/МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МКУ УО Городской округ Верхотурский Администрация Городского округа Верхотурский МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Директор МКОУ "Меркушинская ООШ" ________________________ Трапезникова Ю.Г. Протокол № 6 Приказ № 104 от «22» 08 2023 г. от «22» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы социальной жизни» (для обучающихся с умственной отсталостью/ интеллектуальными нарушениями вариант 1) 5 класс с.Меркушино 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» разработана в соответствии с: -Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основной -Адаптированной обучающихся с умственной общеобразовательной отсталостью программой (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Меркушинская ООШ» -Учебным планом МКОУ «Меркушинская ООШ» Цель: практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Изучение предмета призвано решать следующие задачи: ―расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; ―формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ―ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; ―практическое ознакомление учреждений социальной пользоваться услугами с деятельностью направленности; учреждений и различных формирование предприятий умений социальной направленности; ―усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); 2 ―развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Общая характеристика учебного предмета Основная цель предмета «Основы социальной жизни» заключается в практической подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся. Она направлена на разностороннее умственному развитие развитию, личности обучающихся, обеспечивают способствует гражданское, их нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся, подготовки их интегрированный к самостоятельной подход к жизни, формированию программа предполагает личностных качеств, комплексную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам: Личная гигиена и здоровье Одежда и обувь Питание Жилище Культура поведения 3 Торговля семья Транспорт Средства связи Каждый из разделов, основываясь на академической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий торговли и транспорта. В процессе обучения необходимо дать обучающимся представление о предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» - является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию; Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, 4 внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии. Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания. Тематика разделов программы «Транспорт» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. Большое внимание на занятиях по основам социальной жизни отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию их фантазии, художественного вкуса. Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций. На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами, и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия 5 службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого обучающегося. Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ. Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики. Промежуточная аттестация Проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости обучающихся. Текущая проверка проводится учителем в рамках календарно- тематического планирования. Оценка знаний проводится по следующим видам работ: - самостоятельная работа; - тесты; - практическая работа; При устном опросе учитель выявляет степень понимания обучающимися изученного материала, овладение ими теорией, знание правил и умение применять их на практике. При фронтальном опросе вопросы ставятся целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференцированно подходит 6 к обучающимся класса, учитывая возможности каждого ребенка тем самым, вовлекая всех в активную работу. Индивидуальный опрос включает как проверку теоретических знаний, так и умение применять их на практике. Для индивидуального опроса учитель вызывает обучающегося к доске, привлекая к ответам внимание всего класса. Индивидуальный опрос позволяет более глубоко проверить знания обучающихся. Проверка знаний проводится путем организации самостоятельного выполнения практической работы, контрольных работ, тестовых заданий. Самостоятельная работа может быть рассчитана на большую часть урока. Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через: отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений. Место предмета «Основы социальной жизни» в учебном плане Предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество», относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 5 по 9 класс. В 5 классе из учебного плана выделяется 68ч. (2 час в неделю). Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками старшей школы следующих предметных и личностных результатов: Личностные результаты: К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Основы социальной жизни» относятся: 7 1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; 2) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; 3) умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); 4) использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 5) умение обращаться за помощью и принимать помощь; 6) понимание инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности; 7) сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8) умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 9) активное участие в деятельности по предложенному плану в общем темпе; 10) адекватное использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) 11) умение работать с учебными принадлежностями; 12) соблюдение порядка на рабочем месте; 13) представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; 14) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; 15) ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; 16) любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России; 17) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города; 8 18) представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе; 19) представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; 20) уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; 21) овладение умениями ориентироваться в окружающем мире; 22) овладение умениями поведения в быту; 23) овладение основными навыками социальной роли обучающегося. Предметные результаты Раздел курса: Введение Минимальный уровень: - представление о предмете основы социальной жизни; - выполнение некоторых видов работ с учебником и тетрадью на печатной основе совместно с учителем; Достаточный уровень: - представления о разделах предмета основы социальной жизни; - представление о правилах безопасности; - выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе самостоятельно. Раздел курса: Питание Минимальный уровень: - знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; - представление о видах бутербродов; - представление о напитках (чай); - представление о продуктах, необходимых для приготовления завтрака; 9 - знание названий торговых организаций по продаже продуктов питания; - совершение покупок различных продуктов питания под руководством взрослого; Достаточный уровень: - представления об организации питания семьи и влияние правильного питания на здоровье человека; - знание режима питания людей; - представления о разных группах продуктов питания; - самостоятельное приготовление простых бутербродов; - знание способов хранения и переработки продуктов питания; - составление ежедневного меню для завтрака из предложенных продуктов питания; - самостоятельное приготовление несложных блюд из яиц (яйца отварные); - самостоятельное заваривание чая; - совершение покупок продуктов питания ежедневного назначения. Раздел курса: Личная гигиена и здоровье Минимальный уровень: - знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; Достаточный уровень: - знание и соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д. Раздел курса: Одежда и обувь Минимальный уровень: - знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; - знание названий торговых организаций по продаже различных видов одежды и обуви, их виды и назначения; 10 - совершение покупок различных видов одежды и обуви под руководством взрослого; - представление о магазинах по продаже различных видов одежды; - представление о видах обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); Достаточный уровень: - представление о видах одежды и обуви в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), видах тканей; - представление о головных уборах: виды и назначение; - представление о роли одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека; - представление о хранении обуви: способы и правила; -выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной помощи педагога «Уход за обувью: чистка обуви, использование кремов для чистки обуви, виды кремов для чистки обуви; их назначение, сушка обуви; - знание правил ухода за обувью из различных материалов». Раздел курса: Жилище Минимальный уровень: - представление о доме; - представление о домашнем почтовом адресе; -представление о правилах ухода за кухонной посудой в зависимости от материала, из которого они изготовлены; - представление о столовых приборах их назначение и правилах ухода; - представление о кухонной мебели, ее названия и назначение; - представление о кухонной посуде: виды, назначение; - представление о комнатных растениях; 11 Достаточный уровень: - представление о типах жилых помещений в городе; - представление о видах жилья: собственное и государственное; - представление об общих коммунальных удобствах в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики); -представление о планировке жилища: виды жилых комнат (гостиная, спальня, детская комната), виды нежилых помещений (кухня, ванная комната, санузел, назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений); - представление о национальных видах кухонной посуды; - представление о кухонном белье: виды (полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, фартуки, передники), материалы, назначение; - представление о кухонной посуде: виды, назначение, правила ухода, материалах для изготовления различных видов кухонной утвари и их свойствах; - представление о деревянном инвентаре и уходе за ним; - представление о предметах для сервировки стола: назначение, уход; -представление о видах кухонной посуды в зависимости от функционального назначения и материалах для изготовления различных видов кухонной утвари; их свойства; -представление о санитарных нормах и правилах содержания и ухода за кухонной утварью; -представление о видах кухонной мебели и правилах ухода и содержания за мебелью; - представление о видах комнатных растений, особенностях ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Раздел курса: Транспорт Минимальный уровень: - представление о городском транспорте; - знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте; 12 - представление о проезде из дома в школу; Достаточный уровень: - представление о видах городского транспорта, оплате проезда на всех видах городского транспорта; - знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте; - знание и выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта; - умение произвести расчет стоимости проезда. Раздел курса: Семья Минимальный уровень: - представление о составе семьи; - представление о фамилии, имени, отчестве ближайших родственников; Достаточный уровень: - представление о составе семьи и родственных отношениях в семье; - представление о фамилии, имени, отчестве ближайших родственников, возрасте, дне рождения; - представление о месте работы членов семьи, должности, профессии. Планируемый результат выпускников 9-х классов: Социальная компетенция: Соблюдение социальных и этических норм, Принятие и выполнение школьных норм поведения и общения, Добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно полезном труде; соблюдение правил здорового образа жизни. Коммуникативная компетенция: Дружеские отношения, Готовность к коллективным формам обучения и внеклассной деятельности; способность к эмоциональной привязанности, дружбе. 13 Уважительное отношение к взрослым в школе и вне школы. Обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу. Информационная компетентность: способность грамотно выполнять действия с информацией, пользоваться справочной литературой (рецептурный, телефонный справочник), энциклопедиями домашнего хозяйства, умение найти необходимую информацию (рецепт блюда, удалить пятно, и др.) используя интернет (разные поисковые системы), оплачивать квартплату, газ и другие услуги через платежные системы банкоматов, пополнить баланс на телефон. пользоваться журналом мод; ориентироваться в расписании транспорта (авиа, ж/д, автовокзалов), расписании работы врачей поликлиники и др. заполнять бланки почтового и телеграфного переводов; оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг. Образовательная (Предметная) компетентность: способность применять полученные знания на практике, подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером; определять стиль одежды; рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собс- твенные возможности; выводить пятна различными способами и средствами, готовить не сложные1-е, 2-е, 2-е блюда; сервировать праздничный стол; встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей; соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе, расставлять мебель в квартире; подбирать детали интерьера, 14 определять маршрут и выбирать транспортные средств, подсчитывать стоимость покупок. планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; соотносить выбранную профессию со своими возможностями; заполнять деловые бумаги. Содержание учебного предмета 5 класс (2ч. в неделю) Личная гигиена и здоровье Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач. Жилище 1. Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). 2. Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений. 15 3. Национальные виды кухонной посуды. История возникновения и развития кухонной утвари. 4. Кухонное белье: виды (полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, фартуки, передники), материалы, назначение. Практическое и эстетическое назначение кухонного белья. 5. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. 6. Виды кухонной посуды в зависимости от функционального назначения. Материалы для изготовления различных видов кухонной утвари; их свойства. 7. Правила ухода за кухонной посудой в зависимости от материала, из которого они изготовлены. 8. Столовые приборы: назначение, правила ухода. 9. Санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной утварью. 10. Кухонная мебель: названия, назначение. Кухонная мебель. Виды кухонной мебели. Правила ухода и содержание. 11. Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Одежда и обувь 1. Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. 2. Магазины по продаже различных видов одежды. 16 3. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. 4. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.). 5. Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Питание 1. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. 2. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. 3. Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. 4. Завтрак. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). 5. Напитки для завтрака. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. 6. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. 7. Посуда для завтрака. Сервировка стола. 8. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Овощные салаты: виды, способы приготовления. 17 9. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. 10. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). 11. Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив. Транспорт 1. Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. 2. Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда. Семья 1. Родственные отношения в семье. Состав семьи. 2. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. 3. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности 18 Тематическое планирование 5 класс № Темы Кол-во п/п Коррекционная работа Практическая работа часов 1 Вводный урок 2 2 «Личная гигиена» 8 Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. Выполнение туалета (чистка зубов, мытье рук, лица, расчесывание волос). Стирка носового платка. Установка настольной лампы на рабочем месте. 3 «Одежда и обувь» 4 Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. Чистка домашней и школьной формы, верхней одежды, обуви. 4 «Семья» 4 Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывании фамилии, имени, отчества своих близких родственников. Составление родового дерева 5 «Транспорт» 6 Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем. Составление маршрута от дома до школы-интерната, расчет стоимости проезда туда и обратно. 6 «Жилище» 8 Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Организация рабочего места школьника 7 «Культура поведения» 6 Развивать наглядно-действенное Выполнение упражнений для внимание и восприятие при укрепления осанки; формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. 8 «Питание» 20 Развивать мелкую моторику рук и Мытье посуды, кухонных 19 8 «Торговля» 8 9 Обобщение пройденного материала 2 эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола. принадлежностей, стирка салфеток.сервировка стола; Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров. Знакомство с отделами в магазине, определение срока годности товара, приобретение продукта, проверка чека, сдачи. приготовление блюд, не требующих тепловой обработки. Тестирование 20 КТП С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № Тема урока Кол. Дата Тип урока часов Межпред- Коррекция Наглядность внимание таблицы метные связи 1 3 4 5 6 7 8 Вводный урок 2 Личная гигиена 8 Личная гигиена. Ее значение для здоровья человека 1 Выполнение утреннего и вечернего туалета 1 Содержание в чистоте и порядке личных вещей 1 Стирка носового платочка. практическая работа 1 Правила и приемы ухода за органами зрения. 1 Способы сохранения зрения. 1 вводный формирование новых знаний биология формирование новых знаний и умений биология мышление комбинированный память таблицы мышление карточки внимание мелкая моторика комбинированный внимание хоз. мыло мелкая моторика комбинированный биология внимание мышление комбинированный биология внимание карточки мышление Гимнастика для глаз 9 10 11 12 Вред курения на организм подростка 1 Вред алкоголя на организм подростка 1 Одежда и обувь 4 Значение одежды, головных уборов и обуви для здоровья человека. 1 Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью 1 комбинированный биология внимание карточки мышление комбинированный биология внимание карточки мышление формирование новых знаний и умений трудовое обучение закрепление ЗУН трудовое обучение внимание карточки мышление мелкая моторика пуговицы крючки вешалки 13 Уход за одеждой. практическая работа 1 комбинированный трудовое обучение внимание мелкая оборудования для ручной стирки 21 моторика 14 Уход за одеждой. 1 комбинированный практическая работа Правила ТБ при работе утюгом. трудовое обучение внимание утюг мелкая моторика Семья 4 15 Родственные отношения в семье. 1 комбинированный письмо и разв. речи восприятие 16 Состав семьи учащихся. 1 комбинированный чтение и разв. речи внимание Состав семьи учащихся 1 чтение и разв. речи внимание география внимание плакаты память картинки 17 18 комбинированный карточки память память Состав семьи учащихся Транспорт 6 Виды транспортных средств. 1 20 Правила дорожного движения. 1 комбинированный чтение и разв. речи устной речи карточки 21 Знаки дорожного движения. 1 комбинированный изо восприятие изображения знаков 22 Составление маршрута от дома до школы 1 комбинированный география внимание 23 Маршруты передвижения от дома до школы-интерната, в ближайшие населенные пункты. 1 комбинированный география внимание Правила поведения в транспорте. 1 Жилище 8 25 Виды жилых помещений в городе и селе 26 19 комбинированный память комбинированный география 1 комбинированный география Виды жилья: собственное, государственное 1 комбинированный Варианты квартир и подсобных помещений 1 28 Организация рабочего места школьника 1 24 27 карточки внимание карточки внимание память закрепление ЗУН закрепление ЗУН практическая трудовое обучение внимание трудовое обучение внимание память память 22 работа 29 Почтовый адрес дома, школы-интерната 1 30 Почтовый адрес дома, школы-интерната 1 31 Уборка класса Уборка спальной комнаты география практическая работа 1 (практическая работа) 32 закрепление ЗУН закрепление ЗУН закрепление ЗУН практическая работа (практическая работа) память внимание трудовое обучение внимание биология устная речь 6 33 Осанка. Значение осанки при ходьбе. 1 комбинированный 34 Формы исправления осанки. Выполнение физ. упражнений для укрепления осанки. 1 комбинированный физкультура 35 Культура поведения со старшими и сверстниками 1 комбинированный Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. 1 Ситуативные диалоги при встрече и расставании. 1 38 Правила поведения за столом 1 37 39 40 41 42 конверты трудовое обучение Культура поведения 36 конверты география практическая работа 1 внимание память память моющие и чистящие средства моющие и чистящие средства внимание память комбинированный внимание память комбинированный внимание память комбинированный внимание память Питание 20 Значение питания в жизни и деятельности человека 1 Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания 1 Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей 1 Место приготовления пищи и его 1 формирование ЗУН внимание память формирование ЗУН биология формирование ЗУН биология формирование плакат внимание плакат память внимание плакат память карточки внимание 23 оборудование ЗУН восприятие воображение 43 44 45 46 Правила и приемы у хода за посудой и помещением, где готовят пищу 1 Правила ТБ при работе с режущими инструментами. Правила ТБ при приготовлении пищи Инструктаж. 1 Правила и приемы у хода за посудой и помещением, где готовят пищу. Практическая работа 1 Сервировка стола. 1 формирование ЗУН биология практическая работа биология комбинированный ОБЖ внимание память внимание внимание биология внимание память Сервировка стола. (практическая работа). 1 48 Бутерброды 49 47 50 51 памятки по ТБ память память комбинированный памятки по ТБ практическая работа биология 1 комбинированный биология Приготовление бутербродов (практическая работа). 1 практическая работа биология Формы нарезки овощей 1 практическая работа биология Формы нарезки овощей 1 практическая работа биология комбинированный биология внимание память внимание память инструкционные карты инструкционные карты инструкционные карты инструкционные карты внимание плакат память внимание память инструкционные карты (практическая работа). 52 53 Приготовление винегрета 1 Приготовление винегрета 1 внимание плакат память практическая работа биология внимание память инструкционные карты (практическая работа) 54 Приготовление овощной окрошки 1 комбинированный письмо 55 Приготовление овощной окрошки (практическая работа) 1 практическая работа биология 56 Приготовление овощного салата 1 57 Приготовление овощного салата(практическая 1 с/х труд письменной речи книги рецептов инструкционные карты комбинированный биология с/х труд практическая работа биология инструкционные карты 24 работа). 58 Приготовление напитка из варенья 59 60 1 Торговля 8 Виды торговых предприятий 1 Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей 1 61 Продуктовые магазины и их отделы 1 практическая работа биология инструкционные карты формирование ЗУН чтение и разв. речи внимание формирование ЗУН чтение и разв. речи внимание формирование ЗУН математика устной речи карточки память карточки память карточки чеки 62 Продуктовые специализированные магазины 1 комбинированный математика устной речи 63 Виды товаров. 1 закрепление ЗУН восприятие 64 Срок годности, стоимость. 1 формирование ЗУН география устной речи 65 Хранение товаров 1 комбинированный письмо и разв. речи устной и письменной речи 66 Экскурсия в магазин 1 комбинированный письмо и разв. речи устной и письменной речи 6768 Итоговая тестовая работа 2 контрольный обобщающий письмо и разв. речи внимание карточки карточки чеки тесты память за учебный год ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения. Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний. 25 Печатные пособия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Адрес Гигиена питания Гигиена полости рта Движение учащихся группами и в колонне На улицах города Оборудование кухни и требования к ее содержанию Обход транспорта Переход улиц и дорог Пешеходные переходы Правила безопасной работы приспособлениями Правила безопасной работы с газовой плитой Правила безопасной работы с горячей жидкостью Правила безопасности при работе с ручными инструментами Правила дорожного движения для велосипедистов Правила личной гигиены Правила личной гигиены Правила поведения в кабинете СБО Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью Предупреждение воздушно-капельных инфекций Причины дорожно-транспортных происшествий Суточная потребность в витаминах Транспортные средства Требования к обработке и хранению продуктов Учебно-практическое оборудование 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. Раздел «Личная гигиена и здоровье» Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья) Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела Зеркало Зубные щетки, зубные пасты Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон Маникюрный набор (ножницы, пилка) Полотенца (для тела, лица, ног) Расчёски, массажные щетки для волос Раздел «»Одежда и обувь» Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью Крем для обуви, блеск для обуви Образцы взрослой детской обуви из различных материалов 26 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1. 2. 3. 4. 1. 2. Образцы взрослой и детской одежды Образцы тканей Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема Раздел «Жилище» Веник Моющие и чистящие средства Шкаф комбинированный для одежды Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола Раздел «Питание» Доски разделочные Кухонный гарнитур Мойка с подводкой горячей и холодной воды Набор кухонных ножей Набор мисок Набор столовых приборов Набор эмалированных кастрюль Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница) Обеденная зона Обеденный сервиз Сушилка для посуды Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые Хлебница Холодильник «Атлант» Чайник электрический Чайный сервиз Электро плита Яйцерезка Раздел «Транспорт» Знаки дорожного движения Образцы проездных билетов Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта Правила пользования автобусом Раздел «Охрана здоровья» Географический атлас Свердловской области Набор лекарственных трав Технические средства обучения 1. Мультимедийный проектор; 2. Компьютер. 27 28