Положение о реализации инклюзивной практики

Утверждено приказом от 11.01.2021г №4

ПОЛОЖЕНИЕ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
В МКОУ «МЕРКУШИНСКАЯ ООШ»
1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о реализации инклюзивной практики в Муниципальном
казенном общеобразовательном учреждении «Меркушинская основная
общеобразовательная школа» разработано в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 27ЭФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного
учреждения.
1.2. Инклюзивная практика рассматривается как реализация обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом
разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей по месту жительства с обеспечением в образовательной
организации специальных условий.
1.3. Обучающимися с ОВЗ являются обучающиеся, имеющие недостатки
в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
1.4 Задачи инклюзивной практики:
- создание образовательной среды, способствующей гармоничному
развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и
социального окружения;
- создание условий для развития потенциальных возможностей детей с
ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- организация системы эффективного психолого-педагогического
сопровождения
процесса
инклюзивного
образования,
включающей
диагностико-консультативное,
коррекционно-развивающее,
социальнотрудовое направления деятельности, в том числе в рамках сетевого
взаимодействия с социальными партнерами;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с
особыми
образовательными
потребностями,
включение
законных
представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания.
1.5. Социальными партнерами сетевого взаимодействия с целью
обеспечения психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики
могут являться Ресурсные центры инклюзивного образования специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
организаций,
центральная

1

(территориальная) психолого-медико-педагогическая комиссия, организации
системы социальной защиты и здравоохранения, осуществляющие
реабилитационные услуги для детей с ОВЗ.
2.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

2.1. Инклюзивная практика реализуется в общеобразовательном
учреждении на основании вышеуказанных документов и настоящего
Положения.
2.2. Зачисление ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс (далее инклюзивный класс) и класс, реализующий адаптированные программы
осуществляется приказом директора общеобразовательной организации с
согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций
Центральной (территориальной) психолого-медико- педагогической комиссии
(далее - ПМПК).
2.3. Комплектование инклюзивных классов осуществляется в
соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.4. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах
определяется
адаптированными
основными
общеобразовательными
программами, учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием
занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно, а
также индивидуальным учебным планом для обучающегося с ОВЗ при наличии
рекомендаций ПМПК.
2.5. Индивидуальный учебный план для обучающегося с ОВЗ может
разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть.
Учреждение вправе в любое время вносить в содержательную часть
индивидуального учебного плана изменения на основании ходатайства ПМПк,
ППк и родителей (законных представителей). В индивидуальный учебный план
для ребенка с ОВЗ включаются:
- организация индивидуального режима (снижение объема заданий,
дополнительный день отдыха в течение недели и др.);
- организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся;
- организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и
предметной направленности;
- организация обязательных коррекционно-развивающих занятий, в том
числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
2.6. Перевод детей с ОВЗ в следующий класс осуществляется по
результатам промежуточной аттестации по предметам, на основании

2

рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума и решения
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
2.7. При отсутствии положительной динамики в усвоении
адаптированных общеобразовательных программ, в развитии и адаптации в
условиях инклюзивного обучения по решению ПМПк и с согласия родителей
(законных представителей), обучающиеся в установленном порядке
направляются на дополнительную диагностику специалистами для получения
рекомендаций.
2.8. Обучение в инклюзивном классе организуется как по общим, так и
по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение
по этому вопросу принимает общеобразовательное учреждение.
2.9. Оценка знаний обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии
с Положением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
для лиц с ОВЗ, с учетом их особенностей развития.
2.10. Решение о прохождении промежуточной аттестации обучающихся с
ОВЗ учитывается на основании рекомендаций ПМПк, ППк.
2.11.
Государственная итоговая аттестация выпускников с ОВЗ,
обучавшихся инклюзивно за курс основной школы, проводится в соответствии
с нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня,
регламентирующими проведение государственной итоговой аттестации для
выпускников с ОВЗ.
2.12. Выпускникам с ОВЗ при успешном прохождении итоговой
аттестации выдается в установленном порядке документ государственного
образца об уровне образования.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
3.1 Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях
инклюзивного обучения предусматривает осуществление психологопедагогического сопровождения.
3.2. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения
являются: выявление структуры нарушения; преодоление трудностей,
возникающих в процессе совместного обучения и воспитания; информирование
родителей (законных представителей) относительно организации, задач
образования и развития их ребенка, а также перспектив коррекции и
компенсации нарушений.
3.3. С целью осуществления психолого-педагогического сопровождения
в учреждении приказом директора создается ППк, в состав которого могут
входить педагогические работники общеобразовательного учреждения:
учителя, работающие с данной категорией учащихся; медицинские работники,
социальный педагог; а также профильные специалисты, участвующие в ППк в
рамках сетевого взаимодействия.
3.4. ППк осуществляет психолого-педагогическое, организационно-

3

методическое сопровождение и обеспечение образовательного процесса.
4.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

4.1. В учреждении ведется следующая документация, регламентирующая
реализацию инклюзивной практики:
- адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с
ОВЗ;
- журнал учета проведенных с обучающимися с ОВЗ уроков (занятий)
учебного плана и посещения их детьми;
- рабочие адаптированные программы по предметам для обучающихся с
ОВЗ которые разрабатываются в соответствии с Положением о разработке
адаптированных общеобразовательных программ;
- расписание уроков (занятий), индивидуальных коррекционных
занятий, утвержденное директором общеобразовательной организации;
- рабочие программы членов группы психолого-педагогического,
утвержденные директором общеобразовательного учреждения;
- индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ;
- договоры общеобразовательного учреждения с социальными
партнерами
по
вопросам
реализации
психолого-педагогического
сопровождения;
- тетради обучающихся с ОВЗ, посещающих занятия узких
специалистов.
5.

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Участниками инклюзивного образовательного процесса являются
педагогические и иные работники образовательного учреждения, обучающиеся
с ОВЗ и их родители (законные представители), или лица их заменяющие.
5.2. Педагогические работники должны иметь соответствующую
подготовку.
Квалификационные
требования
определяются
квалификационными
характеристиками,
утвержденными
в
порядке,
установленном законодательством.
5.3. Права и обязанности педагогических и иных работников
общеобразовательного учреждения, работающих в рамках инклюзивной
практики, определяются актами законодательства Российской Федерации,
Уставом общеобразовательной организации, настоящим Положением.
5.4. Обязанности
педагогических
и
иных
работников
общеобразовательного учреждения, работающих в рамках инклюзивной
практики,
определяются
также
должностными
инструкциями,
разрабатываемыми и утверждаемыми директором общеобразовательного
учреждения на основании квалификационных характеристик.
5.5. Права и обязанности, обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных
представителей) определяются законодательством Российской Федерации и

4

уставом общеобразовательной организации.
5.6. Права и обязанности профильных специалистов, осуществляющих
свою профессиональную деятельность в рамках сетевого взаимодействия,
определяются законодательством Российской Федерации и договором о сетевом
взаимодействии.
6. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его
приказом директора школы.
6.2. Внесение поправок и (или) изменений, дополнений в настоящее
Положение исходить от Педагогического совета, Управляющего совета школы,
мнения обучающихся, родителей, администрации школы, учреждения.
6.3. Настоящее Положение действительно до принятия новой редакции.

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».