РП по предмету Музыка 2 класс Вариант 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ Верхотурский Свердловской области
МКОУ «Меркушинская ООШ»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО_______________

на Педагогическом совете

Директор ОУ Трапезникова Ю.Г.

Протокол № 6 от 22.08.2023г.

Приказ № 104 от 22.08.2023г.

Рабочая программа
По предмету «Музыка»
(для обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями вариант 1)
2 класса

Составитель: Глотова Анастасия Васильевна
учитель начальных классов

Меркушино 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, 1вариант.
"Музыка" - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей,
мотивации к музыкальной деятельности.
Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
• накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными
музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
• приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и
привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.;
• развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в
восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
• развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное
восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма,
звуковысотный слух и др.)
• обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовнонравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной,
так и во внеурочной деятельности;
• формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
• развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей
обучающихся;
• реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики
возможной социальной дезадаптации.
Коррекционная направленность учебного предмета "Музыка" обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью,
эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах
природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
1

2.

обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, музыка занимает значительное
место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с
интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей
ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал.
Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная
задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. В процессе реализации учебного
предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов
музыкальной грамоты, игре на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки,
приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки.
Программа состоит из четырех разделов: «В сокровищнице Волшебницы музыки», «Встреча с великими композиторами», «В стране
музыкальных инструментов», «В певческой стране».
Программа предполагает при организации всех уроков осуществлять виды деятельности, предусмотренные в примерной
адаптированной основной образовательной программе: восприятие (слушание) музыки, пение, игра на элементарных музыкальных
инструментах и изучение элементов музыкальной грамотности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на предмет музыка и пение выделено: для 2а класса - 1ч. в неделю, в год 34 часа.
В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть
организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.
№

4. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел
Количество часов
Из них
контрольных
практических

экскурсий

2

«В сокровищнице Волшебницы музыки»
16
16
«Встреча с великими композиторами»
10
10
«В стране музыкальных инструментов»
5
5
«В певческой стране»
3
3
Всего:
34
34
Содержание учебного предмета "Музыка", 2 класс
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы
музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из
элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений.
№ Наименование
Содержание раздела
Деятельность на уроке
раздела
«В
Восприятие музыки
1.
Формирование у обучающихся
сокровищнице представлений о музыкальном
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
Волшебницы
искусстве как отражении мира в культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
музыки»
музыкальных
образах,имеющих
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
интонационную
природу. общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Развитие музыкально-образного
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельные песни и пр.
восприятия музыки, вокальноСлушание музыки:
хоровых навыков и музыкально•
овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
творческих
способностей. на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
Воспитание
любви
к элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
музыкальному
искусству
и прослушиваемых произведений;
художественно-эстетического
•
развитие
эмоциональной
отзывчивости
и
эмоционального
вкуса. Музыкально-экологическое реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
воспитание. Формирование у характеру;
детей представлений о связи
•
развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыки с категорией «время» и о
музыкального произведения;
временной природе музыкального
•
развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
искусства.
Развитие
чувства музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
ритма,
образного восприятия мелодия);
1.
2.
3.
4.

5.

3

2.

музыки, навыков музыкальноисполнительской
деятельности,
потребности
в
творческой
самореализации
личности.
Развитие
у
обучающихсяспособности
эмоционально
реагировать
и
выразительно
исполнять
энергичную музыку, чувствуя и
передавая
её
интонации
и
эмоциональную напряжённость.
Воспитание
трудолюбия
и
позитивного отношения к жизни и
людям. Развитие способности к
преодолению негативных эмоций
с помощьюспокойной музыки.
Воспитание любви к семье и
родному дому.
Встреча
с
великими
«Встреча с
композиторами
знакомит
великими
обучающихся
с
понятием
композиторами»
"композитор"
как
создатель
музыки. Развитие музыкальнотворческих
способностей
учащихся.
Формирование
представлений о благотворном
влиянии любви композитора к
народной
музыке
на
его
творческие
достижения.
Формирование представлений о
важной
роли
семейного
музыкального воспитания детей в

•
развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
•
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
•
ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
•
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации
щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
•
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
•
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных
фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении
песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание
при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при
усилении и ослаблении дыхания);
4

3.

«В стране
музыкальных
инструментов»

их дальнейшей творческой судьбе
и
будущих
достижениях.
Формирование представлений о
важной
роли
церковного
искусства в воспитаниирусских
композиторов-классиков.
Формирование
у
учащихся
представлений о
зарубежной
музыкальной
культуре,
об
отражённых
в
русской
классической
музыке
музыкальных образах разных
стран, о важной роли в творчестве
композитора его зарубежных
путешествий.
Развитие
музыкального кругозора. Развитие
вокально-хоровых умений и
навыков.
Развитие
образного
восприятия музыки.
Формирование
представлений
детей о музыкантах-исполнителях
как «связующем звене» между
созданными
композитором
музыкальными произведениями и
их слушателями.Развитие чувства
ритма,
ассоциативного
и
образного мышления, творческих
способностей.
Воспитание
интереса
к
музыкальноисполнительской
деятельности.
Формирование
первоначальных
навыков
ансамблевого

•
пение коротких попевок на одном дыхании;
•
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
•
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
•
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие
точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;
•
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над
чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
•
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
•
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии
(сверху вниз или снизу-вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
•
развитие понимания содержания песни на основе характера ее
мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
•
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох,
начало и окончание пения);
•
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие
пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
•
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
5

6.

инструментального
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
музицирования.
Развитие песен;
первоначальных навыком игры на
•
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
народных
музыкальных пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
инструментах.
Формирование
•
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –
первоначальных навыков игры на ля1, ре1 – си1, до1 – до2;
простейших
духовых
•
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
музыкальных
инструментах,
Элементы музыкальной грамоты
развитие дыхательного аппарата.
Содержание:
•
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
4.
«В певческой
Формирование
стране»
уобучающихсяпредставлений о
•
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая музыкантах-исполнителях,
как forte, тихая - piano);
«связующем
звене»
между
•
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие);
вокальной
музыкой
и
•
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
слушателями.Развитие вокальноключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
хоровой культуры учащихся в
мажор).
Игра на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра
процессе
первоначального
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
освоения ансамблевого пения.
Формирование
у
учащихся композиторов-классиков и современных авторов.
чистоты
интонирования
и
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
навыков ансамблевого пения.
Содержание:
•
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
Развитие вокальных умений и
навыков.
треугольник, металлофон, ложки и др.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, округа,
страны, столицы; знает символику страны; узнает мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: знает и соблюдает нормы и
правила поведения в кабинете музыки, на школьной сцене.
3. Способность к осмыслению социального окружения: проявляет заинтересованность, участвует в музыкально-творческой
деятельности; умеет выразить свои чувства: нравится или не нравится музыкальное произведение.
6

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
знает и выполняет правила учебного поведения на уроках музыки.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях: умеет сотрудничать со взрослыми: принимает
помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: умеет различать понятия «красивая» и «некрасивая» музыка,
приятная или неприятная для слуха музыка, громкая - тихая музыка.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей: проявляет сопереживание героям музыкальных произведений.
Предметные результаты
Уровни освоения предметных результатов
Минимальныйуровень
Достаточный уровень
• определение
содержания
знакомых
музыкальных
• активной музыкальной деятельности, так и во время
произведений;
слушания музыкальных произведений;
• представления о некоторых музыкальных инструментах и их
• представления обо всех музыкальных инструментах и их
звучании;
звучании (включенных в программу);
• пение с инструментальным сопровождением и без него (с
• самостоятельное исполнение разученных песен, как с
помощью педагога);
инструментальным сопровождением и без него;
• выразительное совместное исполнение выученных песен с
• сольное пение и пение хором с выполнением требований
простейшими элементами динамических оттенков;
художественного исполнения, с учетом средств музыкальной
• правильное формирование при пении гласных звуков и
выразительности;
отчетливое произнесение согласных звуков;
• ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного
• правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
характера;
• различие вступления, запева, припева, проигрыша, окончания
• исполнение
ритмических
рисунков
музыкальных
песни;
произведений для пения и слушания на шумовых
• фрагментарное исполнение ритмических рисунков на
инструментах или хлопками;
шумовых инструментах, хлопками вместе с учителем;
• различение разнообразных по характеру и звучанию песен,
• определение разнообразных по содержанию и характеру
танцев, маршей;
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
• знание основных средств музыкальной выразительности:
• различие песни, танца, марша;
динамические
оттенки
(forte-громко,
piano
-тихо);
• владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
особенности
темпа
(быстро,
умеренно,
медленно);
• эмоциональное восприятие отдельных музыкальных
особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
• умение откликаться на музыку с помощью простейших
фрагментов
во
время
слушания
музыкальных
7

произведений.

Группа БУД
Личностные учебные
действия:
Коммуникативные учебные
действия:

Регулятивные учебные действия:

Познавательные учебные
действия:

движений;
• способность к эмоциональному отклику на музыку разных
жанров.
Базовые учебные действия
По окончанию 2 класса у обучающихся будут сформированы БУД
Проявляет интерес к окружающей действительности (класс, школа) с помощью взрослого.
Использует элементарные ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с
помощью учителя и по образцу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Слышит обращённую речь взрослого и принимает помощь.
Слышит инструкцию к заданиям в игровой деятельности с помощью взрослого в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями.
Слышит обращённую речь взрослого, вступает во взаимодействие с учителем в простых бытовых
ситуациях и элементарных учебных действиях.
Проявляет интерес к общению со взрослыми (семья, школа, социум).
Слышит инструкцию учителя, организует рабочее место под руководством учителя. Соблюдает
режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя.
Слушает инструкцию учителя, работает с символами и по образцу вместе с учителем.
Участвует в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя.
Работает с символами по образцу с помощью учителя.
Выполняет при помощи учителя действия по схемам-символам.
Понимает некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя.
Находит общее на основе существенных признаков на наглядном материале с помощью учителя.
Понимает знаки, символы схемы, использует предметы- заместители с помощью учителя.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
п/п
I. Технические средства обучения
1. Проектор
2. Компьютер

Количество

1
1
8

3. Интерактивная доска
4. Цифровое пианино
5. Информационно-коммуникационные средства обучения: аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD); презентации,
видеофильмы, посвященные творчеству композиторов, исполнителей и дирижеров; видеофильмы с записью фрагментов из
оперных, балетных спектаклей, известных оркестровых и хоровых коллективов.
II.Учебная мебель
1. Парты ученические
2. Стулья ученические
3. Стол учительский
4. Стул мягкий учительский
5. Шкафы
III. Учебное оборудование

1
1

6
12
1
2
2

9

Календарно-тематическое планирование: музыка, 2 класс

8.
№
П\
П

Тема раздела, урока.

Тема I раздела: «В сокровищнице
Волшебницы музыки»

Колво
часов

Дата
изучения
план

факт

16

16

16

1.

Тема урока: Музыкальное
зеркало.

1

1

2.

Тема урока: Музыкальные
часы: доброе утро.

1

1

Основные виды учебной деятельности

Пение: песня «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой).
Слушание музыки: Песня «Где музыка берет начало?» из т/ф «Чехарда» (муз. Е.
Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Упражнения: «Зеркало» и др.
Сочинение мелодии – «музыкальные отражения»: «Мне весело», «Мне грустно» и
т.д.
Соблюдение основных правил урока - как можно общаться с музыкой, не перебивая
её звучание.
Соблюдение правил пения.
Выявление характера музыки: задорно, весело, радостно, звонко.
Пение: песня «Часы» (муз. и сл. П. Ступелла).
Слушание музыки: пьеса С.С. Прокофьева «Утро». Элементарное музицирование:
звуковая импровизация «Часы», «Часы с кукушкой» (музыкальные инструменты:
ложки, треугольник, колокольчик и др.).
Пластическая импровизация «Танец часов» под музыку И. Саца «Часы», фрагмент
музыки к спектаклю «Синяя птица».
Слушание музыки: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере
«Хованщина».
Пение: упражнение на распевание, вокально-интонационная импровизация
«Утренние приветствия».
10

3.

Тема урока: Музыкальные
часы: шумный день.

1

1

4.

Тема урока: Музыкальные
часы: добрый вечер.

1

1

5.

Тема урока: Музыкальные
часы: тихая ночь.

1

1

6.

Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка осени.

1

1

Латышская н. песня «Петушок».
Упражнения: «Пробуждение»
Звукоподражание. Сочинить звуковую картину «Музыка рассвета».
Пение: вокально-интонационные импровизации на темы: «Какой хороший день!»,
«Шумный день».
Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Посудный марш» по сказке
К. Чуковского «Федорино горе» (шумовой оркестр: ложки, сковорода, крышки от
кастрюль, стеклянный кувшин с водой, чашка).
Музыкальный рассказ «Шумный день в большом городе» (музыкальные
инструменты: барабан, трещотка, маракасы, треугольник, тарелки, свисток,
колокольчик).
Слушание музыки: пьеса С.С. Прокофьева «Вечер».
Пение: песня «Вечерняя песня», (муз. А. Тома, сл. К. Ушинского). Песня
«Закатилось солнышко» (муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Садовского).
Элементарное музицирование: звуковые картины «Музыка заката» (музыкальные
инструменты: треугольник, металлофон).
Звукоподражание: вокально-интонационная импровизация «Добрый вечер!».
Пение: народные колыбельные песни.
Песня «Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А. Островского).
Элементарное музицирование: вокально-интонационная импровизация «Спокойной
ночи» (музыкальные инструменты: треугольник).
Звуковая картина «Мой сон» (музыкальные инструменты: металлофон).
Слушание звуков окружающего мира, звуков природы, леса. Определение
настроения музыки: радостное, весёлое, грустное.
Пение: Песня "Листопад" (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой), песня "Выйди
солнышко" (муз. Р. Паулса)
Слушание музыки: Пьеса "Грустный дождик" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Осенняя
песня" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского.
Элементарное музицирование: Звуковая композиция "Звуки осени" (музыкальные
инструменты: треугольник, металлофон и др.).
Звукоподражание, подпевание. Имитация звуков природы.
11

7.

Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка зимы.

1

1

8.

Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка весны.

1

1

9.

Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка лета.

1

1

10.

Тема урока: Музыкальная
машина времени: времена
рождения музыки.

1

1

Пение: песня "Здравствуй, гостья зима" (муз. народная, сл. И. Никитина, обр. Н.А.
Римского-Корсакова). Народные календарные песни: «Коляда», «Широкая
масленица». Элементарное музицирование: звуковая картина И.И. Левитана «Лес
зимой», на фоне звучания музыки П.И.Чайковского, (музыкальные инструменты:
металлофон, треугольник).
Слушание музыки: Пьеса П.И.Чайковского "Декабрь. Святки", «Январь. У
камелька» из цикла "Времена года".
Пение: украинская н. песня «Веснянка», (закличка солнышка).
Элементарное музицирование: звуковая картина-импровизация на тему "Весенние
воды" (музыкальные инструменты: металлофон, и др.).
Слушание музыки: Пьесы П.И. Чайковского из цикла "Времена года": "Март. Песнь
жаворонка", «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи».
Пластическое интонирование: «Расцветает подснежник», под музыку П.И.
Чайковского из цикла "Времена года": «Апрель. Подснежник», «Весенний ручеёк»
под запись журчания ручья.
Пение: «Песенка о лете», (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Слушание музыки: Пьесы П.И. Чайковского из цикла "Времена года": «Июнь.
Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва».
Элементарное музицирование: звуковые картины: «Шум дождя», «Кукушки»,
«Шёпот деревьев» (музыкальные инструменты: маракасы, ложки, свистулька,
металлофон); «Перекличка дятлов» (шумовые музыкальные инструменты, твёрдые
предметы: карандаш, камушки и т.д.).
Слушать звуки природы (дождь, гроза и др.), выполнять дыхательное упражнение
«Птичка».
Беседовать о звуках летней природы (по картине Ф. Васильева «Мокрый луг»).
Пение: вокально-интонационная игра «Разговор древних людей», песня «Динодинозавры», (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Слушание музыки: И.Ф. Стравинского «Весна священная» (фрагмент музыки к
балету).
Слушание звуков окружающего мира, наблюдение за объектами окружающего
мира, определение настроения музыки: радостное, весёлое, грустное,
торжественное, серьёзное. Звукоподражание «Мотор».
12

Тема урока: Музыкальная
машина времени: русская
музыкальная старина
(народные песни).
Тема урока: Музыкальная
машина времени: музыкальное
прошлое разных стран.

1

1

1

1

Тема урока: Музыкальный
глобус: путешествуем по
России.
Тема урока: Музыкальный
глобус: едем в далёкие края.

1

1

1

1

15.

Тема урока: Музыкальная
аптечка.

1

1

16.

Тема урока: Волшебная
музыкальная палочка.

1

1

Тема II раздела: «Встречи с
великими композиторами»

10

10

11.

12.

13.

14.

Элементарное музицирование: Звуковая картина «Жизнь древних людей» (любые
музыкальные инструменты).
Пластическое интонирование: «Танец древних людей» (под аккомпанемент
ударных инструментов).
Пение: русская н. трудовая песня «Во кузнице», детские народные песни
Слушание музыки: русские н. песни «Камаринская» (плясовая); «Из-за гор, гор
высоких» (свадебная).
Пение: «За рекою старый дом», (муз. И.С. Баха, русский текст Д. Тонского).
Слушание музыки: пьесы П.И.Чайковского «Старинная французская песенка»,
«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом»); А.
Вивальди «Концерт для флейты с оркестром» (фрагмент).
Пение: «Моя Россия», (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой); «Песня о России» (муз.
В. Локтева, сл. О. Высоцкой). Слушание музыки: народные песни и записи звучания
музыкальных инструментов народов России(по выбору).
Пение: украинская н. песня «Птичка»; белорусская н. песня «Перепёлочка».
Слушание музыки: записи песен и инструментальной музыки народов России (по
выбору).
Пение: Песня «Песенка о зарядке» (муз. М. Старокадамского, сл. М. Львовского и
А. Кронгауза). «Песня о зарядке» из м/ф «Зарядка для хвоста» (муз. Г. Гладкова, сл.
Г. Остера).
Слушание музыки: Слушание звуков природы.
Упражнения: «Доктор Айболит», «Хохотушки».
Пение: «Улыбка», (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Слушание музыки: фрагменты музыки из балета С. Прокофьева «Золушка».
Игра-драматизация «Волшебная палочка»: инсценировки под музыку С.
Прокофьева к балету «Золушка» сцен «Золушка превращается в принцессу»,
«Тыква становится каретой», «Мыши превращаются в коней».
10

13

17.

Тема урока: На родине М.И.
Глинки: среди долины.

1

1

18.

Тема урока: На родине М.И.
Глинки: «Камаринская».

1

1

19.

Тема урока: На родине М.И.
Глинки: в музыкальной
гостиной.
Тема урока: На родине М.И.
Глинки: под звон колоколов.

1

1

1

1

21.

Тема урока: На родине М.И.
Глинки: сердце Родины.

1

1

22.

Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского:
детские игры и игрушки.

1

1

23.

Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского:
детские песни.
Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского: мама.

1

1

2

2

20.

24.
25.

Пение: русские народные песни (повторение, по выбору). Определение характера
мелодии: весёлая, грустная.
Слушание музыки: вариации на тему русской н. песни «Среди долины ровныя»
М.И. Глинки; песня «Среди долины ровныя» (сл. А.Ф. Мерзлякова).
Выполнение движений под музыку, выражая её настроение. Беседа о влиянии
природы на творчество композитора (картина И.И. Шишкина «Среди долины
ровныя»).
Игра на шумовых и духовых инструментах.
Ритмические импровизации, пластическое интонирование.
Пение: р. н. песня "Ах, вы сени", и др.
Слушание музыки: симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки; мелодия
плясовой народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке.
Пластическая импровизация: пляска под мелодию р.н. песни «Камаринская».
Пение: песня «Ты, соловушка, умолкни», (муз. М.И. Глинки, сл. В. Забеллы).
Слушание музыки: романс М.И. Глинки «Жаворонок»; старинные пьесы для
фортепьяно.
Слушание музыки: хор «Cлавься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
колокольный звон благовест.
Элементарное музицирование: звуковая картина
"Колокола" (музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, колокольчики).
Пение: песни о России (повторение по выбору).
Слушание музыки: «Патриотическая песня», (муз. М.И. Глинки, сл. А. Машистова).
Пение: русская н. игровая песня «Гори, гори ясно».
Слушание музыки: пьесы из
цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского: «Игра в лошадки», «Болезнь куклы»,
«Новая кукла». Пластические импровизации «Ожившие игрушки». Играть в
русскую н. игру «Горелки». Упражнения «Юла», «Мячик».
Пение: песня «Весна» из цикла «Детские песни», (муз. П.И. Чайковского, сл. А.
Плещеева); украинская н. песня «Птичка», (под редакцией П.И. Чайковского).
Слушание музыки: пьеса Чайковского «Русская песня» из цикла «Детский альбом».
Пение: песни о маме, вокальная импровизация на тему «Моя мама».
Элементарное музицирование: звуковая картина "Моя мама" (музыкальные
инструменты: игрушечные гусли, металлофон, детский синтезатор).
14

26.

Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского:
нянины сказки.

Тема III раздела: «В стране
музыкальных инструментов»
27. Тема урока: Семейство
ударных инструментов.

1

1

5

5

1

1

28.

Тема урока: Семейство
духовых инструментов.

1

1

29.

Тема урока: Семейство
струнных инструментов.

1

1

Слушание музыки: пьеса П.И. Чайковского «Мама» (из цикла «Детский альбом»).
Пластическая импровизация: музыкальный портрет «Моя мама».
Пение: песня "У кота-воркота" (колыбельная). Слушание музыки: пьесы П.И.
Чайковского «Нянина сказка» и «Баба-яга» из цикла «Детский альбом»; фрагменты
балетов П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Любимая сказка"
(музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.).
Пластические импровизации «Танец лебедей», «Марш», «Кот в сапогах и белая
кошечка», «Красная Шапочка и волк» (под музыку из балета П.И. Чайковского
«Спящая красавица»).
5
Пение: русская н. песня «Дон-дон»; французская н. песня «Братец Яков».
Слушание музыки: записи звучания ударных музыкальных инструментов (по
выбору).
Элементарное музицирование: исполнять на музыкальных инструментах звуковые
картины «Весенняя капель», «Стук колёс поезда», «Треск дров в печке», «Камнепад
в горах»; ритмический аккомпанемент русской народной песни «Дон-дон» (ударные
музыкальные инструменты).
Пение: русские н. песни: «Заиграй, моя волынка», «На зелёном лугу».
Слушание музыки: записи звучания различных духовых музыкальных
инструментов; симфоническую сказку «Петя и волк» (фрагменты «Птичка», «Утка»
и др.); звучание органа.
Упражнения: "Гармошка", дыхательная гимнастика и др.
Элементарное музицирование: исполнять на музыкальных инструментах
мелодические импровизации на свистульках; мелодию русской народной песни «На
зелёном лугу» (свирель).
Пение: песни «Весёлый музыкант», (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной);
«Балалайка», (муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой).
Слушание музыки: записи звучания струнных музыкальных инструментов (по
выбору).
Элементарное музицирование: игра на детских гуслях, балалайке или других
15

струнных музыкальных инструментах. Ритмическое сопровождение песни-загадки:
"Балалайка".
30.

Тема урока:
Инструментальный ансамбль.

1

1

31.

Тема урока: Оркестр.

1

1

Тема IV раздела: «В певческой
стране»
32. Тема урока: У кого какой
голос?

3

3

1

1

Пение: песни композиторов-классиков (повторение, по выбору), песня «Весёлый
музыкант» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной).
Слушание музыки: записи звучания различных по составу инструментальных
ансамблей, (например, фрагментов симфонических произведений М.И. Глинки,
П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева).
Элементарное музицирование: звуковые картины: «Перекличка птиц» (дуэт
свистулек); мелодию песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепиано,
барабан, бубен); мелодию французской народной песни «Братец Яков» (квартет:
фортепиано, металлофон, колокольчик, бубен); ритмический аккомпанемент
шумового оркестра.
Пение: песни композиторов-классиков (повторение, по выбору), песня «Весёлый
музыкант» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной).
Слушание музыки: записи звучания симфонического оркестра (например,
фрагментов симфонических произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.
Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева).
Элементарное музицирование: звуковые картины: «Перекличка птиц» (дуэт
свистулек); мелодию песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепиано,
барабан, бубен); мелодию французской народной песни «Братец Яков» (квартет:
фортепиано, металлофон, колокольчик, бубен); ритмический аккомпанемент
шумового оркестра.
Пластическая импровизация: «Оркестр» (имитация игры на различных
инструментах симфонического оркестра).
3
Пение: песня «Из чего же, из чего же?», (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Холецкого),
вокально-интонационная игра «Телефон». Музыкальная инсценировка
стихотворения К. Чуковского «Телефон». Слушание музыки: фрагменты оперы Н.
А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (арии Деда Мороза и Снегурочки, и другие).
16

33.

Тема урока: Вокальный
ансамбль.

1

1

34.

Тема урока: Хор.

1

1

Пение: русская н. песня «Матушка репка»; ансамблевая вокальная импровизация
«Тянем, потянем…». Слушание музыки: песня «Дуэт Короля и Принцессы» из
мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (муз. Гладкова, сл. Ю. Энтина).
Музыкальная театрализация. Инсценировка русской н. сказки "Репка".
Пение: песни «Вместе весело шагать», (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского);
норвежская н. песня «Камертон».Слушание музыки: записи звучания различных
хоровых коллективов (детского, академического, народного, церковного).

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».