РП по сенсорному развитию 2 класс вариант 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация городского округа Верхотурский
МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор МКОУ
"Меркушинская ООШ"
________________________
Трапезникова Ю.Г.

Протокол № 6
от «22» 08 2023 г.

Приказ № 104
от «22» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Сенсорное развитие»
2 класс
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушения развития
(Вариант 2)

село Меркушино 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 2го класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
(Вариант 2), которая является учебно-методической документацией, определяющей
рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
 Цель:
 обогащение чувственного опыта обучающихся в процессе целенаправленного
систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
 формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
 корректировать
недостатки
познавательной
деятельности
детей
путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве;
 формировать у обучающихся пространственную ориентировку;
 развивать координацию слуха и голоса;
 формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,
ритмов);
 совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
 исправлять недостатки моторики;
 совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
 формировать точность и целенаправленность движений и действий.
Общая характеристика коррекционного курса «Сенсорное развитие»
с учетом особенностей освоения обучающимися
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, то есть от того,
насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт
спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль
развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее
чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически
продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать
их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе
целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие»,
«Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие
вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых
ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются
2

психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои
ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему
лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение,
включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны,
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных
по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели и т. д.
Основной формой является коррекционное занятие. Занятие проводится с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, продолжительность 20 минут.
Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой
моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить
зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и
психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу,
«разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида
упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на
развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут.
Основная часть занятия (третья) состоит из задания изобразительного характера:
лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на
развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 10-15 минут. В составе
этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной
отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации
внимания. Данные игры выступают в роли физкультминуток и позволяют развивать общую
моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов.
Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения.
Четвертая часть занятия - упражнения на релаксацию, сопровождающиеся
расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и
эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минуты.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми.
Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие» в учебном плане
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений, «Коррекционно-развивающая
область».
Реализация рабочей программы коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 2
класса рассчитана на 68 часов, (34 учебные недели, 2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития АООП ОО у/о (Вариант 2) является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с их психическими и физическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение АООП ОО у/о (Вариант 2), коррекционного курса «Сенсорное развитие»
созданной на основе ФГОС О у/о, обеспечивает достижение обучающимися с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития двух видов результатов: ожидаемых личностных
и возможных предметных.
3

Ожидаемые личностные результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное
развитие»:
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как «я»;
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
 формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
 формирование уважительного отношения к окружающим;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющимся и
развивающемся мире развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного
смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения коррекционного-курса «Сенсорное
развитие»:
 уметь выделять существенные признаки предметов;
 уметь сравнивать между собой предметы, явления;
 уметь обобщать, делать несложные выводы;
 уметь определять последовательность событий;
 соотносить звук с его источником;
 уметь различать речевые и неречевые звуки;
 уметь повторять движения за педагогом;
 уметь тактильно различать свойства предметов.
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Зрительное восприятие.
Цель: формирование способности выделять признаки и функции объектов внешнего мира.
Содержание: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на
неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив
ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко
расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета
объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Планируемые результаты:
Предметные:
 уметь определять признаки предмета;
 уметь группировать и сортировать предметы по определенным признакам;
 уметь осуществлять поиск предметов;
4

 уметь замечать изменения в ряду предметов;
 уметь собирать пазлы и разрезные картинки.
Познавательные:
 уметь следовать инструкции;
 уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
 уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.
Коммуникативные:
 уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
 слушать и отвечать на вопросы взрослого;
 владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.
Регулятивные:
 понимать системы общепринятых правил и требований;
 уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной
дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
 придерживаться учебному поведению.
Слуховое восприятие.
Цель: формирование способностей слушать и слышать, а также делать из полученной
информации выводы.
Содержание: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха
(плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником
звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его
источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Планируемые результаты:
Предметные:
 уметь дифференцировать речевые и неречевые звуки;
 уметь характеризовать звук по громкости и удаленности.
Познавательные:
 уметь следовать инструкции;
 уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
 уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.
Коммуникативные:
 уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
 слушать и отвечать на вопросы взрослого;
 владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.
Регулятивные:
 понимать системы общепринятых правил и требований;
 уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной
дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
 придерживаться учебному поведению.
Кинестетическое восприятие.
Цель: формирование полноценного восприятия окружающего мира через развитие
ощущений движений, положений частей собственного тела и прилагаемых мышечных
усилий.
Содержание: эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на
соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),
различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости
(жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на
давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.
5

Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по
температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый,
сухой), вязкости (жидкий, густой).
Планируемые результаты:
Предметные:
 уметь определять температуру объекта;
 уметь определять и характеризовать материал, из которого сделан предмет;
 уметь устно описывать свои телесные ощущения.
Познавательные:
 уметь следовать инструкции;
 уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
 уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.
Коммуникативные:
 уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
 слушать и отвечать на вопросы взрослого;
 владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.
Регулятивные:
 понимать системы общепринятых правил и требований;
 уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной
дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
 придерживаться учебному поведению.
Восприятие запаха.
Цель: формирование у детей способности различать продукты по запаху.
Содержание: реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан,
хвоя, кофе и др.)
Планируемые результаты:
Предметные:
 уметь определять и описывать запах продукта;
 уметь сравнивать характеристики продуктов по запаху.
Познавательные:
 уметь следовать инструкции;
 уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
 уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.
Коммуникативные:
 уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
 слушать и отвечать на вопросы взрослого;
 владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.
Регулятивные:
 понимать системы общепринятых правил и требований;
 уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной
дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
 придерживаться учебному поведению.
Восприятие вкуса.
Цель: формирование у детей способности различать вкусовые качества продуктов питания.
Содержание: реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание
6

(различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных
вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Планируемые результаты:
Предметные:
 уметь определять и описывать вкус продукта;
 уметь сравнивать вкусовые характеристики продуктов.
Познавательные:
 уметь следовать инструкции;
 уметь прогнозировать свои действия согласно полученной инструкции;
 уметь считывать информацию с графических изображений, фото, видео, аудио.
Коммуникативные:
 уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
 слушать и отвечать на вопросы взрослого;
 владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия.
Регулятивные:
 понимать системы общепринятых правил и требований;
 уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной
дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;
 придерживаться учебному поведению.

7

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п
1

Тема занятия
Диагностика по выявлению и оценке
сенсорного развития обучающихся
на начало учебного года.

Кол-во
часов
2

2

Развитие крупной моторики.
Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции
педагога.

2

3

Формирование чувства равновесия.

2

4

Развитие согласованности действий и
движений разных частей тела.

2

Определение основных видов учебной деятельности обучающихся
Рассматривание геометрических эталонов. Слушание объяснений учителя.
Соотношение игрушки с образцом-эталоном. Группировка игрушек по форме.
Рассматривание четырехсоставной матрешки. Разбор матрешки на составные части.
Манипуляция предметами. Сравнение по величине. Выполнение практической
работы: сбор матрешек в одну. Рассматривание предметного изображения на
целостной картинке (петух). Рассматривание трех частей разрезной картинки.
Выполнение практической работы: накладывание частей разрезной картинки на
целую. Рассматривание карточки с изображением стебелька с сердцевиной.
Манипуляция с лепестками разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
Просмотр презентации «Наложение лепестков вокруг середины цветка».
Самостоятельная работа. Зрительное и тактильное обследование предметов: фрукты
(яблоко, груша, апельсин); игрушки (деревянная матрёшка, мягкий медвежонок,
пластмассовый кубик). Примерка фланелевых очков. Нахождение предмета на
ощупь по словесному описанию учителя.
Маршировка на месте. Маршировка в движении. Прыгание. Перекатывание мяча
вперед-назад. Отбивание мяча от пола. Отбивание мяча руками, ловля мяча.
Ударение ногой по мячу. Хождение по тонкой линии. Имитационная деятельность:
«Летаем ка самолетик»; «Прыгаем как кролик»; «Одеваемся». Танцевальная
деятельность (игры с замиранием). Подвижная игровая деятельность: «Шаги в
коробку».; «Поиск спрятанных вещей».
Ходьба между двумя параллельными лентами; ходьба по прямо положенному на
полу шнуру; ходьба с переступанием через «ручеек», через предметы (палочки,
кубики, мячи), лежащие на полу. Переступание через палку или веревочку, поднятые
от пола на высоту 10—15 см. Отведение прямой ноги вперёд, в сторону, назад, руки
на поясе. Повороты на носках вправо и влево на 180°, руки на поясе. Прыжки на
месте на обеих ногах, «как зайчик»; прыжки на месте — ноги вместе, ноги врозь.
Подвижная игровая деятельность «Не ленись». Выполнение действий по словесной
инструкции педагога и по подражанию (прыгание, взмахи руками, хлопки, наклоны
и повороты туловища. Дыхательное упражнение «Ветерок». Упражнение на
согласованность движений «Зеваки». Упражнение с изменением направления
8

5

Развитие мелкой моторики пальцев
рук.

2

6

Развитие мелкой моторики пальцев
рук. Играем со шнуровками.

2

7

Развитие координации движений
руки и глаза.

2

8

Играем с мелкими и крупными
предметами.

2

9

Одевание и раздевание кукол.
Застегивание и расстегивание
пуговиц, молний, липучек, крючков
на одежде.
Адекватная эмоциональнодвигательная реакция на
прикосновения человека. Адекватная
реакция на соприкосновение с
материалами различными по
температуре, фактуре, вязкости.
Узнавание предметов на ощупь.

2

10

11

2

2

«Найди клад». Игровой массаж с резиновым мячиком с «шипами».
Массаж пальчиков, ладошек игольчатым шариком (су-джок). Перебирание крупы
(горох, фасоль), раскладывание крупы по баночкам. Растягивание резинки пальцами
одной руки. Собирание мелких предметов по одному в горсть. Завинчивание,
закручивание крышек, гаек. Рисование по трафаретам. Застегивание, расстегивание
пуговиц. Нанизывание бусин на веревку. Выкладывание фигуры, цифры, буквы
мелкими палочками. Перелистывание страниц книг.
Завязывание шнурка на бант: упражнение «Бабочка». Завязывание узелков: игра
«Кто больше?». Шнурование обуви. Игра «Волшебный шнурок», «Повтори узор».
Завязывание и развязывание узлов.
Проведение вертикальных линий: игровая деятельность «Дождик», «Заборчик».
Попадание в цель: игровая деятельность «Капелька и дождик, «Парашютисты».
Проведение горизонтальных линий: игровая деятельность «Натяни провода»,
«Соедини героев сказок». Проведение круговых линий: игровая деятельность
«Улитка», «Размотай клубочек».
Перебирание природного материала (шишки, каштаны, камешки). Захват и
удерживание крупы (фасоль, горох). Перекладывание предметов из одной емкости в
другую. Сортировка предметов по форме, цвету. Выкладывание мелких предметов
по определенному направлению. Выкладывание узоров счетными палочками по
образцу.
Составление прогноза погоды. Рассматривание одежды для куклы. Совместная
деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку. Практические
действия с одеждой для куклы: шнуровка, застегивание, расстегивание пуговиц,
«молний», липучек. Дидактическая игра «Научим куклу раздеваться».
Приветствие «Возьми друга за руку». Мимическая зарядка «Подмигни», «Удивись».
Игра с надувными и плавающими предметами в ёмкости с водой «Где у рыбки
домик». Игры и упражнения с водой: «Течет ручеек», «Курочка пьет воду»,
«Дождик, дождик, мороси!». Игра в сухом бассейне «Охота за шариками».
Рисование фигурки человечка пальцами в ёмкости с песком.
Мимическая зарядка с опорой на знаки-символы: эмоциональное состояние «Мне
хорошо», «Я рад». Группировка предметов по признаку величины: игровая
деятельность «Чей это домик?» Группировка предметов по признаку формы:
игровая деятельность «Почтовый адрес». Обучение захвату предметов
9

12

Адекватная реакция на вибрацию,
исходящую от объектов. Адекватная
реакция на давление на поверхность
тела.

2

13

Адекватная реакция на положение
тела, на положение частей тела.

2

14

Адекватная реакция на
соприкосновение тела с разными
видами поверхностей. Различение
материалов по характеристикам.

2

15

Формирование ощущений от
различных поз тела, вербализация
собственных ощущений.

2

16

Движения и позы верхних и нижних
конечностей. Движения и позы
головы по показу. Выразительность
движений. Имитация повадок зверей.

2

17

Фиксация взгляда на лице человека.
Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете.

2

18

Фиксация взгляда на неподвижном
предмете, расположенном напротив
ребенка, справа и слева от него.

2

определённой формы, бросанию в цель. Разучивание игры «Волшебный мешочек».
Упражнения на развитие голоса, дыхания: «Бабушка» (поднимается по лестнице, ей
тяжело: О-о-о-о-ох! У-у-ух!). Музыкальная игра с использованием шумовых
инструментов «По кочкам». Ритуальная игра «Каравай». Игра-имитация «Домашние
животные. Выполнение простейших речевых инструкций педагога в бытовых делах.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,
барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).
Артикуляционная гимнастика «Зайчик». Мимическое упражнение: «Лисенок
высматривает мышку». Обучение пониманию и употреблению жестов в игре «Нука, зеркало, скажи и советом помоги». Ходьба в заданном направлении, держась за
руки, за веревку.
Приветствие в виде жеста. Игра с водой «Бульки». Игра с песком «Домик из песка»,
игрушками из материалов с различной фактурой. Поиск недостающих деталей в
контейнере с сыпучим материалом. Раскрашивание плавников рыбки мелками.
Раскрашивание хвостика рыбки карандашом. «Ходьба» указательным и средним
пальцами в заданном направлении по дорожке из брусков, из мягкого настила.
Пальчиковая гимнастика «Семья пальчиков». «Ходьба» средним и указательным
пальцами по мягкой, шершавой, бугристой, влажной дорожке. Удерживание,
захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчёски, кисти, карандаша.
Копирование поз и движений ведущего «Цапля», «Топор», «Самолет». Гимнастика
для глаз. Ходьба, бег на месте под музыку с изменением темпа (быстро – медленно).
Рассматривание сюжетной картинки «Домашние животные». Слушание
аудиозаписи «Лай собаки», «Мяуканье кошки». Звукоподражание. Имитация
действий при прослушивании потешки «Ты, собачка, не лай!» Психогимнастика:
«Щенок лакает молоко». Игровая деятельность «Поглажу собачку по головке, по
спинке, по хвостику». Инсценировка текста потешки «Киска, киска».
Приветствие: слово (поднятие руки, жест, улыбка, взятие за руку). Пальчиковая
гимнастика «Фонарик». Упражнение на развитие дыхания «Задуй свечу».
Гимнастика для глаз «Огонь в камине». Игры на прослеживание взглядом за
ёлочной гирляндой.
Артикуляционная гимнастика «Бегемот». Хоровое проговаривание гласного звука
«а» с различной громкостью и силой голоса. Практическое использование силы
голоса в речевой ситуации. Пение по подражанию колыбельной. Сюжетно –ролевая
игра «Уложи куклу Аню спать» (кукла напротив ребенка, справа, слева от него).
10

Прослеживание взглядом за
движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по
вертикали, по кругу, вперед, назад).
Прослеживание взглядом за
движущимся удаленным объектом.
Узнавание и различение цвета
объекта.

2

Локализация неподвижного
источника звука, расположенного на
уровне уха, плеча, талии.
Прослеживание за близко
расположенным перемещающимся
источником звука.
Локализация неподвижного
удаленного источника звука.
Соотнесение звука с его источником.

2

23

Различение речевых и неречевых
звуков. Нахождение объектов,
одинаковых по звучанию.

2

24

Развитие умения воспринимать на
слух, воспринимать громко, тихо;
выполнять простые инструкции.

2

19

20

21

22

2

2

Подвижная игровая деятельность Справа-слева».
Приветствие: слово (поднятие руки, жест, улыбка, взятие за руку). Просмотр и
обсуждение познавательного видео «Он стоит, он двигается». Упражнения на
формирование пространственных понятий (далеко - близко, дальше - ближе). Игры
на прослеживание взглядом за свечой, фонарём, сенсорной палочкой, ёлочной
гирляндой. Выполнение практической работы.
Рассматривание сюжетной картинки «Весна». Соотношение фразы с картинкой.
Выполнение упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок, подуй на
цветок!». Сортировка и группировка предметов по цвету. Игровая деятельность:
«Найди цветок для бабочки», «Привяжи ленточки к шарикам», «Спрячь мышку от
кошки». Подвижная игровая деятельность «Бегите ко мне».
Артикуляционное упражнение «Привет!» Упражнения на формирование слухового
внимания «Звуки». Практическая работа «Игрушка пищит, бумага шуршит».
Слушание: вода течет, капает, музыка играет. Упражнения на развитие слухового
внимания: голос человека, стук молоточка, шаги.
Приветствие: звук (за дверью, в классе). Игровые упражнения на «поиск» источника
звука различной модальности: громко, тише, тихо. Действия и игровые композиции
на восприятие, воссоздание, извлечение звуков (хлопки ладонями, голос взрослого и
ребёнка). Практическая работа с музыкальными игрушками. Игровые вокализации,
звукоподражания.
Действия на восприятие, воссоздание, извлечение звуков (хлопки ладонями, шум
маракасов, детский голос). Слушание аудиозаписи «Голоса птиц. Игровые
вокализации, звукоподражания с использованием игрушек, шумовых имитаций:
бай-бай-бай, а-а-а, баю-баю-бай, му-му-му, бе-бе-бе, хрю-хрю-хрю. Выполнение
движений под музыку: плавно, ритмично, с прыжками, с хлопками. Раскачивание
под музыку. Узнавание и соотнесение звуков, голосов, шумов с конкретными
образами: «Как кричит петушок? Покажи, как плачет кукла? Как шумит вода? Кто
сейчас стучит в барабан?»
Выполнение заданий по словесным инструкциям педагога: игра «Слушай и
выполняй». Выполнение действий на восприятие, воссоздание, извлечение звуков
(хлопки ладонями, шум маракасов, детский голос). Слушание аудиозаписи «Голоса
11

25

Развитие способности на слух
воспринимать название различных
предметов.

2

26

Развитие речевого и неречевого
слуха.

2

27

Зрительное восприятие
формы. Запоминание, связанное с
представлениями о форме.

2

28

Формирование сенсорных эталонов
плоскостных геометрических фигур.

2

29

Практическое выделение величины.
Формирование сенсорных эталонов
плоскостных геометрических фигур.

2

птиц. Игровые вокализации, звукоподражания с использованием игрушек, шумовых
имитаций: бай-бай-бай, а-а-а, баю-баю-бай, му-му-му, бе-бе-бе, хрю-хрю-хрю.
Выполнение движений под музыку: плавно, ритмично, с прыжками, с хлопками.
Раскачивание под музыку. Узнавание и соотнесение звуков, голосов, шумов с
конкретными образами: «Как кричит петушок? Покажи, как плачет кукла? Как
шумит вода? Кто сейчас стучит в барабан?»
Прослушивание звучания предметов, издающих различные звуки, например,
колокольчик, молоточек, детская дудочка. Игровая деятельность на развитие
слухового восприятия «Кто что услышит». Сюжетно-ролевая игра на развитие
остроты слуха «Помоги игрушкам». Игровая деятельность на усиление
концентрации слухового восприятия «Превращения».
Артикуляционная гимнастика: «Танины игрушки». Слушание стихотворного текста:
«Таня с куклою играет». Имитация движений. Игра «Путешествие мухи» предлагается квадрат, разлинованный на клетки. Дети выполняют устные
инструкции, и муха (аппликация) передвигается по клеточкам в разных
направлениях. Подвижно-игровая деятельность на развитие концентрации, умения
слаженно действовать в группе: «Дождь».
Исследовательская деятельность: определение объекта по форме, цвету, вкусу,
слову. Идентификация на основе показа и речи. Опознавание, выделение, сравнение
общих и отличительных признаков знакомых предметов среди других (яблоко:
круглое, продолговатое, большое, маленькое, красное, зеленое, желтое, вкусное,
ароматное, растет на дереве, фрукт). Рисование на полу. Рисование на спине друг
друга. Игровая деятельность, направленная на развитие восприятия формы:
«Простые фигуры», «Точечный рисунок».
Приветствие (корова мычит: Му-у-у» (громко, низким голосом)). Артикуляционное
зарядка «Мычащая корова» — вытянуть губы трубочкой. Психогимнастика:
«Корова жуёт траву» — изобразить, как корова ест сочную траву, выражая
удовольствие. Аппликации круга из салфетки методом отрыва «Лужок для
Буренки». Аппликация из готовых шаблонов «Собираем из треугольников фигуру
ёлочки». Построение квадрата из счетных палочек «Дом для Буренки».
Артикуляционная гимнастика «Воздушные шары». Мимическая зарядка
«Огорчение». Выполнение действия по расчлененной, последовательной
инструкции: посмотри, рассмотри, найди, покажи. Сравнение геометрических
фигур приёмом наложения, прикладывания друг к другу. Практическая работа на
12

30

Составление целого из частей на
разрезном наглядном материале.

2

31

Составление целого из частей на
разрезном наглядном материале.

2

32

Адекватная реакция на запахи.
Различение объектов по запаху.
Адекватная реакция на продукты,
различные по вкусовым качествам и
консистенции.
Различение основных вкусовых
качеств продуктов. Узнавание
продукта по вкусу.

2

Диагностика детей для определения
уровня развития сенсорных
процессов.

2

Итого:

34

33

34

2

сравнение предметов между собой.
Действия по подражанию («Смотри, как я делаю. Сделай так же»). Игровая
деятельность на развитие восприятия части и целого «Что там нарисовано».
Сравнение плоских разноцветных предметов. Выделение предметов из группы по
определённому признаку. Поиск одинаковых предметов. Конструирование фигуры
человека из готовых шаблонов, из деталей, изготовленных ранее из пластилина.
Действия по подражанию («Смотри, как я делаю. Сделай так же»). Игровая
деятельность на развитие восприятия части и целого «Что там нарисовано».
Сравнение плоских разноцветных предметов. Выделение предметов из группы по
определённому признаку. Поиск одинаковых предметов. Конструирование фигуры
человека из готовых шаблонов, из деталей, изготовленных ранее из пластилина.
Распознавание названий готовой пищи и продуктов питания: чай, компот, хлеб, сыр,
яблоко. Упражнения с карточками ПЕКС для аутичных детей. Ролевая игра
«Соберем корзину с продуктами». Игровая деятельность «Баночки с сюрпризом».
Просмотр презентации «Как можно нюхать запах в баночке». Выполнение
упражнений «Найди запах». Игровая деятельность «Лечим куклу».
Упражнение на развитие мимики «Удовольствие». Просмотр обучающего видео
«Вкус». Упражнение на формирование и развитие положительной реакции на пищу
«Попробуй, это вкусно!». Ролевая игра «Жду гостей». Практическая работа на
совершенствование навыка приема пищи (называние пищи педагогом, порядок
действий: возьми чашку двумя руками, пей сок, он сладкий; возьми пирожок в одну
руку, чашку в другую руку, пирожок вкусный, он с картофелем и т. д.)
Дифференциация «Самое сладкое, самое кислое».
Выполнение
упражнений:
вложить
геометрические формы в гнёзда
соответствующей плоскости; сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4,
например, красные, желтые, синие и зелёные кубики, сложить четырехсоставную
матрешку; сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 4
убывающих по величине колец: сложить предметную картинку, разрезанную
вертикально на 4 части.

13

№
п/п

1

2

3

Учебно- методическая и справочная литература
Наименование
Автор
Издательство, год
издания
Примерная адаптированная
Баряева Л. Б.,
основная образовательная
Волосовец Т.В.,
программа для дошкольников с Гаврилушкина О.П.,
тяжелыми нарушениями речи.
Голубева Г. Г. и др.;
Под. ред. проф.
Лопатиной Л.В..
Воспитание и обучение детей и Бгажнокова И.М.
подростков с тяжёлыми и
множественными
нарушениями развития.
Сенсорное воспитание детей с Метиева Л.А.,
отклонениями в развитии.
Удалова Э.Я.
Сборник игр и игровых
упражнений.
Шевченко С.Г.
Коррекционно-развивающее
обучение: Организационно –
педагогические аспекты.

СПб.: ФИРО
РАНХИГС, 2014.

Количест
во
экземпляр
ов
1

М.:Гуманитарный
издательский
центр Владос,
2010.
М.: Книголюб,
2007.

1

1

1

5

Дидактические игры в
обучении дошкольников с
отклонениями в развитии.

Катаева А.А.,
Стребелева Е.А.

6

Развитие сенсорной сферы
детей: пособие для учителей
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида.
Сенсорное воспитание детей с
отклонениями в развитии.
Сборник игр и игровых
упражнений.
Занятия по сенсорному
воспитанию
Социализация детей с
интеллектуальными
нарушениями в контексте
модернизации системы
образования: опыт, проблемы,
перспективы: сб. материалов
Всеросс. науч.-практ. конф. 26
марта 2015 г.

Метиева Л.А.,
Удалова Э.Я.

М;.Гуманитарный
издательский
центр Владос,
1999.
М.:Гуманитарный
издательский
центр Владос,
2011.
М.: Просвещение,
2009.

Метиева Л.А.,
Удалова Э.Я.

М.: Книголюб,
2007.

1

Пилюгина, Э.Г.

М.: Просвещение,
1993.
Екатеринбург:
ГАОУ ДПО СО
«ИРО», 2015.

1

4

7

8
9

Под общ. ред.
Соловьевой С. В.

1

1

1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».