МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Директор МКОУ "Меркушинская ООШ" ________________________ Протокол № 6 от «22» 08 2023 г. Трапезникова Ю.Г. Приказ № 104 от «22» 08 2023 г. Рабочая программа По учебному предмету «Математические представления» 2 класс Составитель: Мызникова А.А. Меркушино 2023 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ВОЗМОЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Обучающийся научится: -проявлять уважение к людям старшего возраста; -понимать эмоциональные состояния других людей; -проявлять собственные чувства; -устанавливать и поддерживать контакты; -пользоваться речевыми формами взаимодействия для установления контактов; -использовать элементарные формы речевого этикета; -принимать и оказывать помощь. Обучающийся получит возможность: -осознать, что он может, а что ему пока не удается; -участвовать в совместной деятельности; -испытать потребность в новых знаниях; -наблюдать за окружающими предметами и явлениями. ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Обучающийся научится: -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в знакомом пространстве школы, пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку); -передвигаться по школе, находить свой класс; -переключать взгляд с одного предмета на другой; -фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса; -фиксировать взгляд на изображении; -понимать инструкцию по пиктограммам; -выполнять стереотипную повторяющуюся инструкцию; -последовательно выполнять отдельные операции, действия по образцу педагога; -при организующей, направляющей помощи выполнять посильное задание от начала до конца; -ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога. ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1 группа (умеренная умственная отсталость) 2 группа (тяжѐлая умственная отсталость и ТМНР) Количественные представления Научится находить одинаковые С помощью педагога научится предметы; различать множества (один – различать множества («один», много); «много», «мало», «пусто»); пересчитывать предметы и сравнивать множества (без соотносить число с пересчета); количеством предметов; пересчитывать предметы в пределах обозначать его цифрой от 1 до 4; 4. соотносить цифры с количеством предметов в пределах 4; писать цифры от 1 до 4-х Получит представление о числовой последовательности. Представления о форме Научится различать предметы по С помощью педагога научится форме; различать предметы по форме; соотносить форму предмета с рисовать линии (прямая, геометрическими телами, фигурами; кривая); рисовать линии карандашом (прямая, рисовать круг произвольной кривая); величины. рисовать круг произвольной (заданной) величины. Представления о величине Научится различать предметы по С помощью педагога научится величине (длина, ширина, высота, различать предметы по толщина); величине (длина, ширина, работать линейкой, знать ее высота, толщина); назначение; работать линейкой. измерять линейкой длину предмета. Пространственные представления Научится ориентироваться в схеме С помощью педагога научится ориентироваться в схеме тела тела, в пространстве; и в пространстве; составлять предметы (изображения) из 3-4 частей; составлять предметы составлять ряд из предметов (изображения) из трѐх частей; (изображений): слева направо, снизу составлять ряд из предметов вверх; (изображений): снизу вверх. определять отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между; определять месторасположение 3 группа (глубокая умственная отсталость и ТМНР) Научится проявлять интерес к школьным принадлежностям, адекватно использовать их (рука в руке). Научится проводить несложные наблюдения за предметами разной формы под руководством учителя. Использовать предметы, находящиеся в поле зрения в помещении, по назначению. Научится ориентироваться в схеме тела, в пространстве. предметов в ряду. Научится различать части суток, времена года; соотносить действие с временными промежутками; составлять и прослеживать последовательность событий. Временные представления С помощью педагога научится различать части суток и времена года. Научится самостоятельно выполнять стереотипную инструкцию (дай возьми…, на …). …, II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств (много, мало, пусто, ничего). Сравнение множеств (без пересчета). Представление о числовой последовательности (первый – последний, в середине.). Числовой ряд 1-4. Пересчет предметов до 4-х. Узнавание цифр 1-4. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифр 1-4. Повторение изученного материала. Представление о форме. Понятие о форме предмета (круги большой и маленький и т.д.). Цвет предмета (основные цвета). Различение геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Рисование геометрической фигуры («квадрат», «круг», «треугольник», «прямоугольник»). Повторение изученного материала. Представления о величине. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Различение по длине, высоте и толщине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине, высоте и толщине. Линейка. Измерение предметов линейкой. Повторение изученного материала. Пространственные представления. Пространственные представления (право, лево, вверх, низ). Определение месторасположения предметов в пространстве («справа», «слева», «сверху», «снизу»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вправо», «влево», «вперед», «назад»). Ориентация на плоскости («правая сторона», «левая сторона», «вверх», «низ»). Повторение изученного материала. Временные представления. Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Времена года. Повторение изученного материала. Диагностика 3 часа. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений и умений у обучающихся на начало, середину и конец учебного года. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Характеристика деятельности Кол-во Тема урока часов обучающихся Представления о величине. Длинный – короткий Высокий - низкий Входящая диагностика. Толстый - тонкий Представления о форме. Понятие о форме предмета. Круги и квадраты. понятие о форме предмета. Треугольники разных размеров. Понятие о форме предмета. 2 1 1 1 2 2 2 Воспринимать и удерживать предмет в руках, рассматривая его со всех сторон. Перемещать предметы в пространстве по подражанию. Выполнять задания по подражанию или образцу. Перемещать предметы по подражанию и образцу. Узнавать заданную фигуру среди других геометрических фигур. Раскрашивать фигуры в разных направлениях. Узнавать треугольник среди других геометрических фигур. Раскладывать по размеру. Выбирать заданные фигуры и складывать их Квадраты, круги, треугольники. вет предмета. Основные цвета. 2 14 торение изученного материала 1 15 Количественные представления. Мало - ничего. го - ничего. 1 17 18 19 20 21 дин - ничего. 2 овторение изученного материала (много, мало, ничего) торение изученного материала (много, мало, ничего) 2 22 Пространстве нные представлени я. Ориентация в пространстве: «Справа - слева» ентация в пространстве: «Вверху - внизу» 12 13 16 23 в разные группы. 1 1 1 ентация на плоскости: «Справа слева». 1 25 ентация на плоскости: «Вверху внизу». 1 26 торение изученного материала 1 27 28 29 30 Временные представления. Времена года. сти суток. 2 31 торение изученного материала 1 Представления о величине. Линейка. Измерение предметов линейкой. Промежуточная диагностика. 2 34 Выделять много и ничего предметов из разнойгруппы. Действовать с дидактическим материалом, выделять 1, много и ничего предметов из разных групп. 1 24 32 33 Воспринимать и удерживать заданный по цветупредмет в руках, рассматривая его со всех сторон. Выполнять последовательно организованные движения. Выделять мало и ничего предметов изоднородной группы. 2 1 Находить и располагать предметы относительно себя, понимать ориентирующие указания право,лево. Находить и располагать предметы относительносебя, понимать ориентирующие указания верх, низ. Находить и располагать предметы относительнолиста бумаги, понимать ориентирующие указания право, лево. Находить и располагать предметы относительнолиста бумаги, понимать ориентирующие указания вверх, низ. Находить и располагать предметы на плоскостии в пространстве, понимать ориентирующие указания слева, справа, вверху, внизу. Выделять времена года. Работа с картинками ипиктограммами. Выделять части суток и соотносить действия с временными промежутками. Работа спиктограммами. Различать времена года и части суток,соотносить действия с временными промежутками. Находить линейку среди предметов ипользоваться ей. Выполнять задания по инструкции педагога. 35 торение изученного материала. 36 37 Количественные представления. Число и цифра 1, 2, 3 (повторение). струирование цифр из пластилина. струирование цифр из счетных палочек. Штриховка цифр. тнесение цифр с соответствующим количествомпальцев. 38 39 40 41 42 1 Узнавать и выделять цифры 1, 2, 3. 2 1 Лепить цифры по заданию учителя. 1 Строить цифры из счетных палочек. 1 2 Штриховать карандашами цифры. Соотносить цифры с соответствующим тнесение цифр с соответствующим количествомпредметов рорисовывание цифр по трафарету. рорисовывание цифр по трафарету. рорисовывание цифр по точкам. 1 1 48 рорисовывание цифр по точкам. торение изученного материала 49 торение изученного материала 1 50 Отношение порядка следования. 1 43 44 45 46 47 Перед, после. Следующий. 51 52 53 54 55 овторение изученного материала (перед, после, следующий). Представления о форме. Понятие о форме предмета. Круг,квадрат и треугольник. ятие о форме предмета. Прямоугольник. Играть с учителем в элементарные сюжетныеигры. количеством предметов и пальцев. 1 По трафарету прорисовывать цифры. 1 1 По точкам прорисовывать цифры. 1 1 1 2 1 Играть с учителем в элементарные сюжетныеигры. Действовать с дидактическими игрушками истроительным материалом. Действовать с дидактическими игрушками истроительным материалом. Повторять движения руками и кистями,показанные учителем. Играть с конструктивными материалами. Играть с учителем в элементарные сюжетныеигры Различать заданные геометрические фигурыразных размеров. Узнавать прямоугольник среди другихгеометрических фигур. Раскрашивать прямоугольники в разных направлениях. 56 57 ет предмета. цвета. 58 59 Количественные представления. Число и цифра 4. онструирование цифры 4 из пластилина. онструирование цифры 4 из счетных палочек. оотнесение цифры 4с соответствующим количествомпальцев. оотнесение цифры 4 с соответствующим количеством предметов рорисовывание цифры 4 по трафарету. Итоговая диагностика 60 61 62 63 64 65 6 6 67 68 Основные рисовывание цифры точкам. Итого 4 по 2 Выбирать среди множества 2 геометр ическихформ, формы определенного цвета. Узнавать и выделять цифру 4. 1 Лепить цифру 4. 1 Строить цифру 4 из счетных палочек. 2 1 Соотносить цифру 4 с соответствующимколичеством предметов и пальцев. 1 Прорисовывать цифру 4 по трафарету. 1 Выполнять задания по инструкции педагога. По точкам рисовать цифру 4. 2 68