МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация ГО Верхотурский МКОУ «Меркушинская ООШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета Директор МКОУ «Меркушинская ООШ» МКОУ «Меркушинская ООШ» Трапезникова Ю.Г. ___________ Протокол № 6 от «22» августа 2023 г. Пр. № 104 от «22» августа 2023 г. Рабочая программа По учебному предмету «Окружающий природный мир» 2 класс (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 2) Составитель: Мызникова А.А. Меркушино 2023 Личностные планируемые результаты: Формирование личностных результатов обучения происходит в реализации следующих компонентов: 1. Осознание себя как «Я»; 2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; 3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4. Формирование уважительного отношения к окружающим; 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; 7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоций, нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других; 8. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; 9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: входить и выходить из учебного помещения со звонком; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); принимать цели и произвольно включаться в деятельность; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): переключать взгляд с одного предмета на другой; фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса; фиксировать взгляд на изображении; фиксировать взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: понимать жестовую инструкцию; понимать инструкцию по пиктограммам; выполнять стереотипную инструкцию с конкретным учеником на данном этапе обучения. 3) использование по назначению учебных материалов: картинок, иллюстраций, макетов, игрушек. 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: выполнять действие способом рука в руке; подражать действиям педагога; последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи выполнять посильное задание от начала до конца. Планируемые предметные результаты Обучающийся научится 1 группа Умеренная умственная отсталость 2 уровень тяжѐлая умственная отсталость и ТМНР 1. Ра стител ьный мир 3 группа глубокая умственная отсталость и ТМНР -проявлять интерес к объектам живой природы. -иметь представления о растительном мире (растения, их виды, понятия «полезные» - «вредные»). -заботливо и бережно относиться к растениям, ухаживать за ними. -соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки). Интересоваться объектами живой природы. Строить простые предложения о растительном мире. С помощью педагога соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки). Научится проявлять интерес к школьным принадлежностям, адекватно использовать их (рука в руке). 2. Животны й мир. -проявлять интерес к -проявлять интерес к объектам живой природы. -иметь представления о животном мире (животные, их виды, понятия «дикие» «домашние»). -заботливо и бережно относится к животным, ухаживать за ними. -соблюдать правила безопасного поведения при знакомстве с живым объектом. объектам живой природы. -строить простые предложения о животном мире (животные, их виды, понятия «дикие» «домашние). С помощью педагога соблюдать правила безопасного поведения при знакомстве с живым объектом. проявлять интерес к объектам живой природы. 3. Об ъекты неживой природы. -проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы. -иметь представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы). -учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. -различать части суток. -иметь представления о течении времени: смена событий дня, суток. -иметь представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях,их влиянии на жизнь человека. -проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы. -строить простые предложения об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы). проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы. С помощью педагога различать части суток. -строить простые предложения о временах года, характерных признаках времен года. С помощью педагога различать части суток. №п /п Раздел 4. Временны е представ ления. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Растительный мир Узнавание (различение) деревьев (береза, сосна, дуб, рябина, клен). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду(вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) цветов (бархатцы, ноготки, герань, кактус) по внешнему виду (запаху). Знание значения цветов в жизни человека. Повторение изученного материала. Животный мир Узнавание (различение) домашних животных (свинья, лошадь, коза, овца). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (поросенок, жеребенок, козленок, ягненок). Узнавание (различение) диких животных (медведь, лось, белка, кабан, лиса, заяц). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения дикихживотных в жизни человека. Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, скворец, аист, грач). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующихптиц в группу «зимующие птицы». Повторение изученного материала. Объекты природы Узнавание (различение) суши и водоема. Узнавание луга. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Знание явлений природы (солнечный день, ветреный день). Узнавание (различение) различных материалов (резина, дерево, ткань). Знание о труде людей весной на огороде и в саду. Повторение изученного материала. Временные представления Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Знание изменений, происходящих в жизни человека и животных в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня. Диагностика 5 часов. Определение уровня сформированности представлений о живой и неживой природе уобучающихся на начало, середину и конец у чебного год ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/п 1-2 Тема Кол-во часов 2 Входящая диагностика. 3-5 Временные представления. Рассмотрение картинок. Признаки Экскурсия на природу (т/б). 6-7 еОдежда и обувь человека осенью. 8 Растительный мир. Овощи (капуста, помидор). осени. 2 1 2 элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями. показывает и берет предмет одежды или обуви, называемый учителем. Различать овощи по внешнему виду, вкусу, запаху. 1 9 О Овощи (свекла, морковь). 10-12 в Цветы на клумбе (бархатцы, ноготки). 1 2 Экскурсия на школьную клумбу (т/б). 13-14 е Деревья (осина, клен). 1 Различать съедобные и несъедобные части овоща. Различать и называть цветы по внешнему виду. Соотносить с картинкой. 2 Различать и называть деревья по внешнему виду, листьям. 2 Различать перелетных птиц. Соотносить с картинкой. 15-16 Животный мир. Птицы Ленинградской области (дятел, воробей) 17-18 иДикие животные (лиса, волк). 19-20 Животный мир. Дикие животные (заяц, еж). 2 21-22 иДикие животные: медведь, лось 2 23-24 Растительный мир. Характеристика учебных действий 2 Различать диких животных. Соотносить с картинкой. Различать и называть диких животных. Соотносить с картинкой. Объединять диких животных в группу «дикие животные». Узнавать и называть овощи по внешнем у виду, вкусу, 25 26-27 28-30 31-32 33 34-35 36-37 38-39 40 41 42 43 44 45 46 Фрукты Ленинградской области: яблоки, груши. Ягоды Свердловской области: клубника, малина, клюква, черника. Временные представления. Признаки зимы. Зимние явления природы: снег, лед, иней. Экскурсия на природу (т/б) Зимние забавы: катание на санках, лыжах, с горы. Лепка снеговика. Промежуточная диагностика. 2 1 2 2 1 2 1 Животный мир. Птицы зимой: снегирь, воробей, голубь. 2 Дикие животные в зимний период. Домашние животные: корова, коза. 2 Домашние птицы: утка, курица. Домашние животные и их детеныши. 2 2 Домашние птицы и их потомство. 2 Объекты природы. Огонь. Значение огня в жизни человека. Дерево 1 1 Ткань 1 Резина 1 запаху Знать значение фруктов и овощей в жизни человека. Знать способы переработки фруктов и овощей. Замечать зимние изменения в природе, работать с картинками. Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь. Узнавать и называть действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей. Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Дать представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Различать и называть домашних животных. Соотносить с картинкой. Узнавать и называть домашних птиц. Различать и называть детенышей домашних животных. Соотносить с картинкой. Объединять домашних птиц в группу «домашние птицы». Узнавать огонь. Знать свойства огня (полезныесвойства, отрицательные). Классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам 47 48 49 50 - 51 52 Вода 2 Значение для человека и животных. Суша и водоем. Явления природы: дождь, град, снег. Временные представления. Признаки весны. Рассказ по картинкам. 54 Вессение явления природы: капель, половодье, ледоход. Экскурсия на природу (т/б) 55 - 56 Сутки. Соотнесение частей суток с видами деятельности. 57 - 58 Объекты природы. Лес. Значение леса в природе и жизни человека. Экскурсия в лес (т/б). 59 - 60 Труд людей весной. Труд человека в саду и в огороде. 53 Экскурсия в парке. Эксурсия на пришкольном участке 63 - 64 тИтоговая диагностика. 61 - 62 65 - 66 67 - 68 Временные представления. Признаки лета. Летние игры и забавы. ИТОГО 2 1 Усвоить, что вода – одно из главных богатств Земли, которую необходимо охранять. Знать значение человека и животных 2 Узнавать и показывать на картинке сушу и водоем. 1 Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно. Замечать зимние изменения в природе, работать с картинками. Отвечать на вопросы. Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь. 1 2 Различать части суток. Соотносить с видами деятельности с помощью пиктограмм. Узнавать и показывать на картинке луг. 1 1 1 1 2 2 2 2 68 Дать представление о занятиях людей весной; установление взаимосвязей. Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Замечать летние изменения в природе и рассказывать о них; наблюдать за природой.