МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация городского округа Верхотурский МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Директор МКОУ "Меркушинская ООШ" ________________________ Протокол № 6 от «22» 08 2023 г. Трапезникова Ю.Г. Приказ № 104 от «22» 08 2023 г. Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1– 9 классов с задержкой психического развития. село Меркушино 2023 Пояснительная записка. Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут. При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра. Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Задачи программы: 1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности). 2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности. 3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности. Структура коррекционно – развивающих занятий: Ритуал приветствия. Рефлексия предыдущего занятия. Разминка. Основное содержание занятия. Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания. В структуре занятий выделяются: Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности. Блок коррекции и развития этих познавательных процессов. Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления. Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память. В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к еденичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах. Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами: Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка. Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление. Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека. Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов. Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс, 7 вид Раздел Темы занятий Блок 1 Входная диагностика познавательных процессов 1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (упражнения «Далеко близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?») 2. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») 3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»). Коррекция, развитие и 22 диагностика познавательных процессов 1. Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр – я «Что, где находится?», «Положи верно») 2. Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр – я «Спрячем и найдем») 3. Развитие восприятия времени. (упр. «Когда это бывает?», «Календарь», «Что было вчера?») 4. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки», «Что больше, выше», «Толстый, тонкий») Блок 2 Коррекция, развитие и диагностика восприятия 5. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет») Количество часов 3 Дата Коррекция, развитие и диагностика внимания Коррекция, развитие и диагностика памяти Коррекция, развитие и диагностика мышления 6. Диагностика развития пространства, времени, цвета. 1. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Найди и подчеркни», «Поиск предмета») 2. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй», «Смотри на руки», «Слушай команду») 3. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета») 4. Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам») 5. Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») 1. Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес») 2. Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат») 3. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?») 4. Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»). 5. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»). 6. Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») 1. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»). 2. Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. Блок 3. Блок 4. Развитие мелкой моторики Развитие сенсорной моторики. Диагностика. Блок 5 3. Развитие умения классифицировать. 4. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что посажено раньше?») 5.Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку у которой самое короткое платье») 6. Диагностика развития мышления. Диагностика моторной 1 деятельности 1.Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»). 2. исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я») Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего») Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании. Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Колючий человек», «Голоса природы», дыхательная гимнастика) 2. Диагностика моторной деятельности. Заключительная диагностика 3 5 1. Диагностика восприятия 2.Диагностика внимания 3. Диагностика памяти 4. Диагностика мышления Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 2 класс (7 вид) Раздел Темы занятий Блок 1. Входная диагностика познавательных процессов 1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали») 2. Диагностика развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»). 3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») 4. Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное») Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. 1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.») Блок 2. Коррекция, развитие и диагностика восприятия. Коррекция, развитие и диагностика внимания. 2. Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера») 3. Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы») 4. Диагностика развития восприятия. 1. Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди отличия», «Перепутанные линии», «Зашифрованное слово») 2. Развитие произвольного внимания. (Упр. «Зеваки», «Буквы алфавита») Количество Дата часов 4 19 3. Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»). Коррекция, развитие и диагностика памяти. Коррекция, развитие и диагностика мышления. 4. Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг - крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики») 5. Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца») 6. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») 1. Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры», методика «Запомни слова»). 2. Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»). 3.Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»). 4.Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»). 1.Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»). 2.Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. 3.Развитие умения классифицировать. 4.Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.). 5.Диагностика развития мышления. Блок 3. Диагностика моторной деятельности. 1.Диагностика развития движений 1 Блок 4. Развитие сенсорной моторики. Развитие мелкой моторики. пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»). 2.Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»). Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. 1.Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»). 2.Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. 1.Пальчиковая гимнастика. 6 2.Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»). Развитие 1.Координация движений. Отображение крупной эмоциональных состояний с помощью моторики. мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, Диагностика. как я», «Игра с волной», «Радость», «Печаль»). 2.Диагностика развития моторной деятельности. Блок 5. Заключительная диагностика. 4 1.Диагностика восприятия. 2.Диагностика внимания. 3.Диагностика памяти. 4.Диагностика мышления. Тематическое планирование по курсу : «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс, (7 вид) Раздел. Темы занятий. Количество Дата. часов. Блок 1. Входная диагностика познавательных 4 процессов. 1.Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»). 2.Исследование устойчивости внимания. Блок 2. Коррекция и развитие восприятия. Коррекция и развитие внимания. Коррекция и развитие памяти Коррекция и развитие (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»). 3.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»). 4.Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления. Коррекция, развитие и диагностика 15 познавательных процессов. 1.Развитие восприятия пространства. (Упражнения «Перед. За. Между. Рядом», «Угадай, кого загадали»). 2.Развитие восприятия времени. (Упражнения «Лови, бросай, дни недели называй», «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц). 3.Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: какой цвет потерялся?», «Геометрические тела», «Что общего между геометрическими фигурами?»). 4.диагностика развития восприятия пространства, времени, цвета, формы. 1.Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?», «Зигзаг на доске»). 2.Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найти смыл», «Считай правильно», «Знаковый тест»). 3. Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «Лабиринты», методика «Перепутанные линии», «Запомни предмет») 4. Развитие произвольного внимания (Игры «Слухачи», «Пишущая машинка») 5. Диагностика развития внимания. 1. Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»). 2. Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел. Воспроизведение текста. Мнемический ряд. Гений памяти. 3. Диагностика развития памяти. 1. Развитие словесно – логического мышления: мышления. Блок 3. Блок 4. Развитие сенсорной моторики Развитие мелкой моторики. Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам; Формирование способности выделять существенные признаки предметов; Развитие умения классифицировать; Развитие умения выбирать основание для классификации. 2. Диагностика развития мышления. Диагностика моторной деятельности. 2 1. Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. («Теневой театр», упр. «Обведи»). 2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр. «Радость, печаль») Коррекции, развитие и диагностика моторной 8 деятельности. 1. Расслабление по контрасту с напряжением (Упр. «Тяжесть - легкость», «Расслабление и напряжение») 2. Расслабление с фиксацией на дыхании. Дыхательная гимнастика. 1. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. (Методики «Теневой театр», «Обведи и вырежи», гимнастика для пальчиков). 2. Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Холодно – тепло - горячо», «Узнай предмет») Развитие крупной моторики. Диагностика. Блок 5. 1. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела.. (Упр. «Гимнастика для глаз», «Печаль», «Сугробы и солнышко») 2. Диагностика моторной деятельности. Заключительная диагностика. 5 1. Диагностика восприятия. 2.Диагностика внимания. 3. Диагностика памяти. 4. Диагностика мышления. Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики сенсорных процессов» 4 класс (7 вид) Раздел Темы занятий Блок 1. Входная диагностика познавательных процессов. 1. Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности») 2. Диагностика внимания: Устойчивость (Методика «Расставь знаки» видоизмененная методика Немова Р.С.); Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера). 3. Диагностика памяти: Зрительная (Методика «Тренируем память»); Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.) 4. Диагностика мышления: Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению). Коррекция, развитие и диагностика 20 познавательных процессов. 1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «Запомни и найди», «Что нарисовано») Блок 2 Коррекция, развитие и диагностика восприятия 2. Развитие восприятия времени. (Упражнения «Быстро-долго», «Кто старше?»). 3. Развитие восприятия цвета. (Упражнения «Нарисуй цвет», «Найди такой же цвет»). 4. Развитие восприятия величины. Количество Дата часов 3 Коррекция, развитие и диагностика внимания. Коррекция, развитие и диагностика памяти. (Упражнения «Спрячь игрушку»). 5.Диагностика развития восприятия. 1. Развитие устойчивости внимания. (Тест Бурдона, упражнения «Найди и вычеркни», «Запомни предмет», «Лабиринт»). 2.Совершенствование развития устойчивости и концентрации внимания. (Упражнения «Знаковый тест», «Что получилось?»). 3. Развитие переключаемости, распределяемости внимания. (Упражнения «Красно-чёрная таблица», «Подчеркни»). 4.Совершенствование развития умения распределять внимание. (Упражнение «Найди одинаковые предметы»). 5. Диагностика развития внимания. 1.Развитие зрительной памяти. (Упражнения «Запомни», «Чего не хватает?»). 2.Совершенствование развития зрительной памяти. (Игра «Фанты»). 3.Развитие слуховой памяти. (Упражнения «Запоминание слов и чисел», «Испорченный телефон»). 4.Совершенствование развития слуховой памяти. (Упражнение «Запомни своё место»). 5. Обобщённое занятие на развитие памяти. Повторение изученных упражнений. Коррекция, развитие и диагностика мышления. 6. Диагностика развития памяти. 1.Развитие наглядно-действенного мышления. (Упражнения «Помоги найти портрет», «Сделай самолёт»). 2. Развитие словесно-логического мышления. (Упражнения «Что находится справа от шкафа?», «Найди самое маленькое дерево»). 3. Развитие словесно-логического мышления. Определение существенных признаков и несущественных. (Упражнения «Покажи одинаковые картинки», «Кто, где живёт?»). 4. Развитие операции сравнения. (Упражнение «Сравни»). 5.Развитие операции обобщения, анализа. (Упражнения «Что лишнее?», «Чего не хватает?»). 6. Диагностика развития мышления. Блок 3. Диагностика моторной деятельности. 2 1. Исследование развития пластичности и выразительности движений пальцев рук, оценка тактильных ощущений. (Методика «Обведи», М. Монтессори) 2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Методика «Радость», «Печаль») Блок 4. Коррекция, развитие и диагностика 5 моторной деятельности. Развитие 1. Развитие пластичности, мелкой выразительности движений пальцев моторики рук. (Упр. «Моя семья», «Вырежи», «Нарисуй», пальчиковая гимнастика). 2.Развитие тонких тактильных ощущений. (Упражнения «Ощупай и слепи», «Узнай предмет на ощупь»). Развитие 1. Отображение эмоциональных состояний крупной с помощью мимики, жестов, моторики. прикосновений, движений тела. (Упражнения «Гимнастика для глаз», «Колючий человек»). Развитие 1. Развитие расслабления по контрасту с сенсорной напряжением, расслабление с фиксацией моторики. на дыхание. (Упражнения «ТяжестьДиагностика. лёгкость», «Море», дыхательная гимнастика). 2. Управление мышцами тела. (Упражнения «Зима и лето», «Солнышко»). 3.диагностика моторной деятельности. Блок 5. Заключительная диагностика. 4 1. Диагностика восприятия. 2. Диагностика внимания. 3. Диагностика памяти. 4. Диагностика мышления. Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 5 класс (7 вид) Раздел Темы занятий Блок 1 Входная диагностика познавательных процессов 1. Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. (Упр. «Поиск по признакам», «Назови такой же») 2. Исследование устойчивости внимания. (Методика «Знаковый тест») 3.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методика «Запомни слова», «Запомни числа»). 4. Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. (Методика «Четвертый лишний», «Найди лишнее слово»). Коррекция, развитие и диагностика 16 познавательных процессов. 1. Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений. (Упр. «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь»). 2. Развитие восприятия времени. (Упр. «Кто старше?», «Назови месяц дальше», заучивание скороговорок). 3. . Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. (Упр. «Какой цвет пропал?», «Построй башню», методики «Вес предмета», «Кто больше весит?») 4. Диагностика развития восприятия. 1. Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди 5 отличий», «Исключение лишнего») Блок 2 Коррекция развитие и диагностика восприятия Коррекция, развитие и диагностика внимания 2. Развитие умения распределять внимание. (Упр. «Корректурная проба», «Графический диктант») Количество Дата часов 4 Коррекция, развитие и диагностика памяти. Коррекция, развитие и диагностика мышления. Блок 3. Блок 4. Развитие сенсорной моторики Развитие мелкой моторики 3. Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «В магазине зеркал», «Исключение лишнего», «Найди отличие») 4. Развитие произвольного внимания. (упр. «Лото», «Найди двух одинаковых животных», «Воспроизведение геометрических фигур»). 5. Диагностика развития внимания. 1. Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», «Разрезанная картинка») 2. Развитие слуховой памяти. (Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся запоминать надолго») 3. Диагностика развития памяти. 1. Развитие словесно – логического мышления: Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам; Формирование способности выделять существенные признаки предметов; Развитие умений классифицировать; Развитие умений выбирать основание для классификации. 2. Диагностика развития мышления. Диагностика моторной деятельности. 1. Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности. 2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр. «Радость», «Печаль») Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. 1. Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. 2. Расслабление по контрасту с напряжением. (Упр. «Расслабление и напряжение») 1. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. (Методика «Теневой театр», «Составь и вырежи»). 2 8 2. Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Кусочки ткани», «Узнай предмет на ощупь»). Развитие 1. Отображение эмоциональных состояний с крупной помощью мимики, жестов, прикосновений, моторики. движений тела. (Упр. «Радость», «Печаль», Диагностика. гимнастика для глаз.) 2. Диагностика моторной деятельности. Блок 5 Заключительная диагностика. 1. Диагностика восприятия. 2. Диагностика внимания. 3. Диагностика памяти. 4. Диагностика мышления. 4 Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 6 класс (7 вид) Раздел Темы занятий Блок 1. Входная диагностика познавательных процессов. Диагностика 1. Исследование зрительного и слухового развития восприятия (Методика «Узнавание восприятия недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) 2. Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) Диагностика 1. Исследование концентрации, развития устойчивости, объема и переключения внимания внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) 2. Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) Диагностика 1. Оценка зрительной и слуховой памяти. развития (Методика «Узнавание фигур», «Запомни памяти фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) 2. Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика Количество Дата часов 9 «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») Диагностика 1. Диагностика наглядно – действенного, развития наглядно – образного мышления. мышления (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 2) 2. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). 3. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). Блок 2 Коррекция, развитие и диагностика 19 познавательных процессов. Коррекция, 1. Коррекция и развитие восприятия развитие и пространства. (Программа по коррекции диагностика пространственной ориентации). восприятия. 2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») 3. Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») 4. Диагностика развития восприятия. Коррекция, 1. Коррекция и развитие концентрации и развитие и устойчивости внимания. Методики диагностика «Корректурная проба (буквенный внимания. вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20») 2. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») 3. Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно – черная таблица» (1-12, 1-18); «Красно – черные пары 1- 14, 15 - 1», «Устный счет», «два дела одновременно»). 4. Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») 5. Диагностика развития внимания. Коррекция, 1. Развитие способности к воссозданию развитие и мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 диагностика из №1) памяти 2. Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46, из №1). 3. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). 4. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). Коррекция, 1. Коррекция и развитие наглядно – развитие и образного мышления. (Методики диагностика «Лабиринт, «На что это похоже?», мышления «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 2. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») 3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») Блок 3. Заключительная диагностика. 6 1. Диагностика восприятия. 2. Диагностика внимания. 3. Диагностика памяти. 4. Диагностика мышления. Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 7 класс (7 вид) Раздел Темы занятий Количество Дата часов Блок 1. Входная диагностика познавательных 11 процессов. Диагностика 1. Исследование зрительного и слухового развития восприятия (Методика «Узнавание восприятия недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) 2. Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) Диагностика 1. Исследование концентрации, развития устойчивости, объема и переключения внимания внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) 2. Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) Диагностика 1. Оценка зрительной и слуховой памяти. развития (Методика «Узнавание фигур», «Запомни памяти фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) 2. Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») Диагностика 1. Диагностика наглядно – действенного, развития наглядно – образного мышления. мышления (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 2) 2. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). 3. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). Блок 2 Коррекция, развитие и диагностика 19 познавательных процессов. Коррекция, 1. Коррекция и развитие восприятия развитие и пространства. (Программа по коррекции диагностика пространственной ориентации). восприятия. 2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») 3. Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») 4. Диагностика развития восприятия. Коррекция, 1. Коррекция и развитие концентрации и развитие и устойчивости внимания. Методики диагностика «Корректурная проба (буквенный внимания. вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20», «Синтез слов и звуков») 2. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет», арифметический диктант) 3. Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно – черная таблица» (1-12, 1-18); «Красно – черные пары 1- 14, 15 - 1», «Устный счет», «два дела одновременно»). 4. Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») 5. Диагностика развития внимания. Коррекция, 1. Развитие способности к воссозданию развитие и мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 диагностика из №1) памяти 2. Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46, из №1). 3. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки», мысленные образы и эмоции). 4. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов», «Запоминание стихов»). Коррекция, 1. Коррекция и развитие наглядно – развитие и образного мышления. (Методики диагностика «Лабиринт, «На что это похоже?», мышления «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 2. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») 3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение», «Логические задачи») Блок 3. Заключительная диагностика. 4 1. Диагностика восприятия. 2. Диагностика внимания. 3. Диагностика памяти. 4. Диагностика мышления. Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 8 класс Раздел Темы занятий Блок 1. Входная диагностика познавательных процессов. Диагностика 1. Исследование зрительного и слухового развития восприятия (Методика «Узнавание восприятия недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3) 2. Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 3) Диагностика 1. Исследование концентрации, развития устойчивости, объема и переключения внимания внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 3) 2. Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 3) Диагностика 1. Оценка зрительной и слуховой памяти. развития (Методика «Узнавание фигур», «Запомни памяти фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3) 2. Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») Диагностика 1. Диагностика наглядно – действенного, развития наглядно – образного мышления. мышления (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 3) 2. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Четвертый Количество Дата часов 10 лишний», уровень сложности 3 ). 3. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). Блок 2 Коррекция, развитие и диагностика 19 познавательных процессов. Коррекция, 1. Коррекция и развитие восприятия развитие и пространства. (Программа по коррекции диагностика пространственной ориентации). восприятия. 2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Таблицы геометрических фигур», «Таблицы графических изображений», «Назови предмет»). 3. Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?», «Вначале потом»). 4. Диагностика развития восприятия. Коррекция, 1. Коррекция и развитие концентрации и развитие и устойчивости внимания. Методики диагностика «Корректурная проба (буквенный внимания. вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25, 30, 50») 2. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Рассмотри и опиши, что изменилось», арифметический диктант) 3. Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Мютерберга », «Красно – черные пары 1- 24», «Устный счет», «два дела одновременно»). 4. Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Считай и двигайся») 5. Диагностика развития внимания. Коррекция, 1. Развитие способности к воссозданию развитие и мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 диагностика из №1) памяти 2. Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46, из №1). 3. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры и знаки », «Осознание словесного материала», «Запомни двухзначные числа», «Воспроизведи рассказ»). 4. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Запоминание стихов», «Запоминание слов»). 5. Диагностика развития памяти. Коррекция, 1. Коррекция и развитие наглядно – развитие и образного мышления. (Методики диагностика «Лабиринт, «На что это похоже?», мышления «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 2. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха», «Составь из треугольников») 3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») Блок 3. Заключительная диагностика. 5 1. Диагностика восприятия. 2. Диагностика внимания. 3. Диагностика памяти. 4. Диагностика мышления. Тематическое планирование по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 9 класс Раздел Темы занятий Количество Дата часов Блок 1. Входная диагностика познавательных 11 процессов. Диагностика 1. Исследование зрительного и слухового развития восприятия (Методика «Узнавание восприятия недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3) 2. Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 3) Диагностика 1. Исследование концентрации, развития устойчивости, объема и переключения внимания внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 3) 2. Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 3) Диагностика 1. Оценка зрительной и слуховой памяти. развития (Методика «Узнавание фигур», «Запомни памяти фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3) 2. Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») Диагностика 1. Диагностика наглядно – действенного, развития наглядно – образного мышления. мышления (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 3) 2. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний», уровень сложности 3 ). 3. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов», «Составь фигуру»). Блок 2 Коррекция, развитие и диагностика 19 познавательных процессов. Коррекция, 1. Коррекция и развитие восприятия развитие и пространства. (Программа по коррекции диагностика пространственной ориентации). восприятия. 2. Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Таблицы геометрических фигур», «Таблицы графических изображений», «Назови предмет», «Таблица букв»). 3. Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?», «Вначале потом»). 4. Диагностика развития восприятия. Коррекция, 1. Коррекция и развитие концентрации и развитие и устойчивости внимания. Методики диагностика «Корректурная проба (буквенный внимания. вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25, 30, 50», «Синтез слов и звуков», «Посмотри, запомни, опиши», игра «слова - невидимки») 2. Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Рассмотри и опиши, что изменилось», арифметический диктант, «Интеллектуальная лабильность») 3. Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Мютерберга », «Красно – черные пары 1- 24», «Устный счет», «Два дела одновременно»). 4. Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Считай и двигайся», игра «Повторяем движения», «Проверка») 5. Диагностика развития внимания. Коррекция, 1. Развитие способности к воссозданию развитие и мыслительных образов. (упр. 33, 34,35, 36 диагностика из №1) памяти 2. Коррекция и развитие словесно – логической памяти. (Методика «Запомни пару 1», упр.43, 44, 46, из №1). 3. Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры и знаки », «Осознание словесного материала», «Запомни двухзначные числа», «Воспроизведи рассказ», упражнение «Мысленные образы и эмрции»). 4. Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Запоминание стихов», «Запоминание слов»). 5. Диагностика развития памяти. Коррекция, 1. Коррекция и развитие наглядно – развитие и образного мышления. (Методики диагностика «Лабиринт, «На что это похоже?», мышления «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 2. Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха», «Составь из треугольников») 3. Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») Блок 3. Заключительная диагностика. 4 1. Диагностика восприятия. 2. Диагностика внимания. 3. Диагностика памяти. 4. Диагностика мышления. Методическое обеспечение: 1. Диагностический комплект для начальной школы. 2. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001 3. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006 4. Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001 5. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005 6. М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995 7. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002 8. И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003 9. Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007 10.Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000 11.В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991