Городской округ Верхотурский Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Меркушинская основная общеобразовательная школа»
Принята на заседании педагогического
совета
Пр. № 7 от 06.10.2021
Утверждаю_________
Директор школы Трапезникова Ю.Г.
Пр. № 95 от 06.10.2021
Адаптированная рабочая программа
по курсу Внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для обучающихся 1 дополнительного класса
Учитель начальных классов:
Глотова Анастасия Васильевна
с.Меркушино
2021 г.
Приложение №____
к Адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для 1 дополнительного класса.
Учебный курс
Классы
Стандарт
Количество учебных часов
УМК
Умелые ручки
1 дополнительный
ФГОС НОО ОВЗ
1 дополнительный класс – 1 час в неделю, 33 часа в
год.
«Забавные фигурки. Модульное оригами»
авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2011
Книга серии «Любимый образ» «Цветы»,
Т.Н.Проснякова
ЭОР
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные базовые учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая
мотивационная
основа
художественно-творческой
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
Предметные базовые учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в незнакомом материале;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся
получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию,
техническое мышление, конструкторские способности, сформировать
познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки
различных материалов;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов
или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей
семье;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
коллективные игры и праздники
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные содержательные линии программы направлены на личностное
развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам
деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно
представить себе место, роль, значение и применение материала в
окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во
внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает
занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.
Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с
такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур,
разметка линейкой и угольником и др.), окружающий мир (создание образов
животного и растительного мира).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении
предполагают
активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных и
индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа предусматривает
большое
количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
Раскрытие личностного
потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации
учебных заданий.
Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о
выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию
художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого
учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных
потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами
деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной
деятельности на уроке и во внеурочное время.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством
приобретения опыта
коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в
учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,
определяющего социальную роль ребенка.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и
адекватно
реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно
уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного
творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без
состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче
усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и
изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей,
невозможно сравнить с результатом рутинной работы
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок
анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из
каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их
последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного
планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы
работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют
возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать
приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического
приема или
комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки,
предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать
возможности каждого учащегося,
поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Название темы
Кол-во
часов
Раздел: Аппликация и моделирование – 8
часов
Аппликация из природных
материалов на картоне.
Аппликация из геометрических фигур.
1
3
Аппликация из пуговиц.
1
4
Мозаика из бисера и пайеток.
1
5
Аппликация из круглых салфеток.
1
1
1
Динамическая открытка с
аппликацией.
Моделирование из бумаги и
проволоки.
Выпуклая аппликация. Коллективная
работа.
Раздел: Работа с пластическими
материалами.
По книгам серии «Любимый образ» - 6 часов
Отпечатки на пластилине
2
Рисование пластилином
1
1
6
Обратная мозаика на прозрачной
основе
Моделирование из природных
материалов на пластилиновой основе
Разрезание смешанного пластилина
проволокой
Лепка из теста
1
Раздел : Оригами и аппликация из деталей
оригами – 12 часов
Складывание из прямоугольника
1
1
2
6
7
8
3
4
5
2
Складывание из квадрата
динамических игрушек
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Складывание гармошкой
1
2
7
Аппликация из одинаковых деталей
оригами
Оригами из фантиков и чайных
пакетиков
Композиция из выпуклых деталей
оригами
Сказочные образы в технике оригами
8
Оригами из кругов
2
Коллективные композиции в технике
оригами
Раздел :Модульное оригами – 7 часов
1
1
Треугольный модуль оригами
2
2
Соединение модулей на плоскости
1
3
Замыкание модулей в кольцо
1
Объёмные фигуры на основе формы
«чаша»
Объёмные игрушки
1
ВСЕГО:
33
3
4
5
6
9
4
5
1
2
1
2