РП по Чтению 5-9 кл 1вариант.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхотурский
МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО_______________

на Педагогическом совете

Директор ОУ Трапезникова Ю.Г.

Протокол № 6 от 22.08.2023г.

Приказ № 104 от 22.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету «Чтение»
5-9 класс
(для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными
нарушениями, вариант 1)

Меркушино 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана
в соответствии с:


Федеральным

Законом

от

29.12.2012

№273ФЗ

«Об

образовании в Российской Федерации»;


Федеральным

образовательным

обучающихся

с

ограниченными

утвержденный

приказом

стандартом

образования

возможностями

Министерства

здоровья,

образования

и

науки

Российской Федерации от 19.12.2014 №1598;


Адаптированной основной общеобразовательной программой

образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
МКОУ «Меркушинская ООШ»;


Учебным планом МКОУ «Меркушинская ООШ».

Цели и задачи обучения чтению и развитию речи.
Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для
развития речи учащихся и их мышления через совершенствование
техники

чтения

и

понимание

содержания

художественных

произведений.
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию
недостатков мыслительной деятельности.
ЗАДАЧИ:


Расширение

представлений

о

языке

как

важнейшем

средстве человеческого общения;


Совершенствование

навыка

полноценного

чтения

основы

понимания

как

художественного и научно-познавательного текстов;


Развитие

навыков

речевого

общения

на

материале

доступных

для

понимания художественных и научно-познавательных

текстов;


Развитие положительных качеств и свойств личности.



нравственно-эстетическое

и

гражданское

воспитание

школьников на основе произведений художественной литературы (их
содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного
поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности

воспитанников

с

ограниченными

возможностями

здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся
сверстников.
Характеристика учебного предмета
Обоснованием
соответствие
требованиям

выбора

примерной

содержания программы,
федерального

программы

целей

и

государственного

является

задач

обучения

образовательного

стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития,
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения литературы, которые определены стандартом. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию

обучения,

воспитания

и

развития,

обучающихся

с

ограниченными возможностями средствами учебного предмета в
соответствии

с

целями

изучения

чтения,

которые

определены

стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых
в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения,
основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у
школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности
на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не
все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют

указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного
произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании
содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при
работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники

с

ограниченными

возможностями

трудно

воспринимают биографические данные писателей, тем более их
творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте.
Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев
читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с
трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают
слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного
факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и
понимания содержания художественных произведений уделяется
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно,
правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику,
адекватно оценить их действия и поступки; устанавливать несложные
причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения,
в том числе эмоционального плана.
В рабочей программе по чтению для школьников с ОВЗ
практическая направленность обучения, особое внимание обращается
на развитие речи как средства общения, чётко прослеживаются
межпредметные связи, закладывается систематизация программного
материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно
для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и
общности многих явлений и понятий.
Учитывая сложный состав учеников, рабочей программы по

русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к
овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2-й – минимально
необходимый.

Это

даёт

возможность

учителю

практически

осуществлять дифференцированный подход к обучению ребёнка с
иным интеллектуальным развитием.

Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и
речевая практика».
Рабочая программа рассчитана на 136 и 102 часа (4 и 3 часа в
неделю согласно расписанию), из них 9 часов – уроки для чтения
произведений

национально-регионального

компонента,

9

уроков

внеклассного чтения.
N
п/п

Класс

Наименование курса

1
2
3
4
5

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Чтение
Чтение
Чтение
Чтение
Чтение

Количество
часов в
неделю
4 часов
4 часа
3 часа
3 часа
3 часа

Количество
часов в год
136 часов
136 часов
102 часа
102 часа
102 часа

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40
мин.).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5 класс
Личностные результаты
1.

Положительно относиться к учебному труду

2.

Понимать своего социального окружения, своего места

в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных

ролей.
3.

Осознавать значение нравственных понятий и моральных
норм

4.

Дифференцированно использовать разные виды речевых

высказываний в социальных ситуациях.
5.

Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в

коллективе.
6.

Узнавать, называть и определять объекты и явления

окружающей действительности; наблюдать за предметами и явлениями
окружающей действительности.
7.

Оценивать друг друга по предложенным критериям,

осуществлять контроль своей деятельности с учетом предложенных
критериев
Минимальный уровень

Достаточный уровень

5 класс
• чтение вслух доступный текст
•
читать доступный текст
целыми словами вслух
целыми словами и по слогам
правильно, осознанно,
правильно,
выразительно,
выразительно в трудных случаях
– по слогам;
осознанно;
• читать про себя,
выполняя задания к
• находить,
читая «про себя»,
тексту;
•
отвечать на вопросы
отрывки
проанализированного
учителя;
•
пересказывать текст по
текста, связанные с определенными
плану с помощью учителя,
событиями;
используя опорные слова, а
несложные по содержанию
• отвечать
на
вопросы
по
тексты – самостоятельно;
содержанию текста (с помощью
•
выучить наизусть 6-8
стихотворений;
учителя);
•
читать внеклассную
литературу под наблюдением
• заучивать
стихотворения
учителя и воспитателя;
наизусть (объем текста с учетом
учебных возможностей учащегося);

•

принимать

участие

в

уроках

внеклассного чтения.
6 класс
-правильное, осознанное,

правильное,

-осознанное,

выразительное чтение доступные

правильное, выразительное чтение

по содержанию тексты;

вслух;

-чтение «про себя»
проанализированные раннее
тексты;
-определение темы произведения

-читать «про себя» легкие по
содержанию тексты;
-ответы на вопросы учителя

по наводящим вопросам

своими словами и словами автора

-ответы на вопросы учителя (после

доступных по содержанию текстов.

предварительного анализа);
-пересказ близко к тексту

-выделение

главной

мысли

отдельных частей произведения,

произведения

после

доступных учащимся по

предварительного

анализа;

изображенным событиям;

характеризовать

главных

-установление последовательности

действующих лиц, давать оценку их

событий в произведении (по плану) поступкам;
-определение героев текста
-выражение своего отношения к
поступкам героев в доступной
учащимся форме;
-выделять в тексте незнакомые
слова (с помощью учителя);
-учить стихотворения наизусть
(объем текста с учетом
особенностей учеников);
-участвовать в уроках внеклассного

-делить текст на части или
озаглавливать данные части под
руководством

учителя,

в

простейших

случаях

-

самостоятельно;

чтения, выполняя доступные
задания по прочитанному
тексту.
7 класс
правильное,

-читать
осознанное

чтение

в

темпе,

приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов
(после

предварительной

подготовки);
темы

-определение
произведения

(после

предварительной подготовки и под
руководством учителя)
-ответы на вопросы учителя
(после предварительной обработки)
-участие

в

составлении

коллективном
плана

под

руководством учителя
-установление
последовательности

событий

произведении

руководством

(под

в

учителя)
-пересказ отдельных частей
произведения,

доступные

по

изображаемым событиям по плану
-определение
второстепенных
произведения

главных

и

героев

-осознанное,
правильное,
беглое, выразительное чтение вслух,
в темпе, приближённым к темпу
устной речи;
-читать «про себя» доступные
по содержанию тексты;
-ответы на вопросы учителя по
содержанию прочитанного словами
автора и своими словами
-определение
темы
художественного произведения (под
руководством учителя)
-выделение главной мысли
произведения (под руководством
учителя);
-деление на части несложного
по структуре и содержанию текста
под руководством учителя);
-выбор заголовка к пунктам
плана из нескольких предложенных;
-различение
главных
и
второстепенных
героев
произведения
(после
предварительной подготовки)
-давать
характеристику
главным действующим
лицам,
оценивать их
поступки, обосновывая свое
отношение к ним;
-пересказывать
содержание
прочитанного, используя слова и
выражения, взятые из текста;
-определение
собственного

-выражение своего отношения отношения к поступкам героев
к поступкам героев и событиям (с (героя);
-делить текст на части по
помощью учителя);
данному плану или составлять план
-находить в тексте незнакомые к выделенным частям текста;
-ставить вопросы к тексту;
слова, учиться объяснять их,
-нахождение
в
тексте
опираясь на текст (с помощью
незнакомых слов и выражений,
учителя);
объяснение их значения с помощью
-заучивание
стихотворений учителя;
-выделять незнакомые слова и
стихотворения наизусть (объём
давать им объяснение (с помощью
текста с учетом особенностей учителя);
-выучить
наизусть
10
учеников);
и
прозаический
-участвовать
в
уроках стихотворений
отрывок;
внеклассного чтения, выполняя
-читать
внеклассную
доступные задания по прочитанному литературу, в том числе отдельные
статьи из периодической печати. тексту.
самостоятельное чтение небольших
по объему и несложных по
содержанию
произведений
для
внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.

8 класс
-правильное, осознанное чтение в
темпе,
устной

приближенном
речи,

содержанию

к

по некоторых

темы

произведения

(под руководством учителя);
-ответы на вопросы учителя по
фактическому

и

усвоенных

норм

(после орфоэпии;

предварительной подготовки);
-определение

осознанное

темпу беглое чтение вслух, с соблюдением

доступных
текстов

-правильное,

содержанию

-ответы на вопросы учителя
своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
-определение

темы

произведения своими словами;
-участие

в

коллективном

составлении

словесно-логического

плана прочитанного и разобранного
под руководством учителя текста;

художественного произведения;
-определение основной мысли
произведения (с помощью учителя);
-самостоятельное деление на

-пересказ текста по частям на основе части несложного по структуре и
коллективно составленного плана (с содержанию текста;
помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из

пунктов плана (с помощью учителя);

нескольких предложенных;
-установление

последовательности

событий в произведении;
элементарной

характеристики героя

главных

-различение
второстепенных

-определение главных героев текста;
-составление

заголовков

-формулировка

произведения

и

героев
с

элементарным

-определение

собственного

обоснованием;

на основе

предложенного плана и по вопросам

отношения

учителя;

-нахождение в тексте незнакомых (героя);

к

поступкам

сравнение

героев

собственного

слов и выражений, объяснение их отношения и отношения автора к
поступкам героев с использованием

значения с помощью учителя;

-заучивание стихотворений наизусть примеров из текста (с помощью
учителя);

(7-9);
-самостоятельное

чтение

небольших по объему и несложных
по содержанию произведений для
внеклассного чтения, выполнение
посильных заданий.

-пересказ

текста

по

коллективно составленному плану;
в

-нахождение
непонятных

слов

и

тексте

выражений,

объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;

в

-ориентировка
доступного

круге

чтения;

интересующей

выбор

литературы

помощью

(с

взрослого);

самостоятельное

чтение

художественной литературы;
-знание

наизусть

10-12

стихотворений и 1 прозаического
отрывка.
9 класс
-правильное, осознанное чтение в
темпе,
устной

приближенном
речи,

содержанию

к

по некоторых

темы

произведения

(под руководством учителя);
-ответы на вопросы учителя по
фактическому

и

усвоенных

норм

(после орфоэпии;

предварительной подготовки);
-определение

осознанное

темпу беглое чтение вслух, с соблюдением

доступных
текстов

-правильное,

содержанию

произведения своими словами;
-участие

в

составлении

словесно-логического

-ответы на вопросы учителя
своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
-определение

темы

художественного произведения;

коллективном
-определение основной мысли

плана прочитанного и разобранного произведения (с помощью учителя);
под руководством учителя текста;
-пересказ текста по частям на основе
коллективно составленного плана (с

-самостоятельное деление на
части несложного по структуре и
содержанию текста;

помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из
нескольких предложенных;

-формулировка

заголовков

пунктов плана (с помощью учителя);

-установление

последовательности

событий в произведении;

второстепенных

-определение главных героев текста; произведения
характеристики героя

героев
с

элементарным

-определение

собственного

на основе

предложенного плана и по вопросам
учителя;
-нахождение в тексте незнакомых
слов и выражений, объяснение их
значения с помощью учителя;
-заучивание стихотворений наизусть
(7-9);
-самостоятельное чтение небольших
объему

и

элементарной обоснованием;

-составление

по

главных

-различение

и

отношения
(героя);

к

поступкам

сравнение

героев

собственного

отношения и отношения автора к
поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью
учителя);
текста

-пересказ

по

несложных

по коллективно составленному плану;
содержанию
произведений
для
-нахождение
в
тексте
внеклассного чтения, выполнение
непонятных слов и выражений,
посильных заданий.
объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст;
-ориентировка
доступного
интересующей
помощью

в

круге

чтения;

выбор

литературы

(с

взрослого);

самостоятельное

чтение

художественной литературы;
-знание

наизусть

10-12

стихотворений и 1 прозаического
отрывка.

Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание
народного

чтения

творчества

Стихотворные

и

(круг
(сказка,

прозаические

чтения).

Произведения

устного

предание,

легенда).

былина,

произведения

отечественных

и

зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и
очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская
энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине,
героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к
природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь,
долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни,
былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:


литературное

произведение,

фольклор, литературные

жанры

(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ,
стихотворение), автобиография писателя.


присказка, зачин, диалог, произведение.



герой (персонаж), гласный и второстепенный герой,

портрет героя, пейзаж.


стихотворение, рифма, строка, строфа.



средства выразительности (логическая пауза, темп,

ритм).


элементы

книги:

переплёт,

обложка,

форзац,

титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и

целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение
произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков
героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление
авторской позиции

и собственного отношения

к

событиям и

персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление
плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или
его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и
журналов.

Обсуждение

прочитанного.

Отчет

о

прочитанном

произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное
или с помощью учителя).
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает
проверку навыка чтения и пересказа.
Тематическое планирование уроков по учебному предмету
«Чтение»
5 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема урока
Устное народное творчество
Считалки. Заклички, приговорки. Потешки
Пословицы и поговорки. Загадки
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
Сказка «Как наказали мужика»
Башкирская сказка «Золотые руки»
Русская народная сказка «Морозко»
Русская народная сказка «Морозко»
Русская народная сказка «Два Мороза»
Татарская сказка «Три дочери»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

Обобщающий урок по теме «Сказки народов мира»
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
Обобщающий урок по А.С.Пушкин «Сказка о мертвой
царевне»
Внеклассное чтение «Сказки А.С.Пушкина
Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Обобщающий урок по сказке «Серая Шейка»
Г.Скребицкий «Июнь»
И.Суриков «Ярко солнце светит»
А.Платонов «Июльская гроза»
А.Платонов «Июльская гроза»
А.Платонов «Июльская гроза»
А.Прокофьев «Березка»
Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето»
Обобщающий урок по теме «Лето»
Г.Скребицкий «Сентябрь»
С-Микитов «Золотая осень»
С-Микитов «Золотая осень»
К.Бальмонт «Осень»
Г.Скребицкий «Добро пожаловать»
Обобщающий урок по теме «Осень»
Ю.Яковлев «Колючка»
Ю.Яковлев «Колючка»
Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
В.Медведев «Фосфорический мальчик»
В.Медведев «Фосфорический мальчик»
Л.Воронкова «Дорогой подарок»
Л.Воронкова «Дорогой подарок»
А.Аким «Твой друг»
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»
И.Крылов «Ворона и лисица»
И.Крылов «Щука и кот»
И.Крылов «Квартет»
Обобщающий урок по басням И.Крылова
Н.Хмелик «Будущий олимпиец»
О.Бондарчук «Слепой домик»
В.Осеева «Бабка»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.

В.Осеева «Бабка»
В.Осеева «Бабка»
Внеклассное чтение В.Осеева «Волшебное слово»
А.Платонов «Сухой хлеб»
А.Платонов «Сухой хлеб»
В.Распутин «Люся»
В.Распутин «Люся»
В.Брюсов «Труд»
Р.Рождественский» Огромное небо»
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»
Внеклассное чтение «Рассказы А.Платонова»
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимой»
Г.Скребицкий «Декабрь»
К.Бальмонт «К зиме»
Г.Скребицкий «Всяк по-своему»
С.Есенин «Поет зима, аукает», «Береза»
А.Пушкин «Зимняя дорога»
Внеклассное чтение «Стихи русских поэтов о зиме»
Н.Г.Михайловский «Тема и Жучка»
Н.Г.Михайловский «Тема и Жучка»
Н.Г.Михайловский «Тема и Жучка»
А.Толстой «Желтухин»
А.Толстой «Желтухин»
Обобщающий урок по теме А.Толстой «Желтухин»
К.Паустовский «Кот Ворюга»
К.Паустовский «Кот Ворюга»
Б.Житков «Про обезьянку»
Б.Житков «Про обезьянку»
Э.Асадов «Дачники»
Ф.Абрамов «Из рассказа Алены Даниловны»
С.Михалков «Будь человеком»
Обобщающий урок по теме «Животные»
О.Тихомиров «Москва собирает войско»
О.Тихомиров «Куликовская битва»
О.Тихомиров «Слава героям»
Обобщающий урок по теме «На поле Куликовом»
С.Алексеев «Бородино»
С.Алексеев «Ключи»
С.Алексеев «Конец похода»
Обобщающий урок по теме «Рассказы о войне 1812 года»
Н.Некрасов «…И снится ей»
А.Куприн «Белый пудель»
А.Куприн «Белый пудель»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Обобщающий урок по теме А.Куприн «Белый пудель»
А.Жариков «Снега, поднимитесь метелью!»
А.Жариков «Снега, поднимитесь метелью!»
Ю.Коринец «У могилы неизвестного солдата»
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»
Г.Скребицкий «Март»
А.Толстой «Вот уж снег…»
Г.Скребицкий «От первых проталин до первой весны»
Г.Скребицкий «Весна-красна»
Г.Скребицкий «Грачи прилетели»
Г.Скребицкий «Заветный кораблик»
Г.Скребицкий «В весеннем лесу»
А.Толстой «Весенние ручьи»
А.Пушкин «Гонимы вешними лучами»
А.Блок «Ворона»
Е.Серова «Подснежник»
И.С – Микитов «Весна»
И.Бунин «Крупный дождь»
С.Есенин «Черемуха»
Я.Аким «Весна, весною, о весне»
В.Гюго «Гаврош»
В.Гюго «Гаврош»
В.Гюго «Гаврош»
Обобщающий урок по теме В.Гюго «Гаврош»
М.Твен «Приключения Т.Сойера»
М.Твен «Приключения Т.Сойера»
М.Твен «Приключения Т.Сойера»
М.Твен «Приключения Т.Сойера»
Обобщающий урок по теме М.Твен «Приключения
Т.Сойера»
С.Лагерлеф «Чудесно приключение Нильса…»
С.Лагерлеф «Чудесно приключение Нильса…»
С.Лагерлеф «Чудесно приключение Нильса…»
С.Лагерлеф «Чудесно приключение Нильса…»
Обобщающий урок по теме С.Лагерлеф «Чудесно
приключение Нильса…»
Г.Андерсен «Русалочка»
Г.Андерсен «Русалочка»
Г.Андерсен «Русалочка»
Обобщающий урок по теме Г.Андерсен «Русалочка»
Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных
писателей»
Итоговый урок за год

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

Тема урока

I четверть
В.Песков «Отечество»
М.Ножкин «Россия»
М.Пришвин «Моя Родина»
В.Бианки «Сентябрь»
И.Бунин «Лес точно терем расписной»
Ю.Качаев «Грабитель»
Б.Житков «Белый домик»
Б.Житков «Белый домик»
А.Белорусец «Звонкие ключи»
А.Белорусец «Звонкие ключи»
К.Паустовский «Заячьи лапы»
К.Паустовский «Заячьи лапы»
К.Паустовский «Заячьи лапы»
Вн. чтение К.Паустовский Рассказы
И.Тургенев «Осенний день в березовой роще»
Е.Носов «Хитрюга»
Е.Носов «Хитрюга»
В.Бианки «Октябрь»
Обобщающий урок по теме «Осень»
С. Михалков «Будь человеком»
Б.Заходер «Петя мечтает»
Д.Биссет «Слон и муравей»
Д.Биссет «Кузнечик Денди»
Д.Биссет «Кузнечик Денди»
Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой»
Дж.Родари «Пуговкин дом»
Дж.Родари «Пуговкин дом»
Обобщающий урок «Сказки зарубежных писателей»
Былина «»Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Былина «»Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Ф.Глинка «Москва»
С.Алексеев «Без Нарвы не видеть моря»
С.Алексеев «На берегу Невы»
С.Алексеев «На берегу Невы»
Обобщение по темам I четверти
В.Бианки «Ноябрь»
С.Алексеев «Медаль»
С.Алексеев «Гришенька»
Е.Холмогорова «Серебряный лебедь»
Е.Холмогорова «Боевое крещение»
Е.Холмогорова «День рождения Наполеона»
Е.Холмогорова «В дни спокойные»

Количест
во часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.

Вн.чтение по рассказам С Алексеева
Обобщающий урок по теме «Служу Отечеству»
Н.Носов «Как Незнайка стихи сочинял»
Н.Носов «Как Незнайка стихи сочинял»
Обобщающий урок по теме Н.Носов «Приключение Незнайки и
его друзей»
Е.Пермяк «Тайна цены»
Е.Пермяк «Тайна цены»
Д.Гальперина «Здравствуйте»
Д.Гальперина «Здравствуйте»
В.Бианки «Декабрь»
Е.Благинина «Новогодние загадки» Кроссворд
А.Никитин «Встреча зимы»
А.Дорохов «Теплый снег»
А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняет…»
Обобщающий урок по теме «Зима»
Д.Хармс «Пушкин»
Д.Хармс «Пушкин»
В.Бианки «Январь»
Андерсен «Ель»
Андерсен «Ель»
Андерсен «Ель»
Обобщающий урок по теме «Х – К Андерсен»
А.П.Чехов «Ванька»
А.П.Чехов «Ванька»
И.Никитин «Весело сияет ..»
И.Суриков «Белый снег»
М.Зощенко «Леля и Минька»
М.Зощенко «Леля и Минька»
Ю.Рытхэу «Пурга»
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» Главная мысль
произведения
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» Разбор содержания с
помощью вопросов
В.Бианки «Февраль»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Выразительное чтение
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Характеристика
действующих лиц
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
Чтение по ролям

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

78. С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Словарная работа

1

79. С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Описание картин

1

природы
80. С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Пересказ по плану

1

81. Обобщающий урок по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Работа с кроссвордом

1

82. Г-Х Андерсен «Снежная королева»

Выразительное чтение

1

83. Г-Х Андерсен «Снежная королева»

Составление плана для

1

Основные черты

1

Характеристика

1

Образное описание

1

Пересказ прочитанного

1

Умение выделять главное

1

пересказа
84. Г-Х Андерсен «Снежная королева»
85.
86.
87.
88.

характера главных героев
Г-Х Андерсен «Снежная королева»
поступков героев
Г-Х Андерсен «Снежная королева»
природы
Г-Х Андерсен «Снежная королева»
по плану
Г-Х Андерсен «Снежная королева»

89. Обобщающий урок по сказке Андерсена «Снежная королева»

1

Работа с кроссвордом
90. С.Смирнов «Первые приметы»

1

91. В.Бианки «Март»

1

92. В.Песков «Весна идет»

1

93. М.Пришвин «Жаркий час»

1

94. Г.Скребицкий «Весенняя песня»

1

95. В.А.Жуковский «Жаворонок»

1

96. А.Толстой «Детство Никиты»

1

97. А.Твардовский «Как после ласковых метелей»

1

98. А.Плещеев «И вот шатер свой голубой»

1

99. Обобщающий урок по теме «Весна»

1

100. В.Бианки «Апрель»

1

101. К.Паустовский «Стальное колечко»

Выразительное чтение

1

102. К.Паустовский «Стальное колечко»

Озаглавливание частей

1

103. К.Паустовский «Стальное колечко»

Пересказ по

1

составленному плану
104. К.Паустовский «Стальное колечко»

Описание весеннего леса

1

105. В.Астафьев «Злодейка»

Правильное выразительное

1

чтение
106. В.Астафьев «Злодейка»

Пересказ прочитанного

1

сказки

107. Е.Воронина «Рассказы про зверей»

Осознанное правильное

чтение
108. Е.Воронина «Рассказы про зверей»
Осознанное правильное
чтение
109. В.Драгунский «Кот в сапогах»
Выразительное чтение по
ролям»
110. В.Драгунский «Кот в сапогах»
Основные черты характера
действующих лиц
111. Д.Хармс «Заяц и еж»
Выразительное чтение по
ролям
112. Д.Хармс «Заяц и еж»
Главная мысль
произведения
113. Вн.чтение В.Драгунский «Рассказы»
114. И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1
1
1
1
1
1
1
1

115. Р.Киплинг «Рики-тикки-тави»

Осознанное чтение

1

116. Р.Киплинг «Рики-тикки-тави»

Характеристика героев

1

117. Р.Киплинг «Рики-тикки-тави»

Озаглавливание частей

1

Выразительное чтение по

1

Составление плана

1

Характеристика

1

сказки
118. Р.Киплинг «Рики-тикки-тави»
ролям
119. Р.Киплинг «Рики-тикки-тави»
120. Р.Киплинг «Рики-тикки-тави»

действующих лиц
121. В.Набоков «Дождь пролетел»

1

122. В.Бианки «Май»

1

123. М.Дудин «Наши песни»

1

124. В.Медведев «Звездолет «Брунька»

Осознанное чтение

вслух
125. В.Медведев «Звездолет «Брунька»
Деление текста на
части
126. В.Медведев «Звездолет «Брунька»
Основные черты
характера главного героя
127. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Выразительное
чтение
128. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Описание
осеннего леса
129. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Краткий
пересказ
130. А.Экзюпери «Маленький принц»
Знакомство с
писателем

1
1
1
1
1
1
1

131. А.Экзюпери «Маленький принц»

Словарная работа

1

132. А.Экзюпери «Маленький принц»

Пересказ прочитанного

1

133. В.Астафьев «Зорькина песня»

Главная мысль

1

Составление рассказа

1

произведения
134. В.Астафьев «Зорькина песня»
«Раннее утро»
135. Н.Рыленков «Нынче вечер»

1

136. Итоговый урок за год

1

7 класс
№
п\п

Тема урока

19

1 четверть
Устное народное творчество. Народные сказки. Особенности
жанра
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Русская народная сказка «Умный мужик»
Былина – истории народа, рассказанная им самим. Былина «Три
поездки Ильи Муромца»
Былина «Три поездки Ильи Муромца»
Внеклассное чтение. Былины
Народная песня. Народная песня «Ах, кабы на цветы не морозы»
Народная песня «По улице мостовой»
Пословицы и поговорки. Загадки
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
А.С. Пушкин. Биография
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане». Обобщение
А.С. Пушкин «Зимний вечер»

20
21
22
23
24

А.С. Пушкин «У Лукоморья»
Внеклассное чтение А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
М.Ю.Лермонтов. Биография
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
М.Ю.Лермонтов. Обобщающий урок

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 четверть
И.А. Крылов. Биография
И.А. Крылов «Кукушка и петух», И.А. Крылов «Волк и журавль»
И.А. Крылов «Слон и Моська». Обобщающий урок
Н.А. Некрасов. Биография. Н.А. Некрасов «Несжатая полоса»

1

25
26
27
28
29

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»

1

30

Н.А. Некрасов. .Стихи для детей. Обобщающий урок

1

31

Л.Н. Толстой. Биография

1

32

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

1

33

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

1

34

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

1

35

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

1

36

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Обобщающий урок

1

37

А.П. Чехов. Биография

1

38

А.П. Чехов. «Хамелеон»

1

39

А.П. Чехов «Хамелеон»

1

40

Внеклассное чтение А.П. Чехов «Пересолил»

1

41

А.П. Чехов. Обобщающий урок

1

42

В.Г. Короленко. Биография

1

43

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

1

44

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

1

45

В.Г. Короленко «Дети подземелья». В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Обобщающий урок
Внеклассное чтение. Стихи русских писателей о зиме

1

3 четверть
М. Горький. Биография.

1

48

М. Горький. Детство.

1

49

М. Горький. Детство

1

50

Обобщающий урок по теме «М.Горький. Детство»

1

51

М. Горький. В людях.

1

46

47

1
1
1

1

52

М.Горький. В людях

1

53

Обобщающий урок по творчеству М.Горького.

1

54

М.Исаковский. Биография «.Детство».

1

55

М.Исаковский. Ветер. Выразительное чтение

1

56

Обобщене по теме «М.Исаковский.»

1

57

К.Паустовский. Биография.

1

58

К. Паустовский. «Последний черт»

1

59

К.Паустоский. «Последний черт».

1

60

Обобщающий урок по теме «К.Паустовский»

1

61

М.Зощенко. Биография

1

62

М.Зощенко. Великие путешественники

1

63

М.Зощенко. Великие путешественники.

1

64

Внеклассное чтение. Рассказы М.Зощенко.

1

65

К.Симонов. Биография. «Сын артиллериста»

1

66

К.Симонов. «Сын артиллериста.

1

67

Обобщающий урок по теме «К.Симонов»

1

68

В.Катаев. Биография

1

69

В.Катаев. Флаг. Деление текста на части, составление плана.

1

70

В.Катаев. Флаг. Пересказ по плану.

1

71

Внеклассное чтение. Рассказы о войне.

1

72

Н.Рыленков. Биография. «Деревья»

1

73

Н.Рыленков. Весна

1

74

Н.Рыленков. Все в тающей дымке.

1

75

Внеклассное чтение. Русские писатели о природе

1

76

Ю.Коваль. Капитан Клюквин

1

77

Ю.Коваль. Капитан Клюквин

1

78

Ю.Коваль. «Картофельная собака»

1

79

Ю.Коваль. «Картофельная собака»

1

80

Ю.Коваль. «Картофельная собака»

1

81

Ю.Коваль. «Картофельная собака»

1

82

Ю.Коваль. Обобщающий урок

1

83

Ю.Яковлев. Биография

1

84

Ю.Яковлев. «Багульник»

1

85

Ю.Яковлев. «Багульник»

1

86

Ю.Яковлев. «Багульник»

1

87

Ю.Яковлев. «Багульник»

1

88

Ю.Яковлев. «Багульник» Обобщение

1

89

Внеклассное чтение

1

90

Р.Погодин. «Время говорит – пора»

1

91

Р.Погодин. «Время говорит – пора»

1

92

Р.Погодин. «Время говорит – пора»

1

93

Р.Погодин. «Время говорит – пора» Обобщение

1

94

Внеклассное чтение

1

95

А.Алексин. «29 февраля»

1

96

А.Алексин. «29 февраля» Обобщение.

1

97

Внеклассное чтение. А.Алексин. «Подумаешь, птицы»

1

98

Внеклассное чтение. А.Алексин. «Подумаешь, птицы»

1

99

Внеклассное чтение. А.Алексин. «Подумаешь, птицы»

1

100

Внеклассное чтение. А.Алексин. «Подумаешь, птицы»

1

101

К.Ваншенкин. «Мальчишка», «Снежки»

1

102

Внеклассное чтение. Стихи К.Ваншенкина

1

103

К.Ваншенкин. Обобщение.

1

104

Обобщающий урок за год.

1

8 класс
№
п\п

Тема урока

I четверть
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22

Устное народное творчество. Сказки. Анализ жанров сказок.
Нравственный смысл сказок
Русская народная сказка «Волшебное кольцо» Определение
основной мысли сказки
Русская народная сказка «Волшебное кольцо» Озаглавить части
сказки
Пословицы и поговорки.
Анализ пословиц и
поговорок
Баллады.
Нравственный смысл
баллад
В.Жуковский «Перчатка»
Работа над
выразительным чтением
И.Суриков «Нашла коса на камень»
Работа над
выразительным чтением
Былины.
Совершенствование
техники чтения
Былина «Садко»
Составление
характеристики героя
А.С.Пушкин .Биография
Умение отвечать на
вопросы
М.Басина «Публичное выступление»
Озаглавить части
рассказа
И.Пущин «Записки о Пушкине»
Нахождение в тексте
фрагментов описательного и повествовательного характера,
установление их различий
А.С.Пушкин «Памятник»
Определение главной мысли в
творчестве А.С.Пушкина
А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд» Заучивание наизусть.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Работа над
выразительным чтением
А.С.Пушкин «И.Пущину»
Работа над выразительным
чтением.
А.С.Пушкин «Няне»
Заучивание наизусть
А.С.Пушкин «Сожженное письмо»,
«Я вас любил»
Работа над
выразительным чтением
А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Деление сказки на части.
М.Ю.Лермонтов. Биография
Умение кратко
пересказать текст.
М.Ю.Лермонтов.»Смерть поэта»
Работа над
выразительным чтением.
М.Ю.Лермонтов. «Родина»
Заучивание наизусть
М.Ю.Лермонтов. «Парус»
Заучивание наизусть

Количеств
о часов
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33

34
35
36

37
38
39
40
41
42

43
44
45
46

М.Ю.Лермонтов. «Сосна»
Работа над
выразительным чтением
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Озаглавливание 1 части
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Работа над техникой чтения
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Составление характеристики героя
Обобщение пройденного по теме М.Ю.Лермонтов
И.А.Крылов. Биография
И.А.Крылов «Волк на псарне»
Соотношение вывода
автора с содержанием басни
И.А.Крылов «Осел и соловей»
Заучивание наизусть
И.А.Крылов «Муха и пчела»
Чтение басни по ролям
Н.А.Некрасов. Биография.
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
Сопоставление картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» со
стихотворением
Н.А.Некрасов «В полном разгаре…» Формирование умения
размышлять над поступками героини с точки зрения современной
жизни
Н.А.Некрасов «Мороз. Красный нос»
Составление
характеристики русской женщины
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Работа над
выразительным чтением
И.С.Никитин. Биография
И.С.Никитин «Русь»
Заучивание
стихотворения наизусть
И.С.Никитин «Утро на берегу озера»
Работа
над выразительностью чтения
И.С.Тургенев. Биография
И.С.Тургенев «Муму»
Составление
характеристики Герасима
И.С.Тургенев «Муму»
Заучивание отрывк5а
наизусть
И.С.Тургенев «Муму»
Пересказ по плану
И.С.Тургенев «Муму» ( 4 часть )
Краткий
пересказ
И.С.Тургенев «Муму» (5 ч)
Нахождение в
тексте непонятных слов и выражений
И.С.Тургенев «Муму»
Сравнение переживаний
барыни и Герасима
И.С.Тургенев «Муму»
Составление плана этой
главы
И.С.Тургенев «Муму»
Составление
характеристики Герасима
Обобщение пройденного.
Работа с кроссвордом

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

47
48
49
50
51
52
53
54
55

56

57
58

59
60
61

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

Л.Н.Толстой. Биография
Л.Н.Толстой «После бала»
Определение основной
мысли рассказа
Л.Н.Толстой «После бала»
Выделение автором
отношения к изображенным событиям
А.П.Чехов. Биография
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
Отбор опорных слов для
пересказа
В.Г.Короленко. Биография
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Отбор опорных слов для
пересказа
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Определение главной
черты в поведении детей
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» ( 3 часть)
Чтение главы
по ролям
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Работа над кратким
пересказом
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
5 часть Отбор опорных
слов для пересказа
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 6 часть
Объяснение
непонятных выражений
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Формирование умения
размышлять над поступками героя
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 8 часть
Работа над
кратким пересказом
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 9 чась
Формирование
умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Формирование умения
выделять незнакомые слова из текста и объяснять их
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Работа над вопросами к
тексту
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
Сравнение детских и
юношеских возрастов героя
Обобщение
М.Горький. Биография
М.Горький «Макар Чудра»
Формирование умения
размышлять над поступками героя
С.Есенин. Биография
С.Есенин «Спит ковыль»
Заучивание наизусть.
С.Есенин «Пороша»
Заучивание наизусть.
С.Есенин «Отговорила роща золотая»
Работа над
выразительностью чтения
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» Деление сказки на части
и озаглавливание
А.Н.Толстой. Биографический очерк
А.Н.Толстой «Русский характер»
Краткий пересказ 1 части
А.Н.Толстой «Русский характер»
Составление
характеристики героя

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Н.А.Заболоцкий. Биография
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка» Работа над
выразительностью чтения
К.Г.Паустовский. Биография
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Озаглавить данную
часть
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Нахождение непонятных
слов и выражений
Р.И.Фраерман. Биография
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго»
Самостоятельное
озаглавливание части
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго»
Составление
характеристики героя
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго»
Формирование умения
размышлять над поступками героя
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго»
Озаглавливание части
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго»
Нахождение в тексте
описательных и повествовательных фрагментов
Л.Кассиль. Биография
Л.Кассиль «Пекины бутсы»
Составление
характеристики героя
Л.Кассиль «Пекины бутсы»
Работа над кратким
пресказом
Л.Кассиль «Пекины бутсы»
Формирование умения
размышлять над поступками героя
А.Твардовский. Биография
А.Твардовский «Василий Теркин» «Гармонь» Отбор опорных
слов для пересказа
А.Твардовский «Василий Теркин» «Кто стрелял» Установление
смысловых связей событий
А.Твардовский «Василий Теркин» «В наступление»
Использование в пересказе образных средств языка

1

90

В.Шукшин «Гринька Малюгин»
озаглавливание части

1

91

В.Шукшин «Гринька Малюгин»
размышлять над поступками героя

92

В.Шукшин «Гринька Малюгин»
вопросы к тексту

93

В.Астафьев. Биография

1

94

В.Астафьев «Далекая и близкая сказка»
Работа над выразительностью чтения

1

72

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

Самостоятельное

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Формирование умения

1

Развитие умения ставить

1

95

Р.П.Погодин

Биография

96

Р.П.Погодин «Алфред»
детей

97

Р.П.Погодин «Алфред»

98

Р.П.Погодин «Алфред»
размышлять над поступками героя

Формирование умения

1

99

Р.П.Погодин «Алфред»
пересказом

Работа над кратким

1

100

Р.П.Погодин «Алфред»
Алфреда

Составление характеристики

1

101

А.А.Сурков «Родина»

1

102

Обобщение за год

1

1
Составление характеристики
Пересказ текста

1
1

9 класс
№
п\п

Тема урока

I четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

С.Я. Маршак «О книгах»
Выделить идею
рассказа.
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Работа
над смыслом пословиц и поговорок.
Народная песня.
Учиться ставить вопросы
к тексту.
Былины
Учиться чтению «про
себя»
Сказки.
Работа над техникой
чтения.
Русская народная песня «Колыбельная» Работа над
выразительным чтением.
Русская народная песня «За морем…»
Работа над
выразительным чтением
Былина «На заставе богатырской»
Самостоятельное озаглавливание частей.
Былина «На заставе богатырской»
Составление характеристики героя
Внеклассное чтение . Былина «Илья Муромец и Соловей –
разбойник
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Умение ставить вопросы к тексту

Количеств
о часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
38

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Выделение в тексте средства языковой выразительности.
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Составление плана
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Работа над кратким пересказом
Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Работа над
образностью языка сказки.
Обобщающий урок по теме «УНТ» Развитие умения доказать (
с помощью учителя) принадлежность произведения к
определенному жанру УНТ
Литературные сказки.
Работа над пересказом
текста.
В.А.Жуковский. Биография.
В.А.Жуковский «Три пояса»
Составление
характеристики девушек.
В.А.Жуковский «Три пояса»
Озаглавить части
сказки
В.А.Жуковский «Три пояса»
Пересказ по опорным
словам.
В.А.Жуковский «Три пояса»
Выделение главной
мысли произведения.
Обобщающий урок по теме «В.А.Жуковский»
И.А.Крылов. Биография.
И.А.Крылов «Кот и повар»
Выразительное чтение.
Обобщающий урок по творчеству И.А.Крылова.
Внеклассное чтение
2 четверть
А.С.Пушкин. Биография.
А.С.Пушкин. Биография.
Развитие умения
доказывать (с помощью учителя) принадлежности произведения
к определенному жанру.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Умение ставить вопросы
к тексту и задавать их классу
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Выделение основной
мысли произведения
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Составление плана к
тексту и пересказ
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Выделение незнакомых
слов в тексте и их объяснение.
А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»
Составление плана к
тексту и пересказ
А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»
Составление
характеристики героя..
Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Биография.
М.Ю.Лермонтов. «Тучи»
Заучивание

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

45
46
47
48

наизусть.
М.Ю.Лермонтов «Баллада»
Работа над выразительным
чтением
М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна»
Разделение
стихотворения на части
Н.В.Гоголь. Биография
Н.В.Гоголь. «Майская ночь»
Составление
характеристики героев
Н.В.Гоголь. «Майская ночь»
Составление характеристики
героев
Н.В.Гоголь. «Майская ночь»
Нахождение опорных
слов для пересказа текста
Внеклассное чтение.
Н.А.Некрасов. Биография
Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час»
Отношение поэта к матери
Н.А.Некрасов «Саша»
Заучивание наизусть отрывка.

49

III четверть
А.А.Фет. Биография

39
40
41
42
43
44

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

А.А.Фет «На заре ты ее не буди»
Работа над
выразительными средствами языка
А.А.Фет «Помню я»
Работа над
выразительным чтением
А.А.»Утро»
Заучивание наизусть
А.П.Чехов Биография
А.П.Чехов «Злоумышленник»
Выделение авторского
отношения к герою рассказа
А.П.Чехов «Пересолил»
Разделение рассказа на
части и пересказ
Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова
А.М.Горький. Биография
А.М.Горький «Песня о Соколе»
Выделение авторского
отношения к герою рассказа
А.М.Горький «Песня о Соколе»
Составление
характеристики героев
В.В.Маяковский. Биография
В.В.Маяковский «Необычайное приключение» Работа над
образностью языка поэта
М.И.Цветаева. Биография
М.И.Цветаева «Красной нитью…»
Заучивание наизусть
М.И.Цветаева «Вчера еще…»
Работа с
противопоставлениями в тексте
К.Г.Паустовский. Биография
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер»
Деление текста на
части и озаглавливание их
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер» Пересказ по
составленному плану
Внеклассное чтение
С.А.Есенин. Биография

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81

С.А.Есенин «Нивы сжаты»
Заучивание наизусть
С.А.Есенин «Собаке Качалова»
Работа над выразительным
чтением
М.Шолохов. Биография
М.Шолохов «Судьба человека»
Деление текста на части
М.Шолохов «Судьба человека»
Составление плана и
пересказа по плану
Е.И.Носов. Биография
Е.И.Носов «Трудный хлеб»
Пересказ по плану
Н.Рубцов. Биография
Н.Рубцов «Тихая моя родина»
Работа над
выразительностью чтения
Н.Рубцов «Русский характер»
Самостоятельное чтение с выполнением заданий учителя
Н.Рубцов «Зимняя песня»
Заучивание наизусть
Внеклассное чтение

IV четверть
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Ю.И.Коваль. Биография
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» Развиать умение по
постановке вопросов к тексту.
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» Работа над
словарными словами
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» Составление
характеристики героя
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» Выделение
опорных слов и пересказа по ним
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» Работа над
средствами выразительности языка
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» Работа над кратким
пересказом
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» Развивать умение
по постановке вопросов к тексту
Итоговый урок по творчеству Ю.И.Коваля
Внеклассное чтение
Р.Л.Стивенсон. Биография
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»
Определение жанра
стихотворения
Э.Сетон-Томпсон. Биография
Э.Сетон-Томпсон «Снап»
Составление
характеристики собаки
Э.Сетон-Томпсон «Снап»
Работа над пересказом
текста
Э.Сетон-Томпсон «Снап»
Самостоятельное чтение
с выполнением задания

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

98

Э.Сетон-Томпсон «Снап»
пересказ по плану

99

Д.Даррелл. Биография

100
101

Д.Даррелл «Живописный жираф»
части
Д.Даррелл «Живописный жираф»

102

Обобщающее повторение

Составление плана и

1
1

Разделение текста на

1
1
1

Материально-техническое обеспечение
1. Чтение. 5 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 19-е
изд. – М. : Просвещение, 2020. – 255 с.
2. Чтение. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт.

основные

общеобразоват.

программы

/

авт.-сост.

И.

М.

Бгажнокова, Е. С. Погостина. — 18-е изд., перераб. — М. : Просвещение,
2021. — 229 с.
3. Чтение. 7 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / авт.-сост. А.К. Аксёнова. – 14-е
изд. – М. : Просвещение, 2021. – 287 с.
4. Чтение. 8 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 14-е
изд. – М. : Просвещение, 2019. – 287 с.
5. Чтение. 9 класс : учеб. общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / авт.-сост. А.К. Аксенова, М.И.
Шишкова. –12-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 270 с.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение»
включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных
картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе

и в цифровой форме;
словари по русскому языку; репродукции картин художников в
соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и
писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
технические средства обучения;
экранно-звуковые

пособия:

аудиозаписи

прочтения

мастерами

художественного слова произведений художественной литературы; слайды,
соответствующие содержанию обучения;
Электронные средства (презентации) по следующим темам:

1
2
3
4
5
6
7
8

История загадки
Русские народные сказки
Басни И. Крылова
Лето в картинах русских художников
Осень в картинах русских художников
Зима в картинах русских художников
Весна в картинах русских художников
Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских
писателей
Медиатека.

1.Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде»
2.Русские народные сказки (мультфильмы)
3. Фильм

«Муму»

4. Фильм

«Слепой музыкант»

6.Романсы, положенные на стихи А.С.Пушкина, С.Есенина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».