МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ «Меркушинская ООШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО_______________ на Педагогическом совете Директор ОУ Трапезникова Ю.Г. Протокол № 6 от 22.08.2023г. Приказ № 104 от 22.08.2023г. Рабочая программа По мир природы и человека (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 1) 2 класса Составитель: Глотова Анастасия Васильевна учитель начальных классов Меркушино 2023 1. Пояснительная записка. Рабочая программа «Мир природы и человека» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), 1 вариант. Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: — полисенсорности восприятия объектов; — практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; — накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; — закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; — постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура программы представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. 1 Сезонные изменения Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня летом. Долгота дня зимой. Времена года. Осень. Растения осенью. Животные осенью. Осень. Растения осенью. Животные осенью. Зима. Растения зимой. Занятия людей зимой. Весна. Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. Лето. Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом. Неживая природа Вода. Температура воды. Вода в природе. Значение воды. Живая природа(в том числе человек) Растения. Части растений. Жизнь растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Овощи. Огород. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода. Животные Кошка и рысь. Породы кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Человек Гигиена тела человека. Питание человека. Правила питания. Профилактика отравлений. Безопасное поведение Безопасное поведение в природе. Правила поведения на улице. 1. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с ОВЗ. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающегося, коррекции его мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель— ствол, трава— куст— дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием {роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь детей, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. 2 Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Для 2 класса Согласно учебному плану на предмет мир природы и человека выделен 1 час в неделю, в год 34 часа. В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации. 4. Тематический план № Раздел Количество часов контрольных 1 2 3 4 Сезонные изменения Неживая природа Живая природа (в том числе человек) Безопасное поведение Всего: Из них практических экскурсий 14 2 16 2 34 часа 5. Содержание учебного предмета: мир природы и человека. 2 класс № Наименование Содержания раздела раздела 1 Сезонные Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года. Сутки. Долгота дня летом. Долгота дня зимой. Времена года. Осень. изменения Растения осенью. Животные осенью. Осень. Растения осенью. Животные осенью. Зима. Растения зимой. Занятия людей зимой. Весна. Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной. Лето. Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом. 2 Неживая природа. Вода. Температура воды. Вода в природе. Значение воды. 3 3 Живая природа. 4 Безопасное поведение Растения. Части растений. Жизнь растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Овощи. Огород. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. Уход за растениями сада и огорода. Животные. Кошка и рысь. Породы кошек. Собака и волк. Породы собак. Рыбы. Человек. Гигиена тела человека. Питание человека. Правила питания. Профилактика отравлений. Безопасное поведение в природе. Правила поведения на улице. 6. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, области, округа, страны, столицы; понимает значение слов, характеризующие гражданскую направленность: трудолюбие, справедливость, смелость, честность. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов: Умеет выслушать иное мнение. Уважает и доброжелательно относится к другим (толерантность): — этническая толерантность; — возрастная толерантность; 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться). Ориентируется в классе, школе (знает, где классный кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.). 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. Знает и соблюдает нормы и правила поведения в общественных местах. 5. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: Выполняет поручения в семье, в школе выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). 6. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия: Участвует в повседневной жизни класса и школы. Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. 7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: Проявляет любознательность, наблюдательность, заинтересованность, умеет задавать вопросы. Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. Умеет корректно привлечь к себе внимание. Умеет отстраниться от нежелательного контакта. Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу. 8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: Участвует в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. Сформирована мотивация к обучению. Знает и выполняет правила учебного поведения. 4 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: Умеет работать в группе сверстников: 10. 11. 12. 13. принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других. Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки – здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям: Соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни. Бережно относится к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу. Знает и соблюдает правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности Формирование готовности к самостоятельной жизни: Трудовая готовность: готовность к учебному труду. Морально-волевая готовность: адекватная самооценка. Предметные результаты Уровни освоения предметных результатов Минимальный уровень ● узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях с помощью учителя; ● иметь представления о назначении объектов изучения; ● относить изученные объекты к определенным группам (коровадомашнее животное); ● называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда) с помощью учителя; ● знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; ● знать основные правила личной гигиены; ● иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; ● выполнять здания под контролем учителя, понимать оценку педагога; ● знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться); ● владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть Достаточный уровень ● знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; ● быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач с помощью учителя; ● понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; ● проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; ● совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; ● выполнять доступные природоохранительные действия; ● быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. 5 руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); ● ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; ● составлять повествовательный или описательный рассказ из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя; ● адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Базовые учебные действия БУД Личностные учебные действия: По окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе Коммуникативные учебные действия Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов 6 По окончанию 2 класса у обучающегося будут сформированы Использование элементарных правил поведения во взаимодействии с окружающей действительностью с помощью взрослого. Понимание правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполнение их с помощью взрослого Слышит обращенную речь учителя и выполняет элементарные коммуникативные действия по заданному шаблону при сопровождении учителя (учитель – ученик, ученик – ученик). Вербальное и невербальное взаимодействие с учащимися в образовательном процессе, понимание и выполнение ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя в соответствии с инструкцией с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Умение организовать рабочее место под руководством учителя. Соблюдение режима организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя. Понимает некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя. Умение устанавливать видо - родовые отношения предметов Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Выделяет родовые отношения предметов с частичной помощью учителя Находит общие и отличительные признаки предметов по нескольким признакам на наглядном материале с помощью учителя. Умение читать Чтение по слогам коротких текстов. Наблюдает. Рассматривает и сравнивает предметы, даёт Наблюдать под руководством взрослого за предметами и простейшие характеристики предметам по их цвету, форме, явлениями окружающей действительности размеру, вкусу, запаху, наблюдает за изменениями окружающей действительности с частичной помощью учителя. Умение работать с информацией (понимать Слушает, воспринимает несложную по структуре изображение, текст, устное высказывание, элементарное информацию (изображение, устное высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на элементарное схематическое изображение), предъявленную бумажных и электронных и других носителях). на бумажных и электронных носителях с частичной помощью учителя. 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. № Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения п/п I. Учебники для учащихся 1. «Мир природы и человека», 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, часть 1, Матвеева Н.Б., Куртова Т.О., М.А.Попова, И.А.Ярочкина М.: Просвещение, 2018 г. 2. «Мир природы и человека», 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, часть 2, Матвеева Н.Б., Куртова Т.О., М.А.Попова, И.А.Ярочкина М.: Просвещение, 2018 г. II. Технические средства обучения 1. Проектор 2. Компьютер 3. Экран III.Учебная мебель Парты ученические Стулья ученические Стол учительский 7 Количество 100% обеспечение 1 1 1 1 1 1 Компьютерный стол Стул мягкий учительский Шкафы IV. Учебное оборудование 1. Сюжетные картины. 2. Предметные картинки. 1 1 100% 100% 8. Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека», 2 класс № п/п Тема раздела, урока. Колво час Дата проведения Основные виды учебной деятельности. Сезонные изменения - 14 ч I 1 Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года. Сутки 1 Беседа о влиянии солнца на смену времён года, работа с презентацией, работа по карточкам и диску Домана «Явления природы». Работа по учебнику: определение времён года на картинке, ответы на вопросы. Работа в тетради: раскрашивание рисунков так, чтобы по солнцу было видно, где лето, а где зима. Загадки о временах года. 2 Проверочная работа 1 Проверка знаний по теме «Живая и неживая природа» 3 Долгота дня летом. Долгота дня зимой. 1 Беседа о долготе дня зимой и летом после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Времена года». Работа по учебнику: рассматривание рисунка: лето, беседа по содержанию. Чтение и объяснение пословицы в учебнике. Игра «Закончи предложение». Работа в тетради: игра «Вставь словечко». 4 Времена года. 1 Вводная беседа. Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Времена года». Загадки о временах года. Заучивание загадки об осени наизусть. Загадать её родителям дома. Работа с учебником: рассматривание рисунков, нахождение признаков лета и осени, сравнение схем на рисунках, объяснение детей: почему осенью становится холоднее. Работа в тетради: отгадывание загадки про осень, обозначение знаками в календаре ясной и 8 пасмурной погоды. 5 Осень. Растения осенью. 1 Беседа о времени года после просмотра презентации по теме, работа по карточкам и диску Домана «Растения». Работа по учебнику: чтение стихотворения «Золотой дождь», беседа по содержанию; рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», ответы на вопросы. Работа в тетради: раскрашивание опавших листьев, работа со словом «листопад», игры «Соедини правильно», «Закончи предложение». 6 Животные осенью. 1 Беседа о жизни животных осенью после просмотра презентации по содержании, работа по карточкам и диску Домана «Дикие животные». Работа по учебнику: ответы с помощью картинок на вопрос: как животные готовятся к зиме? Чтение загадки про сороку. Отгадывание. Рассматривание зимующих птиц, ответ на вопрос с использованием картинок: чем питаются зимующие птицы. Работа в тетради: игра «Вспомни и запиши» как готовятся животные к зиме: меняют шерсть – засыпают 7 Зима. Растения зимой. 1 Беседа о времени года после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Растения». Работа по учебнику: чтение о жизни растений зимой, отгадывание загадки про ёлку. Работа в тетради: игра «Найди ошибку»: берёза, ель, дуб, рябина стоят голые. Зачеркни неверное слово. 8 Занятия людей зимой. 1 Беседа о занятиях людей зимой после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Времена года». Работа по учебнику: беседа по рисункам – называние зимней детской одежды, о занятиях детей. Игра «Два Мороза». Знакомство со словом: снегопад. Беседа по картинкам на тему «Какие машины помогают чистить снег на улицах?». Работа в тетради: игра «Закончи предложение»: Зимой на улице я люблю кататься на ....... Составление рассказа по картинке «Птичья столовая» 9 Весна. Растения весной. 1 Беседа о растениях весной после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Растения». Работа по учебнику: рассматривание картинок, беседа по содержанию. Заучивание заклички про весну наизусть. Составление рассказа по картинке о приходе весны. Работа в тетради: раскрашивание рисунка «Берёзка весной». 10 Животные весной. 1 Беседа о животных весной после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Дикие животные». Работа по учебнику: по рисунку найди и назови 9 всех животных. Составление рассказа об одном из них. Работа в тетради: заполнение таблицы, используя слова для справок: прилетают из тёплых краёв, просыпаются после спячки, меняют шерсть. Чтение стихотворения про весну. 11 Занятия людей весной. 1 Беседа о занятиях людей весной после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Времена года». Работа по учебнику: беседа по рисункам об одежде детей, о занятиях детей и взрослых в весеннее время. Чтение стихотворения «Весна и детвора», беседа по содержанию. Работа в тетради: игра «Назови одним словом». 12 Лето. Растения летом. 1 Беседа о растениях летом после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Растения». Работа по учебнику: рассматривание рисунков. Игра «Не ошибись». Чтение правил на тему «Не все, что растёт в лесу, съедобно». Составление рассказа по картинке о летнем лесе. Работа в тетради: что забыл нарисовать художник? Закончи рисунок 13 Животные летом. 1 Беседа о животных летом после просмотра презентации, работа по карточкам и диску Домана «Животные». Работа по учебнику: чтение текста. Игра «Чьи это детки? Игра «Доскажи словечко». Работа в тетради: заполнение таблицы (звери и детёныши). Игра «Прочитай буквы на листьях. Составь слово и запищи его» 14 Занятия людей летом. 1 Беседа о занятиях людей летом после просмотра презентации. Закрепление по учебнику: рассматривание рисунка, ответы на вопросы, запоминание правил поведения на водоёме. Беседа по картинкам об уходе за огородом в летнее время. Работа в тетради: тесты о занятиях людей летом; задание «Соедини линиями» одежду девочки и одежду мальчика. Раскрашивание предметов, которые нужны для работы в огороде. Неживая природа – 2 ч 15 Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды. 1 Беседа о воде после просмотра презентации. Работа по учебнику. Свойства воды: прозрачная, текучая, не имеет запаха. Вода горячая и холодная. Знакомство с прибором для измерения температуры тела человека, воды, воздуха. Работа по тетради: загадывание и отгадывание загадки про воду. Задание: впиши пропущенные слова: Не могут жить без воды , , -. Заполнение таблицы, как можно использовать воду: горячая вода, тёплая вода, холодная вода с 10 помощью слов для справок. 16 Вода в природе. Значение воды 1 Беседа о воде в природе и её значении с использованием картинок, работа с презентацией. Работа по учебнику: рассматривание рисунков: озеро, болото, пруд. Чтение стихотворения «Речка», беседа по содержанию. Работа в тетради: рассматривание схемы пар – вода-снег-лёд. Значение воды (рассматривание рисунков): для растений, животных, как люди используют воду. Живая природа – 16 ч. 17 Растения. Части растений. Жизнь растений. 1 Просмотр презентации о растениях, работа по карточкам и диску Домана «Растения». Работа по учебнику: рассматривание рисунка – части растения. Заучивание наизусть стихотворения Маленький доктор» Е. Серовой про лекарственное растение подорожник. Работа в тетради: задание – составь слова и закончи предложение Для жизни растениям нужны (свет, тепло, воздух. вода). Составление предложений по картинкам: растение без полива... , растение после полива ....., без света......, на свету........ 18 Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. 1 Просмотр презентации «Растения влаголюбивые и засухоустойчивые», беседа по содержанию. Закрепление по учебнику: беседа по картинкам об условиях для жизни растений на Земле. О растениях влаголюбивых и засухоустойчивых, почему их так называют. Выполнение задания в тетради: подчеркни правильный ответ. 19 Растения светолюбивые и тенелюбивые. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Закрепление по учебнику: рассматривание картинок со светолюбивыми и тенелюбивыми растениями, почему их так называют, что будет со светолюбивым растением, если его поместят в тень. Выполнение задания в тетради: подчеркни правильный ответ, где будут жить светолюбивые растения (поле, тенистые леса, солнечные лужайки). Вывод. 20 Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Комнатные растения». Закрепление по учебнику: рассматривание картинок с комнатными растениями, о их пользе. Чтение по учебнику об уходе за комнатными растениями. Практическая работа: уход за комнатными растениями в классе. Оборудование: комнатное растение, палочка для рыхления земли, лейка. 11 21 Овощи. Огород. Овощи в питании человека. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Овощи». Закрепление по учебнику. Загадки про овощи. Чтение стихотворения «Работы в огороде» детьми, беседа по содержанию. О пользе овощей – беседа. Работа в тетради «Раскрась овощи» 22 Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Фрукты». Закрепление по учебнику: беседа по картинкам «Фрукты в питании человека». Составление предложений на тему «Любимый фрукт». Работа в тетради: раскрась и подпиши названия (яблоко, ягода). 23 Уход за растениями сада и огорода. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Закрепление по учебнику: о правилах работы в саду и огороде - беседа по картинкам Рассказы детей по картинкам на тему «Уборка урожая». Работа в тетради: найди и раскрась предметы, которые нужны для работы в огороде. 24 Животные. Кошка и рысь. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Дикие животные», «Домашние животные». Закрепление по учебнику: ответы на вопросы по картинкам: где живут кошка и рысь, чем питаются. Заучивание прибаутки наизусть «Котя, котенька, коток». Отгадывание загадки про кошку. Составление рассказа о кошке и рыси по плану. Работа в тетради: раскрась рисунки (кошка и рысь). Заполнение таблицы : кошка, рысь, используя слова для справок. 25 Породы кошек. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Закрепление по учебнику: рассматривание кошек разной породы. Рассказы детей о своей кошке по плану. Чтение и запоминание правил на тему «Если у тебя в доме появился котёнок». Игра «Чьи это детки». 26 Собака и волк. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Дикие животные», «Домашние животные». Составление рассказа по плану о собаке и волке. О правилах безопасного поведения при встрече с собакой. Работа в тетради: чтение стихотворения «Я человеку верный друг». Задание соедини линиями животного и его описание (собака, волк). 27 Породы собак. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Домашние животные». Рассказ учителя о сторожевых, охотничьих собаках и комнатных собачках. Рассказы детей о собаках, если они у них есть по 12 плану. Закрепление по учебнику: рассматривание рисунков на тему «Собака – друг человека». Составление рассказа по одному из них. 28 Рыбы. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Рыбы». Рассмотрение схемы «Строение рыбы» в учебнике. Нахождение и называние частей тела рыбы. Рассказ учителя о питании рыбок, о их размножении. Придумывание рассказа о маленькой рыбке. Рисование её в тетради. Загадка про рыбу. Задание: закончи предложения: Рыбы живут в . Рыбы дышат . Тело рыбы покрыто . Коллективное составление рассказа «На рыбалке» Человек. Гигиена тела человека. 1 29 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Человек». Закрепление по учебнику: беседа по картинкам «Уход за телом», «Физкультура и закаливание», « О профилактике коронавируса» (раздать памятки). Работа в тетради: закончи предложение Наши лучшие друзья , и . 30 Питание человека. 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Продукты».: беседа по картинкам «Молочные, рыбные, мясные продукты», «Мои любимые продукты». Заполнение таблицы по данным темам в тетради с помощью слов для справок. Чтение стихотворения «Если гречку собрать». Беседа на тему «Что мы кушаем на завтрак, на обед, на полдник, на ужин» 31 Правила питания. 32 Профилактика отравлений. Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Работа по карточкам и диску Домана «Продукты». Закрепление по учебнику: беседа «Правила питания» по картинкам. Рассматривание картинок (дети трудятся, лежат, плавают, сидят): у кого из детей будет хороший аппетит и почему? Задание в тетради: Закончи предложения, используя слова для справок Во время еды надо сидеть . Пищу надо пережёвывать . Нельзя есть много . Не нужно есть . 1 Просмотр презентации по теме, беседа по содержанию. Чтение о профилактике отравлений по учебнику, рассматривание картинок, игра «Запоминай и выполняй» (правила о том, чтобы не отравиться). Безопасное поведение –2 ч 13 33 Безопасное природе. поведение 34 Правила поведения на улице. в 1 1 Вводная беседа, просмотр презентации о безопасном поведении детей в природе. Коллективное составление рассказа по картинкам на тему «Мы в лесу». Беседа по памяткам о правилах поведения детей на природе. Обыгрывание ситуации «Я на цветочной полянке». Вводная беседа, работа с презентацией о правилах поведения на улице. Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Я знаю правила поведения на улице». Работа по памяткам о том, как нужно вести себя на улице. Беседа «Я и мой велосипед». Высказывания учащихся о том, где можно кататься на велосипедах. 14