МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Министерствообразованияи молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ «Меркушинская ООШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО_______________ на Педагогическом совете Директор ОУ Трапезникова Ю.Г. Протокол № 6 от 22.08.2023г. Приказ № 104 от 22.08.2023г. Рабочая программа По ручному труду (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 1) 2 класса Составитель: Глотова Анастасия Васильевна учитель начальных классов Меркушино 2023 1. Пояснительная записка. Рабочая программа «Ручной труд» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), 1 вариант. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: — формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. — формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. — расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. — расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. — формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. — формирование интереса к разнообразным видам труда. — развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). — развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). — развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. — развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). — формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. — формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: — коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; — развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; — коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. 2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися. 1 Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Работа пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работы с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз» Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). 3. Описание места учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану на предмет ручной труд выделен 1 час в неделю, в год 34 часа. 2 В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации. 4. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся: № 1 2 3 4 5 6 Раздел Работа с глиной и пластилином. Работа с природными материалами. Работа с бумагой. Работа с текстильными материалами. Картонажно – переплётные работы. Комбинированная работа с разными материалами. Всего: 5. Содержание учебного предмета: Из них контрольных Количество часов 9 5 7 9 2 2 практических 9 5 7 9 2 2 34 34 экскурсий Ручной труд, 2 класс № Наименование раздела содержания раздела 1 Работа с глиной и Глина и пластилин. Правила работы с пластилином. Изготовление из пластилина брусков. Лепка из пластилина пластилином. чашки цилиндрической формы. Лепка из пластилина чашки конической формы. Лепка чайной посуды в форме шара. Лепка из пластилина фигурки «Медвежонок» из отдельных частей. Лепка фигурок из целого куска пластилина. Лепка фигурки из целого куска пластилина. «Утка». Лепка композиции к сказке «Колобок». с природным Изготовление игрушек из желудей. Птичка. Правила работы с шилом. Изготовление игрушек из желудей: 2 Работа материалом. поросёнок. Аппликация из засушенных листьев. Композиция из шишки и листьев «Пальма». Фигурки птиц: сова. 3 Работа с бумагой. Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево осенью». Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево осенью». Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко». Изготовление игрушек в форме шара. Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур «Грузовик». Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур «Лиса». Изготовление поздравительной открытки «Сказочный цветок». 4 Работа с текстильными Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Пришивание пуговиц. Сматывание ниток в клубок. Изготовление материалами. фигурки человека из связанных пучков. Свойства ткани. Виды ткани. Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей. Раскрой детали из ткани. Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. Приёмы вышивания нитками. Вышивание закладки. 3 Картонажно – Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка фигур на бумаге. Изготовление из бумаги пакета для переплётные работы. хранения изделий. 6 Комбинированная работа Изготовление композиции к сказке «Колобок» в технике оригами. Изготовление указателя «Переход». с различными материалами. 6. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, области, округа, страны, столицы; понимает значение слов, характеризующие гражданскую направленность: трудолюбие, справедливость, смелость, честность. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению. Умеет выслушать иное мнение. Уважает и доброжелательно относится к другим (толерантность): — этническая толерантность; — возрастная толерантность; 3. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться). Ориентируется в классе, школе (знает, где классный кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.). 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. Знает и соблюдает нормы и правила поведения в общественных местах. 5. Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: Выполняет поручения в семье, в школе выполнить уборку, провести дежурство и т.д.»). 6. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия: Участвует в повседневной жизни класса и школы. Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. 7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: Проявляет любознательность, наблюдательность, заинтересованность, умеет задавать вопросы. Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. Умеет корректно привлечь к себе внимание. Умеет отстраниться от нежелательного контакта. Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу. 8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: Участвует в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. Сформирована мотивация к обучению. Знает и выполняет правила учебного поведения. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других. Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. 10. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: Умеет различать понятия «красивое» и «некрасивое»: опрятно-неопрятно, вредные привычки-здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения. 5 4 11. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание. 12. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям: соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни. Бережно относится к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу. Знает и соблюдает правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности. 13. Формирование готовности к самостоятельной жизни: Трудовая готовность: готовность к учебному труду. Морально-волевая готовность: адекватная самооценка. Предметные результаты Уровни освоения предметных результатов Минимальный уровень ● знание видов трудовых работ; ● знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения с помощью учителя, ● знание приемов работы (разметки деталей) с помощью учителя; ● умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; ● умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с помощью учителя; ● умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном) с помощью учителя. Базовые учебные действия БУД Личностные учебные действия: Достаточный уровень ● знание видов художественных ремесел; ● знание об эстетической ценности вещей; ● умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами; ● оценивать свое изделие (красиво, некрасиво) выполнять общественные поручения по уборке класса. По окончанию 4 класса у обучающегося будут сформированы Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей По окончанию 2 класса у обучающегося будут сформированы Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; Принятие окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Проявление интереса к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого. 5 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе Коммуникативные учебные действия Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Умение обращаться за помощью и принимать помощь Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту Умеет сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Умение доброжелательно относиться, сопереживать, Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми конструктивно взаимодействовать с людьми в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Умение принимать цели и произвольно включаться в Выполняет инструкцию и следует предложенному плану, деятельность, следовать предложенному плану и работать включается в деятельность под руководством учителя. в общем темпе Умение выделять существенные, общие и отличительные Понимает некоторые существенные общие и свойства хорошо знакомых предметов отличительные свойства хорошо знакомых предметов с Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия Понимание и соблюдение простой инструкции при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Использование элементарных правил поведения во взаимодействии с окружающей действительностью с помощью взрослого. Понимание правил поведения в обществе (школе, общественных местах) и соблюдение их с помощью взрослого. Слышит обращенную речь учителя и выполняет элементарные коммуникативные действия по заданному шаблону при сопровождении учителя (учитель – ученик, ученик – ученик). Вербально и невербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя в соответствии с инструкцией с учётом индивидуальных особенностей. Обращается с просьбой о помощи ко взрослому. Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями. 6 помощью учителя. Умение устанавливать видо - родовые отношения Выделяет родовые отношения предметов с частичной предметов помощью учителя Умение работать с информацией (понимать Слушает, воспринимает несложную по структуре изображение, текст, устное высказывание, элементарное информацию (изображение, устное высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на элементарное схематическое изображение), предъявленную бумажных и электронных и других носителях). на бумажных и электронных носителях с частичной помощью учителя. 7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Количество № Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения п/п I. Учебники для обучающихся «Ручной труд», 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные 100% обеспечение программы, Л.А. Кузнецова, Москва, «Просвещение», 2019 II. Технические средства обучения 1. Проектор 1 2. Компьютер 1 3. Экран 1 III.Учебная мебель Парты ученические 1 Стулья ученические 1 Стол учительский 1 Компьютерный стол Стул мягкий учительский 1 Шкафы 1 IV. Учебное оборудование 1. Диски Домана 100% 8. Календарно-тематическое планирование по ручному труду, 2 класс № Тема раздела, урока. Количеств о часов. Дата проведени я Основные виды учебной деятельности. 7 Работа с глиной и пластилином. Глина и пластилин. Правила работы с пластилином. Проверочная работа Изготовление из пластилина брусков. 9 4 Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. 1 5 Лепка из пластилина чашки конической формы. 1 6 Лепка чайной посуды в форме шара. Чайник. 1 7 Лепка фигурки «Медвежонок» из отдельных частей. 1 8 Лепка фигурки из целого куска пластилина. «Утка». 1 9 Лепка композиции к сказке «Колобок». 1 1 2 3 1 1 1 Вводная беседа о правилах поведения и работы на уроках труда, инструктаж по т/б при работе с пластилином, просмотр презентации по теме. Приемы лепки, лепка на свободную тему. Проверка знаний и умений по теме «Работа с бумагой» (аппликация) Инструктаж по т/б при работе с пластилином, работа по диску и карточкам Домана «Цвет», просмотр презентации по теме, обсуждение по содержанию, изготовление из пластилина прямоугольных геометрических форм (разноцветных брусков) с помощью стеки по образцу. Повторение правил работы с пластилином, работа по диску и карточкам Домана «Посуда», работа с технологическими картами, лепка по образцу чашки цилиндрической формы из целого куска приемом вдавливания и вытягивания пластлина, ручки - раскатыванием между ладошками и прижиманием её к основной детали, презентация изделий. Повторение правил работы с пластилином, работа по диску и карточкам Домана «Посуда», работа с технологическими картами, коллективное составление плана работы, лепка изделия конической формы по образцу из целого куска приемом вдавливания и вытягивания пластилина, ручки - раскатыванием между ладошками и прижиманием её к основной детали, презентация изделий. Повторение правил работы с пластилином, работа по диску и карточкам Домана «Посуда», работа с технологическими картами, лепка по образцу чайника из целого куска, приём скатывания шара, вдавливания пальцем для углубления, раскатывание колбасок для отдельных частей, прижимание их к основной детали. Повторение правил работы с пластилином, работа по диску и карточкам Домана «Дикие животные», работа с технологическими картами, коллективное составление плана работы, лепка медвежонка по образцу чайника из отдельных частей, приём скатывания шара, раскатывание колбасок, прижимание их к основной детали, презентация изделий. Повторение правил работы с пластилином, работа по диску и карточкам Домана «Домашние птицы», просмотр презентации по теме с обсуждением, работа с технологическими картами, лепка утки из целого куска пластилина по образцу, приёмы: раскатывание, вытягивание, прищипывание, презентация изделий. Вводная беседа, правила работы с пластилином, игра «Отгадай сказку», просмотр мультфильма «Колобок», составление плана работы, коллективная работа по 8 изготовлению композиции с помощью картинного плана работы «Как слепить лису» . 5 10 Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей. Птичка. Правила работы с шилом. 11 Изготовление игрушек из желудей: поросёнок. 1 12 Аппликация из засушенных листьев. 1 13 Композиция из шишки и листьев «Пальма». 1 14 Фигурки птиц. Сова. 1 Работа с бумагой. 7 15 Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево осенью». 1 16 Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево осенью». 1 17 Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко». 1 1 Инструктаж по т/б, работа по диску и карточкам Домана «Инструменты», «Птицы»; работа с технологическими картами, изготовление птички из желудей, листьев по образцу, используя шило и пластилин. Приемы: скатывание шара (головы), прижимание его к желудю (туловищу), прокол отверстия шилом, вставить листья; презентация изделий. Инструктаж, работа по диску и карточкам Домана «Домашние животные»; работа с технологическими картами, коллективное составление плана работы, изготовление поросёнка из желудей по образцу. Приемы: раскатывание колбасок между пальцами, вдавливание, прижимание деталей изделия к туловищу (жёлудю), презентация изделий. Вводная беседа, просмотр презентации по теме, работа по тетради (по ручному труду), задание «Что изменилось?», правила работы с клеем, поэтапное выполнение аппликации из засушенных листьев по образцу и картинному плану. Вводная беседа, просмотр презентации по теме, работа по тетради (по ручному труду), задание «Что изменилось?», инструктаж по т/б при работе с пластилином. Поэтапное выполнение композиции по картинному плану. Приемы: раскатывание шара между ладошками, сдавливание ладошкой, присоединение листьев к шишке с помощью пластилина. Повторение правил работы с пластилином, работа по диску и карточкам Домана «Птицы», работа с технологическими картами, коллективное составление плана работы, изготовление совы из шишки и пластилина по образцу. Приёмы: раскатывание колбасок, вдавливание, прижимание, презентация изделий. Вводная беседа. Инструктаж по т/б при работе с клеем, работа по диску и карточкам Домана «Деревья», просмотр презентации «Деревья осенью», игра «Узнай дерево». Поэтапное выполнение аппликации «Дерево осенью» по образцу. Приёмы: сминание бумаги для ствола и кроны дерева, наклеивание мятой бумаги на бумажную основу. Инструктаж, работа по диску и карточкам «Домашние животные», поэтапное изготовление маски собаки по образцу и картинному плану. Приемы: сгибание квадрата с угла на угол, отгибание углов, рисование мордочки цветными карандашами. Инструктаж по технике б/п при работе с ножницами и клеем, работа по диску и карточкам Домана «Фрукты», просмотр презентации по теме, поэтапное выполнение 9 18 Изготовление игрушек в форме шара. 1 19 Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур «Грузовик». Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур «Лиса». 1 Изготовление поздравительной открытки «Сказочный цветок». 1 Картонажно – переплётные работы. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка фигур на бумаге. Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. 2 Работа с текстильными материалами. Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. 9 20 21 22 23 24 1 1 1 1 аппликации по шаблону и картинному плану. Приемы: обведение по шаблону , вырезание по линиям разметки, промазывание клеем участков внутри контура, отрывание кусочков цветной бумаги, приложение её на проклеенный участок. Вводная беседа. Инструктаж по технике б/п при работе с ножницами, просмотр презентации по теме, работа по тетради (по ручному труду), коллективное составление плана работы. Выполнение изделия по образцу с помощью шаблона по картинному плану. Приёмы: складывание бумаги пополам, разметка круга по шаблону, вырезание кругов, соединение. Вводная беседа, просмотр презентации по теме, работа по диску и карточкам Домана «Наземный транспорт». Инструктаж по технике б/п при работе с ножницами, клеем, работа по тетради (по ручному труду), поэтапное выполнение аппликации по образцу. Приёмы: разметка, вырезание геометрических фигур, приклеивание деталей грузовика Вводная беседа, инструктаж по т/б, просмотр презентации по теме, работа по диску и карточкам Домана «Дикие животные, работа по тетради (по ручному труду), задание «Что изменилось?», коллективное составление плана работы, поэтапное выполнение аппликации по образцу. Приёмы: разметка по линейке, вырезание геометрических фигур, приклеивание деталей. Инструктаж по т/б, работа по диску и карточкам Домана «Растения», просмотр презентации по теме, беседа по содержанию, коллективное составление плана работы, поэтапное выполнение поздравительной открытки по образцу с использованием приёма симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам. Вводная беседа. Работа по диску и карточкам Домана «Геометрические фигуры», задание «Что изменилось?», Приёмы: работа с технологическими картами, обводка шаблонов, разметка фигур на бумажном листе. Вводная беседа. Работа по диску и карточкам Домана «Геометрические фигуры», коллективное составление плана работы, поэтапное изготовление пакета по образцу, приемы: сгибание бумаги прямоугольной формы, отгибание листа, промазывание боковых краёв, наклеивание геометрических фигур. Вводная беседа, просмотр презентации по теме, свойства ниток, виды работ с нитками, работа по тетради (по ручному труду), связывание ниток в пучок по образцу, приём: наматывание на картонную основу. Игра «Четвёртый лишний». 10 25 Пришивание пуговиц. 1 26 Сматывание ниток в клубок. Изготовление фигурки человека из связанных пучков. 1 27 Свойства ткани. 1 28 Виды ткани. Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей. Раскрой детали из ткани. 1 30 Изготовление игольницы «Котик». 1 31 Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы. 1 32 Приёмы вышивания нитками. Вышивание закладки. 1 29 1 Вводная беседа, просмотр презентации по теме, повторение правил работы с иголкой и ножницами, работа по тетради (по ручному труду), задание «Найди лишнюю пуговицу». Завязывание узелка: вдевание, обматывание нитки вокруг указательного пальца, стягивание витков на конец нитки, затягивание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями по картинному плану. Работа по тетради, работа по диску и карточкам Домана «Человек», изготовление фигурки человека из связанных пучков по образцу. Приёмы: наматывание нитки на картонную основу, снятие нитки с картонной основы, связывание мотка ниткой другого цвета, выделение головы фигурки и перевязывание ниткой другого цвета, разрезание нижней части заготовки, отделение пучка нитки для рук, связывание ниткой руки, выделение талии и перевязывание её ниткой другого цвета. Вводная беседа, просмотр презентации по теме «Применение и назначение ткани в жизни людей», беседа по содержанию, работа по тетради. Свойства ткани: разная окраска, мнутся, гладятся, режутся, прошиваются, сматываются в рулоны. Беседа по теме, просмотр презентации по теме «Сорта тканей и их назначение», работа по тетради, игра «Ателье», составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей по образцу. Инструктаж по т/б. Беседа по теме, просмотр презентации по теме «Сорта тканей и их назначение», работа по тетради, игра «Ателье», раскрой деталей изделия из ткани по картинному плану: лекало из бумаги, наложение лекала на ткань, прикалывание его булавками, вырезание ткани по краю лекала. Повторение правил работы с иглой, ножницами, работа по диску и карточкам Домана «Домашние животные», работа с технологическими картами, коллективное составление плана работы, поэтапное изготовление игольницы по образцу: изготовление лекала, накладывание лекала на ткань, прикалывание его к ткани булавками, вырезание ткани по краю лекала. Инструктаж, работа по диску и карточкам Домана «Инструменты», просмотр презентации по теме, поэтапное изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы по картинному плану. Инструктаж по т/б с иглой и ножницами, работа по диску и карточкам Домана «Инструменты», просмотр презентации по теме, беседа по содержанию, коллективное составление плана работы, поэтапное выполнение вышивания закладки стежком «вперёд иголку» по образцу. Завязывание узелка: вдевание, обматывание нитки вокруг указательного пальца, стягивание витков на конец нитки, затягивание узелка. 11 33 34 Комбинированная работа с разными материалами. Изготовление композиции к сказке «Колобок» в технике оригами. Изготовление указателя «Переход». 2 1 1 Инструктаж. Вводная беседа, просмотр презентации по теме, работа по тетрадям, коллективная работа по изготовлению композиции по картинному плану: складывание колобка, складывание фигурки волка. Инструктаж, работа по диску и карточкам Домана «Дорожные знаки», просмотр презентации по теме, составление плана работы, поэтапное выполнение изделия по образцу: изготовление основы для дорожного знака (согнуть, наклеить знак); изготовление стойки дорожного знака (накрутить бумагу на карандаш, склеить бумагу); подрезать нижнюю часть трубочки и отогнуть; приклеить к основе, соединение деталей. 12