МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация ГО Верхотурский МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 2 3 класс с. Меркушино 2024 Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), МКОУ «Меркушинская ООШ». Общая характеристика учебного предмета Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Она несомненно, является одним из важнейших предметов учебного плана, поскольку решает широкий спектр задач, связанных не только с формированием жизненно важных движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, но и непосредственно связана с укреплением здоровья и развитием возможностей систем организма ребенка, как наиболее важной составляющей вообще процесса образования учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Спектр столь широко обозначенных задач, несомненно, может быть решен только всей совокупностью урочной и внеурочной деятельности, приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения массовых спортивных событий, а также участием ребенка в физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервнопсихического статуса и познавательной деятельности обучающегося. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащегося, так и содействовать развитию у него способности организовывать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека. Цели и задачи обучения Цель предмета: всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры: - корректировать нарушение физического развития; - формировать двигательные умения и навыки; - развивать двигательные способности в процессе обучения; - укреплять здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; -раскрывать возможность избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно- физкультурной деятельности; - формировать и воспитывать гигиенические навыки при выполнении физических упражнений; - формировать установку на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; - поддержать устойчивость физической работоспособности на достигнутом уровне; - формировать познавательный интерес, сообщать доступные теоретические сведения по физической культуре; - воспитывать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями; - воспитывать нравственные, морально-волевые качества (настойчивость, смелость), навыки культурного поведения; -использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися. Основные направления коррекционной работы: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов. Место учебного предмета Учебный предмет «Адаптивная физкультура» относится к обязательной части учебного плана. Настоящая программа составлена на 68 часа (2 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. Программа по адаптивной физической культуре включает 5 разделов: «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм». Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. Раздел «Велосипедной подготовке» обучающиеся осваивают езду на трехколесном и двухколесном велосипеде. Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Раздел «Туризм» предусматривает овладение различными туристическими навыками. Планируемые результаты освоения учебного предмета «адаптивная физическая культура» Возможные личностные результаты образования Обучающийся научится: -проявлять уважение к людям старшего возраста; -понимать эмоциональные состояния других людей; -проявлять собственные чувства; -устанавливать и поддерживать контакты; -пользоваться речевыми формами взаимодействия для разрешения конфликтов; -использовать элементарные формы речевого этикета; -принимать и оказывать помощь. Обучающийся получит возможность: -испытать потребность в новых знаниях; -наблюдать за окружающими предметами и явлениями; -принимать участие в коллективных делах и играх. установления контактов, Возможные результаты формирования базовых учебных действий Обучающийся научится: -ориентироваться в пространстве школы; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -работать в общем темпе; -фиксировать взгляд на лице педагога; -фиксировать взгляд на изображении; -выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения); -последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога; -при организующей, направляющей помощи выполнять посильное задание от начала до конца. Возможные предметные результаты образования 1 группа (умеренная умственная отсталость) Физическая подготовка Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т. ч. с использованием технических средств); Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей. Велосипедная подготовка Научится кататься на двухколесном велосипеде. Проявлять интерес к определеннымвидам физкультурноспортивной деятельности: езда на велосипеде. Коррекционные подвижные игры Научится вести совместные действия с партнером, ориентироваться впространстве зала. Проявлять интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры. Туризм Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение правил поведения в походе. Лыжная подготовка Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). 2 группа (тяжѐлая умственная отсталость и ТМНР) 3 группа (глубокая умственная отсталость и ТМНР) С помощью педагога научится осваивать двигательныенавыки, последовательность движений, развивать координационные способности. Научится проявлять интерес к двигательным навыкам. С помощью педагога научится ездить на трехколесном велосипеде, по возможности на двухколесном. Научится проводить несложные наблюдения за Предметами под руководством учителя. С помощью педагога научится вести совместные действия спартнером, ориентироваться в пространстве зала. Использовать предметы, находящиеся в поле зрения в помещении, по назначению. С помощью педагога различение предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок). Соблюдение правил поведения в походе. Использовать предметы, находящиеся в поле зрения в помещении, по назначению. С помощью педагога различение лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Использовать предметы, находящиеся в поле зрения по назначению. Содержание учебного курса Основы знаний Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры. Чистота одежды и обуви на уроке. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Коррекционные подвижные игры Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного мяча сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача. Отбивание волана снизу (сверху). Игра в паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом», «Охотники и утки». Велосипедная подготовка Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед: перекидывание правой ноги через раму, постановка правой ноги на педаль, посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным (ножным) тормозом. Езда на трехколесном велосипеде по прямой и с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном велосипеде по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом. Торможение ручным (ножным) тормозом. Разворот на двухколесном велосипеде. Объезд препятствий. Преодоление подъемов (спусков). Езда в группе. Соблюдение правил дорожного движения во время езды по дороге: начало движения по сигналу учителя, остановка перед выездом на трассу, езда по правой стороне дороги. Уход за велосипедом (содержание в чистоте, сообщение о неисправности велосипеда, накачивание колеса). Лыжная подготовка: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение последовательности действий при подъеме после падения из положения «лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение «сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене, постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя» с опорой на правую руку. Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж), махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение бесшажного хода. Преодоление подъемов ступающим шагом («лесенкой», «полуелочкой», «елочкой»). Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок («полуплугом», «плугом», падением). Подвижные игры на улице: «Загони льдинку», «Стрельба в цель», «Возьми флажок», «Кто быстрей». Туризм Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства личной гигиены). Соблюдение последовательности действий при раскладывании спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла, развязывание тесьмы, раскатывание мешка. Соблюдение последовательности действий при расположении в спальном мешке: расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла. Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша, стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для установки палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях палатки. Вставление плоских (круглых) колышков при закреплении палатки на земле. Установление стоек. Установление растяжек палатки. Соблюдение последовательности действий при разборке установленной палатки: вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в чехол, складывание растяжек на палатку, сворачивание палатки, складывание палатки и всех комплектующих в сумку-чехол, закрывание сумки-чехла. Подготовка кострового места. Складывание костра. Разжигание костра. Поддержание огня в костре. Тушение костра. Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда уходить без разрешения учителя, нельзя есть найденные в лесу грибы и ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных. Физическая подготовка Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях. Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки. Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом). Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину. Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза. Тематическое планирование Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля В Формы организации деятельности на Текущая процессе уроке: аттестация урока - фронтальная; обучающихся - групповая; включает в себя 27 - в парах; полугодовое - индивидуальная. оценивание Формы учебной деятельности: результатов 21 - игра-путешествие; освоения СИПР, - беседа; разработанной на 12 - рассказ; основе АООП - ролевая игра; образовательной - работа с книгой; 4 организации. - работа с раздаточным Форме дидактическим инструментарием; наблюдения, Виды деятельности: мониторинга. игровая; 4 познавательная; спортивно-оздоровительная; решение проектных задач и др виды используемые при обучении. Количест Раздел учебного предмета Формы и виды учебной деятельности во часов Основы знаний Раздел 1. Физическая подготовка Раздел 2. Коррекционные подвижные игры Раздел 3. Лыжная подготовка. Раздел 4. Туризм Раздел 5. Велосипедная подготовка Всего 68 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема урока Техника безопасности на уроках физкультуры. Построение и перестроение. Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры. Построение в шеренгу по одному, в колонну. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедра. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег в умеренном (медленном, быстром) темп. Бег с изменением темпа и направления движения. Выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу. Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану нижняя подача. Удар по волану нижняя и верхняя подача. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяч. Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Передача и ловля баскетбольного мяча. Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках. Преодоление препятствий при ходьбе. Ходьба по гимнастической скамейке. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Ходьба с различными движениями рук по показу и словесной инструкции. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках. Перешагивание через препятствие (высота 15-20 см); стойка на правой (левой) ноге у опоры. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом. Подвижные игры с бегом и прыжками. Лазание по наклонной гимн/скамейке, установленной на 3-4 рейке г/стенки, на животе, на четвереньках, в упоре согнувшись. Вис на гимн/стенке со страховкой учителем. Подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений. Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку». Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом». Игра-эстафета «Собери пирамидку». Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам. Форма одежды в зимний период. Транспортировка лыжного инвентаря. Чистка лыж от снега. Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага. Выполнение поворотов, стоя на лыжах. Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок. Передвижение на лыжах скользящим шагом без палок. Подвижная игра «Загони льдинку». Подвижная игра «Стрельба в цель» . Катание на санках друг друга. Катание на санках с горы. Лазание на гимнастическую стенку на три ступеньки с поддержкой учителя. Ползание и лазание по гимнастической скамейке Пальчиковая гимнастика «Руки в стороны». Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения с флажками, с кубиками. Поведение в лесу. Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря. Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак средства личной гигиены. Соблюдение последовательности действий при раскладывании спального мешка: раскрывание чехла. Ориентировка в частях палатки. Подготовка места для установки палатки. Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху. Подача волейбольного мяча снизу. Правила техники безопасности на уроках физкультуры. Подача волейбольного мяча сверху. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места. Выполнение удара в ворота с места в пустые ворота. Выполнение удара в ворота с места с вратарем. Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед. Соблюдение последовательности действий при посадке на велосипед. Управление велосипедом без вращения педалей. Торможение ручным (ножным) тормозом. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 64 65 66 67 68 Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану нижняя подача. Удар по волану нижняя и верхняя подача. Веселые эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Контрольный урок 1 1 1 1 1 Оценочные материалы Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии обеспечивает связь между требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и образовательным процессом. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося по возможности привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Проверка знаний обучающихся По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися СИПР, взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Итоговый контроль представляет систему оценивания достижений образовательных результатов обучающихся. Осуществляется в виде мониторинга по окончании 1 и 2 полугодий и отражается в СИПР (см. Приложение 1). Условные обозначения Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие: - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) 1. Активное участие. Действие выполняется ребенком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) - по подражанию или образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно Сформированность представлений 1. Представления отсутствуют 1. Не выявить наличие представлений 2. Представления на уровне: - использования по прямой подсказке - использования с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельного использования дд д ди до сш с ? Пп п + Интернет ресурсы: Всероссийский урок безопасности 2022-2023 https://safetylesson.prosv.ru/ ; Московская электронная школа (МЭШ) https://www.mos.ru/city/projects/mesh/ ; Авторская коллекция мультимедийных презентаций по предмету https://cloud.mail.ru/public/FmpS/Hbcy2VaAE Мониторинг по предмету Адаптивная физкультура Велосипедная подготовка: Уход за велосипедом, Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда, Соблюдение последовательности действий при посадке, Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей, Торможение ручным (ножным) тормозом. Физическая подготовка: Строевые упражнения Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, Размыкание на вытянутые руки в стороны, Повороты на месте направо, налево. Ходьба и бег Ходьба в колонне по одному, Ходьба с высоким подниманием колен, Бег в колонне, Бег с изменением темпа и направления движения Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений 1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) 2. Круговые движения кистью 3. Повороты туловища вправо (влево) 4. Наклоны туловища в сочетании с поворотами 5. Приседание Прыжки Прыжки на двух ногах на месте (с продвижением вперед), Прыжки в длину с места, Прыжки в высоту. Ползание, подлезание, лазание, перелезание Ползание на животе, на четвереньках (препятствие), Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), Перелезание через препятствия. Броски, ловля, метание Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками, Броски мяча на дальность, Метание в цель. Лыжная подготовка: Узнавание (различение) лыжного инвентаря, Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам, Выполнение ступающего шага, шаговые движения на месте. Туризм: Соблюдение правил поведения в походе, Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря, Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак. Коррекционные подвижные игры (элементы спортивных игр): Баскетбол Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от 1 полуг. 2 полуг. пола), Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Броски мяча в кольцо двумя руками Волейбол Подача волейбольного мяча сверху (снизу), Прием волейбольного мяча сверху (снизу), Футбол Приём мяча, стоя в воротах ловля мяча руками, Приём мяча отбивание мяча ногой. Подвижные игры Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете, Соблюдение правил игры.