МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация ГО Верхотурский МКОУ "МЕРКУШИНСКАЯ ООШ Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» (для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями вариант 2 3 класс 1 с. Меркушино 2024 Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), МКОУ «Меркушинская ООШ». Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию обучающиеся имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. я выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Место учебного предмета Учебный предмет «Изобразительная деятельность» относится к обязательной части учебного плана. Настоящая программа составлена на 102 часа (3 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными 2 (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках изобразительной деятельности в 3 классе формируются следующие личностные результаты: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся 1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий: -интерес к доступным видам изобразительной деятельности; -умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); -умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности: -положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессеизобразительной деятельности; -стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях: -готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; -умение использовать полученные навыки для изготовления 3творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. Виды деятельности планируемых результатов обучающихся, направленные слушание учителя просмотр видеоматериалов и иллюстраций; выполнение упражнений, дидактических игр; наблюдение; работа с раздаточным материалом; прогулки на свежем воздухе, экскурсии. на достижение СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Краткая характеристика содержания учебного предмета Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник. Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста(глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала отцелого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы 4 по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Тема 1. Входящая диагностика 2. Лепка. Пирамидка. 3. Аппликация из цветной бумаги. Астры. 4. Раскрашивание. Васильки на поляне. 5. Лепка. Белка в лесу. 6. Аппликация. Грибная поляна. 7-8. Рисование. По грибы и ягоды. 8-9. Лепка. Поделка из природного материала сиспользованием пластилина. 10 Аппликация. Осенняя мозаика. 11 Рисование. Листья клена. 12 Лепка. Корзина с фруктами. 13 Аппликация из комочков бумаги. Фрукты на тарелочке. 14 Раскрашивание. Фрукты. 15 Лепка. Корзина с овощами. Кол-во Характеристика учебных действий часов 1 Выполнять задания по словесной инструкции. 1 Совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, соединять готовые детали). 1 Выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать) 1 Наносить на лист пятна, мазки и штрихи красками. 1 1 2 Совершать простейшие движения (сминать, раскатывать). Выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать) Наносить на лист пятна, мазки и штрихи красками. 2 Располагать пластилином листья на листе бумаги и крепить их. 1 5 Выполнять действия с бумагой и природным материаломразной фактуры (сжимать, рвать). Наносить на лист пятна, мазки и штрихи красками. 1 1 1 Самостоятельно выполнять действия с пластилином Наклеивать на контур комочки бумаги. 1 Рисовать фломастерами предметы круглой формы. 1 Брать в руки пластилин и с помощью педагога совершать простейшие движения (сминать, раскатывать). 16 Аппликация из готовых заготовок. Дары осени 17 Рисование натюрморта красками. Овощи в корзине. 18 Лепка. Шишки и желуди. 19 Аппликация. Разноцветные бусы их природногоматериала 20 Рисование. Ветка с желудями. 21 Лепка. Воробей. 22 Аппликация. Птицы на ветке. 23 Рисование. Кормушка для птиц. 24 Лепка. Медведь на поляне. 25 Аппликация. Мишка на севере. 26 Лепка. Салатница. 27 Аппликация. Супница. 28 Рисование. Сервировка стола. 29 Лепка. Ветка вишни. 30 Аппликация. Ветка с вишней. 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Раскрашивание. Яблоневый сад зимой Лепка. Снегирь Аппликация. Снегири на рябине Раскрашивание. Лунная ночь. Лепка. Свинья. Аппликация. Свинья с поросятами. Рисование. Ферма. Лепка. Новогодний талисман. Аппликация. Новогодний талисман. Рисование. Новогодний талисман. Лепка. Зимние забавы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать) Наносить на лист пятна, мазки и штрихи красками. Брать в руки пластилин и самостоятельно выполнять различные действия Наклеивать ватные диски на картон. Самостоятельное раскрашивание, штрихование цветными карандашами. Самостоятельное отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист. Самостоятельное наклеивание готовых форм на лист. Самостоятельное раскрашивание штриховкой различных направлениях. Брать в руки пластилин и с помощью педагога совершать простейшие движения (сплющивать). Самостоятельная работа с ножницами и бумагой Самостоятельно работать с пластилином: разминать, лепить, соединять детали Выполнять действия с бумагой разной фактуры Наносить широкие линии красками на лист бумаги. Брать в руки пластилин и совершать простейшие движения Отрывать от целого куска цветной бумаги и наклеиватьшарики на лист белой бумаги. Наносить краску на пальцы и оставлять следы на бумаге. Самостоятельно раскатывать и соединять детали Работа с бумагой по инструкции учителя 6 и кистью по образцу Раскрашивание красками рисунок Работа с пластилином. Наклеивать готовые формы на лист бумаги. 1 Проводить линии карандашом по образцу. Раскрашивать шаблоны. Работа с пластилином с использованием стека 1 Наклеивать кусочки бумаги на готовую форму. 1 Работа карандашом. 1 Самостоятельно разминать, скреплять детали пластилина по инструкции и образцу. 1 в 42 Аппликация. Зимние забавы. 43 Рисование. Катание на санях. 44 Промежуточная диагностика. 45 Открытка с Новым годом! (аппликация из рваной бумаги). 46 Открытка с Новым годом! (аппликация из рваной бумаги). 47 Работа с пластилином 48 Рисование на песке различных простых фигур. 49 Работа с крупами. 50- Декупаж. Шкатулка. 51 52 Лепка. Слон. 53 Аппликация. Африка. 54 Рисование. Африка. 55 Лепка. Золотая рыбка. 56 Аппликация. Парусник. 57 Раскрашивание готовых форм «Шторм». 58 Лепка. Будка для собаки. 59 Аппликация. Домик для кошки. 60 Рисование. Кошка и собака. 61 Лепка. Машина. 62 Аппликация. Светофор. 63 Открытка для папы (рисование). 64 Лепка. Кувшин. 1 Аппликация. Кувшин с водой. 66 Рисование. Кувшин с водой. 67 Аппликация. Открытка для мамы. 1 Брать в руки пластилин и с помощью педагога совершать простейшие движения. Вырезать и наклеивать формы на лист бумаги. 1 Рисовать круг, овал, конус и раскрашивать его. 1 Самостоятельно выполнять предложенные педагогом действия 65 1 1 1 Раскрашивать красками и клеить бумагу по словеснойинструкции педагога. Работа карандашом. Выполнять действия с бумагой разной фактуры по словесной инструкции. 1 Выполнять задания по словесной инструкции. 1 1 Иметь практические представления Рисовать простые фигуры на песке пальцами 1 1 Составление композиции из крупы. Рвать и сминать салфетки, скручивая в шарики. 1 Самостоятельно разминать, скреплять детали пластилина по инструкции и образцу. Оригами. 1 1 Упражнять в проведении волнистых и прямых линий карандашом. Брать в руки пластилин и с помощью педагога совершать простейшие движения. Работа с ножницами 1 Раскрашивать готовые формы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самостоятельно совершать простейшие действия (раскрашивать, склеивать). Работа с ножницами Самостоятельно выбрать цвет бумаги Самостоятельное раскрашивание, штрихование цветными карандашами. Самостоятельно вылепить форму для машины их 7 шарика и куба Самостоятельно выбрать цвет бумаги для светофора Раскрашивать готовые формы. 68 Рисование. Открытка для бабушки. 69 Лепка. Космический корабль. 70 Аппликация. Планеты. 71 Рисование. Космонавт. 72 Лепка. Красная шапочка. 73 Аппликация. Красная шапочка. 74 Рисование. Красная шапочка. 75 Лепка. Хлебница. 1 76 Аппликация. Сладкий стол. 77 Рисование. Мороженое. 78 Лепка. Весна. 79 Панно из манки. Капель. 80 «Лев». Панно из семечек. 1 81 «Паук». Панно из гречки. 82 Лепка. Алфавит. 83 Аппликация. Согласные буквы. 84 Рисование. Алфавит. 85 Лепка. Стрекоза. 1 1 86- Аппликация.Насекомые. 87 2 88 Рисование. Муравей. 89 Аппликация. Матрешка (большая). 90 Аппликация. Матрешка маленькая. 91 Рисование красками. Матрешки. 92-93 Аппликация. Гроза. 94 Лепка. Паук и паутина. 95-96 Объёмная аппликация «Открытка к 9 мая». - 97 Рисование пальчиками.Скоро лето. 1 1 1 1 1 1 1 Самостоятельно выбрать цвета Брать в руки пластилин и по образцу совершать простейшие движения. Самостоятельная работа с ножницами и клеем Рисовать и раскрашивать фигуры круглой и овальной формы Брать в руки пластилин и по образцу совершать простейшие движения. Самостоятельно пользоваться ножницами, линейкой и карандашом. Раскрашивать восковыми мелками. Брать в руки пластилин и с помощью педагога совершатьпростейшие движения. Выполнять действия с бумагой разной фактуры. 1 Раскрашивать фломастерами по образцу. Брать в руки пластилин и по образцу совершать простейшие движения. Намазывать клеем форму и наносить крупу на клей. Намазывать клеем форму и наносить семечки на клей. Намазывать клеем форму и наносить крупу на клей. Брать в руки пластилин и с помощью педагога совершать простейшие движения. Выполнять действия с бумагой разной фактуры 1 Рисовать по образцу восковыми мелками. 1 Брать в руки тесто и с помощью педагога совершать простейшие 1 1 1 1 1 1 Выполнять действия с бумагой разной фактуры движения (нажим). Раскрашивание карандашами по образцу 8 Выполнять действия с бумагой разной фактуры. 1 Выполнять действия с бумагой разной фактуры. 1 Наносить на лист пятна, мазки и штрихи красками. 1 Выполнять действия с бумагой разной фактуры. 2 Брать в руки пластилин и с помощью педагога совершать простейшие движения. Выполнять действия с бумагой разной фактуры. 1 1 Наносить краску на пальцы и оставлять следы на бумаге. 98- Рваная аппликация «Цифры». 99 100 Итоговая диагностика. 101 102 Экскурсия 1 2 Выполнять действия с бумагой разной фактуры. Использовать доступные изобразительные средства (фотографии, картинки, пиктограммы), отвечая на вопросы. Слушать, сравнивать, задавать вопросы. 9