25.03.2022
Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации
25.03.2022
Самоубийство,
суицид-намеренное лишение себя жизни. Суицид несовершеннолетних, а также
проявление суицидальных намерений являются формой девиантного
поведения.
Мотивация и
непосредственная причина суицида в детско-подростковом возрасте имеют,
прежде всего, психологические и социально-психологические
проблемы, не решенные обучающимся самостоятельно или с помощью иных лиц.
Суицидальное поведение
включает различные формы активности: от устных заявлений о намерениях и
рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том числе с летальным
исходом.
Ключевым пунктом
для осуществления профилактической работы с обучающимися является отслеживание
их психо-эмоционального состояния и оказание своевременной индивидуально
ориентированной педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической
помощи.
В целях профилактики
кризисных ситуаций и суицидальных попыток их разрешения рекомендуется особенно
пристальное внимание уделять следующим моментам в поведении:
– жалобы на отсутствие
смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ничем
заниматься»);
– жалобы на дурные
предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);
- жалобы на
неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде
сверстников;
– повышенный,
стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к
загробной жизни, к похоронным ритуалам;
– словесные намеки на
приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы
еще пожалеете (он, она еще пожалеет), но будет уже поздно!» и т.д.);
– приведение в
особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей
товарищам, окончательное выяснение отношений;
– внезапное (без
видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после
длительного состояния депрессии;
– тайные приготовления
к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет
неубедительно;
– длительное состояние
внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным,
отсутствие желания общаться с кем-либо.
- проведение
длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной
жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства,
молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера,
агрессивного и т.д);
- смена настроения/пониженное
настроение или оживленность несоответствующая ситуации;
- изменение аппетита
(избирательность, отказ от еды/прожорливость…);
- Нарушение сна
(трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости
и разбитости после сна…);
-
Конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа,
семья);
Состоянием,
предшествующим попытке самоубийства, в любом случае является глубокая
депрессия.
Основными признаками
депрессивного состояния являются:
– резкие и немотивированные
перепады настроения;
– частые вспышки
агрессивности, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;
– стремление к
длительному уединению;
– болезненная реакция
на ту или иную тему разговора;
– жизненная апатия,
проявляющаяся в равнодушии к тому, к чему ранее был выраженный стойкий интерес
(например, к общению с домашним питомцем);
– изменение пищевых
привычек;
– часто повторяющиеся
попытки убежать из дома;
– потеря интереса к
той деятельности, которой ребенок до определенного периода был сильно увлечен
(чтение, компьютерные игры, спорт и т.д.);
– пессимистические
рассуждения о будущем;
- отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене
(внезапная, ранее не характерная неопрятность);
- неспособность концентрировать свое внимание и мысли, неспособность к их
четкому вербальному выражению.
Родителям:
1.
Беседа с ребенком. Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что
подозрения не напрасны. Создать условия для спокойного разговора.
Подозрения и претензии предъявите ребенку уверенно. Следует показать ребенку,
он не останется без внимания родителей и вы готовы помочь ему справиться
с возникающими трудностями. Установите эмоциональный контакт и доверительное
общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай
поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем
себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много
значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я
чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»; «Ты сейчас
ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».
2.
Оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют
конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты
и неопределенны. Оценить глубину эмоционального кризиса.
3.
Установить последовательность событий, которые привели к трудной жизненной
ситуации. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти.
Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли
о смерти с нашими взаимоотношениями. Если «да», то с какими именно. На
протяжении всего разговора с ребенком укреплять доверительные отношения.
4.
Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким
средством он намерен лишить себя жизни. Узнать о причине таких намерений.
Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде,
помочь высказаться.
5.
Взвесить собранную в беседе информацию и оценить степень суицидального
риска ребенка.
6.
Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по
преодолению трудной ситуации.
7.
Обратиться за получением квалифицированной помощи к психологу или к
врачу (психотерапевту, психиатру).
8.
Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической
компетентности во взаимоотношениях с ребенком.
9.
Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в
проживании трудной жизненной ситуации.
10. В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию
Детского телефона доверия 8-800-2000-122.
Линия
работает круглосуточно.
22.10.2024
Просмотров всего: , сегодня:
19.04.2024
Просмотров всего: , сегодня:
06.03.2024
Просмотров всего: , сегодня:
15.11.2023
Просмотров всего: , сегодня: