МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ «Меркушинская ООШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Директор МКОУ "Меркушинская ООШ" ________________________ Протокол № 6 от «22» 08 2023 г. Трапезникова Ю.Г. Приказ № 104 от «22» 08 2023 г. Адаптированная рабочая программа в соответствии с ФГОС О УО (ИН) (вариант 1) по предмету «Музыка» для обучающихся 5 класса на 2023 -2024 учебный год. Составитель: Глотова Анастасия Васильевна учитель музыки Меркушино 2023 0 0 1. Пояснительная записка Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 3. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.; 4. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.); 5. Устав МКОУ «Меркушинская ООШ» 6. Учебный план МКОУ «МЕркушинская ООШ» 7. Календарный учебный график МКОУ «МЕркушинская ООШ» 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06. 2020 г. № 16 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». 9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 10. АООП О УО (ИН) (вариант 1) МКОУ «Меркушинская ООШ» 11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №115 Рабочая программа по музыке составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии с ФГОС О УО (ИН) с использованием программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования РФ: 5-9 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой.- Москва, ГИЗ «Владос», 2010 г., автор раздела И.В.Евтушенко 1 Согласно Учебному плану школы на изучение музыки в 5 классе отводится 1 час в неделю, за год 34 часов (34 учебных недели). Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств. Задачи образовательные: формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; формировать музыкально-эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности; совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки. Задачи воспитывающие в соответствии со модулем «Школьный урок» Программы Воспитания. помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общенияс окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности. Задачи коррекционно-развивающие: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у обучающихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Межпредметные связи. Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предполагает использование знаний и умений, получаемых обучающимися на уроках русского языка и чтения. Это понятие о целостности текста и его частях, о смысловых и лексических связях частей текста, о теме и основной идее текста; умение самостоятельно выявить смысл произведения, пользоваться лексическими синонимами для выразительности высказывания. При изучении русского народного музыкального творчества и его связей с профессиональным музыкальным искусством используются знания учащихся, 2 полученные на уроках чтения (изучение отдельных художественных произведений русского фольклора, понятия об устном народном творчестве и письменной литературе), а также на уроках изобразительного искусства (знания и представления о декоративноприкладном искусстве, понимания эстетической ценности изделий народного прикладного художественного творчества). 2.Содержание образования. Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместно героические персонажи и картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий. 3. Содержание предмета. Пение Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами. Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания). Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог. Развитие умения контролировать слухом качество пения. Развитие музыкального ритма, умения 3 воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента. Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен. Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных песен ритмично и выразительно. Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а также на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокальносопровождения. хоровых навыков при исполнении выученных песен без Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Слушание музыки. Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах). Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса. Элементы музыкальной грамотности: Объем материала этого раздела сводится к минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с УО (ИН) отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся данной категории. Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4. 4 4. Критерии оценки. Оценивание. «5» - 0 ошибок; «4» - 1,2 ошибки; «3» - 3,4 ошибки; «2» - 5 и более ошибок. 5. Требование к уровню подготовки учащихся. ФГОС для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностные и предметные. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций и ценностных установок, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты: - понимание роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества; -ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д. - соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. - формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; - умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предметные результаты: Минимальный уровень: 5 понимание роли музыки в жизни человека; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарные эстетические представления; эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием; способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания); умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования; умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; овладение навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых); наличие элементарных представлений о нотной грамоте. Достаточный уровень понимание роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края сформированность элементарных эстетических суждений; эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; сформированность представлений о многофункциональности музыки; умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера; умение использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации; умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (ударно-шумовых, народных, фортепиано); владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Формируемые БУД: Личностные учебные действия: 6 выполнять обязанности обучающегося, члена школьного коллектива,заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; -способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; -гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; -уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; -понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; -проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Коммуникативные учебные действия: -вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); -слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; -дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.); -использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); -формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); -формировать умение работать в парах и малых группах; -использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. -осознанно Регулятивные учебные действия: -принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; -осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; -осуществлять взаимный контроль и совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логическое действие (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном, вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных и т.д.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. - К окончанию обучения в 5 классе обучающиеся должны знать: наизусть 8-10 песен; 7 - примерное содержание прослушанных музыкальных произведений; - роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; - размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие; - народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, мандалина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетки, деревянные ложки, бас- балалайка \. Должны уметь: - самостоятельно начинать пение после вступления; - осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне; - контролировать слухом пение окружающих; - применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений. 8 6. Календарно-тематическое планирование. Планирование уроков музыки в 5 классе (34 часа) № Тема урока Слушание Пение 1-2 Роль музыки в жизни людей Л.Бетховен «Сурок» Г.Струве «Моя Россия» 3-4 Состав и звучание оркестра народных инструментов Л.Бетховен «К Элизе» Б.Савельев «Из чего наш мир состоит» 2ч 5-6 Музыкальные паузы-их написание на нотоносце. Э.Григ «Утро», «Танец Анитры» А.Островский «Мальчишки и девчонки» 2ч 7-8 Авторская песня и народная песня. Ю.Чичков «Самая счастливая» 2ч 9 Русский народный танец Русские народные песни «Ах вы сени», «Во кузнице», «Калинка» «Калинка» «Во поле береза стояла» 1ч 1011-12 Особенности русского фольклора-частушка, прибаутка, потешка. «Светит месяц» «Пойду ль я выйду ль я» 1ч Особенности вятского фольклора. Песни о вятском крае. И.Штраус «Полька», Е.Гаврилин «Тарантелла», Шуман «Грезы» « Светит месяц» 1314-15 16 Значение фольклора для людей 17-18 Интонационный фон песни Кол-во часов 2ч 1ч А.Рыбников «Песенка для тебя» Е.Крылатов «Прекрасное далеко» 1ч 1ч 2ч Е.Крылатов «Песенка Деда Мороза» Ю.Чичков «Из чего же» 1ч 2ч Дата Основные учебные действия Диагностика музыкальных способностей Учить осмысленно различать звучание симфонического и народного оркестров Познакомить с терминами пауза. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука Учить различать жанры русской народной песни Ознакомить с несложными танцевальными движениями Закрепление представлений о звучании фольклора. Применять навыки при исполнении частушки. Учить правильно воспроизводить ритмический рисунок народных песен Контролировать слухом пение окружающих. Совершенствовать навыки чистого интонирования 9 19-20 Многожанровость русской музыки А.Петров «Вальс» М.Блантер «Катюша» 2ч 21-22 Песни без сопровождения «Пойду ль я выйду ль я» В.Шаинский «Когда мои друзья со мной» 2ч 23 Связь музыки с жизнью народа и его бытом. Рус.нар.песня «Ой, ты реченька» А.Филипп «Ванькавстанька» 1ч 24-25 Песни о мире Р. Рымбаева «Земля моя» Ю.Визбор «Солнышко лесное» 2ч 26-27 Песни о Родине. М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» В.Шаинский «Вместе весело шагать» 2ч 28-29 Песни о труде. Элементарное понятие о нотной грамоте. Нота. В.Шаинский «Вместе весело шагать» «Калинка» 2ч 30-31 32 Музыкальный размер 2/4, 3/4. «Летние частушки» Е.Тиличеевой 1ч 33 Промежуточная аттестация. Урок-концерт «Споемте, друзья!» Музыкальный КВН Русская народная песня «Дубинушка» «Дорогою добра» из м/ф «Приключения маленького Мука» «Брадобрей» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» Все прослушанные мелодии Рус.нар песня «Калинка», В.Шаинский «Вместе весело шагать» Все выученные ранее песни 1ч 34 2ч 1ч Развивать умение выполнять требования художественного исполнения при пении хором Развивать вокальнохоровые навыки при исполнении песни без сопровождения Применять полученные навыки при художественном исполнении песни. Развитие эмоциональной отзывчивости на исполнении песен Расширять понятия музыкальной выразительности Совершенствовать навыки чистого интонирования Развивать кругозор детей, формировать музыкальноэстетический словарь Закрепление интереса к музыке различного характера Диагностика музыкальных способностей Закрепления навыка хорового пения 10 7. Контрольно-измерительный материал Промежуточная аттестация. Урок-концерт «Споемте, друзья!» 1.Пропеть песню М.Блантера «Катюша» соло, дуэт. хоровое пение. 2. Пение и хоровод русской народной песни «Во поле береза стояла» 3. Инсценировка песни Ю.Чичкова «Из чего же» 4. Слуховой анализ ранее прослушанных мелодий. 8. Информационно –методическое обеспечение 1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. 2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционноразвивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК,2003. 3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И.Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001. 4. ЕвтушенкоИ.В. Музыка//Программа для 5-9 классов коррекционныхобразовательных учреждений VIII вида.М.: Владос, 2000. 5. ЕвтушенкоИ.В. Пение и музыка//Программа для 1-4 классов коррекционныхобразовательных учреждений VIII вида.М.:Просвещение, 1999. 6. ЕвтушенкоИ.В. Музыка и пение//Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 1999. 7. Рубинштейн С.Я. Психология умственноотсталого школьника.- М.:Просвещение,1986. 8. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986. 9. Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под.ред. И.М.Бгажноковой 10. Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл.- М.: Просвещение, 1985. 11. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.:Просвещение, 1968. 12. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991. 13. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальнойшколе.- М.: АКАДЕМА, 2000. 14. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005. 15. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко / авт.сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006. . 11