Рабочая программа "Домоводство" (3 класс,2 вариант)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Администрация ГО Верхотурский
МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ

Рабочая программа
по учебному предмету
«Домоводство»
(для обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями вариант 2
3 класс

с. Меркушино
2024

Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),
МКОУ «Меркушинская ООШ».
Цель:
 формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и
навыкам.
 научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим
умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов
семьи;
 заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем
окружении.
Общая характеристика предмета:
Данный учебный предмет является специфическим для обучения
младших школьников с особыми образовательными потребностями. Обучение
по данной программе развивает у детей способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать
причинно- следственные связи. Уроки домоводства позволяют применять на
практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо и т д) а также
получить практические навыки по ремонту, стирке одежды, уборке дома и т д.
Создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности
и личностной сферы обучающихся.
Основными критериями отбора материала по домоводству являются его
доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в
существенном ограничении объема и содержания материала, практическая
значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом
обучающихся, формирование у них готовности к использованию полученных
знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач
из ближайшего социального окружения.
Программа обучения носит элементарно-практический характер, при
этом
ведущим
коррекционным
принципом
является
принцип
коммуникативной направленности. В процессе обучения по программе у
ребенка формируется представление о родном городе, о России, ее культуре,
современной жизни. Получая представления о социальной жизни, в которую
он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других
людей с нравственными ценностями и общепринятыми нормами поведения.
Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и
2

угрозы его жизни и здоровья, учится быть внимательным и осторожным на
улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование
определенным правилам. Важно сформировать у ребенка типовые модели
поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте,
покупок в магазине и др. Уроки домоводства можно строить как совместное
интересное дело, используя деловые игры, сюжетно-ролевые игры, различные
практикумы и т д. Занятия должны иметь конкретные практические
результаты: выстиранные вещи, вымытая обувь, сложенные вещи и т д.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения
учебного материала).
2.
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые,
исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной
деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия
учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности:
устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями,
умениями и навыками; метод мониторингов;
Методы
стимулирования
учебно-познавательной
деятельности:
определённые
поощрения
в
формировании
мотивации,
чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и
навыками.
Преподавание учебного предмета связано с преподаванием других курсов
государственного образовательного стандарта: «Речь и альтернативная
коммуникация», «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий
социальный мир», «Изобразительная деятельность», коррекционноразвивающие занятия и опирается на их содержание.
Место учебного предмета
Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область
«Окружающий мир» и относится к обязательной части учебного плана.
Настоящая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) в соответствии с
учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Предметные результаты освоения учебного предмета:

приобретение навыков самообслуживания, усвоения правил техники
безопасности;

умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности,
связанные с уборкой, уходом за вещами, участие в покупках продуктов и
вещей);

умение выполнять работу качественно, организованно.
3


Осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание
себя как «Я»;
Основное содержание учебного предмета
1.
Покупки;
2.
Уход за вещами;
3.
Обращение с кухонным инвентарем;
4.
Уборка помещений и территории.
В разделе «Покупки» основные задачи сформировать понятие о местах
и способах осуществления покупок. Планирование покупок. Выбор места
совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и
др. Нахождение нужного товара в магазине. Складывание покупок в сумку.
Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе:
выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи,
складывание покупок в сумку.
В разделе «Уход за вещами» основные задачи раздела: формировать
умение по уходу за вещами. Ручная стирка. Наполнение емкости водой.
Замачивание белья. Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание белья на
просушку. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке:
наполнение емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание
белья, вывешивание белья на просушку. Складывание белья и одежды. Чистка
одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при
мытье обуви (протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой
тряпкой). Просушивание обуви.
В разделе «Обращение с кухонным инвентарем» основные задачи
сформировать умения в обращении с кухонным инвентарем. Обращение с
посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода,
чайник, половник, нож).Различение чистой и грязной посуды. Очищение
остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой. Ополаскивание посуды.
Сушка посуды. Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.
В разделе «Уборка помещений и территории»
основные задачи
сформировать умение по уборке помещения и обращения с уборочным
инвентарем. Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и
мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на
полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Подметание
территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Для
того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
4

множественными нарушениями развития успешно освоили программу по
предмету Домоводство педагогу необходимо: широко использовать
наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий,
предметов и явлений, практических действий. Максимально опираться на
чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого
ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную
деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая
практико-ориентированная деятельность. Деятельность педагога должна
носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к
доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо
использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические
материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп
обучения.
Тематическое планирование

№
п/п

Название
раздела,
темы

Кол-во
часов

1.

Раздел1.Поку 4
пки.

2

Раздел
2.Уход
вещами.

3

13
за

6
Раздел 3.
Обращение с
кухонным
инвентарем.

Основные виды учебной деятельности

Форма контроля

Планирование
покупок.
Выбор
места Наблюдение
совершения
покупок.
Ориентация
в
расположении отделов магазина, кассы и др.
Нахождение нужного товара в магазине.
Складывание покупок в сумку. Соблюдение
последовательности действий при расчете на
кассе: выкладывание товара на ленту, оплата
товара, получение чека и сдачи, складывание
покупок в сумку.
Наполнение емкости водой. Замачивание белья. Наблюдение
Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание
белья
на
просушку.
Соблюдение
последовательности действий при ручной
стирке:
наполнение
емкости
водой,
замачивание
белья,
полоскание
белья,
выжимание белья, вывешивание белья на
просушку.
Складывание белья и одежды. Чистка одежды.
Уход
за
обувью.
Соблюдение
последовательности действий при мытье обуви
(протирание
обуви
влажной
тряпкой,
протирание
обуви
сухой
тряпкой). Просушивание обуви.
Обращение с посудой. Различение предметов Наблюдение
посуды для сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления
пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник,
5

4

11
Раздел 5.
Уборка
помещений и
территории.
Всего

нож). Различение чистой и грязной посуды.
Очищение остатков пищи с посуды.
Протирание посуды губкой. Ополаскивание
посуды. Сушка посуды.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых
приборов. Раскладывание столовых приборов и
посуды при сервировке стола.
Уборка с поверхности стола остатков еды и Наблюдение
мусора. Вытирание поверхности мебели.
Сметание мусора на полу в определенное
место. Заметание мусора на совок.
Подметание территории. Сгребание травы и
листьев. Уход за уборочным инвентарем.

34

Форма промежуточной аттестации проводится в конце года в виде экспертизы (экспертная
группа: классный руководитель, родитель и узкий специалист).

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Домоводство 3 класс
КолДата
Тема урока
во
Примечание
проведения
часов
Вводный урок.
1ч
Магазин.
1ч
Продовольственный магазин.
1ч
Хозяйственный магазин.
1ч
Одежда человека. Виды одежды.
1ч
Назначение одежды.
1ч
Хранение одежды.
1ч
Виды сезонной одежды.
1ч
Игра «Необходимые и важные
1ч
вещи в гардеробе».
Обувь. Виды обуви. Назначение.
1ч
Сезонная обувь.
1ч
Белье, его виды, назначение.
1ч
Стирка белья: ручная, машинная.
1ч
Моющие средства для стирки
белья.
Практическая работа совместно
1ч
с учителем.
Вывешивание белья на
1ч
просушку.
6

16. Утюг.
17. Правила безопасности при
пользовании утюга.
18. Посуда. Рассматривание
картинок.
19. Различение предметов посуды
для сервировки стола (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка,
нож).
20. Различение посуды для
приготовления пищи (кастрюля,
сковорода, чайник, половник,
нож).
21. Выбор посуды и столовых
приборов.
22. Раскладывание столовых
приборов и посуды при
сервировке стола.
23. Мытьё посуды.
24. Мой дом. Семейные
обязанности.
25. Виды уборки квартиры.
26. Чем убирают в доме?
27. Техника безопасного
использования моющих и
чистящих средств.
28. Правила повседневной уборки.
29. Уборка мебели. Протирание
пыли.
30. Уборка своей комнаты.
31. Уборка. Уход за приборами,
предметами.
32. Уборка на территории. Правила
поведения на улице.
33. Правила безопасности.
34. Подметание территории.

1ч
1ч
1ч
1ч

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».