Биология 5-9 класс

Городской округ Верхотурский Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Меркушинская основная общеобразовательная школа»
Принята на заседании педагогического
совета
Пр. 5 от 28.08.201920г

Утверждаю_________
Директор школы Трапезникова Ю.Г.
Пр. № 91 от 02.09.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по предмету
«БИОЛОГИЯ» (ФГОС)
УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника.

5–9 КЛАССЫ
(базовый уровень)

Учитель: Трапезников О.А.

с. Меркушино
2019г

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы
основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических
комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника (Биология.
Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни».5-9классы. - М.:
Просвещение, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы с
дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Курс
биологии подразделяется на три части:
1) 5–7-й классы;
2) 8-й класс;
3) 9-й класс.
Первая часть курса знакомит школьников с представителями живой природы.
Вторая часть - с основами анатомии, физиологии и гигиены человека.
Третья часть курса обобщает на новом уровне сведения по общей биологии.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования . Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в
неделю).
Реализация программы обеспечена УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В.
Пасечника: • В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология.
5— 6 классы (учебник)
Рабочая программа по биологии построена на основе:
• фундаментального ядра содержания общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования;
• примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной
(обязательной) части учебного курса;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий;
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
1) воспитание российской гражданской
1) умение самостоятельно определять цели
идентичности: патриотизма, уважения к
своего обучения, ставить и формулировать
Отечеству, прошлое и настоящее
для себя новые задачи в учёбе и
многонационального народа России;
познавательной деятельности, развивать
осознание своей этнической
мотивы и интересы своей познавательной
принадлежности, знание истории, языка,
деятельности;

культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и
традиционных ценностей
многонационального российского
общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного
отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного
мира;
4) формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных,
социальных и экономических
особенностей;
6)развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора,

2) умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
6) умениеопределять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
7) умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками
;работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической
контекстной речью;

формирование нравственных чувств и
11) формирование и развитие
нравственного поведения, осознанного и
компетентности в области использования
ответственного отношения к собственным информационно-коммуникационных
поступкам;
технологий (далее ИКТ– компетенции);
7) формирование коммуникативной
12) формирование и развитие
компетентности в общении и
экологического мышления, умение
сотрудничестве со сверстниками, детьми
применять его в познавательной,
старшего и младшего возраста, взрослыми коммуникативной, социальной практике и
в процессе образовательной, общественно профессиональной ориентации.
полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и
безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
9) формирование основ экологической
культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
10)осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей
семьи;
11) развитие эстетического сознания через
освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера
.
Предметные
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учётом общих требований Стандарта по биологии включают в
себя:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её
развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных
представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической наукии проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать

последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными
доступными методами научного познания, используемыми в биологии

Живые организмы
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и
процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,
сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности
человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и
переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Человек и его здоровье

Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека:
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить
несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с
млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности
организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток,
тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию
об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме
человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую
значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по
изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять
отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических
систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в
экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.

Содержание учебного предмета Биологии

5-9 классы

5 класс
Биология как наука.
Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение
организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии
— возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и
ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Съедобные
и ядовитые грибы Псковской области.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Лишайники Псковской
области.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики
заболеваний
.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен
веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов
обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост,
развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации.
Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение
растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры
Псковской области Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений.
Редкие и исчезающие растения Псковской области. Основные растительные сообщества.
Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у
животных.
Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.
Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Сельскохозяйственные животные
Псковской области. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение
животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана
редких и исчезающих видов животных.Редкие и исчезающие виды на территории
Псковской области.
«Введение» 4 ч.
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,
грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь
организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические
факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника
наблюдений.
Раздел I Клеточное строение организмов (11часов)
Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение :
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки..Понятие « ткань».
Демонстрации:
Микропрепараты различных растительных тканей.
Раздел 2. Многообразие организмов (19 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные
грибы. Съедобные и ядовитые грибы.Грибы Псковской области. Правила сбора
съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые
грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина,
головня, спорынья).
Тематическое планирование

Тема
Введение

Количество часов
4

Клетка

11

Многообразие организмов

19

34
Лабораторные работы 7
Контрольные работы 3

6класс

Раздел 1. Жизнедеятельность организмов. (17ч) Обмен веществ- главный признак
жизни.
Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание
бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и
всеядные животные.Животные Псковской области. Хищные растения. Газообмен между
организмом и окружающей средой. Дыхание животных. Дыхание растений.
Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений Передвижение

веществ у животных. Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности.
Выделение у растений. Выделение у животных. Обобщающий урок.
Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов. (6 ч)
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Половое размножение.
Рост и развитие-свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Влияние вредных
привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. Обобщающий урок.
Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов.( 11ч)
Способность организмов воспринимать воздействия внешние среды и реагировать на
них.
Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. Нейрогуморальная регуляция
жизнедеятельности многоклеточных животных. Поведение организмов. Движение
организмов
Организм- единое целое. Обобщающий урок. Летние задания. Экскурсия « Весенние
явления в жизни растений и животных. Работа над проектами. Защита проектов.

Тематическое планирование
Тема
Жизнедеятельность организмо

Количество часов
17

Размножение, рост и развитие организмов

6

Регуляция и жизнедеятельность
организмов
Лабораторных работ

11

Практических работ

4

Контрольных работ

3

2

34
7класс

Введение- 2 ч.
Систематика органического мира.
Вид – основная единица систематики.
Демонстрация: таблица «Царства живой природы»
Глава 1.Бактерии, грибы, лишайники.- 6 ч.
Бактерии- доядерные организмы
Грибы – царство живой природы.
.
Глава 2 .Многообразие растительного мира – 25 часа
Водоросли- древние низшие растения
Риниофиты – первые наземные высшие растения.
Мхи – строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение.

Папоротники, строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение,
использование и охрана папоротников. Мхи и папоротники Псковской области.
Семенные растения, особенности строения и жизнедеятельность Многообразие
голосеменных, Хвойный лес как природное сообщество. Хвойные растения Псковской
области.
Покрытосеменные растения , особенности строения и процессов жизнедеятельности,
классификация покрытосеменных растений.
.
Глава – 3 Многообразие животного мира- 29 ч.
Общие сведения о животном мире.
Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности., меры
предупреждения заболеваний, вызванных одноклеточными.
Многоклеточные животные, особенности строения, специализация клеток. Ткани, органы,
системы органов.
Кишечнополостные, особенности строения. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных.
Черви, многообразие червей, паразитические черви, меры предупреждения заражения
паразитическими червями.
Моллюски, особенности строения, промысловое значение, роль в природе и жизни
человека.
Членистоногие, особенности строения,. Инстинкты. Членистоногие – возбудители и
переносчики болезней человека и животных., вредители сельскохозяйственных растений.
Практическое значение и охрана.
Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб. Роль в природе, практическое
значение и охраны. Рыбы Псковской области.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности.
Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.
Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое
значение, охрана птиц. Птицы Псковской области.
Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве. Животноводство, породы
млекопитающих Псковской области. Практическое значение и охрана.
Глава- 4. Эволюция растений и животных и их охрана – 3ч.
Этапы эволюции органического мира.
Эволюция растений.
Эволюция животного мира.
Глава 5 Экосистемы- 3ч.
Естественные и искусственные экосистемы.
Экологические факторы.
Цепи питания, поток энергии.
Взаимосвязь компонентов экосистемы.
Межвидовые отношения. Агроценозы. Агроценозы В Себежском районе.
Тематическое планирование
Тема

Количество часов

Введение

2

Бактерии, грибы, лишайники

6

Многообразие растений

25

Многообразие животного мира

29

Эволюция растений и животных и их
охрана

3

Экосистемы

3

Практические работы

3

Лабораторные работы

18

Контрольные работы

5
68

8класс

Введение ( 2 ч)
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства
животного происхождения человека.
Глава 1. Общий обзор организма (4ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. Ткани животных и человека.
Глава 2. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7ч)
Значение и строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга Отделы
головного мозга, их значение.
.
Глава 3. Опора и движение (7ч)
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа №3
«Микроскопическое строение кости».
Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Мышцы человека. Работа мышц.
Глава 4. Внутренняя среда организма (5 ч)
Внутренняя среда. Значение крови и её состав.
.
Глава 5. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения.
Глава 6. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
.
Глава 7. Питание (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение
пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой
полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
.
Глава 8. Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров,
углеводов. Нормы питания.
Глава 9. Выделение продуктов обмена (2 ч)
Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
Глава 10. Покровы тела человека (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных
процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Оказание первой помощи
при тепловом и солнечном ударах.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Значение органов чувств и анализаторов. Достоверность получаемой информации. Орган
зрения и зрительный анализатор.
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6ч)
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Врожденные и приобретенные
программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей
нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.
Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни,
передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после
рождения. Личность и её особенности. Анализ и оценка влияния факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.
Глава 14. Человек и окружающая среда (2ч)
Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека.
Здоровый образ жизни.
Тематическое планирование
Тема

Часы

1.Введение

2

2.Общий обзор организма

4

3.Нейрогуморальная регуляция

7

4.Опора и движение

7

5.Внутренняя среда организма.
6.Кровообращение и лимфообращение

5
4

7.Дыхание

5

8.Питание

6

9.Обмен веществ и превращение энергии

5

10.Выделение продуктов обмена.

2

11.Покровы тела человека

4

12.Органы чувств.

5

13.Психика и поведение человека

6

14.Размножение и развитие человека.

4

15.Человек и окружающая среда

2

Лабораторных работ

11

Практических работ

4

Контрольных работ

4

9класс
Введение. Биология в системе наук (2 ч)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы
изучения живых организмов
Глава1.Основы цитологии — науки о клетке (13ч)
Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение.
Химический состав
живых организмов. Особенности химического состава живых организмов.
Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов,
липидов, белков в организме. Клеточное строение
организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы.
Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,
вакуоли,
митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток
Глава 2.Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (6 ч)
Размножение, рост и развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и
бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение
Глава 3.Основы генетики (17ч)
Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и
изменчивость —
свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
.Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Генотип и здоровье человека
Практическая работа «Составление родословных»
Глава 4. Основы селекции и биотехнологии (Зч)
Основы селекции. Методы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей.
Клонирование
Глава 5. Эволюционное учение (8 ч)
Учение об эволюции органического мира Вид. Критерии Популяционная структура вида
Видообразование. Борьба за существование и естественный отбор —движущие силы
эволюции Адаптация как результат естественного отбора. Современные проблемы
эволюции.
Глава 6. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как
результат эволюции История развития органического мира. Происхождение и развитие
жизни на Земле.
Глава 7. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. (14ч)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов
на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия
разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые
связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная
экосистема. В. И. Вернадский. —основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Обмен
веществ и превращения энергии — признак
живых организмов
Тематическое планирование
Тема

Часы

Введение

2

Основы цитологии

13

Размножение и индивидуальное развитие
организмов
Основы генетики

6

Основы селекции

3

Эволюционное учение

8

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

Взаимосвязи организмов и окружающей
среды

14

Лабораторных работ
Практических работ
Контрольных работ

6
2
5

17

Материально-техническое обеспечение к учебному предмету «Биология»
Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 6 классе в УМК имеются
учебник, учебные пособия:
1) Биология. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В.
Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос.
Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. –
160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
2) Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений/(В.В. Пасечник, под ред. В.В. Пасечника; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад.
Образование, изд – во «Просвещение. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
3) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь 6 класс.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний,
умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения
предмета включает в себя сборник текстовых заданий:
1) В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс
Нижеуказанное пособие позволяет организовать методическое обеспечение учебного
предмета «Биология» в 5 классе:
1) Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/(В.В.
Пасечник, под ред. В.В. Пасечника; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образование, изд – во
«Просвещение2. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. - (Академический школьный
учебник) (Линия жизни).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».