МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ «Меркушинская ООШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО_______________ на Педагогическом совете Директор ОУ Трапезникова Ю.Г. Протокол № 6 от 22.08.2023г. Приказ № 104 от 22.08.2023г. Рабочая программа По предмету «Музыка» (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 1) 2 класса Составитель: Глотова Анастасия Васильевна учитель начальных классов Меркушино 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа «Музыка» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, 1вариант. "Музыка" - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета "Музыка": • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.; • развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности; • развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.) • обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовнонравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; • формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; • развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся; • реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации. Коррекционная направленность учебного предмета "Музыка" обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи 1 2. обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки. Программа состоит из четырех разделов: «В сокровищнице Волшебницы музыки», «Встреча с великими композиторами», «В стране музыкальных инструментов», «В певческой стране». Программа предполагает при организации всех уроков осуществлять виды деятельности, предусмотренные в примерной адаптированной основной образовательной программе: восприятие (слушание) музыки, пение, игра на элементарных музыкальных инструментах и изучение элементов музыкальной грамотности. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану на предмет музыка и пение выделено: для 2а класса - 1ч. в неделю, в год 34 часа. В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации. № 4. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Раздел Количество часов Из них контрольных практических экскурсий 2 «В сокровищнице Волшебницы музыки» 16 16 «Встреча с великими композиторами» 10 10 «В стране музыкальных инструментов» 5 5 «В певческой стране» 3 3 Всего: 34 34 Содержание учебного предмета "Музыка", 2 класс В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. № Наименование Содержание раздела Деятельность на уроке раздела «В Восприятие музыки 1. Формирование у обучающихся сокровищнице представлений о музыкальном Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной Волшебницы искусстве как отражении мира в культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. музыки» музыкальных образах,имеющих Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, интонационную природу. общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Развитие музыкально-образного Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельные песни и пр. восприятия музыки, вокальноСлушание музыки: хоровых навыков и музыкально• овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать творческих способностей. на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие Воспитание любви к элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания музыкальному искусству и прослушиваемых произведений; художественно-эстетического • развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального вкуса. Музыкально-экологическое реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему воспитание. Формирование у характеру; детей представлений о связи • развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыки с категорией «время» и о музыкального произведения; временной природе музыкального • развитие умения определять разнообразные по форме и характеру искусства. Развитие чувства музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная ритма, образного восприятия мелодия); 1. 2. 3. 4. 5. 3 2. музыки, навыков музыкальноисполнительской деятельности, потребности в творческой самореализации личности. Развитие у обучающихсяспособности эмоционально реагировать и выразительно исполнять энергичную музыку, чувствуя и передавая её интонации и эмоциональную напряжённость. Воспитание трудолюбия и позитивного отношения к жизни и людям. Развитие способности к преодолению негативных эмоций с помощьюспокойной музыки. Воспитание любви к семье и родному дому. Встреча с великими «Встреча с композиторами знакомит великими обучающихся с понятием композиторами» "композитор" как создатель музыки. Развитие музыкальнотворческих способностей учащихся. Формирование представлений о благотворном влиянии любви композитора к народной музыке на его творческие достижения. Формирование представлений о важной роли семейного музыкального воспитания детей в • развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; • развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); • ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); • знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: • обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; • работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); 4 3. «В стране музыкальных инструментов» их дальнейшей творческой судьбе и будущих достижениях. Формирование представлений о важной роли церковного искусства в воспитаниирусских композиторов-классиков. Формирование у учащихся представлений о зарубежной музыкальной культуре, об отражённых в русской классической музыке музыкальных образах разных стран, о важной роли в творчестве композитора его зарубежных путешествий. Развитие музыкального кругозора. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Развитие образного восприятия музыки. Формирование представлений детей о музыкантах-исполнителях как «связующем звене» между созданными композитором музыкальными произведениями и их слушателями.Развитие чувства ритма, ассоциативного и образного мышления, творческих способностей. Воспитание интереса к музыкальноисполнительской деятельности. Формирование первоначальных навыков ансамблевого • пение коротких попевок на одном дыхании; • формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; • развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); • активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; • развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; • дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу-вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; • развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; • формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); • развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; • развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства 5 6. инструментального (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения музицирования. Развитие песен; первоначальных навыком игры на • пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в народных музыкальных пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); инструментах. Формирование • укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – первоначальных навыков игры на ля1, ре1 – си1, до1 – до2; простейших духовых • получение эстетического наслаждения от собственного пения. музыкальных инструментах, Элементы музыкальной грамоты развитие дыхательного аппарата. Содержание: • ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); 4. «В певческой Формирование стране» уобучающихсяпредставлений о • ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая музыкантах-исполнителях, как forte, тихая - piano); «связующем звене» между • развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие); вокальной музыкой и • элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный слушателями.Развитие вокальноключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до хоровой культуры учащихся в мажор). Игра на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра процессе первоначального Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения освоения ансамблевого пения. Формирование у учащихся композиторов-классиков и современных авторов. чистоты интонирования и Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. навыков ансамблевого пения. Содержание: • обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, Развитие вокальных умений и навыков. треугольник, металлофон, ложки и др.). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, округа, страны, столицы; знает символику страны; узнает мелодию Гимна Российской Федерации. 2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: знает и соблюдает нормы и правила поведения в кабинете музыки, на школьной сцене. 3. Способность к осмыслению социального окружения: проявляет заинтересованность, участвует в музыкально-творческой деятельности; умеет выразить свои чувства: нравится или не нравится музыкальное произведение. 6 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: знает и выполняет правила учебного поведения на уроках музыки. 5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях: умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: умеет различать понятия «красивая» и «некрасивая» музыка, приятная или неприятная для слуха музыка, громкая - тихая музыка. 7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: проявляет сопереживание героям музыкальных произведений. Предметные результаты Уровни освоения предметных результатов Минимальныйуровень Достаточный уровень • определение содержания знакомых музыкальных • активной музыкальной деятельности, так и во время произведений; слушания музыкальных произведений; • представления о некоторых музыкальных инструментах и их • представления обо всех музыкальных инструментах и их звучании; звучании (включенных в программу); • пение с инструментальным сопровождением и без него (с • самостоятельное исполнение разученных песен, как с помощью педагога); инструментальным сопровождением и без него; • выразительное совместное исполнение выученных песен с • сольное пение и пение хором с выполнением требований простейшими элементами динамических оттенков; художественного исполнения, с учетом средств музыкальной • правильное формирование при пении гласных звуков и выразительности; отчетливое произнесение согласных звуков; • ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного • правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; характера; • различие вступления, запева, припева, проигрыша, окончания • исполнение ритмических рисунков музыкальных песни; произведений для пения и слушания на шумовых • фрагментарное исполнение ритмических рисунков на инструментах или хлопками; шумовых инструментах, хлопками вместе с учителем; • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, • определение разнообразных по содержанию и характеру танцев, маршей; музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); • знание основных средств музыкальной выразительности: • различие песни, танца, марша; динамические оттенки (forte-громко, piano -тихо); • владение элементарными представлениями о нотной грамоте; особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); • эмоциональное восприятие отдельных музыкальных особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; • умение откликаться на музыку с помощью простейших фрагментов во время слушания музыкальных 7 произведений. Группа БУД Личностные учебные действия: Коммуникативные учебные действия: Регулятивные учебные действия: Познавательные учебные действия: движений; • способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров. Базовые учебные действия По окончанию 2 класса у обучающихся будут сформированы БУД Проявляет интерес к окружающей действительности (класс, школа) с помощью взрослого. Использует элементарные ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя и по образцу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Слышит обращённую речь взрослого и принимает помощь. Слышит инструкцию к заданиям в игровой деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Слышит обращённую речь взрослого, вступает во взаимодействие с учителем в простых бытовых ситуациях и элементарных учебных действиях. Проявляет интерес к общению со взрослыми (семья, школа, социум). Слышит инструкцию учителя, организует рабочее место под руководством учителя. Соблюдает режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя. Слушает инструкцию учителя, работает с символами и по образцу вместе с учителем. Участвует в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя. Работает с символами по образцу с помощью учителя. Выполняет при помощи учителя действия по схемам-символам. Понимает некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя. Находит общее на основе существенных признаков на наглядном материале с помощью учителя. Понимает знаки, символы схемы, использует предметы- заместители с помощью учителя. 7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности № Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения п/п I. Технические средства обучения 1. Проектор 2. Компьютер Количество 1 1 8 3. Интерактивная доска 4. Цифровое пианино 5. Информационно-коммуникационные средства обучения: аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD); презентации, видеофильмы, посвященные творчеству композиторов, исполнителей и дирижеров; видеофильмы с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, известных оркестровых и хоровых коллективов. II.Учебная мебель 1. Парты ученические 2. Стулья ученические 3. Стол учительский 4. Стул мягкий учительский 5. Шкафы III. Учебное оборудование 1 1 6 12 1 2 2 9 Календарно-тематическое планирование: музыка, 2 класс 8. № П\ П Тема раздела, урока. Тема I раздела: «В сокровищнице Волшебницы музыки» Колво часов Дата изучения план факт 16 16 16 1. Тема урока: Музыкальное зеркало. 1 1 2. Тема урока: Музыкальные часы: доброе утро. 1 1 Основные виды учебной деятельности Пение: песня «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой). Слушание музыки: Песня «Где музыка берет начало?» из т/ф «Чехарда» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Упражнения: «Зеркало» и др. Сочинение мелодии – «музыкальные отражения»: «Мне весело», «Мне грустно» и т.д. Соблюдение основных правил урока - как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание. Соблюдение правил пения. Выявление характера музыки: задорно, весело, радостно, звонко. Пение: песня «Часы» (муз. и сл. П. Ступелла). Слушание музыки: пьеса С.С. Прокофьева «Утро». Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Часы», «Часы с кукушкой» (музыкальные инструменты: ложки, треугольник, колокольчик и др.). Пластическая импровизация «Танец часов» под музыку И. Саца «Часы», фрагмент музыки к спектаклю «Синяя птица». Слушание музыки: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». Пение: упражнение на распевание, вокально-интонационная импровизация «Утренние приветствия». 10 3. Тема урока: Музыкальные часы: шумный день. 1 1 4. Тема урока: Музыкальные часы: добрый вечер. 1 1 5. Тема урока: Музыкальные часы: тихая ночь. 1 1 6. Тема урока: Музыкальный календарь: музыка осени. 1 1 Латышская н. песня «Петушок». Упражнения: «Пробуждение» Звукоподражание. Сочинить звуковую картину «Музыка рассвета». Пение: вокально-интонационные импровизации на темы: «Какой хороший день!», «Шумный день». Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Посудный марш» по сказке К. Чуковского «Федорино горе» (шумовой оркестр: ложки, сковорода, крышки от кастрюль, стеклянный кувшин с водой, чашка). Музыкальный рассказ «Шумный день в большом городе» (музыкальные инструменты: барабан, трещотка, маракасы, треугольник, тарелки, свисток, колокольчик). Слушание музыки: пьеса С.С. Прокофьева «Вечер». Пение: песня «Вечерняя песня», (муз. А. Тома, сл. К. Ушинского). Песня «Закатилось солнышко» (муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Садовского). Элементарное музицирование: звуковые картины «Музыка заката» (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон). Звукоподражание: вокально-интонационная импровизация «Добрый вечер!». Пение: народные колыбельные песни. Песня «Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А. Островского). Элементарное музицирование: вокально-интонационная импровизация «Спокойной ночи» (музыкальные инструменты: треугольник). Звуковая картина «Мой сон» (музыкальные инструменты: металлофон). Слушание звуков окружающего мира, звуков природы, леса. Определение настроения музыки: радостное, весёлое, грустное. Пение: Песня "Листопад" (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой), песня "Выйди солнышко" (муз. Р. Паулса) Слушание музыки: Пьеса "Грустный дождик" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского. Элементарное музицирование: Звуковая композиция "Звуки осени" (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон и др.). Звукоподражание, подпевание. Имитация звуков природы. 11 7. Тема урока: Музыкальный календарь: музыка зимы. 1 1 8. Тема урока: Музыкальный календарь: музыка весны. 1 1 9. Тема урока: Музыкальный календарь: музыка лета. 1 1 10. Тема урока: Музыкальная машина времени: времена рождения музыки. 1 1 Пение: песня "Здравствуй, гостья зима" (муз. народная, сл. И. Никитина, обр. Н.А. Римского-Корсакова). Народные календарные песни: «Коляда», «Широкая масленица». Элементарное музицирование: звуковая картина И.И. Левитана «Лес зимой», на фоне звучания музыки П.И.Чайковского, (музыкальные инструменты: металлофон, треугольник). Слушание музыки: Пьеса П.И.Чайковского "Декабрь. Святки", «Январь. У камелька» из цикла "Времена года". Пение: украинская н. песня «Веснянка», (закличка солнышка). Элементарное музицирование: звуковая картина-импровизация на тему "Весенние воды" (музыкальные инструменты: металлофон, и др.). Слушание музыки: Пьесы П.И. Чайковского из цикла "Времена года": "Март. Песнь жаворонка", «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи». Пластическое интонирование: «Расцветает подснежник», под музыку П.И. Чайковского из цикла "Времена года": «Апрель. Подснежник», «Весенний ручеёк» под запись журчания ручья. Пение: «Песенка о лете», (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Слушание музыки: Пьесы П.И. Чайковского из цикла "Времена года": «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва». Элементарное музицирование: звуковые картины: «Шум дождя», «Кукушки», «Шёпот деревьев» (музыкальные инструменты: маракасы, ложки, свистулька, металлофон); «Перекличка дятлов» (шумовые музыкальные инструменты, твёрдые предметы: карандаш, камушки и т.д.). Слушать звуки природы (дождь, гроза и др.), выполнять дыхательное упражнение «Птичка». Беседовать о звуках летней природы (по картине Ф. Васильева «Мокрый луг»). Пение: вокально-интонационная игра «Разговор древних людей», песня «Динодинозавры», (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Слушание музыки: И.Ф. Стравинского «Весна священная» (фрагмент музыки к балету). Слушание звуков окружающего мира, наблюдение за объектами окружающего мира, определение настроения музыки: радостное, весёлое, грустное, торжественное, серьёзное. Звукоподражание «Мотор». 12 Тема урока: Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни). Тема урока: Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран. 1 1 1 1 Тема урока: Музыкальный глобус: путешествуем по России. Тема урока: Музыкальный глобус: едем в далёкие края. 1 1 1 1 15. Тема урока: Музыкальная аптечка. 1 1 16. Тема урока: Волшебная музыкальная палочка. 1 1 Тема II раздела: «Встречи с великими композиторами» 10 10 11. 12. 13. 14. Элементарное музицирование: Звуковая картина «Жизнь древних людей» (любые музыкальные инструменты). Пластическое интонирование: «Танец древних людей» (под аккомпанемент ударных инструментов). Пение: русская н. трудовая песня «Во кузнице», детские народные песни Слушание музыки: русские н. песни «Камаринская» (плясовая); «Из-за гор, гор высоких» (свадебная). Пение: «За рекою старый дом», (муз. И.С. Баха, русский текст Д. Тонского). Слушание музыки: пьесы П.И.Чайковского «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом»); А. Вивальди «Концерт для флейты с оркестром» (фрагмент). Пение: «Моя Россия», (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой); «Песня о России» (муз. В. Локтева, сл. О. Высоцкой). Слушание музыки: народные песни и записи звучания музыкальных инструментов народов России(по выбору). Пение: украинская н. песня «Птичка»; белорусская н. песня «Перепёлочка». Слушание музыки: записи песен и инструментальной музыки народов России (по выбору). Пение: Песня «Песенка о зарядке» (муз. М. Старокадамского, сл. М. Львовского и А. Кронгауза). «Песня о зарядке» из м/ф «Зарядка для хвоста» (муз. Г. Гладкова, сл. Г. Остера). Слушание музыки: Слушание звуков природы. Упражнения: «Доктор Айболит», «Хохотушки». Пение: «Улыбка», (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Слушание музыки: фрагменты музыки из балета С. Прокофьева «Золушка». Игра-драматизация «Волшебная палочка»: инсценировки под музыку С. Прокофьева к балету «Золушка» сцен «Золушка превращается в принцессу», «Тыква становится каретой», «Мыши превращаются в коней». 10 13 17. Тема урока: На родине М.И. Глинки: среди долины. 1 1 18. Тема урока: На родине М.И. Глинки: «Камаринская». 1 1 19. Тема урока: На родине М.И. Глинки: в музыкальной гостиной. Тема урока: На родине М.И. Глинки: под звон колоколов. 1 1 1 1 21. Тема урока: На родине М.И. Глинки: сердце Родины. 1 1 22. Тема урока: В родительском доме П.И. Чайковского: детские игры и игрушки. 1 1 23. Тема урока: В родительском доме П.И. Чайковского: детские песни. Тема урока: В родительском доме П.И. Чайковского: мама. 1 1 2 2 20. 24. 25. Пение: русские народные песни (повторение, по выбору). Определение характера мелодии: весёлая, грустная. Слушание музыки: вариации на тему русской н. песни «Среди долины ровныя» М.И. Глинки; песня «Среди долины ровныя» (сл. А.Ф. Мерзлякова). Выполнение движений под музыку, выражая её настроение. Беседа о влиянии природы на творчество композитора (картина И.И. Шишкина «Среди долины ровныя»). Игра на шумовых и духовых инструментах. Ритмические импровизации, пластическое интонирование. Пение: р. н. песня "Ах, вы сени", и др. Слушание музыки: симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки; мелодия плясовой народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке. Пластическая импровизация: пляска под мелодию р.н. песни «Камаринская». Пение: песня «Ты, соловушка, умолкни», (муз. М.И. Глинки, сл. В. Забеллы). Слушание музыки: романс М.И. Глинки «Жаворонок»; старинные пьесы для фортепьяно. Слушание музыки: хор «Cлавься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; колокольный звон благовест. Элементарное музицирование: звуковая картина "Колокола" (музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, колокольчики). Пение: песни о России (повторение по выбору). Слушание музыки: «Патриотическая песня», (муз. М.И. Глинки, сл. А. Машистова). Пение: русская н. игровая песня «Гори, гори ясно». Слушание музыки: пьесы из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского: «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Пластические импровизации «Ожившие игрушки». Играть в русскую н. игру «Горелки». Упражнения «Юла», «Мячик». Пение: песня «Весна» из цикла «Детские песни», (муз. П.И. Чайковского, сл. А. Плещеева); украинская н. песня «Птичка», (под редакцией П.И. Чайковского). Слушание музыки: пьеса Чайковского «Русская песня» из цикла «Детский альбом». Пение: песни о маме, вокальная импровизация на тему «Моя мама». Элементарное музицирование: звуковая картина "Моя мама" (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, металлофон, детский синтезатор). 14 26. Тема урока: В родительском доме П.И. Чайковского: нянины сказки. Тема III раздела: «В стране музыкальных инструментов» 27. Тема урока: Семейство ударных инструментов. 1 1 5 5 1 1 28. Тема урока: Семейство духовых инструментов. 1 1 29. Тема урока: Семейство струнных инструментов. 1 1 Слушание музыки: пьеса П.И. Чайковского «Мама» (из цикла «Детский альбом»). Пластическая импровизация: музыкальный портрет «Моя мама». Пение: песня "У кота-воркота" (колыбельная). Слушание музыки: пьесы П.И. Чайковского «Нянина сказка» и «Баба-яга» из цикла «Детский альбом»; фрагменты балетов П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Любимая сказка" (музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.). Пластические импровизации «Танец лебедей», «Марш», «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная Шапочка и волк» (под музыку из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица»). 5 Пение: русская н. песня «Дон-дон»; французская н. песня «Братец Яков». Слушание музыки: записи звучания ударных музыкальных инструментов (по выбору). Элементарное музицирование: исполнять на музыкальных инструментах звуковые картины «Весенняя капель», «Стук колёс поезда», «Треск дров в печке», «Камнепад в горах»; ритмический аккомпанемент русской народной песни «Дон-дон» (ударные музыкальные инструменты). Пение: русские н. песни: «Заиграй, моя волынка», «На зелёном лугу». Слушание музыки: записи звучания различных духовых музыкальных инструментов; симфоническую сказку «Петя и волк» (фрагменты «Птичка», «Утка» и др.); звучание органа. Упражнения: "Гармошка", дыхательная гимнастика и др. Элементарное музицирование: исполнять на музыкальных инструментах мелодические импровизации на свистульках; мелодию русской народной песни «На зелёном лугу» (свирель). Пение: песни «Весёлый музыкант», (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной); «Балалайка», (муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой). Слушание музыки: записи звучания струнных музыкальных инструментов (по выбору). Элементарное музицирование: игра на детских гуслях, балалайке или других 15 струнных музыкальных инструментах. Ритмическое сопровождение песни-загадки: "Балалайка". 30. Тема урока: Инструментальный ансамбль. 1 1 31. Тема урока: Оркестр. 1 1 Тема IV раздела: «В певческой стране» 32. Тема урока: У кого какой голос? 3 3 1 1 Пение: песни композиторов-классиков (повторение, по выбору), песня «Весёлый музыкант» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной). Слушание музыки: записи звучания различных по составу инструментальных ансамблей, (например, фрагментов симфонических произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева). Элементарное музицирование: звуковые картины: «Перекличка птиц» (дуэт свистулек); мелодию песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепиано, барабан, бубен); мелодию французской народной песни «Братец Яков» (квартет: фортепиано, металлофон, колокольчик, бубен); ритмический аккомпанемент шумового оркестра. Пение: песни композиторов-классиков (повторение, по выбору), песня «Весёлый музыкант» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной). Слушание музыки: записи звучания симфонического оркестра (например, фрагментов симфонических произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева). Элементарное музицирование: звуковые картины: «Перекличка птиц» (дуэт свистулек); мелодию песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепиано, барабан, бубен); мелодию французской народной песни «Братец Яков» (квартет: фортепиано, металлофон, колокольчик, бубен); ритмический аккомпанемент шумового оркестра. Пластическая импровизация: «Оркестр» (имитация игры на различных инструментах симфонического оркестра). 3 Пение: песня «Из чего же, из чего же?», (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Холецкого), вокально-интонационная игра «Телефон». Музыкальная инсценировка стихотворения К. Чуковского «Телефон». Слушание музыки: фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (арии Деда Мороза и Снегурочки, и другие). 16 33. Тема урока: Вокальный ансамбль. 1 1 34. Тема урока: Хор. 1 1 Пение: русская н. песня «Матушка репка»; ансамблевая вокальная импровизация «Тянем, потянем…». Слушание музыки: песня «Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (муз. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Музыкальная театрализация. Инсценировка русской н. сказки "Репка". Пение: песни «Вместе весело шагать», (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского); норвежская н. песня «Камертон».Слушание музыки: записи звучания различных хоровых коллективов (детского, академического, народного, церковного). 17