МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация городского округа Верхотурский
МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического
совета
Директор МКОУ
"Меркушинская ООШ"
________________________
Трапезникова Ю.Г.
Приказ № 104
от «22» 08 2023 г.
Протокол № 6
от «22» 08
2023 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающей области «Развитие
психомоторики и сенсорных
процессов» 5 класс
(1 вариант)
село Меркушино 2023
1
Пояснительная записка
Цель: создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности
сенсорных свойств, качеств, признаков, дать правильное многогранное полифункциональное
представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации
психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
— сформировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия
явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
— скорректировать недостатки познавательной деятельности
систематического и целенаправленного воспитания у них
школьников
путем
полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве;
— сформировать пространственно-временные ориентировки;
— развивать слухоголосовые координации;
— сформировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствовать сенсорно-перцептинной деятельность;
— обогащать словарный запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
— исправлять
координации;
недостатки
моторики;
совершенствовать
зрительно-двигательные
— формировать точность и целенаправленность движений и действий;
— оптимизировать психофизическое состояние, формировать саморегуляцию.
Программа рассчитана:
5 класс - 34 часа, 1 час в неделю.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся 5 класса должны уметь:
-
ориентироваться на сенсорные эталоны;
-
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвети функциональному
назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- ориентироваться в пространстве и на листе;
-
2
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
опосредовать свою деятельность речью;
используя полученные знания (по степени возможности), регулировать свое
поведение;
использовать дыхательные техники, и способы мышечной релаксации, уметь
применять их в повседневную жизнь.
-
1. Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование
5 класс
№
Тема раздела
1.
2.
3.
Обследование вновь принятых детей.
Формирование навыков саморегуляции и контроля действий.
4.
5.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
6.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
7.
8.
Восприятие пространства.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
2. Тематический план
№
Название раздела Тематика занятий
4
5
4
3
4
4
4
Дата
проведения
1 четверть
2
3
часов
2
10
3
5 класс
п/п
1
Количество
Определение правил совместной работы.
Коммуникативные игры.
Развитие внимания и коммуникативных навыков.
Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Упражнения, направленные на снятие раздражения, страха
(«нарисуй свой страх», «рвем бумагу»).
Игры на преодоление импульсивности, тренировка навыков
саморегуляции через игровые приемы.
3
Количество
часов
34
1
1
1
1
1
6
7
Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Выкинь».
8
Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Избавление от
гнева»
Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Солнечный
зайчик»
2 четверть
9
Занятие «Я учусь владеть собой». Путешествие на облаке»
1
1
1
1
10 Занятие «Я учусь владеть собой». Упр. «Поссорилисьпомирились»
11 Психогимнастика - развитие согласованности движений на
разные группы мышц при выполнении упражнений по
инструкции педагога.
12
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
1
13 Совершенствование точности мелких движений рук.
14
Занятие по коррекция когнитивных процессов "Как
научиться учиться". Тема «Животные»
15 Психогимнастика - развитие согласованности движений на
разные группы мышц при выполнении упражнений по
инструкции педагога.
16 Занятие построение на кинезиологических упражнениях
3 четверть
17 Занятие с элементами тренинга - использование Релакс
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
мультимедиа
Арттерапия, рисование песком
Занятие по коррекция когнитивных процессов «Как
научиться учиться».
Группировка предметов и их изображений по форме.
Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с
применение речевого материала.
Аппликация «украшение поясков» работа с
геометрическими формами - выкладывание узора на
плоскости.
Задания на узнавание предмета по контурному
изображению и деталям рисунка.
Занятие по коррекция когнитивных процессов «Как
научиться учиться». Тема «Школа».
Дорисовывание незаконченных изображений.
Занятие по курсу программа по психокоррекции "Как
научиться учиться".
4 четверть
Игры, упражнения на заданный звук.
Определение на слух звучания различных музыкальных
инструментов.
Использование методики для развития слуховой памяти
«Запомни 8 слов». Психогимнастика.
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33,34
Составление портрета из частей лица человека формирование
Игры на движение в заданном направлении в пространстве.
1
Ориентировка на собственном теле - правая, левая, рука,
нога. Психогимнастика.
Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице).
1
5
1
2