Утверждено приказом №174 от 30.12.2019г ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Меркушинская основная общеобразовательная школа» села Меркушино на 2020 – 2025 гг. Содержание № 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 3 4 5 6 7 8 9 Название раздела Программы развития Стр. Пояснительная записка Паспорт Программы развития школы Информационная справка о школе. Общая информация Структура управления образовательной организацией Педагогические кадры Характеристика контингента обучающихся, родителей (законных представителей) Условия осуществления образовательного процесса Обеспечение образовательного процесса Результаты деятельности ОО Проблемно-ориентированный анализ деятельности ОО Концепция Программы развития 2 3-4 5 5 6 6 -7 7-8 Стратегический план развития школы Ожидаемые результаты Программы развития Ресурсное обеспечение выполнения Программы Механизм управления реализацией Программы развития Организация контроля за выполнением Программы Оценка риска и возможные варианты решения 8-9 9-11 11-12 12 14-16 17-18 19 20 21 21 22 Пояснительная записка Программа развития малокомплектной школы представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. Основная идея программы предусматривает организацию деятельности школы как социально-культурного центра села. Большую долю в образовательном процессе будет занимать организация разных видов деятельности, ориентированных на удовлетворение социального заказа в отношении школы, развитие и реализацию образовательного и творческого способностей учащихся. Образовательный процесс будет обеспечен за счет создания образовательной среды, предоставляющей учащимся возможности для самореализации в различных видах деятельности. Программа направлена на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это обеспечит обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности, воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой. Программа развития школы предназначена удовлетворить потребности: обучающихся - в обеспечении прав на получение качественного образования; изменении методов, технологий обучения, информационно коммуникационных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению; формированию исследовательских умений и навыков на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов; общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры, и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи; родителей обучающихся – обеспечение прав ребёнка на получение качественного образования, совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся; построение учебно – воспитательной работы с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, селу, краю, России. Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения. 2 Паспорт программы развития Наименовани е программы Основание программы Разработчи ки и исполнители Программы Основная идея Программы Цели Программы Задачи программы Малокомплектная школа – сохранение и развитие Конституция РФ; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Конвенция о правах ребенка; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС, ФГОС ОВЗ) Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642; Национальный проект «Образование» на 2019 -2024годы; Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями); Устав МКОУ «Меркушинская ООШ» Администрация МКОУ «Меркушинская ООШ» Верхотурского района Свердловской области, педагогический коллектив школы, обучающиеся и родительская общественность, социальные партнеры школы Формирование духовно богатой, свободной, творчески активной личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Формирование основ комплексного решения проблем сохранения и развития малокомплектной школы, адаптированной к требованиям социума и современным условиям. 1. Создание условий для модернизации содержания образования, внедрения ФГОС НОО, ФГОС ООО, современных образовательных технологий, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию обучающихся: - достижение нового образовательного результата; - создание открытой развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, построение индивидуальных образовательных траекторий; - создание безопасных и комфортных условий для обучения и воспитания; - развитие единого информационного пространства на основе ИКТ 3 технологий. 2. Создание условий, направленных на повышение воспитательного потенциала школы: - создание условий, обеспечивающих систему работу по развитию духовности, формированию гражданственности и активной жизненной позиции обучающихся; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. 3.Создание условий для обновления педагогических кадров и непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров школы: - участие в реализации новой модели развития и оценки профессионального мастерства педагогических и руководящих кадров; - развитие системы стимулирования успешной профессиональной деятельности; - прохождение курсов повышения квалификации в новых формах. 4. Введение инновационных механизмов управления качеством образования: - участие в независимой и гласной муниципальной оценке качества образования на разных ступенях и уровнях. - введение показателей сформированности образовательных и социальных компетентностей обучающихся. Сроки реализации программы Этапы реализации Программы Ожидаемые результаты реализации Программы Контроль за исполнением 2020-2025 годы - I этап, подготовительный 2020 г. — Подготовка локальных актов. Создание условий для оформления основных идей Программы. - II этап, реализация 2021 – 2023г. Реализация ведущих направлений Программы. Основные мероприятия - III этап, обобщающий 2024 – 2025г. Рефлексивный анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития. 1. Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическимусловиям. 2. Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие личности каждого учащегося, в том числе с ОВЗ, в малокомплектной сельской школе. 3. Создание коллектива педагогов – единомышленников социально защищенных и подготовленных к работе в современных условиях. 4. Конкурентоспособность выпускников школы при получении ими среднего общего или среднего профессионального образования. 5. Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему народу, малой Родине. 6. Сформированная система социальных партнеровшколы. 7. Создание условий и механизмов реализацииПрограммы Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация, педагогический совет и Общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения. 4 программы Источники финансирова ния программы Информацию о ходе реализации Программы Директор ежегодно предоставляет в Отчете о самообследовании перед родителями, информация находится в открытом доступе на сайте ОУ Финансирование программы осуществляется за счетсредств регионального и муниципального бюджетов, а также спонсорской помощи, добровольных пожертвований 1. Информационная справка о школе. 1. Название общеобразовательного учреждения 2. Тип и вид ОО 3. Организационноправовая форма 4. Учредитель 5. Год основания 6. Юридический адрес 7. Ф.И.О. руководителя 8. Е-mail 9. Адрес сайта в Интернете 10. Лицензия 11. Свидетельство аккредитации 1.1.Общая информация Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Меркушинская основная общеобразовательная школа» с. Меркушино, Верхотурского района, Свердловской области основное общеобразовательное учреждение муниципальное Администрация Верхотурского муниципального района 1903 год 624378, Свердловская обл, Верхотурский р-н, Меркушино с, Центральная ул, дом № 18 Трапезникова Юлия Геннадьевна, директор школы merkushino@mail.ru https://merkushino.uralschool.ru/ Серия 66 № 003624, рег. № 15956 от 25 апреля 2012г Серия № 66А01 № 0001886, рег. № 9274 (08.12.2016 - 05.10.2023) Школа в с. Меркушино начала свое существование с 1903 г. В настоящее время в количество учащихся в школе 13 человек. Здание школы приспособленное, требует реконструкции или ремонта. Школа располагает 7 учебными кабинетами, столовой, комплексной спортивной площадкой. Школа расположена на территории Меркушинского ТУ в центре села, в ней учатся дети из с. Меркушино и близлежащей деревни Лаптева. Подвоз детей осуществляется школьным автобусом. Школа находится в 61 километре от районного центра. На территории Меркушинского ТУ проживают, в основном, работники бюджетной сферы, сельского хозяйства, пенсионеры. Медицинское обслуживание осуществляется работником Меркушинского ФАПа. Сельский клуб культуры планируется к закрытию. У школы нет возможности тесного взаимодействия с культурными центрами района из - за отдаленности, мероприятия с ними носят эпизодический характер. Все это не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей местного сообщества и ставит школу в центр организации общественной и культурной жизни села, призванную и способную удовлетворить данные потребности. Вывод: образовательный процесс школы открыт для инновационных педагогических процессов, которые позволяют повышать эффективность и качество образования обучающихся. Наблюдается сохранение показателей уровня обученности учащихся. 5 Педагогический коллектив старается строить свою деятельность таким образом, чтобы удовлетворять запросы детей и их родителей на получение образования современного уровня. Образовательная среда школы представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов: Муниципальное казенное Библиотека общеобразовательное ГИБДД учреждение «Меркушинская ДЮСШ общеобразовательная школа» Центр занятости МО МВД РОССИИ «Новолялинский» отдел полиции №33 ФГУП Охрана Росгвадии по Свердловской области филиал г.Верхотурье. БУК «Центр культуры» 1.2. Структура управления образовательной организацией Административное управление осуществляет директор. Главная функция директора – координация всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет, общее собрание трудового коллектива. Директор реализует оперативное управление образовательным процессом, и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, плановопрогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную, оценочно-результативную функцию. В образовательной организации работают родительские комитеты, педагогический совет школы, общий совет трудового коллектива. Все звенья управленческой структуры связаны между собой, между ними существует разделение полномочий и ответственности. Директор ОО Бухгалтер Трапезникова Юлия Геннадьевна Кордюкова Юлия Анатольевна по договору с Управлением образования Администрации ГО Верхотурский Формы самоуправления Педагогический совет, ОО Общее собрание ТК. Родительский комитет 1.3.Педагогические кадры Общее количество педагогических работников, из них совместителей Средний возраст Средний педагогический стаж Образование Имеют категории Отраслевые награды Звание «Ветеран труда области» Свердловской 9 педагогов, из них 1 совместитель 42 года 19 лет Высшее – 6 человек Среднее профессиональное – 3человека Высшая кв. категория – нет Первая кв. категория – 4 Соответствие занимаемой должности – 4 Без КК – 1 1 6 Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы. Ежегодные курсы повышения квалификации являются действенным фактором, стимулятором профессионального мастерства педагогов. Необходимость непрерывного образования обусловлена широким применением инновационных технологий, введением новых стандартов образования. В школе имеется перспективный план-график прохождения курсов, аттестации. Работа с кадрами направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала педагогической культуры педагогов, оказание методической помощи педагогам. Формы повышения квалификации и переподготовки педагогов: очная, дистанционная. Школа полностью укомплектована кадрами, но есть тенденция к дефициту педагогических кадров (учитель начальных классов, иностранного языка), в связи с возрастом, состоянием здоровья, в связи со сменой места работы. Но, тем не менее, педагоги школы в основном люди заинтересованные, для них профессия педагога призвание, а не способ заработка. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников (за последние 3 года) Повышение профессиональна Курсы По предмету Обучение детей с ОВЗ Первая медицинская помощь Классное руководство Подготовка экспертов территориальных представительств региональных предметных комиссий Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения квалификации я переподготовка 5 3 9 1 2 5 2 1.4. Характеристика контингента обучающихся, родителей (законных представителей) Обучающиеся в ОУ проживают в 2 населенных пунктах: с. Меркушино, д. Лаптева 2019год Количество обучающихся: - учащихся - 13 Распределение обучающихся по ступеням: - Начальная школа – 5 - Основная школа – 8 Социальный паспорт: Дети из неполных семей – 3 чел; Дети из малообеспеченных семей – 0 чел; Дети из многодетных семей – 4 чел; Неблагополучные семьи: на учете в ТКДН – 0, на ВШУ – 0 . Количество семей – 7 Количество родителей – 12 Социальный состав родителей: Рабочие – 8.33% РПЦ – 8.33 % Служащие – 0 % Бюджетники – 66,67% 7 Домохозяйки –0 % Безработные – 16,67 % Предприниматели – 0 % Уровень образования родителей: Основное –8.33 % Среднее –25 % Среднее специальное – 33.33 % Высшее – 33.33 % Учитывая эти обстоятельства, нет ничего удивительного в том, что количество детей с ОВЗ не уменьшается. Такие дети есть в каждом классе и не по одному. Из учащихся – дети с ОВЗ (31% от общего количества обучающихся). Но следует отметить, что малая наполняемость классов, индивидуальный подход к каждому такому ребенку создают в школе атмосферу комфорта и успешности. 1.5. Условия осуществления образовательного процесса Школа функционирует в режиме 5-дневной учебной недели. Начало занятий в 9.00 часов. Продолжительность уроков в 1 классе в первой четверти – 35 мин., во 2 – 9 классы – 40 мин. Школа работает в односменном режиме. Во второй половине дня после учебных занятий проводятся занятия по внеурочной деятельности, организована работа группы продленного дня. Для учащихся начальной школы, детей из многодетных семей и семей, имеющих льготы, организовано бесплатное питание. В образовательном учреждении создана и развивается материально-техническая база: оборудовано и функционирует 6 учебных кабинетов: начальных классов (2), русского языка и литературы, технологии, математики, истории, столовая на 24 посадочных места. Во всех учебных кабинетах проведена систематизация учебнонаглядных пособий, силами педагогов изготовлены и оформлены информационные стенды, уголки безопасности и подготовки к итоговой аттестации, проведено озеленение классов. Осуществляется доступ к сети Интернет. У школы есть свой электронный почтовый ящик, школьный сайт. Обеспечение безопасности в школе Администрацией уделяется большое внимание материально-техническому обеспечению безопасных условий в образовательном учреждении. Новое оборудование приобретается при условии наличия гигиенических сертификатов соответствия, компьютерный класс оборудован в соответствии с нормами СанПин. Регулярно проводится замер электромагнитных излучений при использовании компьютеров. Все оборудование лаборантских, мастерских и их расходные материалы хранятся и эксплуатируются в соответствии с требованиями по охране труда. В рамках образовательного процесса организованы занятия по обучению правилам поведения населения в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, мероприятия по гражданской обороне: учебная эвакуация школьников по сигналу тревоги, месячники противопожарной безопасности, месячники «Внимание: дети!»; обучение педагогического коллектива защите от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях. Одной из важнейших задач школы является обеспечение безопасности обучающихся. Проведены мероприятия, проводимые по обеспечению безопасности: Разработан антитеррористический паспорт безопасности; Сформирована нормативно-правовая база по обеспечению безопасности; Школа оборудована системой пожарной безопасности; В школе осуществляется пропускной режим; 8 Установлена тревожная кнопка; Функционирует система видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации; Разработаны инструкции по безопасности; Работники регулярно проходят обучение в области охраны труда и техники безопасности; Регулярно проводятся инструктажи по безопасности; Осуществляется технический осмотр здания школы; Проводится обучение обучающихся правилам безопасности и охраны жизни; Систематически проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников; Разработаны планы эвакуации людей; Обеспечена освещенность школьной территории, имеется необходимое количество огнетушителей; Обучающиеся изучают предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Медицинское обслуживание осуществляется фельдшером ФАПа в соответствии с требованиями СанПин. Состояние здоровья детей Группы здоровья Учащиеся 1-9 класса 1 группа 6 2 группа 4 3 группа 1 5 группа 2 Организована деятельность по укреплению здоровья детей: Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий; Просветительская работа, направленная на формирование ЗОЖ через участие в творческих конкурсах и проектах, проведение профилактических бесед с привлечением специалистов; Проведен регулярный медицинский осмотр; Посещение обучающих семинаров для сотрудников по организации работы по профилактике ЗОЖ; Проведение тестирования на выявление употребления психотропных веществ; Профилактические прививки (фельдшер ФАПа); Расширение сети кружков и спортивных секций Проведение оздоровительных мероприятий в рамках Дней здоровья; Организация горячего питания (100 %); Информационная пропаганда ЗОЖ через информирование родителей на родительских собраниях и на сайте ОУ. 1.6.Обеспечение образовательного процесса Реализуемые образовательные программы Ступень начального образования «Школа России» - 1-4 кл. Образовательная программа начального общего образования - 4 года Ступень основного образования Базовые программы в соответствии с ФГОС Образовательная программа основного ООО общего образования - 5 лет Характеристика учебного плана Учебный план, реализующий основные образовательные программы начального общего, основного общего, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, 9 состав и структуру предметных областей, учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, общий объем допустимой учебной нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Часть, формируемая участниками - ОБЖ 7, 9 класс. - технология – 9 класс образовательных отношений - Учимся писать изложение 8-9 класс Элективные курсы - Черчение 8 класс Организация внеурочной деятельности профилактические беседы участие в общешкольных мероприятиях часы общения с классным руководителем Танцевальный кружок «Капитошка» Я-исследователь ЭКО отряд «ДПС» («Давай природу сохраним») Подвижные народные игры «Навстречу - ГТО» Программа «Юные инспекторы дорожного движения» Драматический кружок (постановка спектаклей, музыкальных концертов) Внеурочная деятельность, в школе - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучение посредством реализации дополнительных образовательных услуг. Внеурочная деятельность, осуществляется во второй половине дня. Организована по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, в таких формах как проектная деятельность, экскурсии, кружки, олимпиады, в том числе дистанционные, интеллектуальные марафоны, общественно-полезные практики, проектные и исследовательские работы, секции, соревнования и т. д. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей или законных представителей. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Образовательная организация оснащена следующей оргтехникой и оборудованием: - 21 компьютеров и нетбуков, из них 19 используются в образовательном процессе с ЖК мониторами Все компьютеры имеют выход в Интернет. - 1 интерактивная доска, с мультимедиа проектором (в кабинете математики ) - 1 мобильный класс (11 нетбуков, 2 документ - камеры, 2 мультимедиа проектора, 1 цифровая лаборатория (в начальных классах) - 1 телевизор в учебном кабинете - сканеры и принтеры - фортепиано – 1 Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-методическими материалами, соответствующие требованием для реализации базового уровня общего образования. Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной литературой, программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим комплексом для педагогов и учащихся, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом, что позволяет создать условия для качественной реализации программ 1, 2, ступени обучения. 10 Для уроков физики, химии имеется необходимое лабораторное оборудование, Для уроков физической культуры имеется спортивное оборудование и инвентарь по всем разделам учебной программы. Школа подключена к системе Internet. Используется лицензионное программное обеспечение. Общий библиотечный фонд состоит из 2563 экземпляров: фонд учебников - 510 экземпляров, художественная и методическая литература – 2053 экземпляров. 1.7.Результаты деятельности ОО Итоги учебной деятельности учащихся за последние 3 года: Классы 2017-2018учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год Всего в т.ч. учатся Всего в т.ч. учатся Всего в т.ч. обучающих на «4», «5» обучающих на «4», «5» обучающих учатся на ся ся ся «4», «5» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 итого 2 1 3 0 1 2 3 1 3 15 0 1 0 0 1 0 3 1 3 9 0 2 1 3 1 1 2 3 2 15 0 0 1 0 1 1 0 3 2 8 1 0 2 2 2 0 1 2 3 13 0 0 0 1 1 0 0 0 3 5 Выводы: - процент качества в среднем выше по начальному звену - в среднем по школе процент качества знаний за три последних года стабилен Все дети, проживающие на территории Меркушинского ТУ, посещают школу регулярно. Педагогам и родителям совместными действиями удалось добиться того, что дети редко пропускают занятия в школе без уважительных причин. На базе школы организованы кружки по различным направлениям, в них занимались учащихся (80 %). 100% учащихся охвачены горячим питанием: абсолютно все дети получают полноценные сбалансированные обеды. Учащиеся школы на различных видах учета (в т.ч. ТКДН) не состоят. Результаты итоговой аттестации выпускников основной школы за последние 3 года: Количество выпускников Всего 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год Не аттестованн ых и имеющих «2» Освоивших образовател ьную программу основного общего образования Не аттестованн ых и имеющих «2» Освоивших образовател ьную программу основного общего образования Не аттестованн ых и имеющих «2» 0 6 0 3 0 Освоивших образовате льную программу основного общего образовани я 2 11 Все выпускники успешно сдают экзамены и получили аттестаты об основном общем образовании Средний балл по русскому языку – 33,4. Средний балл по математике – 18,5. Распределение выпускников 10 класс Поступление в колледж Служба в Армии трудоустройство и др. 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 4 1 1 - 3 - 2 - 2. Проблемно - ориентированный анализ деятельности образовательной организации Проблемы школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной переход образования на новые государственные стандарты второго поколения требуют от школы совершенствования, изменения педагога - становления его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. Существующие проблемы школы, на наш взгляд, следующие: недостаточное финансирование школы; удаленность села от районного и областного центра; низкий уровень развития мышления, речи сельских школьников, обусловленный социальным статусом семьи, узостью круга общения, недостаточным уровнем развития культурно-просветительской инфраструктуры на селе; малообеспеченность большинства семей, не позволяющая некоторым детям совершать ездить куда-либо, иметь дома персональный компьютер или ноутбук с выходомв Интернет; присутствует определённый процент родителей, не понимающих ценности образования детей, не участвующих в делах школы и даже негативно влияющих на воспитание и развитие своих детей; отсутствие качественных специалистов по некоторым предметам, связанное с бесперспективностью малокомплектной сельской школы; сложность работы в смешанных классах, где обучаются дети с ОВЗ, забирающие большую часть времени и внимания педагога; оценка деятельности школы не по практической составляющей, а по красиво и вовремя заполненным отчетам. Анализ внутренних факторов Положительным в работе школы являются следующие моменты: основное звено педагогического коллектива стабильно и работоспособно; 12 односменность режима работы; соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; гражданско-патриотическая и спортивно-оздоровительная направленность воспитательной системы; близость сельских детей к природе, общение с ней, хорошее знание животного и растительного мира; раннее ознакомление детей с основными видами сельскохозяйственных работ и приобретение элементарных навыков трудовой деятельности; трудолюбие и добродушие сельских детей; сплочённость разновозрастного детского коллектива. Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку. Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить проблемы в работе коллектива: слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам; стареющий педагогический коллектив; низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учится, особенно в основной школе; снижение творческой активности учащихся; с одной стороны, деятельность школы оценивается по результатам участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, а с другой - далеко не каждый ученик способен в них участвовать, а школа должна обеспечить успешность каждому ученику; неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять дифференцированный подход к ним; недостаточная материально – техническая база; преобладают репродуктивные методы обучения, целеполагание является прерогативой учителя, дети не включены в планирование собственной учебной деятельности, рефлексию ее хода и результатов; недостаточная готовность представителей родителей учащихся, общественности как потребителей к управлению качеством образования посредством участия в Управляющем совете. Все выявленные в ходе анализа проблемы отражаются на учебно – воспитательном процессе в целом. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым: выработку и реализацию качественно нового, личностного и ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития; интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, клубы, студии); создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления; формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения; создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории. 13 3. Концепция Программы развития Миссия образовательной организации Создание единого социокультурного образовательного и воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность ребенка, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием и образованием детей начиная с предшкольной подготовки до отслеживания «карьерного роста» выпускников, их успешности. Только единый социокультурный комплекс способен бережно хранить нравственные ценности, растить в своих воспитанниках высокие духовные потребности, удовлетворять запросы общества: готовить российского делового человека-умельца, отличавшегося творчеством, предприимчивостью, крепкой духовной силой, высокими моральными качествами. Главная идея, положенная в основу – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды, развитие индивидуальных возможностей, ориентация на подготовку учащихся к жизни и труду на селе, в личном подсобном хозяйстве, подготовка выпускника малокомплектной сельской школы к жизни. Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой: овладение школьниками культуры ценностных ориентаций села, взаимоотношений жителей села, повседневные общения; социальная адаптация учеников в реальной жизни на селе; психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности; подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду; одаренных детей к поступлению в вузы, отъезду из села в город. Принципы обучения и воспитания в модели. В основу организации жизнедеятельности малокомплектной сельской школы мы кладем следующие принципы: 1. Принцип личностного подхода Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются: ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящей в признании индивидуальности каждого ребенка; приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума; субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни; самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей; социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни на селе и в городе. В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей. 14 2. Принцип гуманности предполагающий: создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями); развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам своего села, Родины; формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности. 3. Принцип демократичности предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через: разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе; создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей; разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод; развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах. 4. Принцип научности предполагающий: развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе; постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсовгуманитарного и естественного цикла (историческое краеведение, информатика ит.д.); создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня эрудиции и культуры, профессиональной компетенции. 5. Принцип природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя. 6. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации. Модельное представление малокомплектной школы. Мы видим школу как общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное нравственное и физическое развитие ребенка, позволяющие школьнику самореализовать себя в любой ситуации. Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами. 15 Направления Гражданские качества Нравственные качества Интеллектуал ьные способности Интеллектуал ьные способности Общая культура Модель выпускника школы Критерии Основная 5-9 Начальная 1-4 - знание своих прав и обязанностей; - знание своих прав и - любовь к родному селу, краю; обязанностей; - любовь к природе, охрана ее; - долг и ответственностьперед - уважение к традициям народа; семьей и школой; - иметь свое мнение, уметь принимать - осознанность своихпоступков; решение, независимость убеждений; - патриотизм; - полноценная социализация. - правдолюбие. - доброта, милосердие, гуманизм; - понятие чести, достоинства; взаимовыручка; - выдержка; - честность, порядочность; - умение жить вколлективе; - понимание другого человека; - здоровый образ жизни; - уважение к старшим; взаимопонимание и - здоровый образ жизни; взаимовыручка. - уважительное отношение к чужому труду; - любовь к школе; обязательность. освоение общеобразовательных - освоение программ общеобразовательных по предметам учебного плана на программ по предметам уровне,необходимом для продолжения учебного плана на уровне, образования; необходимом для - стремление к познанию; продолжения образования; - овладение компьютерной - овладение основам грамотностью; компьютерной грамотности. - расширение своего кругозора; - умение анализировать; - самостоятельность мышления; - любознательность; - способность к самообразованию. освоение общеобразовательных - освоение программ общеобразовательных по предметам учебного плана на программ по предметам уровне,необходимом для продолжения учебного плана на уровне, образования; необходимом для - стремление к познанию; продолжения образования; - овладение компьютерной - овладение основам грамотностью; компьютерной грамотности. - расширение своего кругозора; - умение анализировать; - самостоятельность мышления; - любознательность; - способность к самообразованию. - культура поведения; - Приобщение к ценностям - приобретение навыков этикета; своего народа,традициям, - приобщение к художественным обычаям; ценностям; - чувство прекрасного; - знание норм морали; - внешний опрятный вид. - уважительное отношение к прошлому. 16 4. Стратегический план развития школы I. Совершенствование образовательной программы учреждения Переход на новые образовательные стандарты. Обновление учебных планов и программ по предметам. Формирование индивидуальных маршрутов учащихся. Активизация применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей. Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личностив обществе. Мониторинг эффективности внедрения ФГОС начального общего образования и основного общего образования. Мониторинг учебных достижений учащихся. II. Развитие системы поддержки талантливых детей Привлечение учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, выставкам. Развитие творческой среды в школе для выявления одаренных ребят. Организация публикации творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе. Создание Банка одаренных детей школы. Совершенствование системы работы в школе с портфолио учащихся. Совершенствование органов ученического самоуправления. III. Совершенствование учительского корпуса Создание условий для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую подготовку и посещение проблемных семинаров, участие в вебинарах различной тематики, использование дистанционных форм обучения. Использование модульно-накопительной модели повышения квалификации педагоговшколы. Внедрение новой модели аттестации педагогических работников. Совершенствование системы поощрения творчески работающих учителей. Создание комфортных здоровьесберегающих условий для повышения профессионального мастерства, через: - обеспечение оптимальной нагрузки; - совершенствование методической работы; - создание психологических комфортных условий; - формирование нового профессионального мышления. Развитие компьютерной грамотности педагогов. IV. Изменение школьной инфраструктуры Развитие материально-технической базы школы в соответствии с современными требованиями. Организация сетевого взаимодействия со школами Верхотурского района по предметам проектов «Точка Роста». Создание медиатеки, приобретение учебников и интерактивных учебных пособий. Создание условий для использования педагогами и учащимися школы сети Интернет. Создание комфортных условий пребывания в школе всех участников 17 образовательногопроцесса. Совершенствование качество образования через оснащение наглядными,раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и т.д. кабинетов V. Сохранение и укрепление здоровья школьников Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся. Повышение квалификации педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся. Совершенствование организации питания учащихся в школе. Включение в учебные программы интегрированных курсов, способствующих сохранению и укреплению здоровья школьников. Выполнение программы «Здоровье». Координирование действий школы, семьи, социума в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Сотрудничество с медицинским работником ФАПа, сотрудниками ОГБУЗ ЦРБ. Мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся школы. Участие в школьных, межшкольных, районных спортивных соревнованиях. VI. Расширение самостоятельности школ Размещение информации о деятельности школы на школьном сайте, в средствах массовой информации. Подготовка отчетов о деятельности школы в итогам каждого года. Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций спсихолого-педагогической службой, тематических родительских собраний, дней «открытых дверей», общешкольных собраний. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через: - родительские собрания; - организацию совместных творческих дел; - помощь в укреплении материально-технической базы. Участие родителей и общественности в управлении школой через: - управляющий совет школы. На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование. Направления деятельности. На 1 ступени – начальная школа: Центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей; обновление и коррекция учебных программ; тесная связь учителя с семьей; ведение индивидуальных карт учащихся педагогами школы. К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение требований государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы. 18 На 2 ступени – основная школа: сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни); формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук; повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей; формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков; дифференцированная работа с родительской общественностью; вовлечение учащихся в кружки и секциипо интересам в рамкахдополнительного образования; развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способностик самостоятельному добыванию знаний; организация и работа в органах ученического самоуправления. В основной школе в итоге должны быть обеспечены: усвоение государственных стандартов основного общего образования; приобретение знаний для продолжения образования; профессиональная ориентация; социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления. 5. Ожидаемые результаты Программы развития Возможные критерии эффективности программы развития можно определить по качеству полученных результатов при минимальности затраченных средств. Исходя из положения измеримости результатов и проведения экспертизы затрат можно констатировать факт, что основные изменения планируются без расширения штатного расписания, за счёт маневра средствами основного финансирования, в пределах объёмов финансирования, планируемых на удовлетворение образовательных потребностей. 1 направление - Переход на новые образовательные стандарты Соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям реализации ФГОС НОО и ООО; Организация и совершенствование работы с обучающимися, которымрекомендовано обучение по адаптированными программам. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального,регионального, муниципального, школьного уровней. Наличие основной образовательной программы начального общего и основного общего образования, адаптированной образовательной программы. Повышение эффективности образовательного процесса, качества знаний иинформационной культуры учащихся. 2 направление - Развитие системы поддержки талантливых детей Увеличение численности обучающихся, ставших победителями и призерами в конкурсах, олимпиадах. Обеспечение возможности обучающимся школы участвовать в различных олимпиадах и конкурсах, используя дистанционную форму. Увеличение численности обучающихся, реализующих свои способности в рамках дополнительного образования. Совершенствование методов и форм оценивания достижений учащихся школы. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников. 3 направление - Совершенствование учительского корпуса 19 Увеличение численности педагогических работников школы, прошедшихаттестацию на первую и высшую категорию. Сохранение педагогического коллектива. Увеличение количества педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, способных к повышению педагогического мастерства с использованием исследовательских методик в образовательном процессе. Совершенствование системы стимулирования, обеспечивающей поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических работников школы. Повышение квалификации педагогических работников через модульно накопительные курсы и дистанционное обучение. 4 направление - Изменение школьной инфраструктуры Наличие безопасных и комфортных условий образовательного процесса. Наличие в школе сформированного единого информационно-образовательного пространства, объединенного в единую локальную сеть. 5 направление - Сохранение и укрепление здоровья школьников 100% охват обучающихся, которые получают качественное горячее питание. Снижение уровня заболеваемости среди обучающихся школы. Проведение мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся в сентябре и мае. Увеличение численности обучающихся, привлеченных к участию в спортивных соревнованиях различного уровня. 6 направление - Расширение самостоятельности школ Открытость школы для социума села. Своевременное информирование о деятельности школы в СМИ, на сайте. Активная деятельность Управляющего совета школы. Овладение новыми формами проведения собраний для родителей. 6. Ресурсное обеспечение выполнения Программы 1. Нормативно – правовое: формирование пакета утвержденных комплексно – целевых программ, обеспечивающих создание модели сельской малокомплектной школы; разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, родительского соуправления. 2. Программно – методическое: формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение по выполнению образовательных программ по предметам; разработка рекомендаций по технологии индивидуального обучения; разработка программ по учебным предметам и календарно – тематического планирования по предметам; разработка требований и рекомендаций по работе адаптированными программами. 3. Информационное: информирование коллектива учителей, родителей, учащихся, социум о характере преобразований в школе. 4. Мотивационное: разработать стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения); усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе. 5. Кадровое: 20 обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима; подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью; курсовая переподготовка учителей. 6. Организационное: составить учебный план и расписание для работы; подготовить условия для работы. 7. Материально – техническое: проведение профилактических работ системы отопления, водоснабжения,канализации; решение вопроса по ремонту здания школы и кабинетов; организация пополнения фонда библиотеки учебниками, методической литературой, учебными дисками. 7. Механизм управления реализацией Программы развития Функции управления информационно – аналитическая мотивационно целевая – Планово – прогностическая организационно – исполнительская контрольно оценочная – регулятивно коррекционная - Содержание деятельности Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию модели малокомплектной сельской школы. Определение целей по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. Прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации исодержания деятельности коллектива. Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей. Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно - воспитательного процесса всоответствии с Программой. Обеспечение поддержания системы учебновоспитательного процесса в соответствии с Программой, устранениенежелательных отклонений в работе. 8. Организация контроля выполнения Программы Координация и контроль выполнения Программы осуществляет администрация школы совместно с Управляющим советом школы: анализируют ход выполнения планов действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по их коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы; осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью педагогов и учащихся. Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического совета. 21 9. Оценка риска и возможные варианты решения Риски 1.Школа из-за своего малочисленного контингента может быть поставлена перед выбором: быть закрытой или найти путь сохранения и развития 2. Дефицит педагогических кадров 3. Наличие альтернативных услуг уближайшей школы 4. Дефицит общения у обучающихся со сверстниками 5. Бюджетный дефицит 6. Несоответствие здания требованиям действующего законодательства 7 Недостаточная учебнометодическая база Возможные варианты решения школа может себя сохранить увеличением контингента обучающихся за счет: прихода учащихся из других образовательных учреждений; переезда семей из других районов России привлечение молодых специалистов с предоставлением благоустроенного жилья повышение качества учебно -воспитательной работы; укрепление МТБ ОУ; повышение имиджа школы на селе ив районе. активное участие в мероприятиях различного уровня; участие обучающихся вмеждународных играх – конкурсах; участие учителей и обучающихся внаучно практических конференциях; активное включение в сетевое взаимодействие. Рациональная экономия средств выделенных на содержание школы; пришкольный участок (удешевлениепитания в школьной столовой). Участие школы в проектах по капитальным ремонтам, благоустройству, организованных Министерством образования СО Участие школы в проектах по современному оснащению школ, организованных Министерством образования СО ЗАКЛЮЧЕНИЕ Опираясь на ценности демократии нам необходимо воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан. Наши дети должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас. 22