МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Городской округ Верхотурский Свердловской области МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Директор МКОУ "Меркушинская ООШ" ________________________ Трапезникова Ю.Г. Приказ № 104 от «22» 08 2023 г. Протокол № 6 от «22» 08 2023 г. Рабочая программа По учебному предмету «Человек» 2 класс Составитель: Мызникова А.А. Меркушино 2023 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК» ВОЗМОЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Обучающийся научится: -проявлять уважение к людям старшего возраста; -понимать эмоциональные состояния других людей; -проявлять собственные чувства; -устанавливать и поддерживать контакты; -пользоваться речевыми формами взаимодействия для установления контактов; -использовать элементарные формы речевого этикета; -принимать и оказывать помощь. Обучающийся получит возможность: -осознать, что он может, а что ему пока не удается; -участвовать в совместной деятельности; -испытать потребность в новых знаниях; -наблюдать за окружающими предметами и явлениями. ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Обучающийся научится: -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в знакомом пространстве школы, пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку); -передвигаться по школе, находить свой класс; -переключать взгляд с одного предмета на другой; -фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса; -фиксировать взгляд на изображении; -понимать инструкцию по пиктограммам; -выполнять стереотипную повторяющуюся инструкцию; -последовательно выполнять отдельные операции, действия по образцу педагога; -при организующей, направляющей помощи выполнять посильное задание от начала до конца; -ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога. ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1 группа (умеренная умственная отсталость) 2 группа (тяжѐлая умственная отсталость и ТМНР) 3 группа (глубокая умственная отсталость и ТМНР) Обучающийся научится Представления о себе Показывать части тела по образцу. Показывать части тела с Научится проявлять Называть свое имя и фамилию. помощью учителя, по интерес к себе и Узнавать, различать мальчика и подражанию. Называть свое одноклассникам. девочки по внешнему виду. имя. С помощью педагога различать мальчика и девочки по внешнему виду. Семья Различать членов семьи, детей и взрослых. Получит представление о бытовой деятельности членов семьи. С помощью педагога различать членов семьи, детей и взрослых. С помощью картинок и пиктограмм рассказывать о своей семье. Гигиена тела Чистить зубы. С помощью педагога Полоскать полость рта. Соблюдать чистить зубы, полоскать рот. последовательность действий при чистке зубов и полоскании полости рта. Туалет Вовремя попроситься в туалет и Сообщать о желании вымыть руки после него. сходить в туалет, используя пиктограммы. Одевание и раздевание Различать и называть предметы С помощью педагога одежды и обуви. различать и называть предметы одежды и обуви. Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. Следить за чистотой своей одежды и обуви. Прием пищи Различать и называть предметы, С помощью педагога нужные для приема пищи. различать предметы, Садиться за стол и выходить из-за нужные для приема пищи. стола по разрешению учителя. Не разливать еду на стол и Выйдя из-за стола, задвигать за на пол. собой стул. Накрывать на стол, Садиться за стол и выходить убирать посуду после еды. Не из-за стола по разрешению сорить, бросать ненужные бумажки учителя. С помощью в корзину или ящик для мусора. педагога различать Различать и называть основные основные предметы питания предметы питания (суп, каша). (суп, каша). Использовать в речи «вежливые» слова. Научится узнавать себя и членов семьи на фото. Научится самостоятельно выполнять стереотипную инструкцию Научиться сообщать о желании сходить в туалет. Научится самостоятельно выполнять стереотипную инструкцию (дай …, возьми…, на …) Научится самостоятельно садиться за стол кушать и выходить из-за стола. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Представления о себе. Части тела. Ориентация на своем теле. Называние своего имени. Показывать и называть пальцы (большой, указательный). Практические работы по теме. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Называние своего имени. Сообщение о состоянии своего здоровья. Гигиена тела. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Практические работы по теме. Одевание и раздевание. Знание назначения предметов одежды и обуви. Складывание одежды в определенном месте. Практические работы по теме. Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Атрибуты туалетной комнаты. Практические работы по теме. Семья. Узнавание (различение) членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Прием пищи. Посуда для приема пищи. Соблюдение правил поведения в местах общественного питания. Использование в речи «вежливых» слов. Умение накрывать на стол для гостей. Знание правил сервировки. Практические работы по теме. Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая). III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока 1 - «Я - человек». Представление о 2 себе как о человеке 3 Входящая диагностика 4 «Кто я?» «Я- мальчик» 5 «Кто я?» «Я- девочка» 6 «Все люди разные» «Светлые и 7 темные» 8 «Все люди разные» «Большие и 9 маленькие» 10 Представления о частях тела. 11 «Мои руки». «Уход за руками» Практическая работа. Кол- во часов. 2 1 Характеристика деятельности обучающихся Иметь возможность с помощью жестов обращаться за помощью и принимать помощь. Реагировать на речь учителя. Выполнение диагностических и тестовых заданий. 1 Соотносить себя к определенному полу. 1 Знать, чем отличаются друг от друга: пол, цвет волос, вес. Уметь классифицировать по величине: большой - маленький. Большая - маленькая, темный, светлый. 2 2 2 Использовать вербальные и невербальные средства (жесты, символы) для сообщения о своих потребностях. 11 Игровые упражнения «Мои руки». 12 «Наши пальчики» 13 «Умывальная комната» 14 «Атрибуты в умывальной комнате» практическая работа 15 «Мой рот и язычок» «Уход за 16 полостью рта» Практическая работа. 17 «Мои зубки» «Уход за зубами» 18 практическая работа. 2 19 «Мои глаза» «Уход за глазами» практическая работа. 20 «Мои уши» «Уход за ушами» 21 практическая работа. 22 «Мой нос» «Уход за носом» 23 практическая работа. 24 «Атрибуты в туалетной комнате» 25 «Раковина» «Унитаз» практическая работа 26 «Нужды человека» «Я – хочу в туалет» практическая работа. 27 «Гигиенические процедуры после 28 посещение туалета» «Мытье рук, вытирание рук» практическая работа. 29 Промежуточная диагностика 1 30 «Одевание, раздевание» 31 Складывание одежды на стуле. 2 32 «Одевание, раздевание» 33 Складывание одежды на стуле. Практическая работа 34 «Одевание, раздевание» 35 Складывание одежды в шкафу. Практическая работа. 36 Виды обуви. Домашняя обувь. 37 38 Виды обуви. Уличная обувь. 39 40 Виды обуви. Домашняя и уличная 41 обувь. Практическая работа. 42 Виды застежек. Практическая 43 работа. 2 2 2 2 2 Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы) Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей. Уметь ухаживать за полостью рта. Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья глаз, ушей, носа. 2 2 1 Уметь проситься в туалет. Уметь ориентироваться в туалетной комнате. Уметь производить последовательность мытья рук. 2 1 Выполнение диагностических и тестовых заданий. Уметь складывать одежду на стуле. Уметь складывать одежду на стуле и в шкафу. 2 2 2 2 2 Иметь представление об обуви и ее видах. Застегивать различные застежки. 44 Прием пищи. 45 Предметы, нужные для приема пищи. 46 Предметы, нужные для приема 47 пищи. Практическая работа. 48 «Культура поведения в столовой» 2 49 «Добрые слова» 50 Посуда. «Накрываем стол для 51 завтрака» практическая работа. 2 52 Посуда. «Накрываем стол для обеда» практическая работа. 53 Экскурсия в столовую т/б. 54 Моя семья: мама, папа, братья, 55 сестры. 56 Моя семья: бабушка, дедушка. 57 58 «Кто чем занимается» 59 Определение бытовой роли членов семьи. 1 60 Досуговая деятельность членов 61 семьи. 62 «Семья» сюжетно-ролевая игра. 63 64 Представление о себе. 65 Игра импровизация «Как тебя зовут?» 66 Моѐ самочувствие. «Что болит?» 67 Итоговая диагностика Сюжетно-ролевая игра «Вызываем 68 врача» Итого 2 2 Принимать помощь от взрослого. Уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Уметь использовать невербальные и вербальные средства для привлечения к себе внимания. 2 1 2 2 2 Уметь сервировать стол к обеду. Принимать гостей. Соблюдать правила поведения в столовой. Показывать и называть на фотографиях членов своей семьи. Знать бытовую и досуговую роль членов семьи. Уметь обыгрывать различные роли членов семьи в игре. 2 2 Уметь называть свое имя. 1 1 1 68 Рассказывать о самочувствии вербальным и невербальным способом. Играть в сюжетно-ролевую игру.