Рабочая-программа география 5 класс (с углубленным изучением)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКУ УО Городской округ Верхотурский
Администрация Городского округа Верхотурский
МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ID1879905
Учебного предмета «География» (углубленное изучение)
Для 5 класса основного общего образования
На 2024-25 уч.год

Составитель Уссова Г.А.
Учитель географии

с. Меркушино
2024

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.). Рабочая программа рассчитана
для углубленного изучения предмета география в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учѐтом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждѐнной Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
24.12.2018 года.
Рабочая программа даѐт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей
школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных
ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых
знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического
мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной
сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности
происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном
мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьѐзной
базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом,
который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34
часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Как устроен наш мир 9 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна
- спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг
своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их
роль в познании Земли.
Тема 2.Облик Земли 4 ч.
Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у
древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе.
Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан.
Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности 9 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты,
аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Практикум : составление плана комнаты, чтение плана местности
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 7 ч.
Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые
впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Географические открытия
древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней
Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних
мореходов.
Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы.
Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие географические открытия.
Роль технических достижений в далеких морских плаваниях. Васко да Гама. Христофор
Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.
Географические открытия XVII – XX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и
Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования
Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. Исследования Мирового океана и внутренних
частей материков.

Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и
безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования
материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов ТянШанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.
Записки путешественников как источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета - 16 ч.
Тема 5. Литосфера. 5 ч.
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера.
Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их
значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши
Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. Мировой океан и его части. Вода
– «кровеносная система» Земли. Реки, озѐра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в
жизни человека.
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная
неоднородность атмосферы. Воздушные массы.
Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С
помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.
Тема 8. Биосфера. 3 ч
Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы.
Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как
живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.
Тема 9. Природа и человек. 3 ч.
Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов
взаимодействия человека и природы. Охрана природы.
Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия
человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам
России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению

обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтѐрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные
проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учѐтом осознания последствий для
окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных
задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических
науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к
природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными
действиями: Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учѐтом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических
объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников географической информации с учѐтом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
— оценивать надѐжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять

сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать
способ их решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых
различными ветвями географической науки;
— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые,
видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории
географических открытий и важнейших географических исследований современности;
— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и
географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких
источниках;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний
о Земле;
— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,

позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний
о Земле;
— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам;
— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения
информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;—
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные
знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;—
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
— объяснять причины смены дня и ночи и времѐн года;
— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической
широтой
местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;—
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную
кору;— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные
формы рельефа Земли;
— различать горы и равнины;
— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
— называть причины землетрясений и вулканических извержений;
— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;
— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического
видов выветривания;
— классифицировать острова по происхождению;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности
человека на примере своей местности, России и мира;
— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без
участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных
ископаемых в своей местности;
— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной
форме (табличной, графической, географического описания).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наимено
п/п вание
разделов
и
тем
программ
ы

Количество часов

Виды деятельности
Дата
всег контроль практи изучения
о ные
ческие
работы работы

Раздел 1. Как устроен наш мир
1.1. Земля во
5
0
0
Вселенной

02.09.2022 Приводить примеры планет земной группы;
30.09.2022 сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным
основаниям, связав с реальными ситуациями— освоения космоса;
объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного
тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах;
использовать понятия «земная ось», «географические полюсы»,
«тропики», «экватор», «полярные круги»,«пояса освещѐнности»; «дни
равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания
параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни
равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность
светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и
Южном полушариях;
объяснять смену времѐн года на Земле движением Земли вокруг
Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты;
объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;
объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года
на разных широтах;

Виды,
формы
контроля

Электронн
ые
(цифровые)
образовател
ьные
ресурсы

Устный
опрос;
Тестирова
ние;

http://schoolcollection.ed
u.ru

1.2. Облик
Земли

4

0

1

07.10.2022 Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления,
28.10.2022 расстояния и географические координаты по картам; определять и
сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать
глубины морей и океанов по физическим картам;
объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами
по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;
различать понятия «план местности» и «географическая карта»;
применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан»
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и
хозяйственной деятельности людей географических карт, планов
местности и геоинформационных систем (ГИС);

Устный
опрос;
Практиче
ская
работа;
Тестиров
ание;

http://schoolcollection.ed
u.ru

Устный
опрос;
Тестиров
ание;

http://schoolcollection.ed
u.ru

Итого по разделу 9
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности
2.1. Изображение 2
Земли

0

0

11.11.2022 Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок»,
18.11.2022 «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали»,
«масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
определять по плану расстояния между объектами на местности
определять направления по ориентироваться на местности по плану и с
помощью планов местности в мобильных приложениях; сравнивать
абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана
местности;
составлять описание маршрута по плану местности; проводить по
плану несложное географическое; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту; оценивать соответствие результата цели

2.2. История
открытия и
освоения
Земли

7

0

2

25.11.2022 Различать вклад великих путешественников в географическое изучение
20.01.2023 Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
различать вклад российских путешественников и исследователей в
географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;
характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в
древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических
открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования
и открытия); сравнивать способы получения географической
информации на разных этапах географического изучения Земли;
сравнивать географические карты представлять текстовую информацию
в графической форме; находить в различных источниках, интегрировать,
интерпретировать и использовать информацию необходимую для
решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад
российских путешественников и исследователей в развитие знаний о
Земле; находить в картографических источниках аргументы,
обосновывающие ответы на вопросы;
выбирать способы представления информации в картографической
форме

Устный
опрос;
Практиче
ская
работа;
Тестиров
ание;

http://schoolcollection.ed
u.ru

27.01.2023 приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования
24.02.2023 в своей местности;
приводить примеры полезных ископаемых своей местности;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности
человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение
которых невозможно без участия представителей географических
специальностей, изучающих литосферу;

Устный
опрос;
Практиче
ская
работа;
Тестиров
ание;

http://schoolcollection.ed
u.ru

Итого по разделу 9
Раздел 3. Как устроена наша планета
3.1. Литосфера

5

0

1

3.2. Гидросфера

3

0

0

03.03.2023 определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, Устный
17.03.2023 сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;
опрос;
Тестирован
ие;

http://scho
olcollection.
edu.ru

3.3. Атмосфера

3

0

1

24.03.2023 Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Практическа
я работа;
14.04.2023 Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.
Что
такое
погода?
Как
ведутся
метеонаблюдения?
Как Устный
составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют опрос;
значения элементов погоды? Синоптические карты.
Тестирование

http://scho
olcollection.
edu.ru

3.4. Биосфера

3

0

2

21.04.2023 Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Практическа
Границы биосферы. Закономерности распространения живых я работа;
05.05.2023
организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые Устный
организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу.
опрос;
Фенологические наблюдения.
Тестирование

http://scho
olcollection.
edu.ru

3.5. Природа и
человек.

2

1

12.05.2023 Природа - среда жизни человека, источник средств его существования.
Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана
19.05.2023
природы.
Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

http://scho
olcollection.
edu.ru

Итого по разделу

16

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО

34 0

8

Контрольная
работа;
Самооценка
с
использован
ием
«Оценочного
листа»;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

1.

Представление об
устройстве мира.

1

0

0

02.09.2022 Практическая
работа;

2.

Звезды и галактики.

1

0

0

09.09.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

3.

Солнечная система.

1

0

0

16.09.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

4.

Луна-спутник Земли.

1

0

0

23.09.2022 Устный
опрос;

5.

Земля-планета Солнечной
системы.

1

0

0

30.09.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

6.

Облик Земного шара

1

0

0

07.10.2022 Устный
опрос;
Тестирование;

7.

Форма и размеры Земли.
Глобус-модель Земли.

1

0

0

14.10.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

8.

Параллели и меридианы.
Градусная сеть.

1

0

0

21.10.2022 Контрольная
работа;

9.

Урок-практикум. Глобус как 1
источник географической
информации.

0

1

28.10.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

10. Способы изображения
земной поверхности.

1

0

0

11.11.2022 Устный
опрос;

11. История географической
карты.

1

0

0

18.11.2022 Устный
опрос;

12. Географические открытия
древности.

1

0

0

25.11.2022 Устный
опрос;

13. Географические открытия
Средневековья.

1

0

0

02.12.2022 Устный
опрос;
Практическая
работа;

14. Великие географические
открытия.

1

0

0

09.12.2022 Устный
опрос;

15. В поисках Южной Земли.

1

0

0

16.12.2022 Устный
опрос;

16. Исследования океанов и
внутренних частей
материков.

1

0

0

23.12.2022 Устный
опрос;
Тестирование;

17. Урок-практикум Записки
путешественников и
литературные произведения
как источники
географической
информации.

1

0

1

13.01.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

18. Обобщающий урок по
разделу «Развитие
географических знаний о
земной поверхности»

1

0

1

20.01.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

19. Внутреннее строение Земли. 1

0

0

27.01.2023 Устный
опрос;

20. Горные породы и их
значение для человека.

1

0

0

03.02.2023 Устный
опрос;

21. Урок-практикум. Работа с
коллекцией горных пород и
минералов.

1

0

1

10.02.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

22. Рельеф и его значение для
человека.

1

0

0

17.02.2023 Устный
опрос;

23. Основные формы рельефа
земли.

1

0

0

24.02.2023 Практическая
работа;

24. Мировой круговорот воды.

1

0

0

03.03.2023 Тестирование;

25. Мировой океан и его части.

1

0

0

10.03.2023 Устный
опрос;

26. Гидросфера- кровеносная
система Земли.

1

0

0

17.03.2023 Практическая
работа;

1

0

0

24.03.2023 Устный
опрос;

27.

Атмосфера Земли и ее
значение для человека.

28. Погода.

1

0

0

07.04.2023 Устный
опрос;

29. Урок-практикум.
Знакомство с
метеорологическими
приборами и наблюдение за
погодой.

1

0

1

14.04.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

30. Биосфера- живая оболочка
Земли.

1

0

0

21.04.2023 Устный
опрос;

31. Урок-практикум. Экскурсия
в природу.

1

0

1

28.04.2023 Устный
опрос;
Практическая
работа;

32. Обобщающий урок по темам 1
«Оболочки Земли»

0

1

05.05.2023 Тестирование;
Практическая
работа;

33. Воздействие человека на
природу Земли.

1

0

0

12.05.2023 Практическая
работа;

34. Повторение и обобщение
знаний по курсу
«Землеведение 5 класс»

1

0

1

19.05.2023 Контрольная
работа;
Практическая
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

0

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География 5-6 Авторы А.И. Алексеева В.В.Николина
Полярнаа звезда 2024
Атлас. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab .htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
География 5-6 Авторы А.И. Алексеева В.В.Николина
Полярнаа звезда 2024
Атлас. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор, глобус, карты, атлас


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».