Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Меркушинская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Директор МКОУ "Меркушинская ООШ" ________________________ Протокол № 6 от «22» 08 2023 г. Трапезникова Ю.Г. Приказ № 104 от «22» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Народные подвижные игры» (1-4 классы) . Составил учитель физической культуры Постникова Марина Валерьевна Пояснительная записка. Программа учебного предмета «Народные подвижные игры» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом. Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе. Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Игра как средство воспитания. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Оздоровительное значение подвижных игр. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Роль и место данного курса. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Алгоритм работы с играми. 1. 2. 3. 4. 5. Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Разучивание игр. Проведение игр. Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств; развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости; развитие сообразительности, творческого воображения; развитие коммуникативных умений; воспитание внимания, культуры поведения; создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе; обучить умению работать индивидуально и в группе, развить природные задатки и способности детей; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; Содержание курса 1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила. 2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. 3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. Весь материал разделяется на отдельные разделы: 1. Раздел - Основы знаний о народной подвижной игре 2. раздел - «Русские народные игры» 3. раздел - «Игры народов России» 4. раздел - «Подвижные игры» 5. раздел - «Эстафеты» 6. раздел –Зимние забавы» Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей. Цели изучения по каждому разделу «Русские народные игры» Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры. «Игры народов России» Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. «Подвижные игры» Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. «Эстафеты» Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности Личностными результатами являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; выражать с в о и эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Мета предметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; В результате освоения программного материала учащиеся должны: иметь представление: о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; о режиме дня и личной гигиене; о способах изменения направления и скорости движения; о народной игре как средстве подвижной игры; об играх разных народов; о соблюдении правил игры уметь: выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры; выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; выполнять строевые упражнения; соблюдать правила игры Ожидаемый результат Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. Развитие умений работать в коллективе. Формирование у детей уверенности в своих силах. Умение применять игры самостоятельно. Содержание тем внеурочной деятельности. 1 раздел (2часа) Основы знаний о народной подвижной игре. - Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. - Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры. Выработка правил. - Пятнашки. Фанты. Горелки. 2 раздел (12часов) Подвижные игры разных народов. - Игры русского народа. - Русские народные игры «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Дедушка –рожок» «Ловушка в кругу. «Филин и пташки», «Свечи ставить» - Игра русских поморов «Веревочка» Карельская народная игра «Оленпа», башкирская народная игра «Туесок» - Групповые игры. «Охотник и сторож», «Совушка». 3 раздел (1 час) Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! - Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. 4 раздел (5часа) Игры-эстафеты. Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли. - Эстафеты с мячами. «Вышибалы» - Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». - Эстафеты с бегом и прыжками. - Эстафеты с преодолением препятствий. - спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Два мяча» 5 раздел (4часа) Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. - Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». - Упражнения со скакалками (прыжки различными способами, в парах) Игры со скакалкой. Игра «Рези ночка» 6 раздел (10 часов) Зимние забавы -Зимой на воздухе. Игра «Зайцы и лиса» - Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов». - Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». - Эстафета на санках. - Лыжные прогулки. 7 раздел (1 час) Итоговое занятие -Праздник здоровья и подвижной народной игры. Учебно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. Подвижные игры разных народов. Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! Игры-эстафеты. Кол – во часов 1 1 1 1 1 1 1 8 1 9 10 11 1 1 1 12 13 14 15 16 Подвижные игры разных народов. Зимние забавы 10ч 1 1 1 1 1 17 18 1 1 19 20 21 1 1 1 22 23 24 25 1 1 1 1 26 27 ОРУ на развитие основных физических 1 1 Темы занятий Знакомство с историей народной подвижной игры. Понятие правил игры. Выработка правил. Игры «Пятнашки», «Фанты», «Горелки» Русская народная игра. «Ловушка в кругу». Групповые игры. «Охотник и сторож». Русская народная игра «Свечи ставить» Народные подвижные игры Повторение игр. Эстафеты с мячами. Правила игры. «Вышибалы» «Два мяча» Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» Эстафеты с бегом и прыжками Эстафеты с преодолением препятствий Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки» игра русских поморов «Веревочка» Карельская народная игра «Оленпа» Русская народная игра «Пчелки и ласточки» Башкирская народная игра «Туесок» Игры зимой. Температурный режим, одежда, инвентарь. Игра «Зайцы и лиса» Зимние забавы. Катание на санках. Игры со снежками метание на дальность и в цель. Снежные сражения Зимние забавы. Катание на санках и лыжах Соревнования «Снежный биатлон» Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов» Катание на лыжах Игра «Самокат», «Догонялки» Эстафета на санках. Лыжная прогулка. Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». Упражнения со скакалками игра «Мешочек» 28 29 качеств. 1 1 30 32 33 34 Подвижные игры разных народов 1 1 1 1 Итоговое занятие Упражнения со скакалками Игра «Резиночка» «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» Игра Колечко», «Молчанка» Русская народная игра «Дедушка –рожок» Игра «Классики» Игры и эстафеты Праздник здоровья и подвижной народной игры