МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ Верхотурский Свердловской области
МКОУ «Меркушинская ООШ»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО_______________
на Педагогическом совете
Директор ОУ Трапезникова Ю.Г.
Протокол № 6 от 22.08.2023г.
Приказ № 104 от 22.08.2023г.
Рабочая программа
По предмету «Музыка»
(для обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями вариант 1)
2 класса
Составитель: Глотова Анастасия Васильевна
учитель начальных классов
Меркушино 2023
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, 1вариант.
"Музыка" - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей,
мотивации к музыкальной деятельности.
Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к
неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
• накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными
музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
• приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и
привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.;
• развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в
восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
• развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное
восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма,
звуковысотный слух и др.)
• обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовнонравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной,
так и во внеурочной деятельности;
• формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
• развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей
обучающихся;
• реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики
возможной социальной дезадаптации.
Коррекционная направленность учебного предмета "Музыка" обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью,
эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах
природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
1
2.
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, музыка занимает значительное
место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с
интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей
ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал.
Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная
задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность. В процессе реализации учебного
предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов
музыкальной грамоты, игре на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения музыкального восприятия, музыкально-исполнительские навыки,
приобретаются первоначальные сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки.
Программа состоит из четырех разделов: «В сокровищнице Волшебницы музыки», «Встреча с великими композиторами», «В стране
музыкальных инструментов», «В певческой стране».
Программа предполагает при организации всех уроков осуществлять виды деятельности, предусмотренные в примерной
адаптированной основной образовательной программе: восприятие (слушание) музыки, пение, игра на элементарных музыкальных
инструментах и изучение элементов музыкальной грамотности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на предмет музыка и пение выделено: для 2а класса - 1ч. в неделю, в год 34 часа.
В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть
организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.
№
4. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел
Количество часов
Из них
контрольных
практических
экскурсий
2
«В сокровищнице Волшебницы музыки»
16
16
«Встреча с великими композиторами»
10
10
«В стране музыкальных инструментов»
5
5
«В певческой стране»
3
3
Всего:
34
34
Содержание учебного предмета "Музыка", 2 класс
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы
музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из
элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и
исполнения, вокальных упражнений.
№ Наименование
Содержание раздела
Деятельность на уроке
раздела
«В
Восприятие музыки
1.
Формирование у обучающихся
сокровищнице представлений о музыкальном
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
Волшебницы
искусстве как отражении мира в культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
музыки»
музыкальных
образах,имеющих
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
интонационную
природу. общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Развитие музыкально-образного
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельные песни и пр.
восприятия музыки, вокальноСлушание музыки:
хоровых навыков и музыкально•
овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
творческих
способностей. на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
Воспитание
любви
к элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
музыкальному
искусству
и прослушиваемых произведений;
художественно-эстетического
•
развитие
эмоциональной
отзывчивости
и
эмоционального
вкуса. Музыкально-экологическое реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
воспитание. Формирование у характеру;
детей представлений о связи
•
развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыки с категорией «время» и о
музыкального произведения;
временной природе музыкального
•
развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
искусства.
Развитие
чувства музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
ритма,
образного восприятия мелодия);
1.
2.
3.
4.
5.
3
2.
музыки, навыков музыкальноисполнительской
деятельности,
потребности
в
творческой
самореализации
личности.
Развитие
у
обучающихсяспособности
эмоционально
реагировать
и
выразительно
исполнять
энергичную музыку, чувствуя и
передавая
её
интонации
и
эмоциональную напряжённость.
Воспитание
трудолюбия
и
позитивного отношения к жизни и
людям. Развитие способности к
преодолению негативных эмоций
с помощьюспокойной музыки.
Воспитание любви к семье и
родному дому.
Встреча
с
великими
«Встреча с
композиторами
знакомит
великими
обучающихся
с
понятием
композиторами»
"композитор"
как
создатель
музыки. Развитие музыкальнотворческих
способностей
учащихся.
Формирование
представлений о благотворном
влиянии любви композитора к
народной
музыке
на
его
творческие
достижения.
Формирование представлений о
важной
роли
семейного
музыкального воспитания детей в
•
развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
•
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
•
ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
•
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации
щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
•
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
•
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных
фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении
песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание
при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при
усилении и ослаблении дыхания);
4
3.
«В стране
музыкальных
инструментов»
их дальнейшей творческой судьбе
и
будущих
достижениях.
Формирование представлений о
важной
роли
церковного
искусства в воспитаниирусских
композиторов-классиков.
Формирование
у
учащихся
представлений о
зарубежной
музыкальной
культуре,
об
отражённых
в
русской
классической
музыке
музыкальных образах разных
стран, о важной роли в творчестве
композитора его зарубежных
путешествий.
Развитие
музыкального кругозора. Развитие
вокально-хоровых умений и
навыков.
Развитие
образного
восприятия музыки.
Формирование
представлений
детей о музыкантах-исполнителях
как «связующем звене» между
созданными
композитором
музыкальными произведениями и
их слушателями.Развитие чувства
ритма,
ассоциативного
и
образного мышления, творческих
способностей.
Воспитание
интереса
к
музыкальноисполнительской
деятельности.
Формирование
первоначальных
навыков
ансамблевого
•
пение коротких попевок на одном дыхании;
•
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
•
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
•
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие
точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;
•
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над
чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
•
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
•
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии
(сверху вниз или снизу-вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
•
развитие понимания содержания песни на основе характера ее
мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
•
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох,
начало и окончание пения);
•
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие
пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
•
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
5
6.
инструментального
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
музицирования.
Развитие песен;
первоначальных навыком игры на
•
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
народных
музыкальных пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
инструментах.
Формирование
•
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –
первоначальных навыков игры на ля1, ре1 – си1, до1 – до2;
простейших
духовых
•
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
музыкальных
инструментах,
Элементы музыкальной грамоты
развитие дыхательного аппарата.
Содержание:
•
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
4.
«В певческой
Формирование
стране»
уобучающихсяпредставлений о
•
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая музыкантах-исполнителях,
как forte, тихая - piano);
«связующем
звене»
между
•
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие);
вокальной
музыкой
и
•
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
слушателями.Развитие вокальноключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
хоровой культуры учащихся в
мажор).
Игра на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра
процессе
первоначального
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
освоения ансамблевого пения.
Формирование
у
учащихся композиторов-классиков и современных авторов.
чистоты
интонирования
и
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
навыков ансамблевого пения.
Содержание:
•
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
Развитие вокальных умений и
навыков.
треугольник, металлофон, ложки и др.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, округа,
страны, столицы; знает символику страны; узнает мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: знает и соблюдает нормы и
правила поведения в кабинете музыки, на школьной сцене.
3. Способность к осмыслению социального окружения: проявляет заинтересованность, участвует в музыкально-творческой
деятельности; умеет выразить свои чувства: нравится или не нравится музыкальное произведение.
6
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
знает и выполняет правила учебного поведения на уроках музыки.
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях: умеет сотрудничать со взрослыми: принимает
помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: умеет различать понятия «красивая» и «некрасивая» музыка,
приятная или неприятная для слуха музыка, громкая - тихая музыка.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей: проявляет сопереживание героям музыкальных произведений.
Предметные результаты
Уровни освоения предметных результатов
Минимальныйуровень
Достаточный уровень
• определение
содержания
знакомых
музыкальных
• активной музыкальной деятельности, так и во время
произведений;
слушания музыкальных произведений;
• представления о некоторых музыкальных инструментах и их
• представления обо всех музыкальных инструментах и их
звучании;
звучании (включенных в программу);
• пение с инструментальным сопровождением и без него (с
• самостоятельное исполнение разученных песен, как с
помощью педагога);
инструментальным сопровождением и без него;
• выразительное совместное исполнение выученных песен с
• сольное пение и пение хором с выполнением требований
простейшими элементами динамических оттенков;
художественного исполнения, с учетом средств музыкальной
• правильное формирование при пении гласных звуков и
выразительности;
отчетливое произнесение согласных звуков;
• ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного
• правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
характера;
• различие вступления, запева, припева, проигрыша, окончания
• исполнение
ритмических
рисунков
музыкальных
песни;
произведений для пения и слушания на шумовых
• фрагментарное исполнение ритмических рисунков на
инструментах или хлопками;
шумовых инструментах, хлопками вместе с учителем;
• различение разнообразных по характеру и звучанию песен,
• определение разнообразных по содержанию и характеру
танцев, маршей;
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
• знание основных средств музыкальной выразительности:
• различие песни, танца, марша;
динамические
оттенки
(forte-громко,
piano
-тихо);
• владение элементарными представлениями о нотной грамоте;
особенности
темпа
(быстро,
умеренно,
медленно);
• эмоциональное восприятие отдельных музыкальных
особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
• умение откликаться на музыку с помощью простейших
фрагментов
во
время
слушания
музыкальных
7
произведений.
Группа БУД
Личностные учебные
действия:
Коммуникативные учебные
действия:
Регулятивные учебные действия:
Познавательные учебные
действия:
движений;
• способность к эмоциональному отклику на музыку разных
жанров.
Базовые учебные действия
По окончанию 2 класса у обучающихся будут сформированы БУД
Проявляет интерес к окружающей действительности (класс, школа) с помощью взрослого.
Использует элементарные ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с
помощью учителя и по образцу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Слышит обращённую речь взрослого и принимает помощь.
Слышит инструкцию к заданиям в игровой деятельности с помощью взрослого в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями.
Слышит обращённую речь взрослого, вступает во взаимодействие с учителем в простых бытовых
ситуациях и элементарных учебных действиях.
Проявляет интерес к общению со взрослыми (семья, школа, социум).
Слышит инструкцию учителя, организует рабочее место под руководством учителя. Соблюдает
режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя.
Слушает инструкцию учителя, работает с символами и по образцу вместе с учителем.
Участвует в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя.
Работает с символами по образцу с помощью учителя.
Выполняет при помощи учителя действия по схемам-символам.
Понимает некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя.
Находит общее на основе существенных признаков на наглядном материале с помощью учителя.
Понимает знаки, символы схемы, использует предметы- заместители с помощью учителя.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
п/п
I. Технические средства обучения
1. Проектор
2. Компьютер
Количество
1
1
8
3. Интерактивная доска
4. Цифровое пианино
5. Информационно-коммуникационные средства обучения: аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD); презентации,
видеофильмы, посвященные творчеству композиторов, исполнителей и дирижеров; видеофильмы с записью фрагментов из
оперных, балетных спектаклей, известных оркестровых и хоровых коллективов.
II.Учебная мебель
1. Парты ученические
2. Стулья ученические
3. Стол учительский
4. Стул мягкий учительский
5. Шкафы
III. Учебное оборудование
1
1
6
12
1
2
2
9
Календарно-тематическое планирование: музыка, 2 класс
8.
№
П\
П
Тема раздела, урока.
Тема I раздела: «В сокровищнице
Волшебницы музыки»
Колво
часов
Дата
изучения
план
факт
16
16
16
1.
Тема урока: Музыкальное
зеркало.
1
1
2.
Тема урока: Музыкальные
часы: доброе утро.
1
1
Основные виды учебной деятельности
Пение: песня «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой).
Слушание музыки: Песня «Где музыка берет начало?» из т/ф «Чехарда» (муз. Е.
Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Упражнения: «Зеркало» и др.
Сочинение мелодии – «музыкальные отражения»: «Мне весело», «Мне грустно» и
т.д.
Соблюдение основных правил урока - как можно общаться с музыкой, не перебивая
её звучание.
Соблюдение правил пения.
Выявление характера музыки: задорно, весело, радостно, звонко.
Пение: песня «Часы» (муз. и сл. П. Ступелла).
Слушание музыки: пьеса С.С. Прокофьева «Утро». Элементарное музицирование:
звуковая импровизация «Часы», «Часы с кукушкой» (музыкальные инструменты:
ложки, треугольник, колокольчик и др.).
Пластическая импровизация «Танец часов» под музыку И. Саца «Часы», фрагмент
музыки к спектаклю «Синяя птица».
Слушание музыки: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере
«Хованщина».
Пение: упражнение на распевание, вокально-интонационная импровизация
«Утренние приветствия».
10
3.
Тема урока: Музыкальные
часы: шумный день.
1
1
4.
Тема урока: Музыкальные
часы: добрый вечер.
1
1
5.
Тема урока: Музыкальные
часы: тихая ночь.
1
1
6.
Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка осени.
1
1
Латышская н. песня «Петушок».
Упражнения: «Пробуждение»
Звукоподражание. Сочинить звуковую картину «Музыка рассвета».
Пение: вокально-интонационные импровизации на темы: «Какой хороший день!»,
«Шумный день».
Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Посудный марш» по сказке
К. Чуковского «Федорино горе» (шумовой оркестр: ложки, сковорода, крышки от
кастрюль, стеклянный кувшин с водой, чашка).
Музыкальный рассказ «Шумный день в большом городе» (музыкальные
инструменты: барабан, трещотка, маракасы, треугольник, тарелки, свисток,
колокольчик).
Слушание музыки: пьеса С.С. Прокофьева «Вечер».
Пение: песня «Вечерняя песня», (муз. А. Тома, сл. К. Ушинского). Песня
«Закатилось солнышко» (муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Садовского).
Элементарное музицирование: звуковые картины «Музыка заката» (музыкальные
инструменты: треугольник, металлофон).
Звукоподражание: вокально-интонационная импровизация «Добрый вечер!».
Пение: народные колыбельные песни.
Песня «Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А. Островского).
Элементарное музицирование: вокально-интонационная импровизация «Спокойной
ночи» (музыкальные инструменты: треугольник).
Звуковая картина «Мой сон» (музыкальные инструменты: металлофон).
Слушание звуков окружающего мира, звуков природы, леса. Определение
настроения музыки: радостное, весёлое, грустное.
Пение: Песня "Листопад" (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой), песня "Выйди
солнышко" (муз. Р. Паулса)
Слушание музыки: Пьеса "Грустный дождик" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Осенняя
песня" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского.
Элементарное музицирование: Звуковая композиция "Звуки осени" (музыкальные
инструменты: треугольник, металлофон и др.).
Звукоподражание, подпевание. Имитация звуков природы.
11
7.
Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка зимы.
1
1
8.
Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка весны.
1
1
9.
Тема урока: Музыкальный
календарь: музыка лета.
1
1
10.
Тема урока: Музыкальная
машина времени: времена
рождения музыки.
1
1
Пение: песня "Здравствуй, гостья зима" (муз. народная, сл. И. Никитина, обр. Н.А.
Римского-Корсакова). Народные календарные песни: «Коляда», «Широкая
масленица». Элементарное музицирование: звуковая картина И.И. Левитана «Лес
зимой», на фоне звучания музыки П.И.Чайковского, (музыкальные инструменты:
металлофон, треугольник).
Слушание музыки: Пьеса П.И.Чайковского "Декабрь. Святки", «Январь. У
камелька» из цикла "Времена года".
Пение: украинская н. песня «Веснянка», (закличка солнышка).
Элементарное музицирование: звуковая картина-импровизация на тему "Весенние
воды" (музыкальные инструменты: металлофон, и др.).
Слушание музыки: Пьесы П.И. Чайковского из цикла "Времена года": "Март. Песнь
жаворонка", «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи».
Пластическое интонирование: «Расцветает подснежник», под музыку П.И.
Чайковского из цикла "Времена года": «Апрель. Подснежник», «Весенний ручеёк»
под запись журчания ручья.
Пение: «Песенка о лете», (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Слушание музыки: Пьесы П.И. Чайковского из цикла "Времена года": «Июнь.
Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва».
Элементарное музицирование: звуковые картины: «Шум дождя», «Кукушки»,
«Шёпот деревьев» (музыкальные инструменты: маракасы, ложки, свистулька,
металлофон); «Перекличка дятлов» (шумовые музыкальные инструменты, твёрдые
предметы: карандаш, камушки и т.д.).
Слушать звуки природы (дождь, гроза и др.), выполнять дыхательное упражнение
«Птичка».
Беседовать о звуках летней природы (по картине Ф. Васильева «Мокрый луг»).
Пение: вокально-интонационная игра «Разговор древних людей», песня «Динодинозавры», (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Слушание музыки: И.Ф. Стравинского «Весна священная» (фрагмент музыки к
балету).
Слушание звуков окружающего мира, наблюдение за объектами окружающего
мира, определение настроения музыки: радостное, весёлое, грустное,
торжественное, серьёзное. Звукоподражание «Мотор».
12
Тема урока: Музыкальная
машина времени: русская
музыкальная старина
(народные песни).
Тема урока: Музыкальная
машина времени: музыкальное
прошлое разных стран.
1
1
1
1
Тема урока: Музыкальный
глобус: путешествуем по
России.
Тема урока: Музыкальный
глобус: едем в далёкие края.
1
1
1
1
15.
Тема урока: Музыкальная
аптечка.
1
1
16.
Тема урока: Волшебная
музыкальная палочка.
1
1
Тема II раздела: «Встречи с
великими композиторами»
10
10
11.
12.
13.
14.
Элементарное музицирование: Звуковая картина «Жизнь древних людей» (любые
музыкальные инструменты).
Пластическое интонирование: «Танец древних людей» (под аккомпанемент
ударных инструментов).
Пение: русская н. трудовая песня «Во кузнице», детские народные песни
Слушание музыки: русские н. песни «Камаринская» (плясовая); «Из-за гор, гор
высоких» (свадебная).
Пение: «За рекою старый дом», (муз. И.С. Баха, русский текст Д. Тонского).
Слушание музыки: пьесы П.И.Чайковского «Старинная французская песенка»,
«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом»); А.
Вивальди «Концерт для флейты с оркестром» (фрагмент).
Пение: «Моя Россия», (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой); «Песня о России» (муз.
В. Локтева, сл. О. Высоцкой). Слушание музыки: народные песни и записи звучания
музыкальных инструментов народов России(по выбору).
Пение: украинская н. песня «Птичка»; белорусская н. песня «Перепёлочка».
Слушание музыки: записи песен и инструментальной музыки народов России (по
выбору).
Пение: Песня «Песенка о зарядке» (муз. М. Старокадамского, сл. М. Львовского и
А. Кронгауза). «Песня о зарядке» из м/ф «Зарядка для хвоста» (муз. Г. Гладкова, сл.
Г. Остера).
Слушание музыки: Слушание звуков природы.
Упражнения: «Доктор Айболит», «Хохотушки».
Пение: «Улыбка», (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Слушание музыки: фрагменты музыки из балета С. Прокофьева «Золушка».
Игра-драматизация «Волшебная палочка»: инсценировки под музыку С.
Прокофьева к балету «Золушка» сцен «Золушка превращается в принцессу»,
«Тыква становится каретой», «Мыши превращаются в коней».
10
13
17.
Тема урока: На родине М.И.
Глинки: среди долины.
1
1
18.
Тема урока: На родине М.И.
Глинки: «Камаринская».
1
1
19.
Тема урока: На родине М.И.
Глинки: в музыкальной
гостиной.
Тема урока: На родине М.И.
Глинки: под звон колоколов.
1
1
1
1
21.
Тема урока: На родине М.И.
Глинки: сердце Родины.
1
1
22.
Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского:
детские игры и игрушки.
1
1
23.
Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского:
детские песни.
Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского: мама.
1
1
2
2
20.
24.
25.
Пение: русские народные песни (повторение, по выбору). Определение характера
мелодии: весёлая, грустная.
Слушание музыки: вариации на тему русской н. песни «Среди долины ровныя»
М.И. Глинки; песня «Среди долины ровныя» (сл. А.Ф. Мерзлякова).
Выполнение движений под музыку, выражая её настроение. Беседа о влиянии
природы на творчество композитора (картина И.И. Шишкина «Среди долины
ровныя»).
Игра на шумовых и духовых инструментах.
Ритмические импровизации, пластическое интонирование.
Пение: р. н. песня "Ах, вы сени", и др.
Слушание музыки: симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки; мелодия
плясовой народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке.
Пластическая импровизация: пляска под мелодию р.н. песни «Камаринская».
Пение: песня «Ты, соловушка, умолкни», (муз. М.И. Глинки, сл. В. Забеллы).
Слушание музыки: романс М.И. Глинки «Жаворонок»; старинные пьесы для
фортепьяно.
Слушание музыки: хор «Cлавься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;
колокольный звон благовест.
Элементарное музицирование: звуковая картина
"Колокола" (музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, колокольчики).
Пение: песни о России (повторение по выбору).
Слушание музыки: «Патриотическая песня», (муз. М.И. Глинки, сл. А. Машистова).
Пение: русская н. игровая песня «Гори, гори ясно».
Слушание музыки: пьесы из
цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского: «Игра в лошадки», «Болезнь куклы»,
«Новая кукла». Пластические импровизации «Ожившие игрушки». Играть в
русскую н. игру «Горелки». Упражнения «Юла», «Мячик».
Пение: песня «Весна» из цикла «Детские песни», (муз. П.И. Чайковского, сл. А.
Плещеева); украинская н. песня «Птичка», (под редакцией П.И. Чайковского).
Слушание музыки: пьеса Чайковского «Русская песня» из цикла «Детский альбом».
Пение: песни о маме, вокальная импровизация на тему «Моя мама».
Элементарное музицирование: звуковая картина "Моя мама" (музыкальные
инструменты: игрушечные гусли, металлофон, детский синтезатор).
14
26.
Тема урока: В родительском
доме П.И. Чайковского:
нянины сказки.
Тема III раздела: «В стране
музыкальных инструментов»
27. Тема урока: Семейство
ударных инструментов.
1
1
5
5
1
1
28.
Тема урока: Семейство
духовых инструментов.
1
1
29.
Тема урока: Семейство
струнных инструментов.
1
1
Слушание музыки: пьеса П.И. Чайковского «Мама» (из цикла «Детский альбом»).
Пластическая импровизация: музыкальный портрет «Моя мама».
Пение: песня "У кота-воркота" (колыбельная). Слушание музыки: пьесы П.И.
Чайковского «Нянина сказка» и «Баба-яга» из цикла «Детский альбом»; фрагменты
балетов П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Любимая сказка"
(музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.).
Пластические импровизации «Танец лебедей», «Марш», «Кот в сапогах и белая
кошечка», «Красная Шапочка и волк» (под музыку из балета П.И. Чайковского
«Спящая красавица»).
5
Пение: русская н. песня «Дон-дон»; французская н. песня «Братец Яков».
Слушание музыки: записи звучания ударных музыкальных инструментов (по
выбору).
Элементарное музицирование: исполнять на музыкальных инструментах звуковые
картины «Весенняя капель», «Стук колёс поезда», «Треск дров в печке», «Камнепад
в горах»; ритмический аккомпанемент русской народной песни «Дон-дон» (ударные
музыкальные инструменты).
Пение: русские н. песни: «Заиграй, моя волынка», «На зелёном лугу».
Слушание музыки: записи звучания различных духовых музыкальных
инструментов; симфоническую сказку «Петя и волк» (фрагменты «Птичка», «Утка»
и др.); звучание органа.
Упражнения: "Гармошка", дыхательная гимнастика и др.
Элементарное музицирование: исполнять на музыкальных инструментах
мелодические импровизации на свистульках; мелодию русской народной песни «На
зелёном лугу» (свирель).
Пение: песни «Весёлый музыкант», (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной);
«Балалайка», (муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой).
Слушание музыки: записи звучания струнных музыкальных инструментов (по
выбору).
Элементарное музицирование: игра на детских гуслях, балалайке или других
15
струнных музыкальных инструментах. Ритмическое сопровождение песни-загадки:
"Балалайка".
30.
Тема урока:
Инструментальный ансамбль.
1
1
31.
Тема урока: Оркестр.
1
1
Тема IV раздела: «В певческой
стране»
32. Тема урока: У кого какой
голос?
3
3
1
1
Пение: песни композиторов-классиков (повторение, по выбору), песня «Весёлый
музыкант» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной).
Слушание музыки: записи звучания различных по составу инструментальных
ансамблей, (например, фрагментов симфонических произведений М.И. Глинки,
П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева).
Элементарное музицирование: звуковые картины: «Перекличка птиц» (дуэт
свистулек); мелодию песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепиано,
барабан, бубен); мелодию французской народной песни «Братец Яков» (квартет:
фортепиано, металлофон, колокольчик, бубен); ритмический аккомпанемент
шумового оркестра.
Пение: песни композиторов-классиков (повторение, по выбору), песня «Весёлый
музыкант» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной).
Слушание музыки: записи звучания симфонического оркестра (например,
фрагментов симфонических произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.
Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева).
Элементарное музицирование: звуковые картины: «Перекличка птиц» (дуэт
свистулек); мелодию песенки «Нам не страшен серый волк» (трио: фортепиано,
барабан, бубен); мелодию французской народной песни «Братец Яков» (квартет:
фортепиано, металлофон, колокольчик, бубен); ритмический аккомпанемент
шумового оркестра.
Пластическая импровизация: «Оркестр» (имитация игры на различных
инструментах симфонического оркестра).
3
Пение: песня «Из чего же, из чего же?», (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Холецкого),
вокально-интонационная игра «Телефон». Музыкальная инсценировка
стихотворения К. Чуковского «Телефон». Слушание музыки: фрагменты оперы Н.
А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (арии Деда Мороза и Снегурочки, и другие).
16
33.
Тема урока: Вокальный
ансамбль.
1
1
34.
Тема урока: Хор.
1
1
Пение: русская н. песня «Матушка репка»; ансамблевая вокальная импровизация
«Тянем, потянем…». Слушание музыки: песня «Дуэт Короля и Принцессы» из
мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (муз. Гладкова, сл. Ю. Энтина).
Музыкальная театрализация. Инсценировка русской н. сказки "Репка".
Пение: песни «Вместе весело шагать», (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского);
норвежская н. песня «Камертон».Слушание музыки: записи звучания различных
хоровых коллективов (детского, академического, народного, церковного).
17