Профилактическая деятельность в образовательной организации

25.03.2022

Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации

Программа профилактики суицидов 2021-2023гг.pdf (скачать) (посмотреть)
План мероприятий по профилактике суицидов 2021-2023гг.pdf (скачать) (посмотреть)
План мероприятий по профилактике суицидов на 2021-2022 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних Методические рекомендации для педагогов.pdf (скачать) (посмотреть)
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков что необходимо знать и помнить.doc (скачать)

Алгоритм действий родителей и педагогов, направленных на предотвращение суицидов среди обучающихся

25.03.2022

Самоубийство, суицид-намеренное лишение себя жизни. Суицид несовершеннолетних, а также проявление суицидальных намерений являются  формой девиантного  поведения.

Мотивация и  непосредственная причина суицида в детско-подростковом возрасте имеют, прежде  всего,  психологические  и  социально-психологические проблемы, не решенные обучающимся самостоятельно или с помощью иных лиц.

Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том числе с летальным исходом.

Ключевым  пунктом для осуществления профилактической работы с обучающимися является отслеживание их психо-эмоционального состояния и оказание своевременной индивидуально ориентированной  педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической помощи.

В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток их разрешения рекомендуется особенно пристальное внимание уделять следующим моментам в поведении:

– жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ничем заниматься»);

– жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);

- жалобы  на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;

– повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;

– словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет), но будет уже поздно!» и т.д.);

– приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;

– внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии;

– тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;

– длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо.

- проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера, агрессивного и т.д);

- смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации;

- изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость…);

- Нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна…);

- Конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);

Состоянием, предшествующим попытке самоубийства, в любом случае является глубокая депрессия.

Основными признаками депрессивного состояния являются:

– резкие и немотивированные перепады настроения;

– частые вспышки агрессивности, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;

– стремление к длительному уединению;

– болезненная реакция на ту или иную тему разговора;

– жизненная апатия, проявляющаяся в равнодушии к тому, к чему ранее был выраженный стойкий интерес (например, к общению с домашним питомцем);

– изменение пищевых привычек;

– часто повторяющиеся попытки убежать из дома;Хочу такой сайт

– потеря интереса к той деятельности, которой ребенок до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.д.);

– пессимистические рассуждения о будущем;

-  отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность);

-  неспособность концентрировать свое внимание и мысли, неспособность к их четкому вербальному выражению.

 

Родителям:

1.         Беседа с ребенком. Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не напрасны. Создать условия для спокойного разговора.  Подозрения и претензии предъявите ребенку уверенно. Следует показать ребенку, он не останется без внимания родителей  и вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Установите эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»; «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».

2.         Оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину эмоционального кризиса.

3.         Установить последовательность событий, которые привели к трудной жизненной ситуации. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с нашими взаимоотношениями.  Если «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с ребенком укреплять доверительные отношения. 

4.         Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким средством он намерен лишить себя жизни. Узнать о причине таких намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде, помочь высказаться.

5.         Взвесить собранную в беседе информацию и оценить степень суицидального риска ребенка.

6.         Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по преодолению трудной ситуации.

7.         Обратиться за получением квалифицированной  помощи к психологу или к врачу (психотерапевту, психиатру).

8.         Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком.

9.          Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в проживании трудной жизненной ситуации.

10.      В случае если ребенок (подросток) не идет на контакт с родителями, можно предложить ему позвонить на экстренную линию 

Детского телефона доверия 8-800-2000-122. 

Линия работает круглосуточно.

     

План профилактических мероприятий антисоциального поведения обучающихся на 2023-2024 учебный год

14.08.2023

План мероприятий по профилактике антисоциального поведения на 2023-2024 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)

Рекомендации проведения профилактических мероприятий по предупреждению суицидального поведения

15.08.2023

Профилактика девиантного поведения обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Рекомендации проведения проф.мероприятий по предупреждению суицидального поведения.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».