УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Меркушинская ООШ»
___________________Трапезникова Ю.Г.
Положение
о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МКОУ
«Меркушинская ООШ»
Общие положения
1.1. Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Меркушинская основная общеобразовательная школа» (МКОУ «Меркушинская
ООШ») (далее- Положение) определяет цели и задачи проектной и учебноисследовательской деятельности в МКОУ «Меркушинская ООШ» (далее Школа) порядок ее организации, общие требования к содержанию,
представлению и оценке проектных и учебно-исследовательских работ учащихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
- Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и
дополнениями);
- Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от
18.05.2023. №372;
- Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023. №370.
1.3 . Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Проектно-исследовательская деятельность - это технология, основанная на
научном методе познания, которая предполагает решение учащимися
разнообразных задач исследовательского характера под руководством учителя.
Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности учащегося
при самостоятельной работе.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность является одной из
форм организации образовательных отношений, способствует повышению
качества образования, развитию функциональных компетентностей учащихся, их
успешной социализации, является одним из способов оценки достижения
метапредметных результатов.
Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и
учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной
последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение
конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего
конечного продукта.
Исследовательский проект - один из видов учебных проектов, где при
сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов
выступает исследование.
1.4. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся лежит системно-деятельностный и личностно-ориентированный
подходы как принцип организации воспитательно-образовательного процесса в
соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО.
1.5. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность - один из путей повышения качества образования.
1.6. Учебно-исследовательская и проектная деятельность является
основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися
в ходе освоения учебных предметов.
1.7. Учебный проект, выполняется учащимися 1 - 9 классов в рамках одного
или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую,
другую).
1.8. Защита проекта является одной из обязательных составляющих
материалов
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных
достижений.
1.9. Требования к оформлению и защите проектно-исследовательской
работы устанавливаются только для учащихся 5 - 9 классов. Проектная
деятельность учащихся 1-4 классов оценивается по критериям, установленным в
рамках рабочих программ.
2. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности
2.1. Самостоятельное приобретение определенных знаний из разных
источников.
2.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач.
2.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
2.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
гипотез, обобщения).
2.5. Развитие системного мышления.
2.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую, творческую,
исследовательскую и созидательную деятельность.
2.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной
деятельности.
2.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
2.9. Поддержка мотивации в обучении, повышение качества образования.
2.10. Реализация потенциала личности.
3. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
3.1. Воспитание у учащихся интереса к познанию мира, к углубленному
изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах
деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).
3.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской
деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
3.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
3.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой,
обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов,
составление и формирование отчета и доклада о результатах научноисследовательской работы.
3.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной
адаптации.
3.6. Формирование школьного научного общества учащихся со своими
традициями.
3.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки,
техники, литературы, искусства.
4. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
4.1. Направленность не только на повышение компетентности учащихся в
предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их
способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
4.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со
значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя
различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и
продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с
разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому,
приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества
в коллективе.
4.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут
быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
5. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной
деятельности
5.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие
практически значимые цели и задачи.
5.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности
включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого
исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование,
определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ
или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом
проекта или целями исследования; представление результатов.
5.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от
учащихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой
активности,
собранности,
аккуратности,
целеустремленности,
высокой
мотивации.
6. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
6.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и
соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.
6.2. Раскрытие проблемы должно приносить новое знание учащемуся.
6.3. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и
учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или
учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов,
необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
6.4. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении
выбора темы и содержания, так и при выполнении работы.
7. Формы организации проектной деятельности
7.1. Виды проектов:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но
исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с
подлинным научным исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии и др.);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на
решение проблемы той или иной социальной группы, территориального
сообщества или общества в целом.
- игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и
остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;
- инновационный
(предполагающий
организационно-экономический
механизм внедрения).
- прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат
деятельности его участников.
- технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих
элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических
устройств и систем.
- бизнес-план - целью создания бизнес-плана является получение
учащимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить
общие алгоритмы деятельности, связанные с созданием и продвижением нового
продукта-товара или услуги.
7.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту;
- мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план,
газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия,
оформление зала, электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная,
компьютерная), иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
7.3. По содержанию проект может быть - монопредметный,
метапредметный.
7.4. По количеству участников:
- индивидуальный - самостоятельная работа, осуществляемая учащимся
на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В
ходе такой работы учащийся самостоятельно или с небольшой помощью педагога
получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен
овладеть школьник;
- парный, малогрупповой (до 5 человек);
- групповой (до 15 человек);
- коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный,
областной, всероссийский, международный, сетевой.
7.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до
многолетнего проекта.
8. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
8.1. На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок
изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских
проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей и
др.;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование,
достаточно протяженное во времени.
8.2. На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными
образовательными
целями,
программой
деятельности,
продуманными формами контроля;
- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение
предмета, дают большие возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности учащихся;
- научное общество учащихся - форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых
столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит,
конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования,
экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими
школами;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных
мероприятий.
9. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы
9.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно и отражать
содержание проекта.
9.2. Структура проекта: титульный лист, содержание, введение, основная
часть, заключение, список литературы.
9.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь
показывается, что уже известно в науке и практике, что осталось нераскрытым,
что предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется
противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании
выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в
результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы
достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при
разработке проекта;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта»,
«практическая значимость».
9.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов.
Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй экспериментальный (практический).
9.5. В заключении формулируются выводы, описываются достигнутые
цели, выполненные задачи.
9.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских
работ:
- Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New
Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк - 1,5. Размер
полей: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 2 см.
- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце
заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
- Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список
литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
- Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
9.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список
литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных
страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы
приложений - римскими цифрами.
9.8. Список литературы оформляется в алфавитном порядке: фамилии
авторов, наименование источника, место и год издания, наименование
издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то
указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год
выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна
быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому
номеру источника в списке литературы).
10. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской
деятельности
10.1. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской
деятельности (презентация и защита проектных работ) может осуществляться на
уроках, внеурочных занятиях, других мероприятиях.
10.1. Критерии оценки:
10.1.1. Актуальность темы:
- имеет большой практический и теоретический интерес,
- носит вспомогательный характер,
- степень актуальности определить сложно,
- не актуальна;
10.1.2. Новизна решаемой проблемы:
- поставлена новая задача,
- решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения,
новыми методами,
- задача имеет элементы новизны,
- задача известна давно;
10.1.3. Оригинальность методов решения задачи, исследования:
- решена новыми, оригинальными методами,
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи,
- используются традиционные методы решения;
10.1.4. Научное и практическое значение результатов работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического
использования,
- можно использовать в научной работе школьников,
- можно использовать в учебном процессе,
- не заслуживает внимания;
10.1.5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой
области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе,
- знакомство с современным состоянием проблемы,
- полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных,
занимающихся данной проблемой,
- ясное понимание цели работы,
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность
выводов,
- общее впечатление;
10.1.6. Участие в дискуссии:
- соответствие содержания вопросов теме исследования,
- четкость формулировки вопросов,
- эрудиция оппонента;
10.1.7. Культура оформления работы:
- соответствие стандартным требованиям,
- качество приложений,
- наличие тезиса выступления,
- наличие рецензии на работу учащегося.
Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской
деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы,
фоторепортажи, стендовые отчеты.
Критерии оценки содержания проекта:
№
Критерий
Оценка (в баллах)
1.
Тип работы
1 - реферативная работа,
2 - работа носит исследовательский характер
2.
Использование
1 - используются широко известные научные
научных фактов и данные,
данных
2 - используются уникальные научные данные
3.
Использование
1 - использованы знания школьной программы,
знаний вне школьной 2 - использованы знания за рамками школьной
программы
программы
4.
Качество
исследования
5.
Структура
проекта:
введение,
постановка
проблемы,
решение, выводы
Оригинальность
и 1 - тема традиционна,
2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей
новизна темы
Владение автором
1 - автор владеет базовым аппаратом,
терминологическим 2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в
аппаратом
беседе
6.
7.
8.
Качество
оформления
работы
1 - результаты могут быть доложены на школьной
конференции,
2 - результаты могут быть доложены на городской
конференции,
3 - результаты могут быть доложены на
региональной конференции
0 - в работе плохо просматривается структура,
1 - в работе присутствует большинство структурных
элементов,
2 - работа четко структурирована
1 - работа оформлена аккуратно, описание
непонятно, есть ошибки,
2 - работа оформлена аккуратно, описание четко,
понятно, грамотно,
3 - работа оформлена изобретательно, применены
приемы и средства, повышающие презентабельность
работы, описание четко, понятно, грамотно
Критерии оценки защиты проекта:
№ Критерий
Оценка (в баллах)
1. Качество
1 - доклад зачитывает,
2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,
доклада
3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена,
4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным
материалом,
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2. Качество ответов 1 - не может четко ответить на большинство вопросов,
на вопросы
2 - отвечает на большинство вопросов,
3 - отвечает на все вопросы убедительно,
аргументировано
3. Использование
Демонстрацион
ного
материала
4. Оформление
Демонстрацион
ного
материала
1 - представленный демонстрационный материал не
используется в докладе,
2 - представленный демонстрационный материал
используется в докладе,
3 - представленный демонстрационный материал
используется в докладе, информативен, автор свободно
в нем ориентируется
1 - представлен плохо оформленный
демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но
есть отдельные претензии,
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
11. Контроль за соблюдением
11.1. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляет
директора Школы.
12. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение
12.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение
производится на заседании педагогического совета Школы.
12.2. Настоящее Положение действительно до принятия новой редакции.
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Самостоятельное
приобретение знаний и
решение проблем
Знание предмета
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить пути её
решения; продемонстрирована
способность приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания изученного
Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы. В
работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками
критического мышления, умение
самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на этой
основе приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий,
достигать более глубокого понимания
проблемы
Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности.
Ошибки отсутствуют
Регулятивные действия
Продемонстрированы навыки
определения темы и планирования
работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии; некоторые
этапы выполнялись под контролем и
при поддержке руководителя. При
этом проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля
Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все необходимые
этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно
Коммуникация
Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение
вызывает интерес
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне,
принимается при условии, что:
1. Такая оценка выставлена комиссией (учителем) по каждому из трёх
предъявляемых
критериев,
характеризующих
сформированность
метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению
знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность
предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом
уровне.
2. Ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при
условии, что:
1. Такая оценка выставлена комиссией (учителем) по каждому из
предъявляемых критериев.
2. Продемонстрированы
все
обязательные
элементы
проекта:
завершённый
продукт,
отвечающий
исходному
замыслу,
список
использованных источников, презентация проекта;
3. Даны ответы на вопросы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к
описанию его результатов позволяют в целом оценить уровень метапредметных
результатов учащихся.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)