Городской округ Верхотурский Свердловской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Меркушинская основная общеобразовательная школа» Принята на заседании педагогического совета Пр. № 7 от 06.10.2021 Утверждаю_________ Директор школы Трапезникова Ю.Г. Пр. № 95 от 06.10.2021 Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математические представления» для обучающихся 1 дополнительного класса Предметная область: Математика. Учитель начальных классов: Глотова Анастасия Васильевна с.Меркушино 2021 г. к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 1 дополнительного класса. Учебный предмет Классы Стандарт Количество учебных часов УМК ЭОР Математические представления 1 дополнительный ФГОС НОО ОВЗ 1 дополнительный класс – 1 час в неделю, 33 часа в год. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ВОЗМОЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Обучающийся научится: -понимать эмоциональные состояния других людей; -понимать язык эмоций (мимика, жесты); -устанавливать контакты; -избегать конфликтных ситуаций; -пользоваться жестовыми формами взаимодействия для установления контактов; -принимать помощь. Обучающийся получит возможность: -участвовать в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, экскурсиях, в создании совместных построек); -наблюдать за окружающими предметами и явлениями; -принимать участие в коллективных делах и играх ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Обучающийся научится: -переключать взгляд с одного предмета на другой; -фиксировать взгляд на лице педагога; -фиксировать взгляд на изображении; -понимать жестовую инструкцию; -понимать инструкцию по пиктограммам; -использовать по назначению учебные материалы: бумагу, карандаш, мел; -выполнять действие способом рука в руке; -удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1 группа (умеренная умственная отсталость) 2 группа (тяжѐлая умственная отсталость и ТМНР) Количественные представления 3 группа (глубокая умственная отсталость и ТМНР) Научится находить одинаковые предметы. Различать множества («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнивать множества (без пересчета). Получит представление о числовой последовательности. Научится пересчитывать предметы до 2-х, узнавать ци фры 1, 2. Соотносить цифры 1, 2 с количеством предметов. Писать цифры (до 2-х). Научится различать предметы по форме, соотносить форму предмета с фигурой. Научится рисовать линии (прямая, кривая), круг произвольной величины. С помощью педагога научится различать множества (один – много). С помощью педагога научится пересчитывать предметы и соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой (до 2х). Представления о форме С помощью педагога научится различать предметы по форме, рисовать линии (прямая), круг произвольной величины. Представления о величине Научится различать предметы по С помощью педагога научится величине (длинный-короткий, различать предметы по широкий-узкий). величине (длинный-короткий, Научится работать с линейкой, узнает широкий-узкий); работать с линейкой. ее назначение. Пространственные представления Научится: С помощью педагога научится ориентироваться в схеме тела, в ориентироваться в схеме тела пространстве; и в пространстве; составлять предметы (изображения) составлять предметы из нескольких частей (2-3); (изображения) из нескольких составлять ряд из предметов частей (2); (изображений): слева направо, снизу составлять ряд из предметов вверх; (изображений): слева направо. определять отношения порядка следования: первый, последний; определять месторасположения предметов в ряду. Временные представления Научится: С помощью педагога научится различать части суток; различать части суток. соотносить действие с временными промежутками; составлять и прослеживать последовательность событий. Научится проявлять интерес к школьным принадлежностям, адекватно использовать их (рука в руке). Научится проводить несложные наблюдения за предметами разной формы под руководством учителя. Использовать предметы, находящиеся в поле зрения в помещении, по назначению. Научится ориентироваться в схеме собственного тела. Научится самостоятельно выполнять стереотипную инструкцию (дай …, возьми…, на …). II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Представления о величине. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Линейка. Еѐ назначение. Представление о форме. Понятие о форме предмета (круги большой и маленький и т.д.). Цвет предмета (основные цвета). Различение геометрических фигур (квадрат, круг). Рисование геометрической фигуры («квадрат», «круг»). Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств (много, мало). Сравнение множеств (без пересчета). Представление о числовой последовательности (первый - последний.). Числовой ряд 1-2. Пересчет предметов до 2-х. Узнавание цифр 1-2. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры 1-2. Пространственные представления. Пространственные представления (право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («правая сторона», «левая сторона»). Временные представления. Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Диагностика Определение уровня сформированности элементарных математических представлений и умений у обучающихся на начало, середину и конец учебного года. Календарно-тематическое планирование № п/п 1 1 1 2 3 4 5-6 7 1-2 3 4 1 2 3-4 5 1 2 3 Название темы Стартовая диагностика. Раздел: Представление о величине – 2 часа Длинный короткий. Раздел: Представление о форме – 7 часов Понятие о форме предмета. Круг. Большой,меленький.Узнавать круг среди других геометрических фигур. Понятие о форме предмета. Круг. Раскрашивание круга в разных направлениях. Понятие о форме предмета. Квадрат. Большой маленький.Узнавать квадрат среди других геометрических фигур. Понятие о форме предмета. Квадрат. Раскрашивание квадрата в разных направлениях. Цвет предмета. Основные цвета. Повторение изученного материала. Раздел: Количественные представления – 4 часа Мало – много. Пусто. Повторение изученного материала. Много,мало,пусто. Раздел: Пространственные представления – 5 часов Ориентация в пространстве : справа - слева Промежуточная диагностика Ориентация на плоскости : справа-слева. Повторение изученного материала. Раздел: Временные представления – 4 часа Части суток : утро, день Части суток : вечер ночь Повторение изученного материала. Раздел: Количественные представления – 10 часов Кол-во часов 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 Дата 1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 № п/п 1 Число и цифра 1 .Штриховка цифры 1. Соотнесение цифры 1 с количеством пальцев, предмета. Прорисовывание цифры 1 по трафарету. Отношение порядка следования. (первый, последний) Число и цифра 2. Штриховка цифры 2. Соотнесение цифры 2 с количеством пальцев, предмета. Прорисовывание цифры 2 по трафарету Повторение пройдённого материала. Диагностика на конец года ВСЕГО Название темы 1 1 1 2 1 1 1 1 1 33 Кол-во часов Стартовая диагностика. 1 Раздел: Представление о величине – 2 часа 1 1 2 3 4 5-6 7 1-2 3 4 1-2 3-4 5 1 2 3 Длинный короткий. Раздел: Представление о форме – 7 часов Понятие о форме предмета. Круг. Большой,меленький.Узнавать круг среди других геометрических фигур. Понятие о форме предмета. Круг. Раскрашивание круга в разных направлениях. Понятие о форме предмета. Квадрат. Большой маленький.Узнавать квадрат среди других геометрических фигур. Понятие о форме предмета. Квадрат. Раскрашивание квадрата в разных направлениях. Цвет предмета. Основные цвета. Повторение изученного материала. Раздел: Количественные представления – 4 часа Мало – много. Пусто. Повторение изученного материала. Много,мало,пусто. Раздел: Пространственные представления – 5 часов Ориентация в пространстве : справа - слева Ориентация на плоскости : справа-слева. Повторение изученного материала. Диагностика. Раздел: Временные представления – 4 часа Части суток : утро, день Части суток : вечер ночь Повторение изученного материала. Раздел: Количественные представления – 10 часов 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 1 1 2 Дата 1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 Число и цифра 1 .Штриховка цифры 1. Соотнесение цифры 1 с количеством пальцев, предмета. Прорисовывание цифры 1 по трафарету. Отношение порядка следования. (первый, последний) Число и цифра 2. Штриховка цифры 2. Соотнесение цифры 2 с количеством пальцев, предмета. Прорисовывание цифры 2 по трафарету Повторение пройдённого материала. Диагностика ВСЕГО 1 1 1 2 1 1 1 1 1 33