Рабочая программа речь и альтернативная коммуникация 1 доп-4 класс

Городской округ Верхотурский Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Меркушинская основная общеобразовательная школа»

Принята на заседании педагогического
совета
Пр. № 7 от 06.10.2021

Утверждаю_________
Директор школы Трапезникова Ю.Г.
Пр. № 95 от 06.10.2021

Адаптированная рабочая программа
учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1 дополнительного класса
Предметная область: Язык и речевая практика.

Учитель начальных классов:
Глотова Анастасия Васильевна

с.Меркушино
2021 г.

Приложение №____
к Адаптированной основной
общеобразовательной
программе начального общего
образования обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Рабочая программа
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для 1 дополнительного класса.
Учебный предмет
Классы
Стандарт
Количество учебных часов
УМК
ЭОР

Речь и альтернативная коммуникация
1 дополнительный
ФГОС НОО ОВЗ
1 дополнительный класс – 2 часа в неделю, 66
часов в год.

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжѐлой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учѐтом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. Требования к результатам освоения
АООП (вариант 2) представляют собой описание возможных результатов образования и
конкретизированы для каждого обучающегося в специальной индивидуальной программе
развития (СИПР).

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Возможные личностные результаты образования
1 группа
(умеренная умственная
отсталость)

2 группа
(тяжѐлая умственная
отсталость и ТМНР)

3 группа
(глубокая умственная
отсталость и ТМНР)

коммуникативные
проявления (невербальные и
вербальные) на обращенную
речь взрослого и сверстника
в ситуации взаимодействия
лицо к лицу;

эмоциональные,
голосовые и двигательные
проявления на
обращенную речь
знакомого взрослого;

двигательные и мимические
проявления,
выраженный комплекс
«оживления» в разных
проявлениях;

зрительный контакт
«глаза в глаза» с
педагогом;

эмоциональные, голосовые
проявления на обращенную
речь знакомого;

фиксация и
прослеживание за
действиями взрослого в
конкретной
коммуникативной
ситуации;

поворот головы в сторону
знакомого голоса
взрослого;

устойчивый интерес и
поддержание
взаимодействия с учителем и
одноклассниками;
потребность в общении со
знакомым взрослым и
сверстником;
поддержание
коммуникативной ситуации
доступными обучающемуся
способами.

зрительный контакт «глаза
в глаза», прослеживание за
действиями взрослого

интерес к
взаимодействию со
знакомым взрослым.

Возможные предметные результаты образования
Обучающийся научится
1 группа
(умеренная умственная
отсталость)

2 группа
(тяжѐлая умственная
отсталость и ТМНР)

-понимать обращенную речь
и смысл доступных
невербальных графических
знаков (рисунков,

-понимать смысл доступных
невербальных графических
знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм);

3 группа
(глубокая умственная
отсталость и ТМНР)

-проявлять
сенсомоторную
активность в ответ на
ситуацию с

фотографий, пиктограмм);
-вступать в контакт,
поддерживать и завершать
его, используя традиционные
(вербальные) и
альтернативные средства
коммуникации;
-использовать усвоенный
словарный и фразовый
материал в
коммуникативных
ситуациях;
-соотносить пиктограмму с
изученным словом
(глобальное чтение);
-копировать с образца
отдельные буквы без
называния их;
- выполнять конкретное
действие по инструкции
взрослого (с помощью
пиктограммы),

-вступать в контакт,
используя традиционные
(вербальные) и
альтернативные средства
коммуникации;
-соотносить пиктограмму с
изученным словом
(глобальное чтение);
-использовать невербальные
и альтернативные средства
коммуникации в знакомых
ситуациях социального
взаимодействия,

пальчиковыми играми

-проявлять интерес к
пальчиковым играм, к
графическим заданиям

- проявлять интерес и
испытывать потребность к
чтению взрослым коротких
текстов,
-рассматривать иллюстрации
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса;
-передвигаться по школе в сопровождении взрослого;
-находить свой класс

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с
собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального
состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника
звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком, словом.
Выражение своих желаний звуком, словом. Обращение с просьбой о помощи,
выражая еѐзвуком, словом. Выражение согласия
(несогласия) звуком, словом.
Выражение благодарности звуком, словом. Ответы на вопросы словом. Поддержание
диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником.
Прощание с собеседником звуком, словом. Коммуникация с использованием
невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики.Выражение жестом согласия
(несогласия); приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа,
баба, дед, дядя, тѐтя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн
членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (школьные
принадлежности, части тела человека, части лица, время года-осень, зима, весна, лето,
фрукты (яблоко, груша, банан, апельсин), овощи (морковь, лук, картофель, капуста),
игрушки (мяч, кукла, пирамидка), домашние животные (кошка, собака, корова), одежда
(трусы, майка, носки, кофта, штаны, футболка, платье, пальто, куртка), обувь (сапоги,
туфли, тапочки), мебель (стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, тумбочка, табурет),
посуда (тарелка, ложка, кружка) , домашние птицы (петух, курица, гусь, утка), зимующие
птицы (ворона, воробей, дятел, кукушка), дикие животные (медведь, заяц, волк, ѐж, лиса).
Экспрессивная речь. Называние
(употребление) отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по
звуковому составу слов (мама, папа). Называние собственного имени. Называние
(употребление) слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности,
части тела
человека, части лица, время года-осень, зима, весна, лето, фрукты (яблоко, груша, банан,
апельсин), овощи (морковь, лук, картофель, капуста), игрушки (мяч, кукла, пирамидка),
домашние животные (кошка, собака, корова), посуда (тарелка, ложка, кружка), одежда
(трусы, майка, носки, кофта, штаны, футболка, платье, пальто, куртка), обувь (сапоги,
туфли, тапочки), мебель (стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, тумбочка, табурет),
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты), домашние птицы (петух, курица, гусь, утка),
зимующие птицы (ворона, воробей, дятел, кукушка), дикие животные (медведь, заяц,
волк, ѐж, лиса).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение
собственного имени посредством напечатанного слова. Сообщение имѐн детей класса
посредством напечатанного слова.
Чтение и письмо

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих
имена детей класса. Узнавание, различение букв Аа, Уу.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, раскрашивание.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Название темы

Кол-во
часов

Раздел «Я» - 5 часов
1

Диагностика на начало года

1

2
3

Ознакомление с режимом и порядком дня
Я – ребенок ( сведения о себе, имя, возраст)
Вежливые слова (доброе утро, здравствуйте, спасибо, до
свидания)

1
1
1

Просьбы ( Дай, хочу, можно,нельзя)
Раздел «Учат в школе» – 3 часа

1

Игры "Собери портфель», «Чудесный мешочек".

2

Упражнения с карточками: "Найди такой
«Попроси у меня».

1

4
5

1-2
3

предмет".

Раздел «Я - человек"- 5 часов
1
2
3
4-5

1
2
3
4
1
2
3-4
5
6
7
8
9
10
1

Части тела (голова, руки, ноги)
Мое лицо (глаза, нос, рот, губы, брови)
Эмоции
(радость-грусть)
Работа с карточками с изображением лица и тела
Раздел «Природа и человек» - 4 часа

1
1
1
2

Осень. Признаки осени. (Работа скартинками
Листопад. Экскурсия и сбор листьев. Листопад. Поделки
из листьев.
Явление природы-Солнце. Явление природы-дождь
(штрихование дождя)
Дары осени. Фрукты – овощи (обзор)
Раздел «Мир вокруг нас» - 10 часов.
Фрукты. Яблоко,груша,банан. Апельсин ( узнавание среди
других фруктов)
Обводка и штриховка фруктов по образцу и шаблону.
Овощи. Морковь, лук,картофель, капуста (цвет,форма,
вкус)
Обводка и штриховка овощей по образцу и шаблону.
Игрушки и действия с ними (Мяч,кукла, пирамидка)
Слушание стихов А.Барто.
Домашние животные – кошка,собака,корова.
Время года зима.Явления природы – снег снежинки.
Экскурсия. Свойства снега. Игры со снегом.
Раздел «Звуки и буквы» - 6
Звук А (артикуляцция)

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

Дата

2
3
4
5-6
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
1

2
1
2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Буква А (узнавание образа)
Обведение буквы А по шаблону и образцу.
Звук У (артикуляция)
Буква У (узнавание образа)
Дифференциация А - У
Нахождение звука А и звука У в начале слова.
Раздел «Посуда» - 4 часов
Посуда : тарелка, ложка, кружка (называние)
Действия с посудой .Сервировка стола посудой
Слушание сказки «Федорино – горе»
Промежуточная диагностика
Раздел «Одежда» - 6 часов
Нижняя одежда (трусы,майка, носки).
Называние.Назначение.
Повседневная одежда (кофта, штаны, футболка, платье).
Называние. Назначение.
Верхняя одежда (пальто, куртка, шапка).
Называние. Назначение.
Игра «Одевание и раздевание куклы»
Обувь. (сапоги, туфли, тапочки). Называние. Назначение.
Одежда и обувь. Урок – закрепление.
Раздел «Мебель» - 3 часа
Стол. Стул. Шкаф. Кровать. Диван. Кресло. Тумбочка.
Табурет.
Называние.
Чтение сказки К.И.Чуйковского «Мойдодыр»
Раздел «Птицы» - 2 часа
Домашние птицы:петух,курица,гусь,утка.Название.
Зимующие
птицы:ворона,воробей,дятел,кукушка.Назыввание.
Раздел «Растительный и животный мир» - 18 часов
Деревья. Называние. Обозначения.
Трава.Называние.
Цветы. Называние.
Дикие животные. Медведь. Называние. Обозначение.
Заяц. Называние. Обозначение.
Волк. Называние. Обозначение.
Лиса. Называние. Обозначение.
Время года весна.Признаки весны.Работа с картинкой.
Закрепление по теме «Моя школа»
Закрепление по теме «Я и мое тело»
Закрепление по теме «Мои игрушки»
Закрепление по теме «Домашние животные»
Закрепление по теме «Дикие животные»

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19

Закрепление по теме «Мебель»
Закрепление по теме «Овощи и фрукты»
Закрепление по теме «Посуда»
Диагностика на конец года.
Время года лето. Признаки лета. Работа с картинкой.
ВСЕГО

1
1
1
1
1
66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».