Городской округ Верхотурский Свердловской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Меркушинская основная общеобразовательная школа» Принята на заседании педагогического совета Пр. № 7 от 06.10.2021 Утверждаю_________ Директор школы Трапезникова Ю.Г. Пр. № 95 от 06.10.2021 Адаптированная рабочая программа по курсу Внеурочной деятельности «Умелые ручки» для обучающихся 1 дополнительного класса Учитель начальных классов: Глотова Анастасия Васильевна с.Меркушино 2021 г. Приложение №____ к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 1 дополнительного класса. Учебный курс Классы Стандарт Количество учебных часов УМК Умелые ручки 1 дополнительный ФГОС НОО ОВЗ 1 дополнительный класс – 1 час в неделю, 33 часа в год. «Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011 Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н.Проснякова ЭОР ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные базовые учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; Предметные базовые учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; Достичь оптимального для каждого уровня развития; Сформировать систему универсальных учебных действий; ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ выставки, презентации коллективные проекты работа в парах, малых группах индивидуальные работы коллективные игры и праздники СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка линейкой и угольником и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Календарно – тематическое планирование № п/п Название темы Кол-во часов Раздел: Аппликация и моделирование – 8 часов Аппликация из природных материалов на картоне. Аппликация из геометрических фигур. 1 3 Аппликация из пуговиц. 1 4 Мозаика из бисера и пайеток. 1 5 Аппликация из круглых салфеток. 1 1 1 Динамическая открытка с аппликацией. Моделирование из бумаги и проволоки. Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Раздел: Работа с пластическими материалами. По книгам серии «Любимый образ» - 6 часов Отпечатки на пластилине 2 Рисование пластилином 1 1 6 Обратная мозаика на прозрачной основе Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе Разрезание смешанного пластилина проволокой Лепка из теста 1 Раздел : Оригами и аппликация из деталей оригами – 12 часов Складывание из прямоугольника 1 1 2 6 7 8 3 4 5 2 Складывание из квадрата динамических игрушек 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Складывание гармошкой 1 2 7 Аппликация из одинаковых деталей оригами Оригами из фантиков и чайных пакетиков Композиция из выпуклых деталей оригами Сказочные образы в технике оригами 8 Оригами из кругов 2 Коллективные композиции в технике оригами Раздел :Модульное оригами – 7 часов 1 1 Треугольный модуль оригами 2 2 Соединение модулей на плоскости 1 3 Замыкание модулей в кольцо 1 Объёмные фигуры на основе формы «чаша» Объёмные игрушки 1 ВСЕГО: 33 3 4 5 6 9 4 5 1 2 1 2