МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация городского округа Верхотурский МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Директор МКОУ "Меркушинская ООШ" ________________________ Трапезникова Ю.Г. Приказ № 104 от «22» 08 2023 г. Протокол № 6 от «22» 08 2023 г. Рабочая программа коррекционно-развивающей области «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 5 класс (1 вариант) село Меркушино 2023 1 Пояснительная записка Цель: создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Задачи: — сформировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; — скорректировать недостатки познавательной деятельности систематического и целенаправленного воспитания у них школьников путем полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; — сформировать пространственно-временные ориентировки; — развивать слухоголосовые координации; — сформировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов); — совершенствовать сенсорно-перцептинной деятельность; — обогащать словарный запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; — исправлять координации; недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательные — формировать точность и целенаправленность движений и действий; — оптимизировать психофизическое состояние, формировать саморегуляцию. Программа рассчитана: 5 класс - 34 часа, 1 час в неделю. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Учащиеся 5 класса должны уметь: - ориентироваться на сенсорные эталоны; - узнавать предметы по заданным признакам; сравнивать предметы по внешним признакам; классифицировать предметы по форме, величине, цвети функциональному назначению; - составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; - практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; - давать полное описание объектов и явлений; - ориентироваться в пространстве и на листе; - 2 целенаправленно выполнять действия по инструкции; опосредовать свою деятельность речью; используя полученные знания (по степени возможности), регулировать свое поведение; использовать дыхательные техники, и способы мышечной релаксации, уметь применять их в повседневную жизнь. - 1. Содержание учебного предмета. Тематическое планирование 5 класс № Тема раздела 1. 2. 3. Обследование вновь принятых детей. Формирование навыков саморегуляции и контроля действий. 4. 5. Кинестетическое и кинетическое развитие. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 6. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 7. 8. Восприятие пространства. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2. Тематический план № Название раздела Тематика занятий 4 5 4 3 4 4 4 Дата проведения 1 четверть 2 3 часов 2 10 3 5 класс п/п 1 Количество Определение правил совместной работы. Коммуникативные игры. Развитие внимания и коммуникативных навыков. Развитие умения контролировать импульсивные действия. Упражнения, направленные на снятие раздражения, страха («нарисуй свой страх», «рвем бумагу»). Игры на преодоление импульсивности, тренировка навыков саморегуляции через игровые приемы. 3 Количество часов 34 1 1 1 1 1 6 7 Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Выкинь». 8 Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Избавление от гнева» Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Солнечный зайчик» 2 четверть 9 Занятие «Я учусь владеть собой». Путешествие на облаке» 1 1 1 1 10 Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Поссорилисьпомирились» 11 Психогимнастика - развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. 12 Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. 1 13 Совершенствование точности мелких движений рук. 14 Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться". Тема «Животные» 15 Психогимнастика - развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. 16 Занятие построение на кинезиологических упражнениях 3 четверть 17 Занятие с элементами тренинга - использование Релакс 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 мультимедиа Арттерапия, рисование песком Занятие по коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться». Группировка предметов и их изображений по форме. Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение речевого материала. Аппликация «украшение поясков» работа с геометрическими формами - выкладывание узора на плоскости. Задания на узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Занятие по коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться». Тема «Школа». Дорисовывание незаконченных изображений. Занятие по курсу программа по психокоррекции "Как научиться учиться". 4 четверть Игры, упражнения на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Использование методики для развития слуховой памяти «Запомни 8 слов». Психогимнастика. 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33,34 Составление портрета из частей лица человека формирование Игры на движение в заданном направлении в пространстве. 1 Ориентировка на собственном теле - правая, левая, рука, нога. Психогимнастика. Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице). 1 5 1 2