РП по предмету Профильный труд 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Городской округ Верхотурский Свердловской области
МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор МКОУ
"Меркушинская ООШ"
________________________

Протокол № 6
от «22» 08 2023 г.

Трапезникова Ю.Г.
Приказ № 104
от «22» 08 2023 г.

Рабочая программа
По учебному предмету
«Профильный труд»
(Швейное дело)
5 класс

Составитель: Мызникова А.А.

Меркушино 2023

Пояснительная записка
Труд – это основа любых культурных достижений, один из
главных видов деятельности в жизни человека. Профильный труд швейное дело в 5 классе, является частью учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений в АООП для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное
дело) в 5 классах разработана в соответствии с:
-Федеральным
образования

государственным
обучающихся

с

образовательным

стандартом

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями);
Предмет «Швейное дело» относится к обязательной части учебного
плана. На изучение предмета «Швейное дело» в 5 классе отводится 6 часов
в неделю, курс рассчитан на 204 часа учебного времени.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и
специальными умениями и навыками в области технологии изготовления
женской и детской легкой одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-формирование знаний и умений, необходимых для выполнения
практических работ;
-формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и
инициативы;
-развитие познавательно-трудовой активности;
-воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда,
формирование культуры труда.
Коррекционная работа включает следующие направления:
-планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим
развитием учащихся;

-обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное
совершенствование этих навыков;
-постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному
планированию работы, контролю и качеству;
-систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых
умений и навыков;
-связь теоретических знаний с практической работой;
-совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю
организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
-повышение работоспособности и выносливости учеников;
-раскрывать

причинно-следственные

связи

явлений

природы

на

доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Общая характеристика программы
Конструирование - учащиеся изучают правила снятия мерок с фигуры
человека,

учатся

читать

и

строить

чертежи,

получают

навыки

пользования чертежными инструментами.
Моделирование - изучение особенностей моделирования различных
видов одежды, способов моделирования одежды в масштабе и в
натуральную величину. Моделирование плечевых, поясных изделий.
Выбор модели. Изменение деталей чертежа в соответствии с выбранным
фасоном в зависимости от сложности изделия и умений учащихся. Расчет
количества материалов, необходимых для изготовления модели.
Материаловедение - обучающиеся получают знания о свойствах
различных тканей, в том числе новых, современных. Изучение
технологии изготовления декоративных изделий. Выполнение изделий из
различных материалов, с применением специальных инструментов и
приспособлений для работы. Знакомство с лоскутной пластикой:
способы

соединения,

техника

выполнения.

салфеток, игольниц, диванных подушек и др.

Изготовление

панно,

Изготовление швейных изделий - производство швейных изделий в
зависимости от сложности изделия и умений учащихся. Принципы
отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных
связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет
воспитательных

и

развивающих

целей

обучения.

Способность

обучающихся понимать причины и логику развития технологических
процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия

мировоззренческих,

социокультурных

систем,

существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению
мотивации

к

социальному познанию

и

творчеству,

воспитанию

личностно и общественно востребованных качеств, в том числе
гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности учеников,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет
направлять процесс обучения не только на накопление определенных
знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию
психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении
коррекционной

работы

сотворчества,

которое

важен

метод

максимально

совместных
отвечает

действий

или

познавательным

возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать
или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть
задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и
посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по
швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые
умения на уровне, доступном данному контингенту обучающихся.

Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для
последующего овладения профессиями швейного производства.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Освоение обучающимися предмета «Швейное дело» предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного. Предметные результаты
связаны с овладением обучающимися содержания предметов программы
и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Личностные результаты
У обучающихся будет сформировано:
- знание о правилах техники безопасности при работе в мастерской, при
работе с острыми инструментами, с утюгом, при работе на швейной
машине;
- позитивное отношение к получению теоретических знаний и
практических умений по швейному делу;
- рационально организовывать рабочее место;
- начальное знание о получении ткани и хлопчатобумажного волокна;
- знание о назначение и устройстве применяемых ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения
работ;
- знание о ручных стежках и их практическим применением;
-

начальное знание о

машинных стежках и их практическим

применением;
- начальные навыки по последовательности выполнения технологических
операций для изготовления изделия;

- начальное знание об осуществлении доступными средствами контроля
качества изготавливаемого изделия (детали).
Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

 представление о правилах
безопасной работы с инструментами,
приспособлениями, оборудованием;
 понимание значимости организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;

 знание правил техники безопасности
и соблюдение их;

 отбор (с помощью учителя)
материалов и инструментов,
необходимых для работы;
 представления об основных
свойствах используемых материалов;

 самостоятельный отбор материалов и
инструментов, необходимых для
работы;
 определение (с помощью учителя)
возможностей различных
материалов, их целенаправленный
выбор (с помощью учителя) в
соответствии с
декоративно-художественными и
конструктивными свойствами в
зависимости от задач
предметно-практической
деятельности;
 знать основные механизмы швейных
машин с электроприводом;

 представления о принципах действия,
общем устройстве швейной машины
и ее основных частей;
 выполнение швейных операций
предусмотренных программой (с
помощью учителя);
 чтение (с помощью учителя)
технологической карты,
используемой в процессе
изготовления изделия;
 представления об оптимальных
технологических приемов ручных и
машинных работ при выполнении
задания;
 иметь представление об экономном

 понимание значимости организации
школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю
дисциплину и чёткое умение
организовывать своё рабочее место;

 выполнение швейных операций
предусмотренных программой;
 планирование (с помощью учителя)
предстоящей практической работы.
Ориентирование на технологическую
карту во время практической работы;
 знание оптимальны технологических
приемов ручных и машинных работ
при выполнении задания;

расходование материалов;
 осуществление при помощи учителя
выполняемых практических
действий, и корректировка
практической работы при помощи
учителя;



экономное расходование материалов;



осуществление текущего
самоконтроля выполняемых
практических действий, и
корректировка хода практической
работы;



умение работать на швейных
машинах с электрическим приводом ;

 умение выполнять влажно-тепловую
обработку швейных изделий (под
руководством учителя);



умение выполнять влажно-тепловую
обработку швейных изделий;

 умение снимать мерки, строить
чертежи в масштабе (под контролем
учителя);

 умение снимать мерки, строить
чертежи в масштабе. Раскраивать
изделие (под контролем учителя);

 иметь представление о некоторых
видах ремонта одежды и умение
выполнения их под руководством
учителя;

 Знание видов ремонта одежды и
умение выполнения их;

 умение работать на швейных
машинах с электрическим приводом
(под руководством учителя);

 иметь общее представление о
получении хлопчатобумажного
волокна и ткани;

 выражение отношения к результатам
собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не
нравится»);
 выслушивание предложений и
мнений товарищей, адекватное
реагирование на них;

 представления о разных видах
профильного труда;

 иметь представление о получении
хлопчатобумажного волокна и ткани;
уметь определять хлопчатобумажные
ткани;
 умение выражать отношение и давать
объяснение к результатам
собственной и чужой творческой
деятельности;
 комментирование и оценка в
доброжелательной форме
достижения товарищей,
высказывание своих предложений и
пожеланий
 понимание общественной
значимости своего труда, своих
достижений в области трудовой

деятельности;

Промежуточная аттестация
Проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение
пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению
этих пробелов, предупреждение неуспеваемости обучающихся. Текущая
проверка проводится учителем в рамках календарно-тематического
планирования.
Оценка знаний проводится по следующим видам работ:
- проверочная работа;
- тесты;
- контрольная работа;
- выполнение самостоятельно практического задания;
При

устном

опросе

учитель

выявляет

степень

понимания

обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание
правил и умение применять их на практике.
При фронтальном опросе вопросы ставятся целом, но неодинаковой
степени

трудности.

Учитель

дифференцированно

подходит

к

обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым,
вовлекая всех в активную работу. Индивидуальный опрос включает как
проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике.
Для индивидуального опроса учитель вызывает обучающегося к доске,
привлекая к ответам внимание всего класса. Индивидуальный опрос
позволяет более глубоко проверить знания обучающихся. Проверка
знаний проводится путем организации самостоятельного выполнения
практической работы, контрольных работ, тестовых заданий.
Самостоятельная работа может быть рассчитана на большую часть
урока.

Контрольные работы проводятся в конце четверти, года. Содержание
контрольных работ определяется учителем. Обучающиеся должны
постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения
отметок, выработки умения критически оценивать себя через: отметки за
разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.
Содержание учебного предмета
Правила техники безопасности
Правила поведения в швейной мастерской, Правила техники
безопасности с острыми инструментами, Правила техники безопасности
при работе с утюгом, Правила техники безопасности при работе на
швейной машине.
Этика и эстетика труда
Беседа о профессии швеи. Правила поведения и безопасной работы в швейной
мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочих мест.
Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Терминология
швейного производства.
Элементы материаловедения
Сведения о волокнах, прядении и тканях. Представление о волокне:
внешний вид, употребление. Виды волокон. Растительные волокна Хлопчатобумажное волокно. Общее представление о хлопчатнике.
Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка.
Получение

ткани. Виды переплетений. Полотняное переплетение.

Сведения о нитках. Хлопчатобумажные

ткани. Лицевая и изнаночные

стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Составление коллекции
хлопчатобумажных тканей.
Ручные работы
Сведения о нитках. Сведения о ручных стежках и строчках. Подготовка к
выполнению ручных швейных работ. Выполнение прямых стежков: шов
вперёд иголку, стебельчатый шов, тамбурный шов, крестообразные

стежки. Выполнение косых стежков. Выполнение петельных стежков.
Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.
Элементы машиноведения
Сведения о швейных машинах (с ручным и ножным приводами). Марки,
скорости, виды выполняемых работ на швейной машине. Правила
безопасной работы на них. Организация рабочего места. Устройство
швейной машины. Основные механизмы швейной машины. Моталка —
наматывание ниток на шпульку. Заправка верхней

нити. Заправка

нижней нити. Пуск и остановка швейной машины. Регуляторы строчки:
устройство и назначение. Машинная игла. Устройство и подбор иглы в
зависимости

от

ткани,

правила

установки.

Установка

иглы

в

игловодитель. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.
Машинные работы
Правила работы на швейной машине. Правильная посадка во время
работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к
работе. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение
машинных строчек на тонких и толстых тканях. Выполнение машинной
закрепки. Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку
(прямых, закруглённых, зигзагообразных).

Положение изделия на

машинном рабочем месте.
Выполнение машинных швов:
- стачного шва (взаутюжку, вразутюжку)
- шва вподгибку с открытым или с закрытым срезом
- двойного шва (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см):
конструкция и применение
- накладного шва. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами:
применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.
Изготовление швейных изделий
- Головной или носовой платок, обработанный краевым швом
вподгибку с

закрытым

срезом. Замётывание поперечного

среза.

Замётывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом.
Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краёв платка.
Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми
стежками.
- Мешочек для хранения работ. Название тканей, используемых для
пошива мешочка. Понятие «обтачать». Отделка мешочка отделочными
стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обмётывание
среза шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза
швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см. Продёргивание
тесьмы.
- Повязка для дежурного. Пришивание эмблемы к повязке для
дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей,
обрезка углов, вывёртывание повязки, вымётывание шва, выполнение
отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия.
Приутюживание изделия.
- Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом
вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см. Ткани, применяемые
для изготовления салфеток. Выполнение шва вподгибку в углах изделия.
Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную.
Утюжка изделия. Отделка салфетки вышивкой.
- Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на
другую) не менее чем на 25 см. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные
размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.
Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа
прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчёт
расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных
срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки
боковых срезов двойным швом, смётывание. Обработка боковых срезов

одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной
закрепки. Утюжка готового изделия.
- Сумка хозяйственная: фасоны, размеры, швы. Соединение боковых
срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя
закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и примётывание ручек.
Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с
одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых
сторон сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла
в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.
Ремонт одежды
- Пуговица на стойке. Сведение о пуговицах. Виды пуговицы. Способы
пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки.
- Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для
ремонта белья и одежды. Ремонт одежды по распоровшемуся шву.
Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству
изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву.
Стачивание
Обмётывание

распоровшегося
срезов

шва

разрыва

ручными,

стачными

стежками.

частыми

косыми

стежками.

Приутюживание места ремонта.
- Изготовление вешалки. Вырезание лоскута 10х14 см для вешалки.
Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.
Пришивание вешалки к изделию. Соединение вешалки с образцом ткани
выполнение образца.
- Декоративная заплата в виде аппликации. Определение места
наложения и размеров заплаты. Изготовление декоративной заплаты аппликации.

Наложение

заплаты

с

лицевой

стороны

изделия,

намётывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками.
Приутюживание изделий.
Построение чертежа

Инструменты

и

материалы

для

изготовления

выкройки.

Сантиметровая лента. Понятие «прямая» и «кривая» линии, «прямой
угол». Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия:
виды (сплошная – основная (тонкая) и штриховая – вспомогательная),
назначения.

Вертикальные

и

горизонтальные

линии.

Правила

оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Построение
прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки
ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки
измерением

сложением

сторон

и

углов.

Составление

чертежа

прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает
выполнение самостоятельной практической работы.

Тематическое планирование уроков 5 класса (204ч.)

№
п\п
1

Тема урока

Количество часов

Правила техники безопасной работы

14

2

Бытовая швейная машина с электрическим
приводом

22

3

Инструменты и приспособления для швейных
работ.

14

4

Материаловедение: Простейшие сведения о
ткачестве. Хлопчатобумажное волокно: получение,
свойства. Хлопчатобумажная ткань: виды, свойства.

12

5

Построение чертежей

10

6

Пошив носового или головного платка.

10

7

Пошив мешочка для хранения работ. Отделка и
пошив.

12

8

Пошив и украшение салфетки

12

9

Пошив наволочки с клапаном.

16

10

Пошив хозяйственной сумки

18

11

Конструкция и применение ручных и машинных
швов.

24

12

Ремонт одежды: заплата, пришивание пуговиц

12

13

Практическое повторение

20

14

Контрольное тестирование.

8

Перечень материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение образовательной области и
предметов по труду включает:
1.

Дидактический

материал:

комплекты

демонстрационных

и

раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного
труда, рабочие тетради;
- технологические карты, обучающие компьютерные программы,
видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы,
презентации;
2. Оборудование для профильного труда требует принтер, проектор,
экран, компьютер, копировальный аппарат, носители электронной
информации;
3. Расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые,
цветные), фломастеры, маркеры, разные виды линеек, цветную бумагу,
кальку, миллиметровую бумагу;
- ножницы, нитки, иголки, ткань;
- манекен, сантиметровая лента;
4. Техническое обеспечение: производственные швейные машины,
бытовые швейные машины обычные и с регулировкой скорости,
оверлоки;
- утюги, парогенератор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».