Городской округ Верхотурский Свердловской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Меркушинская основная общеобразовательная школа» Принята на педагогического совета Пр. № 7 от 06.10.2021 заседании Утверждаю_________ Директор школы Трапезникова Ю.Г. Пр. № 95 от 06.10.2021 Адаптированная рабочая программа по курсу Внеурочной деятельности «Ритмика» для обучающихся 1 дополнительного класса Предметная область: Двигательная активность Учитель начальных классов: Глотова Анастасия Васильевна с.Меркушино 2021 г. Приложение №____ к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ритмика» для 1 дополнительного класса. Учебный курс Классы Стандарт Количество учебных часов УМК ЭОР Ритмика 1 дополнительный ФГОС НОО ОВЗ 1 дополнительный класс – 1 час в неделю, 33 часа в год. Планируемые результаты Итоговые достижения учащихся в ходе реализации программы «Ритмика» представлены личностными и предметными результатами обучения. личностные результаты: • Освоение роли ученика. • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. • Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире. • Владение основными навыками коммуникации. Предметные результаты: Обучающиеся должны знать: • Правила гигиены тела, тренировочной одежды. • Элементарные музыкальные понятия и жанры. • Музыкальные инструменты (барабан, дудочка, колокольчик, бубен). Обучающиеся должны уметь: • Организованно строиться (быстро, точно). • Двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с разным характером музыки. • Определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя. • Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыкальное сопровождение. • Располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию. • Бережно относиться к звучащим музыкальным инструментам и аппаратуре, к костюмам, реквизиту. Иметь опыт: • В выполнении упражнений в определённом ритме и темпе. • В исполнении игровых и танцевальных движений. • Восприятия и передачи игровых образов. Формируемые базовые учебные действия Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Содержание программы Программа состоит из 4 разделов: 1. «Волшебная музыка» 2. «Гимнастика» 3. «Игротерапия» 4. «Танцевальная мозаика» Содержание первого раздела «Волшебная музыка» включает в себя знакомство с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; формирование умения слушать музыку, оценивать ее; организовывать свои действия под музыку; упражнения с детскими музыкальными инструментами. Содержание раздела «Гимнастика» включает в себя комплекс ритмикогимнастических упражнений, способствующих выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений – научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. В содержание раздела «Игротерапия» входит набор музыкальных, подвижных, ролевых игр, а так же игры на ориентацию в пространстве и координацию движений. В каждое занятие включены логоритмические упражнения. Особую роль приобретает игровой компонент, поскольку он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме облегчает овладение движением, так как ритм стихотворений помогает сохранить ритмичность движений. Игротерапия на уроках с повышенной двигательной активностью не только благотворно влияет на здоровье учащихся с умственной отсталостью в развитии, формирует правильную осанку, повышает работоспособность, создает ощущение физического комфорта во время занятий, но и улучшает их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучает к порядку, способствует социальной адаптации детей в коллективе. Четвертый раздел «Танцевальная мозаика» раскрывает для детей мир танцевальных движений. Раздел направлен на привитие навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Изучение основных положений рук и ног. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Упражнения в разделе подготавливает детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев. Далее изучаются танцевальные связки, этюды, танцы. Содержание данного раздела направлено на формирование у детей эстетических представлений и понятий, художественных видов деятельности. Дети учатся двигаться в соответствии с музыкой. По структуре каждое занятие делится на 3 части: подготовительная (вводная), основная, заключительная. Подготовительная (вводная) часть состоит организационного момента, поклона и разминки (комплекс обще развивающих упражнений или партерная гимнастика). В этой части занятия ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений, ориентацию в пространстве. В основной части проучивают новые движения, элементы, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец. Так же проучиваются и повторяются логоритмические упражнения и игровой материал. В заключительной части решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм. Выполняются релаксационные упражнения. Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем (поклон). Важной особенностью реализации программы является создание психосоматического комфорта детей. В процессе занятий по ритмике, приобретение знаний, умений и навыков не является самоцелью, а развивает музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формирует основы духовной культуры детей с умственной отсталостью Раздел «Волшебная музыка» Знакомство с миром музыки и движения. Обучение умению слушать и воспринимать музыку. Музыка и времена года. Характер музыкальных произведений (веселый, грустный, тревожный, нежный, шутливый и т.д.). Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (барабан, дудочка, колокольчик, бубен). Эмоциональная отзывчивость к характеру музыки. Знакомство с темпом в движениях и в музыке (быстрый, медленный, умеренный); выполнение движений в соответствии с темпом музыки. Свободное, естественное движение под музыку. Раздел «Гимнастика» Постановка корпуса. Разучивание поклона. Упражнения на выработку осанки. Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Движения на развитие координации. Одновременные движения рук и ног. Бег и подскоки с ритмическим заданием. Разучивание упражнений на развитие кистей рук и пальцев. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Развивающие упражнения для ног. Приседания с опорой и без опоры. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Выполнение упражнений в партере. Раздел «Игротерапия» Разучивание логоритмических упражнений с озвучиванием. Музыкальная логоритмика Железновой «Головами покиваем…», «Все на ножки становитесь…». Разучивание игр с пением: «Каравай», «Огуречик», «Мы топаем ногами». Инсценировка песни «Вот мы в автобусе сидим…»; составление танцевальной композиции на основе знакомых танцевальных элементов и текста песни. Раскрытие образов животных через игровой материал. Выполнение имитационных упражнений, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (дикие и домашние животные). Музыкальные упражнения и игры с мячом: упражнение «Веселые мячики», игры «Летит мой мяч», «Прокати мяч», «Собери мячики в корзину», «Забрось в ворота гол». Все игры сопровождаются или речью, или музыкой. Раздел «Танцевальная мозаика» Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроения: линия, две линии, шахматный порядок, интервал. Образование круга, центр круга. Выполнение шагов по кругу. Разучивание основных положений рук и ног в танце. Знакомство с положениями рук (вдоль корпуса, на поясе) и ног (свободная и VI позиция). Основные танцевальные шаги в линиях, по кругу. Элементы танца: пружинка, повороты налево, направо, вокруг себя, каблучные движения, притопы и прихлопы. Разучивание танцев и танцевальных этюдов «Новогодний хоровод», «Пяточка - носочек», «Стирка». Критерии оценивания результатов обучения Оценка достижений обучающихся личностных результатов (жизненной компетенции) будет осуществляться методом экспертной оценки. В группу экспертов будут входить учитель, и родители. Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Результаты оценивания суммируются и выводится средний балл. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. Диагностика предметных результатов освоения программы проводится в конце учебного года на уроке-концерте с приглашением родителей. Учитель подбирает изученные упражнения (этюды, игры) среднего уровня сложности. При оценке учащихся учитываются правильность выполнения движений, согласованность действий, эмоциональная составляющая. Каждое упражнение (движение, игра) оценивается по следующим критериям: действие выполнено самостоятельно без существенных ошибок (1б.) действие выполнено самостоятельно, но допущены ошибки; действие выполнено по словесной инструкции, или с опорой на образец, или с использованием различных видов помощи (0,5 б.) действие выполнено неверно или не выполнено при оказании различных видов помощи (0б.) Все баллы суммируются и определяется один из четырех выделенных уровней успешности: повышенный уровень – 4-5 баллов; средний уровень – 3-2,5 балла; базовый уровень – 2-1,5 балла; пониженый уровень - 1-0 баллов. Переход с уровня на уровень может свидетельствовать о качественном скачке в развитии ребенка. Ежедневная оценка достижений базируется на наблюдениях учителя за деятельностью учащихся на уроках. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные учащимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Материально-техническое оснащение учебного процесса. o музыкальные инструменты: барабан, дудочка, маракас, бубен, треугольник, фортепиано, аккордеон, гармонь, балалайка, трещотки, деревянные ложки, баян, гитара.; o ноутбук, звуковые колонки, фонотека музыкального материала; o мячи, обручи, мягкие модули, ленты, воздушные шары, скакалки. Календарно – тематическое планирование № Название темы ол-во часов п/п 1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3 4 К Раздел «Волшебная музыка» - 3 часа Что такое ритмика? Мир музыки и движения. Музыка и время года — Осень. Характер музыкальных произведений. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (барабан, дудочка, колокольчик, бубен). Раздел «Гимнастика» - 5 часов Постановка корпуса. Разучивание поклона. Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Движения на развитие координации. Бег и подскоки. Разучивание упражнений на развитие кистей рук и пальцев. Развивающие упражнения для ног. Элементы партерной гимнастики. Раздел «Танцевальная мозайка» - 8 часов Перестроение: линия, две линии, шахматный порядок, интервал. Элементы танца: пружинка, повороты налево, направо, вокруг себя, каблучные движения, притопы и прихлопы. Образование круга, центр круга. Выполнение шагов по кругу. Разучивание основных положений рук и ног в танце. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Основные танцевальные шаги в линиях, по кругу. 1 6-8 Разучивание танца «Новогодний хоровод». 3 Дата 1 2 1-2 3-4 5-6 1 1 2 3 1-2 3-4 Раздел «Волшебная музыка» - 2 часа Музыка и время года — Зима. Темп в движениях и в музыке. Выполнение движений в соответствии с темпом музыки. Раздел «Игротерапия» - 6 часов Разучивание логоритмических упражнений. Разучивание игр с пением: «Каравай», «Огуречик», «Мы топаем ногами». Инсценировка песни «Вот мы в автобусе сидим…». Раздел «Волшебная музыка» - 1 час Музыка и время года — Весна. Эмоциональная отзывчивость к характеру музыки. Раздел «Игротерапия» - 4 часа Раскрытие образов домашних животных через игровой материал. Раскрытие образов лесных животных через игровой материал. Музыкальные игры с мячом. Раздел «Танцевальная мозаика» - 4 часа Разучивание танца «Пяточка - носочек». Движения с платочком. Танец «Стирка». Раздел «Волшебная музыка» - 1 час Музыка и время года — Лето. Свободное, естественное движение под музыку. ВСЕГО: 1 . 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 33