Введено в действие приказом от 28.06.2023 г № 86 директор МКОУ «Меркушинская ООШ» __________________________Трапезникова Ю.Г. Утверждено на педсовете Протокол от 28.06.2023 №5 Учебный план МКОУ «Меркушинская ООШ» на 2023- 2024 учебный год С. Меркушино 2023 1.Общие положения 1.1. Учебный план является частью общеобразовательной программы образовательной организации и определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Учебный план МКОУ «Меркушинская ООШ» на 2023-2024 учебный год составлен в соответствии с : • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»; • Законом Рязанской области от 29.08.2013 №42-ОЗ «Об образовании в Рязанской области»; • Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» ( далее ФГОС НОО 2021); • Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (далее- ФГОС ООО 2021); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287»; • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2012 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»( далее- ФГОС ООО 2010); • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года № 413 ( в последней редакции от 12.08.2022 № 732 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»( далее- ФГОС СОО); • Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной • • • • • • • • • деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Приказом Минпросвещения РФ от 05.12.2022 года № 1053 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года №993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 ноября 2022 года №874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; Приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; Письмом Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «О методических рекомендациях по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации и варианты учебных планов»; Письмом Минпросвещения России от 04.12.2019 № 04-1375 «Об изучении языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Письмом Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 года № ТС- 945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 28.09.2020 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции(СОУГО-19), утвержденными постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15; 1.3. Учебный план Школы сформируется В 2023-2024 учебном году организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Таким образом, в МКОУ «Меркушинская ООШ» согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ в обязательном порядке будут реализовываться федеральные рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование); -«Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (основное общее и среднее общее образование)., 1.4. Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, направлений внеучебной деятельности, распределяет время, отводимое на освоение содержания образования по классам (по годам обучения), учебным предметам, предусматривает использование часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения для построения учебного процесса на принципах дифференциации и вариативности. 1.5. В 2023-2024 учебном году в школе будет работать 1 класс-комплект из 2 и 4 класса. 1.6. На основании решения Педагогического совета школы продолжительность учебного года составляет: • В 1 классе - 33 учебные недели; • Во 2-9 классах - 34 учебные недели. Начало учебного года - 1 сентября 2023 года. Сроки начала и окончания учебных четвертей, продолжительности каникул определены годовым календарным учебным графиком, являющимся неотъемлемой частью учебного плана. 1.7. Все учащиеся 1-9 классов будут учиться по пятидневной рабочей неделе. Продолжительность урока- 40 минут. В первых классах постепенное увеличение учебной нагрузки; продолжительность урока от 35 минут в первой четверти - до 40 минут с третьей четверти учебного года. • Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Общий объем нагрузки в течение дня не превышает: - для обучающихся 1 классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 5-7 классов - не более 7 уроков; - для обучающихся 8-9 классов - не более 8 уроков. Продолжительность урока и количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, определяется образовательной организацией в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса, определенными санитарно-эпидемиологическими требованиями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 1.8. Плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени) составляет: - для обучающихся 1-4 классов - 60-80%, - для обучающихся 5-9 классов - 70-90%. Моторная плотность урока физической культуры - не менее 70% от общего времени урока (для всех классов) 1.9. Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется по затратам времени на его выполнение (в астрономических часах) и не превышает: во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4-5 классах - 2 ч., в 6-8 классах - 2,5 ч., в 9 классе - до 3,5 ч. 1.10. Вторая половина дня - работа групп продленного дня, спортивных секций, кружков и клубов по интересам, занятия во внеурочной деятельности. Суббота - день проведения массовых общешкольных мероприятий, определенных календарным планом воспитательной работы школы на учебный год. Учебные занятия в субботу не проводятся. 1.11. В 2023-2024 учебном году Образовательная программа Школы реализуется с использованием: - Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (далее - новый ФПУ № 858 учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»; - учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию в соответствии с приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (в ред. от 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Особое внимание уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. При этом рекомендуется соблюдать гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, в части веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей: - для обучающихся 1 -2 классов - не более 1,5 кг; - для обучающихся 3-4 классов - не более 2 кг; - для обучающихся 5-6 классов - не более 2,5 кг; - для обучающихся 7-8 классов - не более 3,5 кг; - для обучающихся 9 класса - не более 4 кг. 2. Формы, периодичность, порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся в 2023-2024 учебном году В соответствии со ст.2 п.22, ст.58 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы (отдельной части, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины) и проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленным образовательной организацией на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Меркушинская ООШ». 2.1. В 2023-2024 учебном году для обучающихся определяется следующий порядок и сроки промежуточной аттестации: • Для учащихся 1 -ых классов : - по итогам четвертей (безотметочное обучение); - по итогам учебного года - комплексная письменная работа (апрельмай), безотметочное оценивание; • Для учащихся 2-4 классов: -по итогам каждой четверти - четвертные итоговые отметки по всем предметам учебного плана. Для учащихся 5-8 классов: -по итогам каждой четверти - четвертные отметки по всем предметам учебного плана; -по итогам учебного года - итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана; всероссийские проверочные работы в соответствии с графиком ВПР (на основании решения Педагогического совета) • Для учащихся 9-ых классов: по итогам каждой четверти - четвертные итоговые отметки по всем предметам учебного плана; - по итогам года - итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана и Государственная итоговая аттестация (май-июнь) в соответствии с Положением о Государственной итоговой аттестации учащихся 9-ых классов. 2.2. При планировании оценочных процедур педагогические работники школы придерживаются следующих рекомендаций: • Проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2.5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; • Не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним по расписанию; • Не проводить для учащихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; • При проведении оценочных процедур учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ, формирование массива результатов оценочных процедур, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала. Сроки проведения промежуточной (годовой) аттестации: 1-4 классы: 15 апреля - 17 мая 2024 года (итоговые контрольные работы, всероссийские проверочные работы); 5-8классы : 01 апреля - 17 мая 2024 года ( итоговые контрольные работы, всероссийские проверочные работы); 9 класс: с 20 мая 2024 года (Государственная итоговая аттестация по утвержденному графику) Учебный план НОО (ФГОС НОО -2021 и ФООП НОО) для учащихся 1-4 классов на 2023-2024 учебный год 2.2.Учебный план формируется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. В МКОУ «Меркушинская ООШ» согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ в обязательном порядке будут реализовываться федеральные рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование); 1.3. Учебный план начального общего образования ( УП НОО) определяет общий объем нагрузки, минимальный и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей. Учебный план НОО является составной частью основной образовательной программы, разработанной Школой самостоятельно и реализующейся через урочную и внеурочную деятельность. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (Школой). Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Школой, - 20% от общего объема. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение» В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022г № 371-ФЗ реализация учебных предметов предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. 2. «Математика и информатика» организована изучением математики в 1-4 классах по 4 часа в неделю. Изучение математики направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Изучение информатики в 1-4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: • «Математика» - раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); • «Окружающий мир» - модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); • «Технология» модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). 4. Предметная область «Иностранный язык» представлена изучением английского языка, начиная со второго класса в количестве 2 часа в неделю. Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. 5. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах. Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-Ф3 реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. 6. «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлен модуль «Основы православной культуры», направленный на развитие ценностно - смысловой сферы личности, расширение у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. 7.Область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО», изучаемым по 1 часу в неделю. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 8. «Технология» представлена предметом «Технология» с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет «Технология» направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся. 9. «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся. Учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (Школой), обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, а также на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. За счет часов вариативной части учебного плана в 2023-2024 учебном году в 1-3 классах будет организовано преподавание учебного предмета «Народные подвижные игры» (1 час), что позволит выполнить требования федерального учебного плана по количеству часов учебного предмета «Физическая культура». В 4 классе Преподавание учебного предмета «Народные подвижные игры») будет организовано за счет Внеурочной деятельности(1 час. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации (русского). Предметные области Обязательная (инвариантная) Учебные предметы/ классы часть Русский язык и Русский язык литературное чтение Иностранный язык 1 класс 2 класс 4 класс Всего за 4 года Количество часов в неделю 5 5 5 Совместно с 4 классом Литературное 4 чтение 4 Иностранный язык (английский) 2 Математика и Математика информатика 3 класс 4 20 Совместно с 2 классом 4 Совместно с 4 классом 4 16 Совместно с 2 классом 2 Совместно с 4 классом 4 5 2 6 Совместно с 2 классом 4 4 16 Совместно с 4 классом Совместно с 2 классом Обществознани Окружающий 2 е и мир естествознание 2Совместно 2 2Совместно 8 с 4 классом с 4 классом Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) - Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) - 1 1 Искусство Музыка 1 Изобразительн 1 ое искусство Технология Физическая культура Технология Физическая культура 1 2 1Совместно 1 1Совместно 4 с 4 классом Совместно с 41Совместно классом 1 с 4 классом с 2 классом 1Совместно 1 1Совместно 4 с 4 классом с 2 классом 2Совместно 2 2Совместно 8 с 4 классом с 2 классом 1Совместно 4 с 2 классом ИТОГО 20 22 22 23 87 Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений Вариативная часть, формируема 1 при максимально допустимой аудиторной учебной нагрузке (5дневная учебная неделя) Всего: Физическая 1 Народные культура подвижные игры Максимально допустимая 21 учебная нагрузка при 5-дневной неделе 1 1 - 3 1 1 - 3 23 23 23 90/3039 Учебный план ООО для учащихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год Учебный план основного общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений(образовательной организацией), включающей внеурочную деятельность. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели с учетом специфики реализуемых образовательных программ(углубленного изучения отдельных учебных предметов). Обязательная часть учебного плана для 5-9 классов определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: «Русский язык и литература», «Родной язык и литература на родном языке», «Иностранные языки», «Математика и информатика», «Общественно-научные предметы», «Естественно-научные предметы», «Искусство», «Технология», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В рамках предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» обучение по программам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык» предполагает формирование у учащихся коммуникативной лингвистической (языковедческой), иноязычной и культуроведческой компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой), а также личного самосовершенствования. В соответствии с методическими рекомендациями по формированию учебных планов образовательных организаций, реализующих программы НОО, ООО и СОО на 2023/24 учебный год, соблюдено требование о включении данных предметов в учебный план на основании заявлений родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,. Таких заявлений от родителей (законных представителей) не поступало. Поэтому данные предметы не выделены в отдельные, а содержание данных учебных предметов изучается в ходе преподавания предметов «Русский язык» и «Литература». В 2023 - 2024 учебном году в образовательной организации реализация преподавания учебного предмета "Основы духовнонравственной культуры народов России" при внедрении ФОП ООО предусмотрена в 5 и 6 классах ( 1 час в неделю). Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена в обязательной части учебного плана учебными предметами «История России. Всеобщая история», «География» и способствует интеллектуальному развитию учащихся, развитию познавательных способностей и социализации личности, формированию у учащихся научной картины мира, жизненной позиции в процессе усвоения социального опыта. В 2023-2024 учебном году для реализации модуля "Введение в Новейшую историю России" (9 классы) в учебном курсе "История России" количество часов на изучение учебного предмета "История" увеличено на 14 учебных часов. Предметная область «Математика и информатика» представлена в учебном плане учебным предметом «Математика» , создающим благоприятные условия для формирования развивающей среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования. При переходе на ФОП в 2023-2024 учебном году при изучении учебного предмета "Математика" предусмотрено введение в 7 - 9 классах нового учебного курса "Вероятность и статистика". ФОП ООО определено введение данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса "Вероятность и статистика" будет организовано в рамках учебного курса "Алгебра", с добавлением в него вероятностно-статистического содержания, предусмотренного программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также будет добавлен один час в учебный план. Предметная область «Естественно-научные предметы», представленные в учебном плане учебные предметы «Биология», «Физика»(7-9 классы), «Химия»(8-9 классы), направлены на формирование системы знаний фундаментальных законов природы, современных физических теорий и естественнонаучной картины мира, умений и навыков наблюдения за процессами, происходящими в природе, планирование и проведение экспериментальных исследований, систематизацию и интерпретацию их результатов, универсальных учебных действий учащихся посредством вовлечения их в проектноисследовательскую деятельность, творческие занятия, основу которых составляют: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, проводить эксперимент, структурировать материал. На учебный предмет «Физическая культура» в инвариантной части учебного плана отводится 2 часа в неделю. Главным в решении задач физического воспитания учащихся является направленность на укрепление здоровья, овладение школой движений, развитие координационных и кондиционных способностей, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, выработку представлений об основных видах спорта, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми. Предметная область «Искусство», представленная в учебном плане учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство», направлена на овладение учащимися следующими компетенциями: коммуникативной, ценностно-ориентированной, рефлексивной, навыками личностного саморазвития, что способствует развитию школьника как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности. Роль учебного предмета «Технология» обусловлена объективно существующей потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями. Часть учебного плана, формируемая образовательной организацией, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения. В соответствии с этим время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов предметов обязательной части и введение отдельных предметов, расширяющих образовательные области: Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранные Иностранный язык 3 3 3 Математика 5 5 языки Математика и информатика 3 совместн ос9 классом 3 15 совместн ос8 классом 1 10 Алгебра 3 Геометрия 2 3 2 3 2 9 6 Общественно научные предметы Вероятность и статистика 1 1 совместн ос9 классом 1 3 совместн ос8 классом Информатика 1 1 совместн ос9 классом 1 3 совместн ос8 классом 2 2 2 2 10 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 2 2 7 История Обществознание География Естественнонауч ные предметы 2 1 Физика Химия Биология 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 Музыка Технология Технология Физическая культура и основы безопасности Физическая культура 1 2 1 1 1 1 1 совме совмест совмест совместн стно но все но все о все все классы классы классы класс ы 2 2 2 1 совме совмес совместн стно тно с 5 о с 9 с7 классо классом класс м ом 2 совме стно с7 класс ом 2 2 2 совмес совместн тно с 5 о с 9 классо классом м 3 4 1 8 совместн ос8 классом 2 10 совместн ос8 классом Основы безопасности жизнедеятельности 1 совместн ос9 классом 1 2 совместн ос8 классом Итого 27 29 30 31 32 149 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 1 2 2 1 8 Учимся писать изложение 1 совместн ос9 классом 1 совместн ос8 классом 1 1 ОБЖ Основы безопасности 1 1 Занимательная биология 1 1 Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 27 29 29 32 32 33 153 30 32 33 33 157 План организации внеурочной деятельности обучающихся 1-9 классов на 2023-2024учебный год План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы , а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу, обеспечивают гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО Школа обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального образования). В связи с особенностями образовательной организации и потребностями обучающихся Школа не может реализовывать внеурочную деятельность с преобладанием только одной из трех моделей ( Преобладание учебно-познавательной деятельности, Преобладание педагогической поддержки, Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий), а сочетает все представленные направления: Преобладание учебно-познавательной деятельности: -занятия с обучающимися по углубленному изучению отдельных учебных предметов; -занятия с обучающимися по формированию функциональной грамотности; -занятия обучающихся с педагогами по сопровождению проектноисследовательской деятельности; - профориентационные занятия обучающихся. Преобладание педагогической поддержки: - дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; Дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности освоения языков обучения; -специальные занятия обучающихся, испытывающих трудности в социальной коммуникации; -специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий: -занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных организаций и органов ученического самоуправления; -занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира; -занятия обучающихся в социальноориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и др. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО Школа при формировании плана внеурочной деятельности предусматривает часть, рекомендуемую для всех обучающихся (1-9 классы) - так называемую инвариантную часть: - 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» ( понедельник, 1 урок); - 1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся ( в том числе финансовой грамотности) - (5-8 классы); - 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся («Мир профессий» (1-4 классы). Вариативная часть плана внеурочной деятельности предусматривает: - 3 часа в неделю - на занятия, связанные с реализацией интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся ( в том числе изучение отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательскую деятельность, историческое просвещение); - 2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии; - 2 часа в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе на реализацию проекта «Орлята России»). Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: • Спортивно-оздоровительное; • Проектно-исследовательское; • Коммуникативное; • Художественно-эстетическая и творческая деятельность; • Информационная культура; Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям Школа определяет самостоятельно. Направления внеурочной деятельности, включенные в план внеурочной деятельности Школы Направления внеурочной деятельности Количество часов Инвариантная часть Информационно 1час просветительские занятия «Разговор о важном» Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1 час Занятия 1 час направленные на удовлетворение профориентационн ых интересов и потребностей обучающихся Основное содержание занятий Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине-России, населяющим ее людям, ее уникальной истории и культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории, пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной Основная развитие способности культуре цель: и повседневной культуре обучающихся применять приобретенные поведения, доброжелательным знания, умения и навыки отношениям к окружающим и жизнедеятельности (обеспечение связи ответственным отношением к обучения с жизнью). собственным поступкам. Основная задача: формирование6 и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной на развитие интегрированные курсы, креативного мышления глобальных метапредметные кружки и ифакультативы Основная цель: развитие ценностного компетенций. отношения обучающихся кформы: труду, как Основные организационные основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, Основное содержание: -знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития Вариативная часть Занятия, 3 часа направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов надпрофессиональных навыков(общение, работа в команде, поведение в конфликтной ситуации и др); -создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности цель:адекватно удовлетворение вОсновная себе, способности оценивать интересов и потребностей обучающихся свои силы и возможности. в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытие и развитие способностей и талантов. Основные задачи: -раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; -физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли , ответственности, формирование установки на защиту слабых; -оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные форрмы: -занятия в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, театральных кружках, кружках художественного творчества, журналистских, поэтических, писательских клубах и т.п. важных для Занятия, 2 часа Основная цель: развитие направленные жизни подрастающего человека на удовлетворение социальных умений- заботиться о социальных других, организовывать свою интересов собственную деятельность, лидировать и и потребностей подчиняться, брать на себя инициативу и обучающихся, на ответственность, отстаивать свою точку педагогическое зрения. Основные организационные сопровождение формы: -педагогическое сопровождение деятельности деятельности РДШ и Юнармии; социально волонтерских, экологических, трудовых ориентированных отрядов, выборного Совета ученических обучающихся, совета старост; сообществ, -постоянно действующего школьного детских актива, инициирующего и общественных организующего проведение личностно объединений, значимых школьных событий органов (соревнований, конкурсов, фестивалей, ученического капустников, флешмобов и др.); самоуправления, - творческих советов, служб примирения, на советов профилактики и т.д. организацию В целях наиболее полного удовлетворения -занятия по запросов Программе и особенностей развития совместно социальнойпрограммы активностиво обучающихся развитияс обучающихся образовательные внеурочной обучающимися деятельности могут реализовываться начальных как для классов учащихся «Орлята только России». одного комплекса класса, так и обучающихся всей параллели (или сразу двух возрастных мероприятий параллелей) классов. воспитательной При расчете общего объема часов на организацию внеурочной направленности деятельности учитываются часы аудиторных занятий по внеурочной деятельности (из расчета 5 часов в неделю) и часы, предусмотренные в рамках организации воспитательной работы с учащимися (экскурсии, соревнования, общественно полезные практики, лагеря с дневным пребыванием, посещение театров, музеев и др. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности как по годам обучения в пределах одного уровня, так и в в пределах одного учебного года. Объем внеурочной деятельности (аудиторных занятий) на уровне начального общего образования составляет не более 1320 часов за четыре года обучения. При разработке учебного плана для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год учитывалась материально-техническая база школы, программнометодическая обеспеченность учебного плана, подготовленность педагогического коллектива, интересы учащихся, условия социума. План организации внеурочной деятельности (аудиторных занятий) для учащихся 1-4 классов (ФГОС НОО- 2021) на 2023-2024 учебный год № п / п Внеурочная деятельность по направлениям развития 1класс личности Название Направление деятельности Количество программы «Разговоры о и важном» 1. Информационно-просветительские занятия патриотической нравственной направленности 3. Занятия, направленные на Профминимум удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 4. Занятия, направленные на «Орлята России» удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности детских общественных организаций , на организацию мероприятий воспитательной направленности 4 2 класс 3 класс 4 класс Занятия, направленные на Театральный удовлетворение интересов и потребностей обучающихся , развитие и раскрытие способностей и талантов ИТОГО общее (неделя/год) количество часов 1/33 0,5/17 1/33 2,5/83 часов (аудиторных занятий) в неделю 1/34 1/34 1/34 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1/34 1/34 1/34 2,5/83 2,5/83 2,5/83 План организации внеурочной деятельности (аудиторных занятий) для учащихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год № Внеурочная деятельность по направлениям 5 развития личности классы Внеурочная деятельность по направлениям развития личности 1 2 3 4 Информационно просветительские занятия патриотической и нравственной направленности Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Название 7 классы 8 классы 9 классы Количество аудиторных часов в неделю программы «Разговоры важном» о1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Движение первых Финансовая 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 грамотность Естественнонаучная грамотность 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 «Билет в будущее» Занятия, направленные на удовлетворение профориентационны х интересов и потребностей Занятия, связанные с Театральный обучающихся реализацией особых интеллектуальных и ГТО социокультурных потребностей обучающихся ИТОГО 6 классы 1 1 1 1 4 4 1 1 6 1 1 6 6