. Повторение. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Индивидуальные упражнения с использованием мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Знакомство с понятиями «мимика», «жест». Показ учителем. Повторение. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Индивидуальные упражнения с использованием мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Просмотр презентации «На рыбалке», беседа по содержанию. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Коллективное составление предложений про рыбалку с помощью вопросов. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Коллективное составление рассказов на темы «Мы с папой ходили на рыбалку», «Всей семьей на рыбалку», «Как я ловил рыбу». Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Обыгрывание ситуаций. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Речевая гимнастика. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно – символической схемы к каждому 20 предложению. XVI Я записался в кружок. 3 55 Я записался в кружок. 1 56 Я записался в кружок. 1 57 Я записался в кружок. 1 XVII У меня есть щенок. 3 58 У меня есть щенок. 1 59 У меня есть щенок. 1 Свободные высказывания учащихся после рассматривания картинок в учебнике. В процессе беседы в речь обучающихся вводится выражение «записаться в кружок». Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Обсуждение продолжения ситуации. Сообщение обучающимся, что при записи в кружок их попросят назвать домашний адрес и телефон. Повторение домашнего адреса и телефона. Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником. Свободные высказывания учащихся после рассматривания картинок в учебнике. В процессе беседы в речь обучающихся вводится выражение «записаться в кружок». Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок. Обсуждение продолжения ситуации. Сообщение обучающимся, что при записи в кружок их попросят назвать домашний адрес и телефон. Повторение домашнего адреса и телефона. Моделирование возможных диалогов между руководителем кружка и учеником. Игры «Живое предложение», «Загадочная персона». Учитель рассказывает об одном ученике, а дети должны узнать «загадочную персону». Составление по картинкам рассказа о занятиях в спортивной секции с опорой на план. Составление обучающимися рассказов о занятиях в кружках, которые они посещают, по символическому плану в учебнике. Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или товарищу. Подбор картинки с изображением щенка, подходящей к ситуационной в учебнике картинке «Узнай щенка». Игра «Живое предложение». Прослушивание песни «Мой щенок». Конструирование предложений на тему: «У меня появился щенок» с опорой на картинки. Игра-соревнование «Раз вопрос, два вопрос...». Моделирование телефонного разговора между хозяином одного из щенков, изображенных на сюжетных картинках и его другом. Создание условий для переноса знаний в новую ситуацию. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Подбор картинки с изображением щенка, подходящей к ситуационной в учебнике картинке «Узнай щенка». Игра «Живое предложение». Прослушивание песни «Мой 21 60 У меня есть щенок. 1 XVII I Мы работаем на огороде. 3 61 Мы работаем на огороде. 1 62 Мы работаем на огороде. 1 63 Мы работаем на огороде. 1 XIX Повторение изученного за год. 5 щенок». Конструирование предложений на тему: «У меня появился щенок» с опорой на картинки. Игра-соревнование «Раз вопрос, два вопрос...». Моделирование телефонного разговора между хозяином одного из щенков, изображенных на сюжетных картинках и его другом. Создание условий для переноса знаний в новую ситуацию. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки и на заданную синтаксическую конструкцию Просмотр презентации «Мы работаем на огороде», беседа по содержанию. Составление предложений по картинкам про огород с помощью наводящих вопросов. Коллективное составление рассказа на тему «Что растет на огороде?». Свободные высказывания детей на темы «У нас есть огород», «У бабушки в огороде», «Бабушкин помощник» Создание условий для переноса знаний в новую ситуацию. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Составление предложений по картинкам про огород с помощью наводящих вопросов. Коллективное составление рассказа на тему «Что растет на огороде?». Свободные высказывания детей на тему «Посадили огород» Просмотр презентации «Мы работаем на огороде», беседа по содержанию. Составление предложений по картинкам про огород с помощью наводящих вопросов. Коллективное составление рассказа на тему «Что растет на огороде?». Свободные высказывания детей на темы «У нас есть огород», «У бабушки в огороде», «Бабушкин помощник» Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. 22 64 Составление предложений по 1 предметным картинкам. 65 Составление рассказа по сюжетным картинкам. 1 66 Составление диалога по сюжетной картине. 1 67 Составление диалога по сюжетной картине. 1 68 Конкурс чтецов. 1 Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Составление предложений по предметным картинкам. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Составление рассказа по сюжетным картинкам по плану, состоящему из вопросов. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Составление диалога по сюжетной картине. Обыгрывание диалогов в парах. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата. Отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2 – 3 слова). Слушание и повторение близких по звучанию слов с опорой на наглядный материал. Заучивание чистоговорок, четверостиший со слов учителя. Составление диалога по сюжетной картине. Обыгрывание диалогов в парах. Выразительное чтение небольших стихов и рассказов, чтение стихов, чистоговорок, считалок наизусть. 23