МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ «Меркушинская ООШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО_______________ на Педагогическом совете Директор ОУ Трапезникова Ю.Г. Протокол № 6 от 22.08.2023г. Приказ № 104 от 22.08.2023г. Рабочая программа По изобразительному искусству (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 1) 2 класса Составитель: Глотова Анастасия Васильевна учитель начальных классов Меркушино 2023 1. Пояснительная записка. Рабочая программа « Изобразительное искусство» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), 1 вариант. Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса. Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественноэстетического кругозора; Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения o них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: 1 — коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; — развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; — коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. — развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. 2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. Содержание программы отражено в четырёх разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: — рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. — лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; — выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; — проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. — составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. — рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Обучение композиционной деятельности. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование понятий:«предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. 2 Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок. Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― промакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов выражены средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой" 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Для 2 класса Согласно учебному плану на предмет изобразительное искусство выделен 1 час в неделю, в год 34 часа. В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации. 4. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся: № Раздел Количество часов 3 Из них контрольных 1 2 3 4 Обучение композиционной деятельности Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи Обучение восприятию произведений искусства Всего: практических экскурсий 10 11 9 4 34 5. Содержание учебного предмета изобразительное искусство, 2 класс № Наименование раздела 1 Обучение композиционной деятельности. Краткая характеристика содержания раздела Примерные задания Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый). Закрепление умения учитывать в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов. Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу. Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора. Рисование листьев несложной формы. Листок берёзы, акварель. Лепка. Корзина с разными съедобными грибами. Рисование фона красками гуашь. Небо. Рисунок. «Фрукты на столе». Рисование фигуры человека по шаблону. «Слепи, потом нарисуй». Человек в движении. 4 Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности. Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном,-горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания). Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений. Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна). Формирование представления и развитие умения изображать человека (человек стоит). 2 Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. 3 Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета. Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью). 4 Обучение восприятию произведений искусства Беседа по плану: 1. Кто написал картину. 2. Чем написал художник картину, на чем. 3. Что художник изобразил на картине. 4. Как нужно смотреть и понимать картину. 5 Рисунок по описанию: «Снеговики во дворе». Панорама «В лесу зимой». Аппликация и рисунок. Лепка Весёлый Петрушка на новогоднем празднике. Весёлый хоровод вокруг ёлки. Аппликация «Хоровод». Разные породы собак. Лепка. «Собака стоит». Разные породы кошек. «Слепи, потом нарисуй! «Кошка идёт». Разные породы кошек. «Слепи, потом нарисуй! «Кошка идёт». Дымковская игрушка. Лепим «Барыню». «Нарисуй Барыню» Рисунок «Птичка-зарянка». Весна. Аппликация. Скворечник на берёзе. Аппликация, рисунок «Кружка». Аппликация. Рисунок «Ваза» Рисунок «подснежник». Рисунок «Подснежник» Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику». Аппликация, рисование «Ваза с цветами» Беседа о художниках и их картинах. А. Саврасов "Грачи прилетели" Беседа о художниках и их картинах. В.Ван Гог «Подсолнухи» Красивые разные цветы. Цветы в работах известных художников. Беседа о художниках и их картинах. И.Левитан «Ночные фиалки и незабудки» 5. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, области, округа, страны, столицы; понимает значение слов, характеризующие гражданскую направленность: трудолюбие, справедливость, смелость, честность. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению. Умеет выслушать иное мнение. Уважает и доброжелательно относится к другим (толерантность): — этническая толерантность; — возрастная толерантность; 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться). Ориентируется в классе, школе (знает, где классный кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.). 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. Знает и соблюдает нормы и правила поведения в общественных местах. 5. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: Выполняет поручения в семье, в школе выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). 6. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия: Участвует в повседневной жизни класса и школы. Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. 7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: Проявляет любознательность, наблюдательность, заинтересованность, умеет задавать вопросы. Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. Умеет корректно привлечь к себе внимание. Умеет отстраниться от нежелательного контакта. Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу. 8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: Участвует в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. Сформирована мотивация к обучению. Знает и выполняет правила учебного поведения. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других. Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. 10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения. 11. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание. 6 12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям: соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни. Бережно относится к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу. Знает и соблюдает правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности. 13. Формирование готовности к самостоятельной жизни: Трудовая готовность: готовность к учебному труду. Морально-волевая готовность: адекватная самооценка. Предметные результаты Уровни освоения предметных результатов Минимальный уровень ● умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы с помощью учителя; ● правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.; ● умение изображать, по воображению предметы несложной формы и конструкции с помощью учителя; ● умение изображать с натуры предметы несложной формы; ● умение применять приемы работы карандашом, с целью передачи фактуры предмета с помощью учителя. Достаточный уровень ● умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя; ● передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; ● умение применять приемы работы карандашом, с целью передачи фактуры предмета; ● умение ориентироваться в пространстве листа; ● умение оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец) с помощью учителя; ● умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта с помощью учителя. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Базовые учебные действия По окончанию 4 класса у обучающегося будут По окончанию 2 класса у обучающегося будут БУД сформированы сформированы 7 Личностные учебные действия: Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; Коммуникативные учебные действия Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Умение обращаться за помощью и принимать помощь Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Регулятивные учебные действия Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Познавательные учебные действия Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями Наблюдать под руководством взрослого за предметами и 8 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Умеет использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Обращается с просьбой о помощи к взрослому. Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями. Умеет сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Умеет принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе под руководством учителя. Понимает некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя. Находит общие и отличительные признаки предметов по нескольким признакам на наглядном материале с помощью учителя. Использует схемы – опоры для решения учебных задач; понимает и использует знаки, символы, схемы, предметы – заместители с помощью учителя. Наблюдает. Рассматривает и сравнивает предметы, даёт явлениями окружающей действительности простейшие характеристики предметам по их цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, наблюдает за изменениями окружающей действительности с частичной помощью учителя. Умение работать с информацией (понимать Слушает, воспринимает несложную по структуре изображение, текст, устное высказывание, элементарное информацию (изображение, устное высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на элементарное схематическое изображение), предъявленную бумажных и электронных и других носителях). на бумажных и электронных носителях с частичной помощью учителя. 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения № п/п I. Учебники для учащихся М.Ю.Рау, М.А.Зыкова «Изобразительное искусство», 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2018 г. II. Технические средства обучения 1. Проектор 2. Компьютер 3. Экран III.Учебная мебель Парты ученические Стулья ученические Стол учительский Компьютерный стол Стул мягкий учительский Шкафы 8. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс 9 Количество 100% обеспечение 1 1 1 6 12 1 1 2 № П\ П Тема раздела, урока. Колво часов I Обучение композиционной деятельности. 10 1 Рисование осенью. берёзы летом и Дата проведения Основные виды учебной деятельности. 1 Упражнения на различение предметов по цвету, беседа по презентации и иллюстрациям в детских книгах, упражнение «Что изменилось?», работа по диску и карточкам Домана «Деревья». Подготовительные упражнения: нарисуй волнистые линии и линии «Спираль». Расположение листа бумаги горизонтальное. Расположение рисунка на листе бумаги (в середине). Рисование берёзы летом и осенью красками по образцу. Соблюдение последовательности действий при выполнении работы. 1 Проверка умений и навыков в дорисовывании симметричного предмета и его раскрашивании 2 Проверочная работа 3 Лепка. Корзина с разными 1 съедобными грибами. Повторение правил работы с пластилином. Беседа по презентации, упражнение «Что 4 Рисование листьев несложной 1 формы. Листок берёзы, акварель. Беседа по презентации, работа по карточкам и диску Домана «Деревья», рисование листка берёзы, раскрашивание красками кончиком и корпусом кисти, приём примакивания. Расположение листа бумаги горизонтальное. Расположение рисунка на листе бумаги (в середине – центре). Планирование деятельности в рисовании с помощью учителя. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. 5 Рисование листьев сложной формы. Лист дуба, клёна. Беседа по презентации, работа по карточкам и диску Домана «Деревья», рисование листьв по трафарету, раскрашивание красками кончиком и корпусом кисти, приём примакивания. Планирование деятельности в рисовании с помощью учителя. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. 1 изменилось», работа по карточкам и диску Домана «Грибы». Лепка корзины с разными грибами, используя приемы: раскатывание шарика ладошкой для ножки гриба, вдавливание пластилина при изготовлении шляпки, соединение деталей гриба прижиманием. Лепка корзины из целого куска: приём вытягивания. 10 красками 1 Упражнения на различение предметов по цвету, работа по карточкам и диску Домана «Неживая природа». Планирование деятельности в рисовании с помощью учителя. Расположение рисунка на листе бумаги. Смешивание синей краски гуашь с белой гуашью, чтобы получить краску посветлее. Приёмы: рисование кончиком и корпусом кисти, примакивание кистью. Выполнение рисунка голубой краской по образцу. Соблюдение последовательности действий при работе с красками и гуашью. 6 Рисование фона гуашь. Небо. 7 Главные и составные цвета. Рисунок. Апельсин. 1 Упражнения на различение главных (красный, жёлтый, синий) и составных (зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый) цветов с помощью картинок. Показ получения составных цветов. Упражнения учащихся в смешивании красок. Раскрашивание апельсина оранжевым цветом по образцу. 8 Рисунок. «Фрукты на столе». 1 Работа по карточкам и диску Домана «Фрукты». Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование фруктов, которые лежат на столе по образцу простым карандашом. Раскрашивание фона разведенной акварельной краской. После высыхания фона раскрашивание фруктов акварелью. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. и раскрашивание акварелью. 9 Рисование фигуры человека по шаблону. 1 Работа по карточкам и диску Домана «Человек». Расположение рисунка на листе бумаги. Рисование фигуры человека по шаблону и раскрашивание цветными карандашами по образцу. Планирование деятельности в рисовании с помощью учителя. Соблюдение последовательности действий при выполнении рисунка. Расположение листа бумаги вертикальное. Расположение рисунка на листе бумаги (в середине – центре). 10 «Слепи, потом нарисуй». Человек в движении. 1 Работа по карточкам и диску Домана «Человек». Планирование работы с помощью учителя. Лепка фигурки человечка в движении (руки подняты над головой) по картинному плану. Приёмы: раскатывание, сплющивание, прижимание. Рисунок человечка по пунктирным линиям (руки на пояс). Дорисовывание: черты лица и одежду самостоятельно. Раскрашивание цветными карандашами. II Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. 11 11 11 Рисунок по описанию: «Снеговики во дворе». 1 Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; упражнения на различение предметов по форме и цвету, беседа по презентации, работа по диску и карточкам Домана «Времена года». Чтение учителем описания рисунка. Понятия "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый). Рисование пальцем на бумаге: дом, дерево, снеговики. Планирование деятельности в рисовании с помощью учителя. Соблюдение последовательности действий при выполнении рисунка. Рисование снеговиков по описанию акварелью на готовом темном фоне. 12 Панорама «В лесу зимой». Аппликация и рисунок. 1 Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; упражнения на различение предметов по форме и цвету. Правила работы с ножницами, клеем. Планирование деятельности в аппликации с помощью учителя. Расположение работы на листе бумаги. Прием вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (сгибание полоски и рисование половинки елки, наклеивание вырезанных ёлок (большая, маленькая) на фон (небо и заснеженная земля) по образцу: маленькую на большую. 13 Весёлый Петрушка на новогоднем празднике. Лепка. 1 Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; упражнения на различение предметов по форме и цвету, беседа по презентации, работа по диску и карточкам Домана «Игрушки». Составление плана работы. Инструктаж при работе с пластилином. Размазывание пластилина пальцем внутри контура рисунка по образцу. 14 Весёлый хоровод вокруг ёлки. Аппликация «Хоровод». 1 Беседа по презентации. Правила работы с ножницами, клеем. Планирование деятельности в аппликации с помощью учителя. Подготовка для аппликации частей одежды из цветной бумаги по картинному плану (воротник, юбка, блузка, шорты, кушак, рубашка). Выполнение аппликации по образцу: приклеивание к основной детали (дети поют песню) деталей одежды. 15 Разные породы собак. Лепка. «Собака стоит». 1 Инструктаж по т/б при работе с пластилином. Работа по диску и карточкам Домана «Домашние животные». Составление плана работы. Лепка собаки по образцу из отдельных частей, используя прием: раскатывание колбасок, расплющивание между пальцами и прижимание к туловищу частей тела собаки. 16 Рисунок «Собака бежит». 1 Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; упражнения на различение предметов по форме и цвету, беседа по презентации, работа по диску и карточкам Домана «Домашние животные». 12 Расположение листа бумаги вертикальное. Расположение рисунка на листе бумаги (в середине – центре). Рисование «Собака бежит» по пунктирным линиям, раскрашивание красками самостоятельно. 17 Разные породы «Слепи, потом «Кошка идёт». кошек. 1 нарисуй! 18 Лепка. Мишка. 19 Разные породы «Слепи, потом «Кошка идёт». 20 Дымковская игрушка. Лепим «Барыню». Упражнения на различение предметов по форме и цвету, беседа по презентации, работа по диску и карточкам Домана «Домашние животные». Лепка «Кошка идёт» по образцу из отдельных частей, используя прием: раскатывание колбасок, расплющивание между пальцами и прижимание к туловищу частей тела кошки. Рисунок по образцу «Кошка идет» простым карандашом, раскрашивание цветными карандашами. 1 Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; упражнения на различение предметов по форме и цвету, беседа по презентации, работа по диску и карточкам Домана «Дикие животные». Составление плана работы. Лепка по картинному плану. О правилах работы с пластилином, приемы лепки: скатывание шара, раскатывание колбасок, вытягивание (ушки, нос), прижимание частей тела к туловищу. кошек. 1 нарисуй! Инструктаж по т/б при работе с ножницами, клеем. Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; упражнения на различение предметов по форме и цвету, беседа по презентации и иллюстрациям в детских книгах, работа по диску и карточкам Домана «Дикие животные». Составление плана работы. Расположение аппликации на листе бумаги.Аппликация «Мишка» из частей с дорисовыванием: обвести карандашом части игрушки по шаблонам на коричневой бумаг, вырезать их, составить из частей целое изображение игрушки с помощью клея, дорисовать части мордочки чёрным карандашом. 1 Беседа по презентации и иллюстрациям в книге, упражнение «Найди лишний предмет», работа по карточкам и диску Домана «Игрушки». О правилах работы с пластилином. Составление плана работы. Лепка частей фигурки «Барыни» из пластилина по образцу: головной убор, голова, волосы, воротник, туловище, юбка, фартук., приемы: скатывание шарика между ладошками, раскатывание колбаски, вдавливание пальчиком, соединение частей в целую фигуру прижиманием. 13 21 Нарисуй игрушку «Барыня» 1 III Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи Рисунок «Птичка-зарянка». 9 22 1 Работа по карточкам и диску Домана «Игрушки». Рисование по картинному плану: 1) нарисуй части фигурки: голову, шею, туловище, юбку, 2) дорисуй фигурке руки, 3) дорисуй другие части по образцу, 4) дорисуй части лица у барыни, раскрась фигурку цветными карандашами самостоятельно, 5) укрась игрушку узором. Беседа по презентации, упражнение «Четвёртый лишний», работа по карточкам и диску Домана «Птицы». Рисование птички по картинному плану: нарисуй, дорисуй, закончи изображение в рисунке, раскрась птичку цветными карандашами. Соблюдение последовательности действий при выполнении рисунка. 23 Весна. Аппликация. 1 Скворечник на берёзе. Беседа по презентации. О правилах работы с ножницами, клеем. Расположение аппликации на листе бумаги. Составление плана работы. Аппликация по образцу с дорисовыванием на берёзе веток и скворца по картинному плану. Изготовление ствола и толстых веток берёзы обрыванием полоски белой бумаги, наклеивание ствола и веток на голубую бумагу. Дорисовывание на берёзе тонких веточек с зелёными листочками, рисование скворца на берёзе. 24 Аппликация, «Кружка». Беседа по презентации, упражнение «Что изменилось», работа по карточкам и диску Домана «Посуда». Инструктаж по т/б при работе с ножницами, клеем. Составление плана работы. Расположение вазы на листе бумаги.Аппликация кружки по шаблону: обвести карандашом шаблон кружки из белой бумаги, вырезать кружку ножницами, наклеить кружку на цветную бумагу, обвести форму простым карандашом, раскрасить её оранжевым цветом. 25 Аппликация. Рисунок «Ваза» рисунок 1 1 Различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; упражнения на различение предметов по форме и цвету, беседа по презентации и иллюстрациям в детских книгах, работа по диску и карточкам Домана «Посуда». Составление плана работы. Аппликация вазы по шаблону: обвести карандашом шаблон вазы из белой бумаги, вырезать вазу ножницами, наклеить на цветную бумагу, обвести форму простым карандашом, раскрасить её 14 по желанию. 26 Рисунок «подснежник». 1 Беседа по презентации, упражнение «Будь внимателен!», работа по карточкам и диску Домана «Цветы». Составление плана работы. Расположение рисунка на листе бумаги. Выполнение рисунка по картинному плану: рисуем проталинку и стебельки, рисуем бутоны цветов, рисуем узкие перышки листьев. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. 27 Рисунок «Кактус». 1 Беседа по презентации, упражнение «Что изменилось?», работа по карточкам и диску Домана «Цветы». Составление планы работы. Расположение рисунка на листе бумаги. Рисование кактуса по пунктирным линиям простым карандашом, дорисовывание горшка к цветку по шаблону, раскрашивание цветка и горшка акварельными красками по образцу. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. 28 1 Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику». Беседа по презентации, упражнение «Четвёртый лишний?», работа по карточкам и диску Домана «Цветы». Составление планы работы. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Рисование и раскрашивание иллюстрации «Открытка к празднику» по образцу акварельными красками с использованием шаблонов: цветы. 29 Аппликация, рисование «Кружка» 1 Инструктаж по т/б при работе с ножницами, клеем. Составление плана работы. Аппликация «Кружка» из отдельных частей по шаблону. с дорисовыванием и раскрашиванием: обведение по шаблону кружки, ручки. Расположение их на листе бумаги. Соединение частей аппликации с помощью клея. Раскрашивание кружки акварельными красками. 30 Аппликация, рисование «Ваза с цветами» 1 Инструктаж по т/б при работе с ножницами, клеем. Беседа по презентации, упражнение «Что изменилось?», работа по диску и карточкам Домана «Цветы». Составление плана работы. Аппликация «Ваза с цветами» из отдельных частей по шаблону. с дорисовыванием и раскрашиванием: обведение по шаблону вазы, стеблей, цветов. Расположение их на листе бумаги. Соединение частей аппликации с помощью клея. Раскрашивание вазы, стеблей, цветов акварельными красками. 15 IV 31 4 Обучение восприятию произведений искусства Беседа о художниках и их 1 картинах. А. Саврасов "Грачи прилетели" Беседа по презентации, упражнение «Что изменилось?», работа по карточкам и диску Домана «Времена года», беседа о художнике и его картине «Грачи прилетели» по плану: Кто написал картину. Чем написал художник картину, на чем. Что художник изобразил на картине. Как нужно смотреть и понимать картину. 32 Беседа о художниках и их картинах. В.Ван Гог «Подсолнухи» 1 Беседа по презентации и иллюстрациям в книге, упражнение «Найди лишний предмет», работа по карточкам и диску Домана «Растения». беседа о художнике и его картине: Кто написал картину. Чем написал художник картину, на чем. Что художник изобразил на картине. Как нужно смотреть и понимать картину. 33 Красивые разные цветы. 1 Цветы в работах известных художников. Беседа по презентации, упражнение «Найди лишнюю геометрическую фигуру», работа по карточкам и диску Домана «Цветы», беседа о художниках и их картинах по плану: П. Кончаловский «Сирень в корзине». Рисование и раскрашивание цветов по желанию детей. 34 Беседа о художниках и их 1 картинах. И.Левитан «Ночные фиалки и незабудки» Беседа по презентации и иллюстрациям в детских книгах, упражнение «Что изменилось?», работа по диску и карточкам Домана «Цветы». Беседа о художнике и его картине: Кто написал картину. Чем написал художник картину, на чем. Что художник изобразил на картине. Как нужно смотреть и понимать картину. Рисование и раскрашивание цветов по желанию детей. 16