МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация ГО Верхотурский МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ РАССМОТРЕНО На Педагогическом совете Протокол № 6 от 22.08.2023г. УТВЕРЖДЕНО_______________ Директор ОУ Трапезникова Ю.Г. Приказ № 104 от 22.08.2023г. Рабочая программа По изобразительному искусству (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 1) 5 класса с. Меркушино 2023 1. Пояснительная записка Образовательная рабочая программа по «Изобразительному искусству» в 5 классе составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Меркушинская ООШ» на 2023-2024 учебный год В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. Нарушен объем и темп восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость обобщения, трудности понимания смысла явления или факта. Для обучающихся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости, как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук В соответствии с вышеперечисленной характеристикой, дети данной категории имеют особые образовательные потребности: • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; • специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Поэтому, создана специальная рабочая программа, помогающая обучающимся легче адаптироваться в предмете ИЗО. Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как линия развития личности ученика c ОВЗ средствами предмета: – использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями. В соответствии с этой целью определены задачи: Коррекционно-развивающая: -корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; -развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; -улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; Образовательная: -формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; -развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; -знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна; -расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь; Воспитательная: -воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, воли, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. 2. Основные направления коррекционной работы Коррекционная работа включает следующие направления: Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; - коррекция - развитие памяти; - коррекция - развитие внимания; - развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: - развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; - формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи: - коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики. При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционноразвивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специального (коррекционного) класса VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с технологией, математикой, литературой. 3.Общая характеристика учебного предмета Изобразительное искусство Учебный предмет ИЗО относится к области «Искусствои и составляют обязательную часть учебного плана АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) 5 класса (вариант 1). Изучение предмета обязательной части учебного плана для образовательной организаци, имеющей государственную аккредитацию и реализующую адаптированную образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1), предусмотрено в учебное (урочное) время. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Ведущая структурная модель - комбинированный урок. Формы занятий: -фронтальная работа -индивидуальная работа -работа в парах и группах -коллективная работа -традиционные -комбинированные - нетрадиционные: игра, праздник, конкурс, экскурсия, соревнование и другие. Методы обучения: - словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.) -наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы педагогом и др.) -практические (экскурсии, выходы на природу и др.) -игровые Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство» являются: – практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно; – отработка графических умений и навыков; – практические упражнения в композиционном, цветовом и художественноэстетическом построении заданного изображения; – развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю; – работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок; – индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения; – работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. 4. Описание места предмета в учебном плане Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса коррекционной школы. Программа реализуется на занятиях продолжительностью 40 минут и рассчитана на 68 учебных часов в учебном году (1 учебный час – 2 часа в неделю). 5. Личностные, предметные, планируемые результаты освоения учебного предмета ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Освоение обучающимися предмета предполагает достижение ими двух видов результата: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурного опыта. Личностные результаты освоения образования направлены для решения практико ориентированных задач и обеспечивают формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся: • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; • отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений; • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предметными результатами являются: Минимальный уровень: Достаточный уровень: Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны знать: - виды и жанры изобразительного искусства; -отличительные признаки видов виды художественных работ; изобразительного искусства; -фамилии и имена некоторых выдающихся -особенности некоторых материалов, художников и их произведений живописи, используемых в изобразительном искусстве; скульптуры, графики, декоративно-законы и правила цветоведения; светотени; прикладного искусства, архитектуры; перспективы; построения орнамента, - названия крупнейших музеев Москвы, стилизации формы предмета и др. Санкт-Петербурга, родного города; -передавать в рисунке форму изображаемых -названия художественных материалов, предметов, их строение и пропорции инструментов и приспособлений; их свойства (отношение длины к ширине и частей к назначение, правила хранения, санитарноцелому); гигиенических требования при работе с ними; -определять предметы симметричной формы -элементарные правила композиции, и рисовать их, применяя среднюю (осевую) цветоведения, передачи формы предмета и линию как вспомогательную; др. -составлять узоры из геометрических и Обучающиеся должны уметь: растительных элементов в полосе, квадрате и -самостоятельно организовывать свое рабочее круге, применяя осевые линии; место в зависимости от характера Обучающиеся должны уметь: выполняемой работы; правильно сидеть за -ослаблять интенсивность цвета, прибавляя столом, располагать лист бумаги на столе, воду в краску; держать карандаш, кисть и др.; -пользоваться элементарными приемами -следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; -изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой; -применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; -ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; -адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета. работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения); -самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов; -рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц. -оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Личностные БУД: Личностные учебные действия • -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные БУД: Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; • обращаться за помощью и принимать помощь; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; Регулятивные БУД: Регулятивные учебные действия включают следующие умения: • входить и выходить из учебного помещения со звонком; • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); • пользоваться учебной мебелью; • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные БУД: К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; • устанавливать видородовые отношения предметов; • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; • читать; писать; выполнять арифметические действия; • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). 6. Содержание программы Блок 1. (6 часов). Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени Основными задачами занятий являются: развитие умений обучающихся наблюдать объекты с целью последующего правдивого изображения их формы и цвета; закрепление умений в работе с акварельными красками по сырой бумаге; развитие эстетического восприятия листьев деревьев в разной окраске, отражающей признаки уходящего лета и наступающей осени. сравнение листьев осины и сирени. Учителю необходимо строить занятия, выбирая последовательность изображения листьев от более легких к более сложным по расчлененности и строению формы образцам. Блок 2. (9 часов). Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли) расширять представления детей о вариантах натюрморта в живописи и их названиях (цветочный натюрморт, натюрморт с изображением листьев и злаков, натюрморт изображением фруктов и овощей, посуда и т.д…) развивать умение обучающихся рассматривать картину-натюрморт, пересисляя изображенные предметы, учить школьников отвечать на вопросы «Зачем художник нарисовал эту картину?», «Какой натюрморт больше нравится? Почему?» При проведении практических работ, школьники делают зарисовки карандашом, затем акварелью, после этого составление рассказа-описания к этой картинке. Расширения знаний детей о сосудах (кувшинах, вазах, кубках) Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их Блок 3. (11 часов). Пейзаж, как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже). Художники-пейзажисты и их картины. А.Саврасов, И. Шишкин. Необходимо расширять и уточнять представление детей о вариантах пейзажной живописи и их названиях (деревенский пейзаж, городской пейзаж, морской пейзаж, пейзажи в разные времена года), при этом развивая умение обучающихся рассматривать картинупейзаж и описывать ее содержание в определенной последовательности (с помощью учителя). Развивать умение составления описания картины: «близко расположены» (на переднем плане), «далеко расположены» (на заднем плане) лепка, рисунки зимы, весны. В рисунках на переднем плане изображать детей, на заднем плане дома, лес и т.д. Блок 4. (9 часов). Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее. Зачем нужны портреты? Расширение знаний обучающихся о видах портрета – о разных видах портретируемого при создании картины (фронтальном, профильном слева и справа, виде со спины и виде сзади) изготовление модели фигуры человека, используя шаблоны. Дорисовывание и срисовывание фигуры человека в разных положениях. Блок 5. (7 часов). Как построена книга. Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга? Кто работает над книгой, создавая ее? Как создается книга? Из каких частей состоит книга? Рисунки в книге – иллюстрации, их назначение и разные виды Практическая работа. Обучающимся предлагается проиллюстрировать какую либо сказку, например «Маша и медведь», сделать обложку. Блок 6. (4 часа). Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником предлагать детям внимательно и последовательно рассматривать картину, начиная с центра с переднего плана учить писать план к описанию картины (с помощью учителя) учить делать вывод: о чем рассказывается на картине ответить на вопросы по этому плану сделать вывод: о чем рассказывается на картине? Зачем художник написал эту картину? К чему он призывает в своем произведении? Блок 7. (8 часов). Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. закрепление полученных знаний и умений школьников и расширение работы над понятием «скульптура». виды скульптуры: круглые (объемные) и рельефы (скульптурные изображения на плоскости) различие скульптур (статуя, бюст, статуэтка, группа). «Животные в скульптуре» «Красная книга». Причина ее создания (беседа) практическое задание: «Изображай животных из Красной книги» Блок 8. (6 занятий). Народное искусство. дополнение и расширение знаний о «Богородских игрушках», изделия их Хохломы. Практическая работа. Элементы узора хохломской росписи на картонных тарелочках простым карандашом, далее красками. Блок 9. (4 занятия). Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия между ними. Беседа: «Плакат. Зачем он нужен?», чему посвящены плакаты? Где их можно увидеть? Какую цель преследуют плакаты для детей, для взрослых? Где их вывешивают? Задание детям: Нарисуй плакат, призывающий охранять природу, «Мы за МИР!» Беседа «Что называется открыткой?», «Какая она бывает?» «Зачем она нужна?» разновидность открыток: поздравительные, фотооткрытки с видами природы, художественные открытки с изображением произведений художников и скульпторов Сходство и различие между плакатом и открыткой. Блок 10. (3 занятия). Музеи мира Беседа «Что такое музей? Зачем он нужен?», «Что хранит музей? Почему люди любят ходить в музей?» Третьяковская галерея (буклеты, репродукции, фотографии) просмотр фильма «Музеи мира» в Интернете. Блок 11. (1 час). Викторина «Народное искусство» Викторина разделена на две части: «Предметы, сделанные народными мастерами» «Элементы узоров, которыми украшены предметы народных мастеров» Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). 7. Система оценки достижений учащихся В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Промежуточная аттестация обучающихся не предусмотрена. Программа предполагает итоговую аттестацию учащихся в форме самостоятельной практической работы в конце учебного года. При выполнении практических работ Оценка «5» выставляется за самостоятельное качественное выполнение рисунка. Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; работа выполнена аккуратно. Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, если работа выполнена недостаточно аккуратно. При устной проверке Оценка «5» ставится, если учащийся: -умеет изложить учебный материал своими словами; -подтверждает ответ конкретными примерами; -правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «4» ставится, если учащийся: -допускает незначительные ошибки при изложении материала своими словами; -может подтвердить ответ примерами с помощью учителя; -правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся: -допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами; -затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; При выполнении итоговой самостоятельной работы Оценка «5» выставляется за самостоятельное последовательное аккуратное выполнение рисунка, соответствующее заданию. Допускаются мелкие ошибки (детальные). Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки (композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре); работа выполнена аккуратно. Допускаются мелкие ошибки (детальные). Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки (композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре), если работа выполнена недостаточно аккуратно. 10. Календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс (2ч в неделю) № Кол-во час Блок 1. (6 часов). Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени. Художники-пейзажисты и их картины. А. Саврасов, И. Шишкин. 1 1 Признаки уходящего лета, Формирование навыков восприятия и оценки 1 наступающей осени деятельности известных художников. 2 2 Рисование натуры листочков Выражение в картине настроения, состояния 1 души. деревьев и кустарников 3 3 Русские художники А. 1 Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Саврасов, И. Шишкин Использование этого опыта в изображении 1 4 4 Рисование пейзажа (небо, осеннего листопада при работе с акварельными река, море) красками, а также в аппликации и лепке. 5 5 Натюрморт, Рисование с 1 натуры (фрукты, овощи) Развитие умений, обучающихся наблюдать 6 6 Портрет, сюжет, натюрморт 1 объекты с целью последующего правдивого изображения их формы и цвета; Закрепление умений в работе с акварельными красками по сырой бумаге; Развитие эстетического восприятия листьев деревьев в разной окраске, отражающей признаки уходящего лета и наступающей осени. Сравнение листьев разных деревьев и кустарников. Блок 2. (9 часов). Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли) 1 7 Разные сосуды: кувшины, Расширять представления детей о вариантах 1 вазы, кринки, бутыли натюрморта в живописи и их названиях (цветочный натюрморт, натюрморт с 2 8 Знакомство с материалами 1 для изготовления различных изображением листьев и злаков, натюрморт сосудов – керамика, фарфор, изображением фруктов и овощей, посуда и т.д…) стекло, металл 3 9 Керамическая (гончарная) 1 Развивать умение обучающихся рассматривать посуда, ее изготовление картину-натюрморт, перечисляя изображенные 1 4 10 Фарфор – искусственно Тема Задачи 5 11 6 7 8 12 13 14 изготовленная глина, ее изготовление Изготовление стеклянных сосудов Посуда из металла Кузнечное ремесло Форма посуды. Цель ее использования Изготовление трафаретов посуды Аппликация из вырезанных силуэтов посуды. «Натюрморт. Кринка, кувшины, бутыль» предметы, учить школьников отвечать на вопросы «Зачем художник нарисовал эту картину?», «Какой натюрморт больше нравится? Почему?» 1 1 1 1 При проведении практических работ, школьники делают зарисовки карандашом, затем акварелью, после этого составление рассказа-описания к этой картинке. 9 15 1 Расширения знаний детей о сосудах (кувшинах, вазах, кубках) 10 16 1 Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их Блок 4. (9 часов). Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее. 1 17 Портрет Расширение знаний о портрете. Закрепление 1 умений наблюдать, рассматривать натуру и 2 18 Наблюдай, рассматривай, 1 изображать ее. изображай Зачем нужны портреты? Расширение знаний, 3 19 Внешность людей 1 обучающихся о видах портрета – о разных 4 20 Фигура человека, модель 1 видах портретируемого при создании картины 1 5 22 Фигура человека (фронтальном, профильном слева и справа, 6 23 Срисовывание движения 1 фигуры человека с помощью виде со спины и виде сзади) Изготовление модели фигуры человека, разных положений частей используя шаблоны. Дорисовывание и тела модели (спереди) срисовывание фигуры человека в разных 7 24 Срисовывание движения 1 фигуры человека с помощью положениях. разных положений частей тела модели (спереди) 8 25 Веселое время года – зимние 1 каникулы 9 26 Веселое время года – зимние 1 каникулы Блок 5. (7 часов). Как «построена» книга. Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга? 1 27 Как «построена» книга Кто работает над книгой, создавая ее? 1 Как создается книга? 2 28 Иллюстрации к книге 1 Из каких частей состоит книга? 3 29 О художниках – 1 иллюстраторах детских книг Рисунки в книге – иллюстрации, их назначение и разные виды 4 30 Рисование иллюстрации к 1 Практическая работа. Обучающимся сказке «Маша и медведь» предлагается проиллюстрировать какую либо 1 5 31 Рисование иллюстрации к сказку, например «Маша и медведь», сделать сказке «Колобок» обложку. 6 32 Рисование иллюстрации к 1 сказке «Репка» 7 33 Размер, величина 1 изображений: (большой, маленький, высокий, низкий) Блок 5. (11 часов). Пейзаж, как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже). 1 34 Узнай больше о художниках- Развитие умения рассматривать 1 пейзажистах и их картины сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание на некоторые 2 35 А. Саврасов «Грачи 1 Художественные выразительные средства, прилетели» используемые художником. 3 36 Русский художник1 Расширять и уточнять представление детей о пейзажист И. Шишкин 4 37 Рисование осеннего пейзажа вариантах пейзажной живописи и их названиях 1 5 38 Рисование морского пейзажа (деревенский пейзаж, городской пейзаж, 1 морской пейзаж, пейзажи в разные времена 6 39 Рисование паркового 1 года), при этом развивая умение обучающихся пейзажа рассматривать картину-пейзаж и описывать ее 1 7 40 Рисование городского содержание в определенной пейзажа последовательности (с помощью учителя). 8 41 Рисование деревенского 1 Развивать умение составления описания пейзажа картины: «близко расположены» …(на 9 42 Рисование фантазийного 1 переднем плане), «далеко расположены»… (на пейзажа заднем плане) 10 43 Рисование природного 1 пейзажа Блок 6. (4 часа). Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником 1 44 Учись рассматривать Предлагать детям внимательно и 1 картину, думать о ее последовательно рассматривать картину, содержании начиная с центра с переднего плана Учить писать план к описанию картины (с 2 45 Примерный план описания 1 помощью учителя) картины Учить делать вывод: о чем рассказывается на 3 46 Вопросы для описания 1 картине картины Ф. Решетникова ответить на вопросы по этому плану «Опять двойка» Сделать вывод: о чем рассказывается на 4 47 Описание картин: Ф. 1 картине? Зачем художник написал эту Решетникова картину? К чему он призывает в своем «Переэкзаменовка», К. произведении? Маковского «Дети, бегущие от грозы» Блок 7. (8 часов). Расширение знаний, обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. 1 48 Учись рассматривать Расширение знаний о скульптуре как виде 1 картину, думать о ее изобразительного искусства, о работе содержании скульптора. закрепление полученных знаний и 2 49 Что мы знаем о работе 1 умений школьников и расширение работы скульптора? над понятием «скульптура». 3 50 Животные в скульптуре Виды скульптуры: круглые (объемные) и 4 51 Красная книга 1 рельефы (скульптурные изображения на 5 52 Художники, скульпторы, 1 плоскости) изображающие животных различие скульптур (статуя, бюст, 6 53 Животные, изображения в 1 статуэтка, группа). скульптурах и на рисунках «Животные в скульптуре» известных художников 7 54 8 55 1 2 56 57 3 58 4 59 5 6 Изображение животных из красной книги (белый медведь) Изображение животных из красной книги (амурский тигр) Богородские игрушки Лепка из пластилина «Кузнецы» Богородская игрушка «Лесной концерт». Работа с пластилином Хохломские изделия. Подготовка изделия, роспись изделия Виды орнаментов Хохломы. «Земляничка», «Яблочко», «Сказочные цветы» Украшение посуды хохломской росписью «Красная книга». Причина ее создания (беседа) практическое задание: «Изображай животных из Красной книги» Блок 8. (6 занятий). Народное искусство. дополнение и расширение знаний о «Богородских игрушках», изделия их Хохломы. Практическая работа. Элементы узора хохломской росписи на картонных тарелочках простым карандашом, далее красками. 1 1 1 1 1 1 Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия между ними. Беседа: «Плакат. Зачем он нужен?», чему 60 1 посвящены плакаты? Где их можно увидеть? Какую цель преследуют плакаты для детей, для взрослых? Где их вывешивают? 61 1 Задание детям: Нарисуй плакат, призывающий охранять природу, «Мы за МИР!» Беседа «Что называется открыткой?», «Какая она бывает?» «Зачем она нужна?» Разновидность открыток: поздравительные, фотооткрытки с видами природы, художественные открытки с изображением произведений художников и скульпторов Сходство и различие между плакатом и открыткой. Блок 9. (4 занятия). Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия между ними. 1 62 2 63 4 64 1 65 2 66 Беседа «Что такое музей? Зачем он нужен?», «Что хранит музей? Беседа «Что называется открыткой?», «Какая она бывает?» «Зачем она нужна?». Разновидность открытки. Сходство и различие между плакатом и открыткой. Беседа «Что такое музей? Зачем он нужен?», «Что хранит музей? Почему люди любят ходить в музей?» Третьяковская галерея (буклеты, репродукции, Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Ее сходство с плакатом и различия между ними. Беседа: «Плакат. Зачем он нужен?», чему посвящены плакаты? Где их можно увидеть? Какую цель преследуют плакаты для детей, для взрослых? Где их вывешивают? Задание детям: Нарисуй плакат, призывающий охранять природу, «Мы за МИР!» 1 1 1 Блок 10. (3 занятия). Музеи мира Формирование у обучающихся интереса к культурному наследию разных народов. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению культуры своей страны и других народов мира. Создать условия для самореализации 1 1 фотографии) Просмотр фильма «Музеи мира» в Интернете. 3 67 1 68 обучающихся в интеллектуально-развивающей деятельности, развития познавательной активности, внимания, памяти, мышления, сообразительности и связной речи. Организовать культурный и интеллектуальный досуг школьников. Блок 11. (1 час). Викторина «Народное искусство» Викторина «Предметы, Развивать интерес и внимание к окружающему сделанные народными миру, народному слову и народным обычаям, мастерами» приобщить детей к народной культуре, развивать внимание, память, творческие способности; Воспитывать любовь к рисованию, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала. Всего 68 часов 1 1 Перечень учебно-методического и программного обеспечения Основная литература для учителя: 1. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью. 2. ВИДЕОУРОКИ: ИЗО – YouTube youtube.com, ИЗО interneturok.ru, 3.Каталог Музеи России http://www.museum.ru/ Контрольно-измерительные материалы. Тест № 1 Раздел «Человек, природа, культура как единое целое» 1. Жанр, в котором главный герой – природа. А. Портрет Б. Пейзаж В. Натюрморт 2. В каком жанре создана картина И. Левитана «Золотая осень»? А. Пейзаж Б. Анималистический В. Батальный Г. Анималистический Г. Натюрморт Тест № 2 Раздел «Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве» 3.Искусство проектирования и строительства здания А. Перспектива Б. Зодчество В. Ландшафт Г. Скульптура 4. Многогранник, объемное тело, имеющее шесть граней, каждая из которых представляет собой квадрат А. Куб Б. Пирамида В. Призма Г. Параллелепипед 5.Наука о передаче пространства на плоскости А. Цветоведения Б. Светотень В. Композиция Г. Перспектива 6. Жанр изобразительного искусства, когда на картине могут быть изображены один или несколько человек. А. Портрет Б. Пейзаж В. Натюрморт Г. Анималистический Тест № 3 Раздел «Былинная Русь и следы язычества в русской культуре» 10. Автор картины «Богатыри» А. Пикассо П. Б. Шишкин И.И. 11. Что не относится к русскому костюму? А. Зипун Б. Сарафан В. Левитан И.И. В. Шаровары Г. Васнецов В.М. Г. Кафтан 12. Узор, предназначенный для украшения различных предметов. А. Украшение Б. Орнамент В. Рисунок Г. Наклейка. Задание№1 1.Подпиши, геометрические тела ______, ___________, ____________ 2.Закончи предложение: Узор, построенный на ритмическом чередовании изображения, называется… (орнамент) 3.Соотнеси изображение орнамента с его видом Геометрический Животный Растительный Задание№ 2 Изобразите фигуру человека в русском народном костюме объектов