УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Меркушинская ООШ» ___________________Трапезникова Ю.Г. Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МКОУ «Меркушинская ООШ» Общие положения 1.1. Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Меркушинская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Меркушинская ООШ») (далее- Положение) определяет цели и задачи проектной и учебноисследовательской деятельности в МКОУ «Меркушинская ООШ» (далее Школа) порядок ее организации, общие требования к содержанию, представлению и оценке проектных и учебно-исследовательских работ учащихся. 1.2. Настоящее положение разработано на основе: - Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (с изменениями и дополнениями); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями); - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями); - Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 18.05.2023. №372; - Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023. №370. 1.3 . Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность - это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учащимися разнообразных задач исследовательского характера под руководством учителя. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности учащегося при самостоятельной работе. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является одной из форм организации образовательных отношений, способствует повышению качества образования, развитию функциональных компетентностей учащихся, их успешной социализации, является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов. Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект - один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. 1.4. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы как принцип организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО. 1.5. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность - один из путей повышения качества образования. 1.6. Учебно-исследовательская и проектная деятельность является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения учебных предметов. 1.7. Учебный проект, выполняется учащимися 1 - 9 классов в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, другую). 1.8. Защита проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. 1.9. Требования к оформлению и защите проектно-исследовательской работы устанавливаются только для учащихся 5 - 9 классов. Проектная деятельность учащихся 1-4 классов оценивается по критериям, установленным в рамках рабочих программ. 2. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности 2.1. Самостоятельное приобретение определенных знаний из разных источников. 2.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. 2.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах. 2.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). 2.5. Развитие системного мышления. 2.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую, творческую, исследовательскую и созидательную деятельность. 2.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности. 2.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения. 2.9. Поддержка мотивации в обучении, повышение качества образования. 2.10. Реализация потенциала личности. 3. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности 3.1. Воспитание у учащихся интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества). 3.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов. 3.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. 3.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научноисследовательской работы. 3.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. 3.6. Формирование школьного научного общества учащихся со своими традициями. 3.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. 4. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности 4.1. Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. 4.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. 4.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. 5. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности 5.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. 5.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов. 5.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от учащихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. 6. Требования к построению проектно-исследовательского процесса 6.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся. 6.2. Раскрытие проблемы должно приносить новое знание учащемуся. 6.3. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 6.4. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и при выполнении работы. 7. Формы организации проектной деятельности 7.1. Виды проектов: - информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; - исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; - творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии и др.); - социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. - игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта; - инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). - прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. - технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем. - бизнес-план - целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги. 7.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть: - письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчётные материалы по социальному проекту; - мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала, электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная), иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся. 7.3. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный. 7.4. По количеству участников: - индивидуальный - самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы учащийся самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник; - парный, малогрупповой (до 5 человек); - групповой (до 15 человек); - коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой. 7.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта. 8. Формы организации учебно-исследовательской деятельности 8.1. На урочных занятиях: - урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей и др.; - учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; - домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. 8.2. На внеурочных занятиях: - исследовательская практика учащихся; - образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; - факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности учащихся; - научное общество учащихся - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими школами; - участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 9. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы 9.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно и отражать содержание проекта. 9.2. Структура проекта: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы. 9.3. Введение включает в себя ряд следующих положений: - проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; - устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом; - формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; - далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта; - завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость». 9.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй экспериментальный (практический). 9.5. В заключении формулируются выводы, описываются достигнутые цели, выполненные задачи. 9.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: - Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк - 1,5. Размер полей: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 2 см. - Титульный лист считается первым, но не нумеруется. - Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. - Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. - Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. 9.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - римскими цифрами. 9.8. Список литературы оформляется в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). 10. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности 10.1. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности (презентация и защита проектных работ) может осуществляться на уроках, внеурочных занятиях, других мероприятиях. 10.1. Критерии оценки: 10.1.1. Актуальность темы: - имеет большой практический и теоретический интерес, - носит вспомогательный характер, - степень актуальности определить сложно, - не актуальна; 10.1.2. Новизна решаемой проблемы: - поставлена новая задача, - решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами, - задача имеет элементы новизны, - задача известна давно; 10.1.3. Оригинальность методов решения задачи, исследования: - решена новыми, оригинальными методами, - имеет новый подход к решению, использованы новые идеи, - используются традиционные методы решения; 10.1.4. Научное и практическое значение результатов работы: - результаты заслуживают опубликования и практического использования, - можно использовать в научной работе школьников, - можно использовать в учебном процессе, - не заслуживает внимания; 10.1.5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, - знакомство с современным состоянием проблемы, - полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой, - ясное понимание цели работы, - логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов, - общее впечатление; 10.1.6. Участие в дискуссии: - соответствие содержания вопросов теме исследования, - четкость формулировки вопросов, - эрудиция оппонента; 10.1.7. Культура оформления работы: - соответствие стандартным требованиям, - качество приложений, - наличие тезиса выступления, - наличие рецензии на работу учащегося. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты. Критерии оценки содержания проекта: № Критерий Оценка (в баллах) 1. Тип работы 1 - реферативная работа, 2 - работа носит исследовательский характер 2. Использование 1 - используются широко известные научные научных фактов и данные, данных 2 - используются уникальные научные данные 3. Использование 1 - использованы знания школьной программы, знаний вне школьной 2 - использованы знания за рамками школьной программы программы 4. Качество исследования 5. Структура проекта: введение, постановка проблемы, решение, выводы Оригинальность и 1 - тема традиционна, 2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей новизна темы Владение автором 1 - автор владеет базовым аппаратом, терминологическим 2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в аппаратом беседе 6. 7. 8. Качество оформления работы 1 - результаты могут быть доложены на школьной конференции, 2 - результаты могут быть доложены на городской конференции, 3 - результаты могут быть доложены на региональной конференции 0 - в работе плохо просматривается структура, 1 - в работе присутствует большинство структурных элементов, 2 - работа четко структурирована 1 - работа оформлена аккуратно, описание непонятно, есть ошибки, 2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно, 3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно Критерии оценки защиты проекта: № Критерий Оценка (в баллах) 1. Качество 1 - доклад зачитывает, 2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы, доклада 3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена, 4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом, 5 - доклад производит очень хорошее впечатление 2. Качество ответов 1 - не может четко ответить на большинство вопросов, на вопросы 2 - отвечает на большинство вопросов, 3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано 3. Использование Демонстрацион ного материала 4. Оформление Демонстрацион ного материала 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе, 2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал, 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии, 3 - к демонстрационному материалу нет претензий 11. Контроль за соблюдением 11.1. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляет директора Школы. 12. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение 12.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение производится на заседании педагогического совета Школы. 12.2. Настоящее Положение действительно до принятия новой редакции. Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Знание предмета Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Повышенный Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1. Такая оценка выставлена комиссией (учителем) по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне. 2. Ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, презентация) не даёт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1. Такая оценка выставлена комиссией (учителем) по каждому из предъявляемых критериев. 2. Продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, презентация проекта; 3. Даны ответы на вопросы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить уровень метапредметных результатов учащихся. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)