Положение о проектной деятельности МКОУ Меркушинская ООШ

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Меркушинская ООШ»
___________________Трапезникова Ю.Г.

Положение
о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МКОУ
«Меркушинская ООШ»
Общие положения
1.1. Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Меркушинская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Меркушинская
ООШ») (далее- Положение) определяет цели и задачи проектной и учебноисследовательской деятельности в МКОУ «Меркушинская ООШ» (далее Школа) порядок ее организации, общие требования к содержанию,
представлению и оценке проектных и учебно-исследовательских работ учащихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
- Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и
дополнениями);
- Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от
18.05.2023. №372;
- Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023. №370.
1.3 . Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Проектно-исследовательская деятельность - это технология, основанная на
научном методе познания, которая предполагает решение учащимися
разнообразных задач исследовательского характера под руководством учителя.
Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности учащегося
при самостоятельной работе.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность является одной из
форм организации образовательных отношений, способствует повышению
качества образования, развитию функциональных компетентностей учащихся, их

успешной социализации, является одним из способов оценки достижения
метапредметных результатов.
Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и
учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной
последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение
конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего
конечного продукта.
Исследовательский проект - один из видов учебных проектов, где при
сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов
выступает исследование.
1.4. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся лежит системно-деятельностный и личностно-ориентированный
подходы как принцип организации воспитательно-образовательного процесса в
соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО.
1.5. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность - один из путей повышения качества образования.
1.6. Учебно-исследовательская и проектная деятельность является
основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися
в ходе освоения учебных предметов.
1.7. Учебный проект, выполняется учащимися 1 - 9 классов в рамках одного
или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую,
другую).
1.8. Защита проекта является одной из обязательных составляющих
материалов
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных
достижений.
1.9. Требования к оформлению и защите проектно-исследовательской
работы устанавливаются только для учащихся 5 - 9 классов. Проектная
деятельность учащихся 1-4 классов оценивается по критериям, установленным в
рамках рабочих программ.
2. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности
2.1. Самостоятельное приобретение определенных знаний из разных
источников.
2.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач.
2.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
2.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
гипотез, обобщения).
2.5. Развитие системного мышления.
2.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую, творческую,

исследовательскую и созидательную деятельность.
2.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной
деятельности.
2.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
2.9. Поддержка мотивации в обучении, повышение качества образования.
2.10. Реализация потенциала личности.
3. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
3.1. Воспитание у учащихся интереса к познанию мира, к углубленному
изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах
деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).
3.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской
деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
3.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
3.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой,
обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов,
составление и формирование отчета и доклада о результатах научноисследовательской работы.
3.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной
адаптации.
3.6. Формирование школьного научного общества учащихся со своими
традициями.
3.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки,
техники, литературы, искусства.
4. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
4.1. Направленность не только на повышение компетентности учащихся в
предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их
способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
4.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со
значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя
различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и
продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с
разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому,
приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества
в коллективе.
4.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут
быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
5. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной
деятельности
5.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие
практически значимые цели и задачи.
5.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности

включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого
исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование,
определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ
или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом
проекта или целями исследования; представление результатов.
5.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от
учащихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой
активности,
собранности,
аккуратности,
целеустремленности,
высокой
мотивации.
6. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
6.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и
соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.
6.2. Раскрытие проблемы должно приносить новое знание учащемуся.
6.3. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и
учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или
учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов,
необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
6.4. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении
выбора темы и содержания, так и при выполнении работы.
7. Формы организации проектной деятельности
7.1. Виды проектов:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но
исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с
подлинным научным исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии и др.);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на
решение проблемы той или иной социальной группы, территориального
сообщества или общества в целом.
- игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и
остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;
- инновационный
(предполагающий
организационно-экономический
механизм внедрения).
- прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат
деятельности его участников.
- технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих
элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических
устройств и систем.
- бизнес-план - целью создания бизнес-плана является получение

учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить
общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового
продукта-товара или услуги.
7.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту;
- мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план,
газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия,
оформление зала, электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная,
компьютерная), иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
7.3. По содержанию проект может быть - монопредметный,
метапредметный.
7.4. По количеству участников:
- индивидуальный - самостоятельная работа, осуществляемая учащимся
на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В
ходе такой работы учащийся самостоятельно или с небольшой помощью педагога
получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен
овладеть школьник;
- парный, малогрупповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный,
областной, всероссийский, международный, сетевой.
7.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до
многолетнего проекта.
8. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
8.1. На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок
изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских
проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей и
др.;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование,

достаточно протяженное во времени.
8.2. На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными
образовательными
целями,
программой
деятельности,
продуманными формами контроля;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение
предмета, дают большие возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности учащихся;
- научное общество учащихся - форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых
столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит,
конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования,
экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими
школами;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных
мероприятий.
9. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы
9.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно и отражать
содержание проекта.
9.2. Структура проекта: титульный лист, содержание, введение, основная
часть, заключение, список литературы.
9.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь
показывается, что уже известно в науке и практике, что осталось нераскрытым,
что предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется
противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании
выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в
результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы
достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при
разработке проекта;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта»,
«практическая значимость».
9.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов.
Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй экспериментальный (практический).
9.5. В заключении формулируются выводы, описываются достигнутые
цели, выполненные задачи.

9.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских
работ:
- Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New
Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк - 1,5. Размер
полей: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 2 см.
- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце
заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
- Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список
литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
- Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
9.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список
литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных
страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы
приложений - римскими цифрами.
9.8. Список литературы оформляется в алфавитном порядке: фамилии
авторов, наименование источника, место и год издания, наименование
издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то
указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год
выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна
быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому
номеру источника в списке литературы).
10. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской
деятельности
10.1. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской
деятельности (презентация и защита проектных работ) может осуществляться на
уроках, внеурочных занятиях, других мероприятиях.
10.1. Критерии оценки:
10.1.1. Актуальность темы:
- имеет большой практический и теоретический интерес,
- носит вспомогательный характер,
- степень актуальности определить сложно,
- не актуальна;
10.1.2. Новизна решаемой проблемы:
- поставлена новая задача,
- решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения,
новыми методами,
- задача имеет элементы новизны,
- задача известна давно;
10.1.3. Оригинальность методов решения задачи, исследования:
- решена новыми, оригинальными методами,
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи,

- используются традиционные методы решения;
10.1.4. Научное и практическое значение результатов работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического
использования,
- можно использовать в научной работе школьников,
- можно использовать в учебном процессе,
- не заслуживает внимания;
10.1.5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой
области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе,
- знакомство с современным состоянием проблемы,
- полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных,
занимающихся данной проблемой,
- ясное понимание цели работы,
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность
выводов,
- общее впечатление;
10.1.6. Участие в дискуссии:
- соответствие содержания вопросов теме исследования,
- четкость формулировки вопросов,
- эрудиция оппонента;
10.1.7. Культура оформления работы:
- соответствие стандартным требованиям,
- качество приложений,
- наличие тезиса выступления,
- наличие рецензии на работу учащегося.
Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской
деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы,
фоторепортажи, стендовые отчеты.

Критерии оценки содержания проекта:
№
Критерий
Оценка (в баллах)
1.
Тип работы
1 - реферативная работа,
2 - работа носит исследовательский характер
2.
Использование
1 - используются широко известные научные
научных фактов и данные,
данных
2 - используются уникальные научные данные
3.
Использование
1 - использованы знания школьной программы,
знаний вне школьной 2 - использованы знания за рамками школьной
программы
программы
4.

Качество
исследования

5.

Структура
проекта:
введение,
постановка
проблемы,
решение, выводы
Оригинальность
и 1 - тема традиционна,
2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей
новизна темы
Владение автором
1 - автор владеет базовым аппаратом,
терминологическим 2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в
аппаратом
беседе

6.
7.

8.

Качество
оформления
работы

1 - результаты могут быть доложены на школьной
конференции,
2 - результаты могут быть доложены на городской
конференции,
3 - результаты могут быть доложены на
региональной конференции
0 - в работе плохо просматривается структура,
1 - в работе присутствует большинство структурных
элементов,
2 - работа четко структурирована

1 - работа оформлена аккуратно, описание
непонятно, есть ошибки,
2 - работа оформлена аккуратно, описание четко,
понятно, грамотно,
3 - работа оформлена изобретательно, применены
приемы и средства, повышающие презентабельность
работы, описание четко, понятно, грамотно

Критерии оценки защиты проекта:
№ Критерий
Оценка (в баллах)
1. Качество
1 - доклад зачитывает,
2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,
доклада
3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена,
4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным
материалом,
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2. Качество ответов 1 - не может четко ответить на большинство вопросов,
на вопросы
2 - отвечает на большинство вопросов,
3 - отвечает на все вопросы убедительно,
аргументировано
3. Использование
Демонстрацион
ного
материала

4. Оформление
Демонстрацион
ного
материала

1 - представленный демонстрационный материал не
используется в докладе,
2 - представленный демонстрационный материал
используется в докладе,
3 - представленный демонстрационный материал
используется в докладе, информативен, автор свободно
в нем ориентируется
1 - представлен плохо оформленный
демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но
есть отдельные претензии,
3 - к демонстрационному материалу нет претензий

11. Контроль за соблюдением
11.1. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляет
директора Школы.
12. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение
12.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение
производится на заседании педагогического совета Школы.
12.2. Настоящее Положение действительно до принятия новой редакции.

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый

Самостоятельное
приобретение знаний и
решение проблем

Знание предмета

Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить пути её
решения; продемонстрирована
способность приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания изученного

Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы. В
работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки

Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками
критического мышления, умение
самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на этой
основе приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий,
достигать более глубокого понимания
проблемы
Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности.
Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки
определения темы и планирования
работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии; некоторые
этапы выполнялись под контролем и
при поддержке руководителя. При
этом проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля

Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все необходимые
этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение
вызывает интерес

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне,
принимается при условии, что:
1. Такая оценка выставлена комиссией (учителем) по каждому из трёх
предъявляемых
критериев,
характеризующих
сформированность
метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению
знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность
предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом
уровне.
2. Ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при
условии, что:
1. Такая оценка выставлена комиссией (учителем) по каждому из
предъявляемых критериев.
2. Продемонстрированы
все
обязательные
элементы
проекта:

завершённый
продукт,
отвечающий
исходному
замыслу,
список
использованных источников, презентация проекта;
3. Даны ответы на вопросы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к
описанию его результатов позволяют в целом оценить уровень метапредметных
результатов учащихся.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».