Городской округ Верхотурский Свердловской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Меркушинская основная общеобразовательная школа» Принята на заседании педагогического совета Пр. № 7 от 06.10.2021 Утверждаю_________ Директор школы Трапезникова Ю.Г. Пр. № 95 от 06.10.2021 Адаптированная рабочая программа коррекционно - развивающего курса «Предметно – практическая деятельность» для обучающихся 1 дополнительного класса Предметная область: Предметно – практическая деятельность Учитель начальных классов: Глотова Анастасия Васильевна с.Меркушино 2021 г. Приложение №____ к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Рабочая программа по коррекционно- развивающему курсу «Предметно – практическая деятельность» для 1 дополнительного класса. Коррекционноразвивающий курс Классы Стандарт Количество учебных часов УМК ЭОР Предметно – практическая деятельность 1 дополнительный ФГОС НОО ОВЗ 1 дополнительный класс – 1 час1 в неделю, 33 часа в год. Баряева Л.Б., Бойков Д.И. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью./ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. Ред.Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.; ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.- 480с. Катаева А.А., Стребелева Е.А. дтдактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.:ил. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».:Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003. - 208с. 1. "Факультет коррекционной педагогики" www.moi-sat.ru образовательногопортала "МОЙ УНИВЕРСИТЕТ" www.moi-universitet.ru 2. Pedsovet.org 3. http://45minut.ru/ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения программы является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. Предметные результаты: Действия с материалами: рассматривать различные по качеству материалы, бумагу, ткань, природный материал; сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры; скатывать из бумаги шарики; разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошками; разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями. Действия с предметами: брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук; развивать точность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину); действовать по подражанию; действовать по сигналу; вычленять предмет, уметь соотносить, узнавать предметы в рисунке, знать их названия; запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению; находить предметы разной формы по слову-названию, развивать внимание и запоминание. удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению; осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветному сигналу; соединять представление о цвете со словом-названием, производить выбор цвета по слову, запоминать цвет; вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в памяти определенное время; выделять части и соединять их в целое; формировать целостный образ предмета; ориентироваться в пространстве помещения; понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов на картинке; находить изображение предметов по словесному описанию; группировать предметы по разным свойствам; формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания; узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Базовые учебные действия. входить и выходить из учебного помещения по инструкции педагога ориентироваться в пространстве кабинета (класса, игровой комнаты и т.д.), пользоваться учебной мебелью; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени; принимать цели и произвольно включаться в деятельность; выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ» ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Действия Содержание с Работа с бумагой и ватой материалам Упражнения в сминании салфетки, туалетной бумаги, бумажного полотенца двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание бумаги, и ваты. Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать ее и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Лист», «Гриб», «Яблоко». Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. «Шапка для куклы», «Гриб». Упражнения в резании ножницами по следу сгиба, с последующим их наклеиванием: «Забор», «Бабочка», «Дерево». Работа с крупой, песком, водой Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. «Найди игрушку». Пересыпание материала. Наполнение предметов песком «Насыпь песок в чашки», крупой «Наполни фасолью большой и маленький кувшин». Пересыпание крупы, песка ложкой, стаканчиком, лопаткой. Наполнение предметов водой. Переливание воды с использованием стаканчика «Наполни водой большой и маленький кувшин», «Налей воду в кастрюли». Работа с нитками Шнуровка «Ёлочка», «Солнышко». Разборка, сортировка ниток по цвету. Наматывание ниток на катушку, картон. Знания о нитках. Узнавание и называние предметов, сделанных из ниток, определение их функциональной значимости в быту, в игре. Анализ образца и планирование работы по предметно – операционному плану. Наматывание ниток на картон «Конфета», «Кот». Работа с пластилином Способ размазывания пластилина (сверху вниз, слева направо, по кругу). Изготовление мяча, игрушки, огурца, елочки, рыбки способом размазывания на заготовках. Разминание пластилина,двумя руками, одной рукой. «Белые комочки», «Зёрнышки» (отщипывание маленьких кусочков). Раскатывание шариков «Яблоки». с Цвет. Форма предметами Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу). Три цвета: красный, синий, желтый – уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм. Группировка предметов разной величины, цвета и формы. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»). Конструирование Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. «Стул, дом», «Кровать, стол», «Снежинка, лестница», «Ёлочки, дом». Складывание разрезных картинок из двух - четырех частей, разрезанных по вертикали и горизонтали: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Дикие и домашние животные». Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с педагогом). ««Башенки», «Заборчик», «Домик с дорожкой», «Дороги с мостом», «Гараж для машины». Конструирование игрушек «Машина» из конструктора «Строитель». Тематическое конструирование «Улица». Работа с мозаикой Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). Выкладывание прямых рядов из одноцветных деталей. Выкладывание прямых рядов из деталей двух цветов параллельными рядами. «Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный – два синих и т.д.). Выкладывание треугольника по трем опорным точкам. Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: «Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположенных в ряд); «Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху); «Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент); «Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него шесть элементов белого цвета). Предметно-манипулятивные действия Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком. Вращение предмета. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) Нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат). Нанизывание мелких предметов на шнур «Бусы для мамы», «Запасы для белочки». Выполнение действий с предметами: открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающимися крышками. «Разложи ряд по цвету и величине». «Разложи ряд по форме и величине», «Чудесный мешочек». СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы, т.е. без отметочная система на протяжении всего периода обучения. Результативность обучения оценивается строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого обучающегося. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических работ, методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности, динамика развития жизненных компетенций относительно прежних собственных достижений с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей). Промежуточная аттестация проводится в форме практической работы. Используется качественная оценка (балловая система) успешности усвоения учебной программы. Итоговые результаты образования оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется программа на следующий учебный год. Критерии оценки уровня сформированности навыка Баллы Уровень сформированности навыка 0 Навык или умение отсутствует 1 Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) 2 Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого 3 Навык или умение проявляется в половине случаев при значительной помощи взрослого 4 Навык или умение проявляется в большинстве случаев при значительной помощи взрослого 5 Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого 6 Навык или умение проявляется в половине случаев при частичной помощи взрослого 7 Навык или умение проявляется в большинстве случаев при частичной помощи взрослого 8 Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно 9 Навык или умение проявляется в половине случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно 10 Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно Материально-техническое оборудование для обучающихся: 1. Звучащие предметы для встряхивания; 2. Предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); 3. Монтессори-материал: шумовые цилиндры, блоки цилиндров, рамки с застежками,рамки с пуговицами, игра с кольцами, игра с шариками, «Вертушка»,«Прокат шариков»; 4. Набор коробок, прозрачные ёмкости; 5. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); 6. Природный материал: ракушки, камушки, шишки и др; 7. Стаканчики одинаковой величины; 8. Сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; 9. Шнуровки, бусы разных размеров, шнуры и лески для нанизывания; 10. Емкости различных размеров (стаканчики, миски, тарелочки, чашки, кувшины); 11. Игрушки (машинки, мячи, матрешки, пирамидки, резинки); 12. Мозаика, пазлы (из 2- 4-х частей ), конструкторы, пластмассовые болтики и гайки; 13. Банки с крышками различных размеров, коробки с прорезями; 14. Пинцеты, ложки, ложка, сито для просеивания. 15.Разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (большие, средние, маленькие); 16. Стол-ванна для игр с водой и песком; 17. Бумага разной фактуры и плотности; 18. Наборы кубиков (пластмассовых, деревянных) разного цвета и размера; 19. Мисочки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; 20. Шарики (пластмассовые, резиновые, деревянные) разного размера и цвета; 21. Мячи разного цвета и размера (большие и маленькие, легкие и тяжелые); 22.Гирлянды, бусы разной формы, размера, цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета); 23. Крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей; 24. Крупный деревянный строитель; 25. Конструктор по типу lego-duplo; 26. Настольный конструктор - строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков; 27. Деревянные и пластмассовые палочки; 28. Полифункциональный набор «Гномик»; 29. Игровой набор «Кузнечик» Календарно – тематическое планирование № п/п Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 Раздел: Работа с бумагой и ватой – 9 часов Упражнение в сминание салфетки, туалетной бумаги, бумажного полотенца Упражнение в сминании газеты, цветной бумаги, кальки. «Волшебная бутылка» Упражнение в сминании газеты, цветной бумаги, кальки. «Волшебная бутылка» «Разноцветные камешки» Кол-во часов 2 1 1 Разрывание бумаги. «Крошка для птичек» 1 Аппликация из обрывных кусочков бумаги. Композиция «Фрукты.Яблоко» Разрывание ваты. Аппликация облако. Упражнения в резании ножницами по следу сгиба, с последующим их наклеиванием «Забор» Резание ножницами полосок с последующим наклеиванием Изготовление аппликации «Дерево» Раздел: Работа с крупой, песком, водой- 5 часов Закапывание о откапывание предмета в песке «Найди игрушку» Наполнение предметов крупой «Наполни фасолью большой и маленький кувшин» Сортировка круп. «Чудесный мешочек» Наполнение предметов водой. Переливание воды из одной ёмкости в другую Переливание воды с использованием стаканчика «Наполни водой большой и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 1 2 1 2 3 маленький кувшин» Раздел: Работа с нитками- 4 часа Шнуровка «Ёлочка» Разборка ниток. Сортировка по цвету Наматывание ниток на катушку, картон Наматывание ниток на картон «Конфета» Раздел:Работа с пластилином – 3 часа Разминание и отщипывание пластилина «Покорми птичек» Разминание, отщипывание и сплющивание пластилина «Мозаика из пластилина» Изготовление мяча способом размазывания на заготовках. Раздел: действия с предметами – 4 часов Захватывание, удержание, отпускание предмета Бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком Нанизывание мелких предметов на шнур «Бусы для мамы» Выполнение действий с предметами: открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающимися крышками Раздел :Цвет.Форма- 2 часа Три цвета: красный, синий, желтый. Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов. Раздел : Элементарное конструирование – 4 часа Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции: «Ёлочки, стол» «Стул, дом» Складывание разрезных картинок из двух частей «Игрушки» Постройки из детских наборов строительного материала «Домик с 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 дорожкой» Раздел: мозайка – 2 часа Выкладывание прямых рядов из одноцветных деталей Выкладывание узоров по показу и по образцу «Курочка и цыплята» ВСЕГО: 1 1 33