Утверждено приказом от 11.01.2021г №4 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В МКОУ «МЕРКУШИНСКАЯ ООШ» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о реализации инклюзивной практики в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Меркушинская основная общеобразовательная школа» разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 27ЭФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения. 1.2. Инклюзивная практика рассматривается как реализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей по месту жительства с обеспечением в образовательной организации специальных условий. 1.3. Обучающимися с ОВЗ являются обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.4 Задачи инклюзивной практики: - создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности; - формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; - создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; - организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, социальнотрудовое направления деятельности, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами; - оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания. 1.5. Социальными партнерами сетевого взаимодействия с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики могут являться Ресурсные центры инклюзивного образования специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, центральная 1 (территориальная) психолого-медико-педагогическая комиссия, организации системы социальной защиты и здравоохранения, осуществляющие реабилитационные услуги для детей с ОВЗ. 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1. Инклюзивная практика реализуется в общеобразовательном учреждении на основании вышеуказанных документов и настоящего Положения. 2.2. Зачисление ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс (далее инклюзивный класс) и класс, реализующий адаптированные программы осуществляется приказом директора общеобразовательной организации с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций Центральной (территориальной) психолого-медико- педагогической комиссии (далее - ПМПК). 2.3. Комплектование инклюзивных классов осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 2.4. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется адаптированными основными общеобразовательными программами, учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для обучающегося с ОВЗ при наличии рекомендаций ПМПК. 2.5. Индивидуальный учебный план для обучающегося с ОВЗ может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. Учреждение вправе в любое время вносить в содержательную часть индивидуального учебного плана изменения на основании ходатайства ПМПк, ППк и родителей (законных представителей). В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются: - организация индивидуального режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.); - организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся; - организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности; - организация обязательных коррекционно-развивающих занятий, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами. 2.6. Перевод детей с ОВЗ в следующий класс осуществляется по результатам промежуточной аттестации по предметам, на основании 2 рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума и решения педагогического совета общеобразовательного учреждения. 2.7. При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных общеобразовательных программ, в развитии и адаптации в условиях инклюзивного обучения по решению ПМПк и с согласия родителей (законных представителей), обучающиеся в установленном порядке направляются на дополнительную диагностику специалистами для получения рекомендаций. 2.8. Обучение в инклюзивном классе организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает общеобразовательное учреждение. 2.9. Оценка знаний обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с Положением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ, с учетом их особенностей развития. 2.10. Решение о прохождении промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ учитывается на основании рекомендаций ПМПк, ППк. 2.11. Государственная итоговая аттестация выпускников с ОВЗ, обучавшихся инклюзивно за курс основной школы, проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня, регламентирующими проведение государственной итоговой аттестации для выпускников с ОВЗ. 2.12. Выпускникам с ОВЗ при успешном прохождении итоговой аттестации выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования. 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 3.1 Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предусматривает осуществление психологопедагогического сопровождения. 3.2. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются: выявление структуры нарушения; преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания; информирование родителей (законных представителей) относительно организации, задач образования и развития их ребенка, а также перспектив коррекции и компенсации нарушений. 3.3. С целью осуществления психолого-педагогического сопровождения в учреждении приказом директора создается ППк, в состав которого могут входить педагогические работники общеобразовательного учреждения: учителя, работающие с данной категорией учащихся; медицинские работники, социальный педагог; а также профильные специалисты, участвующие в ППк в рамках сетевого взаимодействия. 3.4. ППк осуществляет психолого-педагогическое, организационно- 3 методическое сопровождение и обеспечение образовательного процесса. 4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 4.1. В учреждении ведется следующая документация, регламентирующая реализацию инклюзивной практики: - адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ; - журнал учета проведенных с обучающимися с ОВЗ уроков (занятий) учебного плана и посещения их детьми; - рабочие адаптированные программы по предметам для обучающихся с ОВЗ которые разрабатываются в соответствии с Положением о разработке адаптированных общеобразовательных программ; - расписание уроков (занятий), индивидуальных коррекционных занятий, утвержденное директором общеобразовательной организации; - рабочие программы членов группы психолого-педагогического, утвержденные директором общеобразовательного учреждения; - индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ; - договоры общеобразовательного учреждения с социальными партнерами по вопросам реализации психолого-педагогического сопровождения; - тетради обучающихся с ОВЗ, посещающих занятия узких специалистов. 5. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 5.1. Участниками инклюзивного образовательного процесса являются педагогические и иные работники образовательного учреждения, обучающиеся с ОВЗ и их родители (законные представители), или лица их заменяющие. 5.2. Педагогические работники должны иметь соответствующую подготовку. Квалификационные требования определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством. 5.3. Права и обязанности педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются актами законодательства Российской Федерации, Уставом общеобразовательной организации, настоящим Положением. 5.4. Обязанности педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются также должностными инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми директором общеобразовательного учреждения на основании квалификационных характеристик. 5.5. Права и обязанности, обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) определяются законодательством Российской Федерации и 4 уставом общеобразовательной организации. 5.6. Права и обязанности профильных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в рамках сетевого взаимодействия, определяются законодательством Российской Федерации и договором о сетевом взаимодействии. 6. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ 6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его приказом директора школы. 6.2. Внесение поправок и (или) изменений, дополнений в настоящее Положение исходить от Педагогического совета, Управляющего совета школы, мнения обучающихся, родителей, администрации школы, учреждения. 6.3. Настоящее Положение действительно до принятия новой редакции. 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)