РП о предмету Речь и альтернативная коммуникация 2 класс АООП УО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Городской округ Верхотурский Свердловской области
МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор МКОУ
"Меркушинская ООШ"
________________________

Протокол № 6
от «22» 08 2023 г.

Трапезникова Ю.Г.
Приказ № 104
от «22» 08 2023 г.

Рабочая программа
По учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
2 класс

Составитель: Мызникова А.А.

Меркушино
2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Возможные личностные результаты образования
1.
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
2.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
развивающемся мире;
3.
Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов
учебнойдеятельности;
4.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоций, нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других;
5.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
6.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Возможные предметные результаты образования
Обучающийся научится
1 группа
(умеренная умственная
отсталость)

2 группа
(тяжѐлая умственная
отсталость и ТМНР)

-понимать обращенную речь
и
смысл
доступных
невербальных графических
знаков
(рисунков,
фотографий, пиктограмм и
других
графических
изображений),
неспецифических жестов;
-овладеет умением вступать
в контакт, поддерживать и
завершать его, используя
традиционные (вербальные)
и альтернативные средства
коммуникации,
соблюдая
общепринятые
правила
поведения;
-овладеет
умением
пользоваться
доступными
средствами коммуникации в
практике экспрессивной и
импрессивной
речи
для
решения соответствующих
возрасту житейских задач.
использовать
доступные
жесты
для
передачи
сообщения;

-понимать обращенную речь
и
смысл
доступных
невербальных графических
знаков
(рисунков,
фотографий, пиктограмм и
других
графических
изображений),
неспецифических жестов;
-овладеет умением вступать
в контакт и завершать его,
используя
традиционные
(вербальные)
и
альтернативные
средства
коммуникации;
-овладеет
умением
пользоваться доступными
средствами коммуникации
для
решения
соответствующих возрасту
житейских задач;
-использовать
доступные
жесты
для
передачи
сообщения;
-понимать
слова,
обозначающие объекты и
явления природы, объекты

3 группа
(глубокая умственная
отсталость и ТМНР)

-проявлять
сенсомоторную
активность в ответ на
ситуацию с
пальчиковыми играми
-понимать смысл
доступных невербальных
графических знаков
(рисунков, фотографий,
пиктограмм);
-вступать в контакт,
используя
альтернативные средства
коммуникации

-понимать
слова,
обозначающие объекты и
явления природы, объекты
рукотворного
мира
и
деятельность человека.
-глобальному
чтению
в
доступных
ребенку
пределах;
-копировать
с
образца
отдельные буквы А, О, У, М,
С, Х.

рукотворного
мира
и
деятельность человека.
-глобальному чтению в
доступных
ребенку
пределах

Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
•
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•
пользоваться учебной мебелью;
•
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты);
•
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
•
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
•
•
•
•

переключать взгляд с одного предмета на другой;
фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса;
фиксировать взгляд на изображении;
фиксировать взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
• понимать жестовую инструкцию;
• понимать инструкцию по пиктограммам;
• выполнять стереотипную инструкцию с конкретным учеником на данном этапе
обучения.
3) использование по назначению учебных материалов:
• бумаги, карандаша, мела, картинок, иллюстраций, тетради.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
• выполнять действие способом рука в руке;
• подражать действиям педагога;
• последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
•
удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минн.

2) от начала до конца:
•
при организующей, направляющей помощи выполнять посильное задание от
начала до конца.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Раздел "Я". Дай мне ответ- да или нет Я. Мое имя (жест и пиктограмма "я”). Подготовка
руки к письму (трафареты) прямые линии (красками, карандашом). Я - ребенок (сведения о
себе). Подготовка руки к письму (трафареты) прямые линии (красками, карандашом).
Просьбы (Дай. Я хочу). Подготовка руки к письму (трафареты) прямые линии (красками,
карандашом). Дружат мальчики, дружат девочки. Подготовка руки к письму (трафареты)
волнистые линии (красками, карандашом).
«Учат в школе».
Школьные принадлежности (повторение).
Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек".
Упражнения с пиктограммами: «Найди такой предмет», «Где (карандаш)...!» «Попроси у
меня...». Повторение изученного материала.
«Я – Человек».
Части тела: голова, руки, ноги (повторение).
Моѐ имя (глобальное чтение).
Я и мое отражение (работа с фото).
Мое лицо. Эмоции (радость-грусть).
Работа с пиктограммами «Лицо и тело».
«Природа и человек».
«Осень, в гости к нам пришла» (работа с пиктограммами).
Листопад. Составление рассказа по теме.
Повторение изученного материала.
«Явления природы».
Пиктограмма «Солнце». Глобальное чтение. Подготовка руки к письму (трафареты круги и
лучики).
Пиктограмма «Дождь» (рисование, прослушивание потешек, ритмические упражнения).
Дары осени. Фрукты - овощи (обзорный урок).
«Здравствуй, Зимушка-зима» (работа с пиктограммами).
Снег. Снежинки. Глобальное чтение.
«Свойства снега» «Игры со снегом». Составление рассказа о снеге.
Пиктограмма «Весна». «Тает снег». Подготовка руки к письму (трафарет, раскраска).
Глобальное чтение.
Пиктограмма «Капель». Подготовка руки к письму (трафарет, раскраска). Глобальное
чтение.
Составление рассказа «Скоро лето». Обводка по контуру (трафареты).
«Мир вокруг нас».
Фрукты. Рассказ о яблоке (форма, цвет, вкус). Подготовка руки к письму (трафареты,
пиктограммы).

Овощи. Рассказ о моркови. Сравнение с яблоком. Подготовка руки к письму (трафареты,
пиктограммы).
Игрушки (Мяч, кукла). Чтение стихов. Работа с пиктограммами. Подготовка руки
к письму (раскраски). Глобальное чтение. «Мой веселый, звонкий мяч». Игры с
мячом. Подготовка руки к письму (трафареты круги большие и маленькие).
«Домашние и дикие животные».
Кошка. Составление рассказа-описания. Подготовка руки к письму (раскраски) (красками,
карандашом). Глобальное чтение.
Корова. Составление рассказа-описания. Подготовка руки к письму (раскраски красками,
карандашом). Глобальное чтение.
Медведь. Составление рассказа-описания. Подготовка руки к письму (раскраска).
Глобальное чтение.
Заяц. Составление рассказа-описания. Подготовка руки к письму (раскраска). Глобальное
чтение.
«Посуда».
Тарелка, ложка, кружка. Обозначение действий с посудой словом, табличкой. Глобальное
чтение.
Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе". Подготовка рукик
письму (раскраски). Глобальное чтение.
«Одежда и обувь».
Одежда (кофта, штаны, футболка, платье). Обозначение действий с одеждой словом,табличкой.
Глобальное чтение.
Подбираем одежду для мальчика и девочки. Составление рассказа «Оденем куклу на
улицу». Глобальное чтение.
Обувь. Сапоги, туфли, тапочки. Обозначение, называние, глобальное чтение.
«Звуки и буквы».
Звук [М] (артикуляция). Буква М (узнавание образа). Чтение слогов.
Звук [С] (артикуляция). Буква С (узнавание образа). Чтение слогов.
Звук [Х] (артикуляция). Буква Х (узнавание образа). Чтение слогов.
Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая).
Определение уровня сформированности коммуникативных и речевых навыков у
обучающихся на начало, середину и конец учебного года.
Экскурсии 3 часа.

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1.
2.
3-4

Тема урока

Входящая диагностика

Дай мне ответ- да или нет
Я. Мое имя. (жест и пиктограмма
"я”) Подготовка руки к письму
(трафареты) прямые линии
(красками, карандашом)
5-7 Я- ребенок (сведения о себе)
Подготовка
руки
к
письму
(трафареты) прямые линии
(красками, карандашом)
8-10
Просьбы (Дай. Я хочу) Подготовка
руки к письму (трафареты) прямые
линии (красками, карандашом)
11-13 Дружат мальчики, дружат девочки
Подготовка руки к письму
(трафареты) волнистые линии
(красками, карандашом)
14-15
16
17-18

19

20-22
23-25
26-27

Школьные принадлежности.
Игры "Собери портфель, Чудесный
мешочек".
Упражнения с пиктограммами:
«Найди такой предмет», «Где
(карандаш)...!»
«Попроси у меня...»
Урок закрепление по теме: «Учат в
школе»
Части тела: голова, руки, ноги
(повторение)
Моѐ имя (глобальное чтение)
Я и мое отражение (работа с фото).

28 -29 Мое лицо. Эмоции (радость-грусть).
Описание своего состояния с
помощью пиктограмм.
30 -32 Работа с пиктограммами «Лицо и
тело».
33 - 34 «Осень, в гости к нам пришла»
(работа с пиктограммами)
Экскурсия в природу. Составление
35
рассказа об осени.
36 - 37 Листопад. Составление рассказа по
теме.

Кол-во
часов
1
1
2
3

3

3
2
1
2

Характеристика деятельности
обучающихся

Слушание заданий педагога.
Ответы
словом,
предложением,
жестом или пиктограммой.
Обводка по шаблону, по точкам,
вспомогательным линиям.
Письмо прямых линий карандашом,
кистью, губкой.
Письмо волнистых линий карандашом,
кистью, губкой.

Называние, различение, соотнесение
предмета с предметной картинкой,
группировка
школьных
принадлежностей.
Исключение
словом.

1

3
3
2

2
3
2

лишнего,

обобщение

Раскрашивание кистью, фломастером,
карандашом.
Называние, различение, соотнесение
картинки с частью тела, лица, с
пиктограммой.
Подписывание
картинок. Глобальное чтение.
Называние, различение, соотнесение
картинки с частью тела, лица, с
пиктограммой.
Подписывание
картинок. Глобальное чтение.
Рассматривание сюжетной картинки.

1

Слушание рассказа учителя.

2

Называние

признаков

осени,

38
39

40

Урок закрепление по теме:
«Природа и человек».
Пиктограмма «Солнце». Глобальное
чтение. Подготовка руки к письму
(трафареты круги и лучики).

1

Пиктограмма «Дождь» (рисование,
прослушивание
потешек,
ритмические упражнения).

1

Обводка по шаблоны, письмо по
вспомогательным линиям, точкам
карандашом, кистью.

2

Называние, различение, группировка
фруктов и овощей по цвету, форме,
размеру.

Дары осени. Фрукты 41
42
овощи (обзорный урок)
43 - 45 Фрукты. Рассказ о яблоке (форма,
цвет, вкус). Подготовка руки к
письму (трафареты, пиктограммы).
Рассказ
о
46 48 Овощи.
моркови.
Сравнение с яблоком. Подготовка
руки
к
письму
(трафареты,
пиктограммы).
49
50

Промежуточная диагностика.

51
52

Кошка.
Составление
рассказаописания. Подготовка руки к письму
(раскраски) (красками, карандашом).
Глобальное чтение.

53
54

55
56
57
58
59
60
61
62

Корова.
Составление
рассказаописания. Подготовка руки к письму
(раскраски красками, карандашом).
Глобальное чтение.
Медведь. Составление рассказаописания. Подготовка руки к письму
(раскраска). Глобальное чтение.
Заяц.
Составление
рассказаописания. Подготовка руки к письму
(раскраска). Глобальное чтение.
Урок закрепления по
теме: «Дикие и домашние
животные».
«Здравствуй,
Зимушка-зима»
(работа с пиктограммами)

соотнесение картинок с осенью,
подписывание природных явлений.

1
Глобальное чтение.

3
Классификация,
исключение.
3

обобщение

и

Обводка по шаблоны, письмо по
вспомогательным линиям, точкам
карандашом, кистью.

2

2

Называние домашних животных и их
детѐнышей.
Слушание
рассказа
учителя. Рассматривание предметной и
сюжетной картинки. Составление
рассказа по плану: кто это, цвет,
размер, где живѐт, чем питается.

2

2

Называние диких
животных
и
их
детѐнышей.
Слушание
рассказа
учителя. Рассматривание предметной и
сюжетной картинки. Составление
рассказа по плану: кто это, цвет,
размер, где живѐт, чем питается.

2

Рассматривание сюжетной картинки.
Слушание
рассказа
учителя.

2

2

63
64
65
67

68
70

71
73

74 77

78
79

80
82
83
84
85

86

87

88 90

Снег. Снежинки
Глобальное чтение. Составление
рассказа о снеге.
Экскурсия «Свойства снега». Игры
со снегом. Составление рассказа о
снеге.
Тарелка, ложка, кружка.
Действия с посудой.
Обозначениедействий с посудой
словом, табличкой.
Чтение сказки К.И. Чуковского
"Федорино горе".
Подготовкаруки к
письму (раскраски) Глобальное
чтение.
Одежда (кофта, штаны, футболка,
платье). Обозначение действий с
одеждой
словом,
табличкой.
Глобальное чтение.
Подбираем одежду для мальчика и
девочки.
Составление
рассказа
«Оденем
куклу
на
улицу».Глобальное
чтение.

Обувь. Сапоги, туфли, тапочки.
Обозначение, называние, глобальное
чтение.
Закрепление по теме «Одежда,
обувь».
Пиктограмма «Весна». «Тает снег».
Подготовка
руки
к
письму
(трафарет, раскраска). Глобальное
чтение.
Пиктограмма «Капель». Подготовка
руки к письму (трафарет,
раскраска).Глобальное чтение.
Экскурсия т/б. Игры с водой
(пускание корабликов).
Описаниеэмоций словами.
Звук М (артикуляция). Буква М
(узнавание образа). Чтение слогов
сэтой буквой.

2

Составление простого предложения по
пиктограмме (снег, лѐд, санки, мороз).
Глобальное чтение слов про зиму.

3

3

3

Называние,
рассматривание,
обобщение, исключение, группировка
предметов посуды. Глобальное чтение.
Слушание произведения. Соотнесение
прочитанного с иллюстрациями в
книге. Раскрашивание картинок с
посудой.

4

Называние,
рассматривание,
обобщение, исключение, группировка
предметов одежды. Глобальное чтение.

2

Называние,
различение
предметов
одежды для мальчика и девочки.
Подбор одежды для мальчика и
девочки.
Составление
простого
предложения.

3

Называние,
рассматривание,
обобщение, исключение, группировка
предметов обуви. Глобальное чтение.

1
Рассматривание сюжетной картинки.
2

Слушание рассказа учителя.

1

Составление простого предложения по
пиктограмме
(солнце,
сосулька,
проталина, капель, ледоход).

1

Глобальное чтение слов про весну.

3

Выделение слов из речевого потока.
Отчетливое произношение отдельного

Звук С (артикуляция). Буква С
(узнавание образа). Чтение слогов
с
этой буквой.
94 96 Звук Х (артикуляция). Буква Х
(узнавание образа). Чтение слогов
сэтой буквой.

91 93

3

3

слова.
Отчетливое произношение отдельного
звука.
Упражнения в громкости
произношения.
Упражнения в темпе произношения.
Отработка произношения отдельных
звуков.
Артикуляционная гимнастика.
Произношение скороговорок и
чистоговорок.
Выделение звука из речевого потока.

97 98
99
100
101
102

Итоговая диагностика

Составление рассказа «Скоро лето».

2
2

Подготовка руки к письму. Обводка
по трафарету изученных
букв.Штриховка и
раскрашивание.

2

ИТОГО

10
2

Рассматривание сюжетной картинки.
Слушание
рассказа
учителя.
Соотнесение предметной картинки со
словом.
Обводка по трафарету букв, письмо по
вспомогательным линиям, по точкам,
по пунктиру.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».