Ритмика

Городской округ Верхотурский Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Меркушинская основная общеобразовательная школа»

Принята
на
педагогического совета
Пр. № 7 от 06.10.2021

заседании

Утверждаю_________
Директор школы Трапезникова Ю.Г.
Пр. № 95 от 06.10.2021

Адаптированная рабочая программа
по курсу Внеурочной деятельности
«Ритмика»
для обучающихся 1 дополнительного класса
Предметная область: Двигательная активность

Учитель начальных классов:
Глотова Анастасия Васильевна

с.Меркушино
2021 г.

Приложение №____
к Адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Ритмика»
для 1 дополнительного класса.

Учебный курс
Классы
Стандарт
Количество учебных
часов
УМК
ЭОР

Ритмика
1 дополнительный
ФГОС НОО ОВЗ
1 дополнительный класс – 1 час в неделю, 33
часа в год.

Планируемые результаты
Итоговые достижения учащихся в ходе реализации программы
«Ритмика» представлены личностными и предметными результатами обучения.
личностные результаты:
• Освоение роли ученика.
• Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
• Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире.
• Владение основными навыками коммуникации.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
• Правила гигиены тела, тренировочной одежды.
• Элементарные музыкальные понятия и жанры.
• Музыкальные инструменты (барабан, дудочка, колокольчик, бубен).
Обучающиеся должны уметь:
• Организованно строиться (быстро, точно).
• Двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с разным
характером музыки.
• Определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя.
• Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыкальное
сопровождение.
• Располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию.
• Бережно относиться к звучащим музыкальным инструментам и аппаратуре, к
костюмам, реквизиту.
Иметь опыт:
• В выполнении упражнений в определённом ритме и темпе.
• В исполнении игровых и танцевальных движений.
• Восприятия и передачи игровых образов.
Формируемые базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
 адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;

 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
 наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
 работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Содержание программы
Программа состоит из 4 разделов:
1. «Волшебная музыка»
2. «Гимнастика»
3. «Игротерапия»
4. «Танцевальная мозаика»
Содержание первого раздела «Волшебная музыка» включает в себя
знакомство с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
формирование умения слушать музыку, оценивать ее; организовывать свои
действия под музыку; упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Содержание раздела «Гимнастика» включает в себя комплекс ритмикогимнастических упражнений, способствующих выработке необходимых
музыкально-двигательных навыков. В раздел входят задания на выработку
координационных движений. Основная цель данных упражнений – научить
умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног,
туловища, головы.
В содержание раздела «Игротерапия» входит набор музыкальных,
подвижных, ролевых игр, а так же игры на ориентацию в пространстве и
координацию движений. В каждое занятие включены логоритмические
упражнения. Особую роль приобретает игровой компонент, поскольку он
способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.
Использование речевого материала в стихотворной форме облегчает овладение
движением, так как ритм стихотворений помогает сохранить ритмичность
движений. Игротерапия на уроках с повышенной двигательной активностью не
только благотворно влияет на здоровье учащихся с умственной отсталостью в
развитии, формирует правильную осанку, повышает работоспособность,
создает ощущение физического комфорта во время занятий, но и улучшает их
нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучает к порядку,
способствует социальной адаптации детей в коллективе.
Четвертый раздел «Танцевальная мозаика» раскрывает для детей мир
танцевальных движений. Раздел направлен на привитие навыков чёткого и
выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Изучение

основных положений рук и ног. К каждому упражнению подбирается такая
мелодия, в которой отражены особенности движения. Упражнения в разделе
подготавливает детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Далее изучаются танцевальные связки, этюды, танцы. Содержание данного
раздела направлено на формирование у детей эстетических представлений и
понятий, художественных видов деятельности. Дети учатся двигаться в
соответствии с музыкой.
По структуре каждое занятие делится на 3 части: подготовительная
(вводная), основная, заключительная.
Подготовительная (вводная) часть состоит организационного момента,
поклона и разминки (комплекс обще развивающих упражнений или партерная
гимнастика). В этой части занятия ставится задача подготовить организм
ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в
последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят
упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на
внимание, координацию движений, ориентацию в пространстве.
В основной части проучивают новые движения, элементы, закрепляют
старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец. Так же
проучиваются и повторяются логоритмические упражнения и игровой
материал.
В заключительной части решаются задачи постепенного перехода организма
ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую
детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме
расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои
движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и
настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры,
позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.
Выполняются релаксационные упражнения. Заканчиваются занятия подведением
итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем (поклон).
Важной особенностью реализации программы является создание
психосоматического комфорта детей. В процессе занятий по ритмике,
приобретение знаний, умений и навыков не является самоцелью, а развивает
музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формирует основы
духовной культуры детей с умственной отсталостью
Раздел «Волшебная музыка»
Знакомство с миром музыки и движения. Обучение умению слушать и
воспринимать музыку.
Музыка и времена года. Характер музыкальных произведений (веселый,
грустный, тревожный, нежный, шутливый и т.д.).
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (барабан,
дудочка, колокольчик, бубен). Эмоциональная отзывчивость к характеру
музыки.
Знакомство с темпом в движениях и в музыке (быстрый, медленный,
умеренный); выполнение движений в соответствии с темпом музыки.

Свободное, естественное движение под музыку.
Раздел «Гимнастика»
Постановка корпуса. Разучивание поклона. Упражнения на выработку
осанки.
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку.
Движения на развитие координации. Одновременные движения рук и ног.
Бег и подскоки с ритмическим заданием.
Разучивание упражнений на развитие кистей рук и пальцев. Движения
кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в
кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.
Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.
Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.
Развивающие упражнения для ног. Приседания с опорой и без опоры.
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение
ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в
стороны, вставание на полупальцы. Выполнение упражнений в партере.
Раздел «Игротерапия»
Разучивание логоритмических упражнений с озвучиванием. Музыкальная
логоритмика Железновой «Головами покиваем…», «Все на ножки
становитесь…».
Разучивание игр с пением: «Каравай», «Огуречик», «Мы топаем ногами».
Инсценировка песни «Вот мы в автобусе сидим…»; составление
танцевальной композиции на основе знакомых танцевальных элементов и
текста песни.
Раскрытие образов животных через игровой материал. Выполнение
имитационных упражнений, построенных на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям (дикие и домашние животные).
Музыкальные упражнения и игры с мячом: упражнение «Веселые
мячики», игры «Летит мой мяч», «Прокати мяч», «Собери мячики в корзину»,
«Забрось в ворота гол».
Все игры сопровождаются или речью, или музыкой.
Раздел «Танцевальная мозаика»
Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроения: линия, две
линии, шахматный порядок, интервал. Образование круга, центр круга.
Выполнение шагов по кругу.
Разучивание основных положений рук и ног в танце. Знакомство с
положениями рук (вдоль корпуса, на поясе) и ног (свободная и VI позиция).
Основные танцевальные шаги в линиях, по кругу. Элементы танца:
пружинка, повороты налево, направо, вокруг себя, каблучные движения,
притопы и прихлопы.
Разучивание танцев и танцевальных этюдов «Новогодний хоровод»,
«Пяточка - носочек», «Стирка».
Критерии оценивания результатов обучения

Оценка достижений обучающихся личностных результатов (жизненной
компетенции) будет осуществляться методом экспертной оценки. В группу
экспертов будут входить учитель, и родители. Результаты анализа представлены
в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных
единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2
балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Результаты
оценивания суммируются и выводится средний балл. Подобная оценка
необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании
динамики развития жизненной компетенции ребенка.
Диагностика предметных результатов освоения программы проводится в
конце учебного года на уроке-концерте с приглашением родителей. Учитель
подбирает изученные упражнения (этюды, игры) среднего уровня сложности.
При оценке учащихся учитываются правильность выполнения движений,
согласованность действий, эмоциональная составляющая.
Каждое упражнение (движение, игра) оценивается по следующим
критериям:
 действие выполнено самостоятельно без существенных ошибок (1б.)
 действие выполнено самостоятельно, но допущены ошибки; действие
выполнено по словесной инструкции, или с опорой на образец, или с
использованием различных видов помощи (0,5 б.)
 действие выполнено неверно или не выполнено при оказании различных
видов помощи (0б.)
Все баллы суммируются и определяется один из четырех выделенных
уровней успешности:
 повышенный уровень – 4-5 баллов;
 средний уровень – 3-2,5 балла;
 базовый уровень – 2-1,5 балла;
 пониженый уровень - 1-0 баллов.
Переход с уровня на уровень может свидетельствовать о качественном
скачке в развитии ребенка. Ежедневная оценка достижений базируется на
наблюдениях учителя за деятельностью учащихся на уроках. В целом оценка
достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные учащимися
даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и
умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку
они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении
им социальным опытом.
Материально-техническое оснащение учебного процесса.
o музыкальные инструменты: барабан, дудочка, маракас, бубен, треугольник,
фортепиано, аккордеон, гармонь, балалайка, трещотки, деревянные ложки,
баян, гитара.;
o ноутбук, звуковые колонки, фонотека музыкального материала;

o мячи, обручи, мягкие модули, ленты, воздушные шары, скакалки.

Календарно – тематическое планирование
№

Название темы
ол-во
часов

п/п
1
2
3

1
2
3
4
5

1
2

3
4

К

Раздел «Волшебная музыка» - 3 часа
Что такое ритмика? Мир музыки и движения.
Музыка и время года — Осень. Характер
музыкальных произведений.
Знакомство с музыкальными
инструментами и их звучанием (барабан,
дудочка, колокольчик, бубен).
Раздел «Гимнастика» - 5 часов
Постановка корпуса. Разучивание
поклона.
Ритмико-гимнастические упражнения
под музыку.
Движения на развитие координации.
Бег и подскоки.
Разучивание упражнений на развитие
кистей рук и пальцев.
Развивающие упражнения для ног.
Элементы партерной гимнастики.
Раздел «Танцевальная мозайка» - 8 часов
Перестроение: линия, две линии,
шахматный порядок, интервал.
Элементы танца: пружинка, повороты налево,
направо, вокруг себя, каблучные движения,
притопы и прихлопы.
Образование круга, центр круга.
Выполнение шагов по кругу.
Разучивание основных положений рук и ног в
танце.

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

5

Основные танцевальные шаги в линиях, по
кругу.

1

6-8

Разучивание танца «Новогодний
хоровод».

3

Дата

1
2

1-2
3-4

5-6

1

1
2
3
1-2
3-4

Раздел «Волшебная музыка» - 2 часа
Музыка и время года — Зима.
Темп в движениях и в музыке. Выполнение
движений в соответствии с темпом музыки.
Раздел «Игротерапия» - 6 часов
Разучивание логоритмических упражнений.
Разучивание игр с пением: «Каравай»,
«Огуречик», «Мы топаем ногами».
Инсценировка песни «Вот мы в автобусе
сидим…».
Раздел «Волшебная музыка» - 1 час
Музыка и время года — Весна.
Эмоциональная отзывчивость к характеру
музыки.
Раздел «Игротерапия» - 4 часа
Раскрытие образов домашних животных
через игровой материал.
Раскрытие образов лесных животных через
игровой материал.
Музыкальные игры с мячом.
Раздел «Танцевальная мозаика» - 4 часа
Разучивание танца «Пяточка - носочек».
Движения с платочком. Танец «Стирка».
Раздел «Волшебная музыка» - 1 час
Музыка и время года — Лето. Свободное,
естественное движение под музыку.
ВСЕГО:

1

.

1
1

2
2

2

1

1
1
1
2
2
1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».